Интервью и другие материалы для обсуждения




НазваниеИнтервью и другие материалы для обсуждения
страница1/10
Дата публикации10.08.2013
Размер1.1 Mb.
ТипИнтервью
zadocs.ru > География > Интервью
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
www.sundakov.ru
Виталий Сундаков
Интервью и другие материалы для обсуждения
Ведущая: Здравствуйте! Встречайте - Виталий Сундаков. Это мероприятие было задумано как мастер-класс "Искусство путешествовать". Сейчас это становится, можно сказать, не просто увлечением, хобби, а образом жизни. Виталий Сундаков известен как человек, профессия которого - путешественник. Виталий - профессионал, он вам расскажет, как и что, потому что есть вещи, о которых нигде не написано и которые не покажут в кино.
Сундаков: Я буду говорить минуты три-четыре в надежде на то, что у вас появятся вопросы. Как только будут вопросы, с удовольствием отвечу. Чем глубже, интереснее, точнее они будут, тем, соответственно, интереснее будут ответы. Про себя кино показывать не буду, хотя есть, и не один фильм. Я снял два десятка разных фильмов, их можно при желании найти, посмотреть, есть штук пять книг. Профессию "путешественник" я внес в кадастр мировых профессий лет семь тому назад. Профессии такой в мире не существовало, то есть путешественники, естественно, были, а профессии не было. Я президент Фонда русских экспедиций и путешествий, инициатор создания МЧС в России, создатель Школы выживания, президент Транснациональной ассоциации школ выживания, действительный член Академии проблем сохранения жизни, а также владею более чем тридцатью профессиями: я инструктор по рукопашному бою, инструктор по подводному плаванию, водитель-испытатель, обладаю многочисленными риск-навыками. Еще я эксперт по автомобильным сигнализациям и экстремальным климатическим зонам. Итак, я вкратце изложил суть для того, чтобы вы могли понять, какой это уровень компетентности, чтобы задавать вопросы.
Вопрос: Скажите, как можно попасть в вашу Школу выживания и какие примерно навыки вы даете - теоретические или уже практические? Берете ли в свои экспедиции?
Сундаков: В Школе выживания около девяноста дисциплин - по крайней мере так было на момент ее основания. Я ее создал в советские времена при Академии наук. Тогда, понятно, не было ни Школы безопасности, не было МЧС, я собирал ребят, одевал их, снаряжал, обучал, мы выезжали на места аварий, катастроф, стихийных бедствий и гражданских беспорядков и пытались помогать людям. Сначала возникало некоторое недопонимание со стороны милиции: нас гоняли, потом поняли и даже начали соучаствовать. Затем я создал Школу безопасности ("выживания" мне не разрешили в советские времена назвать, как будто наши границы надежно нас защищали от аварий, катастроф и стихийных бедствий). Начиналось с искусства стать человеком. Рассматривалась возможность духовной реконструкции современности, потом (вне последовательности приоритетов) выживание в городе - это раздел из семидесяти дисциплин: проверяем качество продуктов, криминальные среды, все, что связано с городом; затем выживание в сложных климатогеографических зонах: это ориентирование на соответствующую пищу, временные жилища, опасные реликты, растения, животные, сушу и море и, в общем, все, что связано с тем, чтобы человек мог выжить, а затем более или менее комфортно существовать в любой из сложных для нас климатогеографических зон, как-то: город, пустыня, джунгли, море, острова, тайга, тундра. Также проводились занятия по рукопашному бою и самообороне с предоставлением отдельных помещений для женщин, детей и инвалидов. Но это гражданское выживание, это социальная защита, это экономическая самооборона, это искусство жить в экстремальных условиях, включая способы эвакуации из транспортных средств. В общем, 50 на 50: 50% практика, 50% теория, возможность пожить в лесу, на аэродроме, на спецполигоне, ночью в городе, в спортивном зале и т.д. И когда люди выбирали для себя направления, в которых они хотели бы заниматься на достаточно продвинутом уровне, они записывались на факультатив и изучали ту или иную дисциплину столь долго, сколько им хотелось. Теперь вопрос по тренингам. Я веду тренинги для космонавтов, для спецподразделений разных стран, армий мира, для спасателей и для гражданских лиц вот уже лет пять, для тех, кто может за это заплатить. Потому что такой тренинг для космонавта оплатит государство, для спецподразделения оплатит государство, а вот для гражданских лиц платят эти самые гражданские лица. У меня есть школы в разных странах мира, где проходят тренинги солдат. Стоят они от 10 до 25 тысяч евро с человека, длятся две недели. Люди по полной программе приобретают за эти две недели практические навыки. То есть они приезжают, получают двадцать позиций снаряжения, коробки снаряжений, участвуют в тех программах, которые я перечислил, затем проводим реальные программы, включающие веревочный курс, рукопашную, спецплавание, естественно, технические дисциплины, разминирование, вождение технических средств, экстремальное вождение, вопросы поиска пропитания, временного жилища, варианты поведения с опасными животными, саморегуляция, экстремальная медицина, с факультативами или с факультетными занятиями: с ножами, с луком, со стрелами. И затем на необитаемом острове проходит тест-игра по поиску пиратского клада. Участвуют в этой игре военные катера, вертолеты, спецподразделения, и если они успешно заканчивают (а обычно так и бывает, потому что именно те навыки, которые там необходимы, мы им даем), я им вручаю паспорта о прохождении тренинга.
Вопрос: Можно вопрос? Скажите, а если вас взять в том виде, в каком вы сейчас здесь находитесь, и, скажем, забросить куда-нибудь в среднюю полосу России или в лесную зону, сколько дней вы сможете там прожить?
Сундаков: Я могу там город построить.
Вопрос: Но у вас с собой есть хотя бы нож?
Сундаков: Мне ничего не нужно, я голышом, будучи сотрудником Института медико-биологических проблем, пересекал самые сложные климатогеографические зоны, например, самую безводную часть планеты - пустыню Атакама. Я жил в сорока сообществах: с хантами, ненцами, эвенками, чукчами, алеутами, яки, дани, лани, асматы, туареги, бедуины, я был воином этих племен и изучал все, что умеют они. Сложнее всего мне в каменных джунглях - там, я думаю, это не стало бы вопросом, и я не выживал бы, а комфортно себя чувствовал. Сейчас я вернулся из экспедиции из Афганистана, пять дней назад вернулся из Тувы, до этого у меня была экспедиция также в Афганистане, до этого - в Ливии, Ираке, Иране, в зонах боевых конфликтов, гражданских беспорядков, сложных климатогеографических зонах.
Вопрос: А какие зоны, по-вашему, самые сложные?
Сундаков: Самые сложные те, в которых ты не был, те, которые для тебя неестественны. Для ханта лучшая территория - тундра, для бедуина - пустыня.
Вопрос: Понятно, а для вас лично что было самым сложным, когда вы еще только начинали?
Сундаков: Я говорю, что для меня продолжают оставаться самыми сложными города, мегаполисы. Отвечу почему: по той простой причине, что природная среда предсказуема, а искусственная среда, коей являются города, непредсказуема. Мы сидим здесь и не знаем, что происходит с нашими машинами, что происходит у нас в квартире; если у нас не работает телевизор, мы не знаем, что происходит в мире, что с нашими близкими, родными и что будет, когда мы выйдем отсюда и пойдем домой. Вот в природной среде этого нет. Если ты знаешь этот регион, эту природную среду, она для тебя предсказуема, читаема, понятна, внятна, законы, которые существуют в колыбельной цивилизации, очень просты. Если ты однажды научаешься их понимать, то в любой из колыбельных цивилизаций ты адаптируешься очень быстро. Я - житель мегаполиса, но, возвращаясь в эти мегаполисы, мне нужно какое-то время для того, чтобы я адаптировался социально, потому что так нельзя сидеть, так нельзя говорить, это нельзя делать, тут надо подумать. А житель колыбельной цивилизации застрелился бы, если бы пытался понять, для чего нам нужны с вами в каждом доме бокал, фужер, чашка, рюмка, кружка, а зачем это, зачем - то, какой когда нужен и для чего. В мегаполисе существуют правила, как одеваться, как говорить, мы таскаем за собой мешок социальных масок, и чем старше человек становится, тем больше масок ему необходимо. Потому что здесь он начальник, там - подчиненный, здесь сын, там - отец, здесь младший, там - старший, ученик - учитель, муж - любовник, водитель - пешеход, гость - хозяин. Представляете, ему нужно каждый раз надевать на себя маску, а каждая новая маска требует уже своего сленга, места, одежды, и этих моментов очень много, и не дай Бог тебе их перепутать. Есть бомжи, есть бомонд артистический, есть студенты, есть военные, есть чиновники, олигархи, и, когда ты туда попадаешь, нужно быстро ориентироваться и знать законы общества. Даже в одном мегаполисе (насколько он разный) есть такое понятие, термин, который внедряет его в науку, - ментальная карта. Я поясню, что это такое. Бессмысленно спрашивать бабушку, где ближайшее отделение какого-нибудь венчурного фонда, точно так же, как бессмысленно спрашивать человека на дорогом автомобиле, где здесь пункт приема стеклотары. Для каждого из нас любой район Москвы - это совершенно разные места. Мы знаем такую, другой знает другую, а третий знает третью. Вот точно так же мы оцениваем людей, предметы, вещи, деньги, любые аспекты человеческой жизнедеятельности, например, мало или много, красиво или некрасиво, удобно - неудобно, и поэтому среда очень дискретная. Ты должен сказать: я в возрасте таком-то, образование у меня такое-то и т.д., интересуюсь тем-то на предмет того-то - и очень много чего нужно для того, чтобы? У жителей мегаполиса есть еще такая большая проблема: они не могут сформулировать вопросы, задачи (это как парусник, у которого нет цели, а ведь это очень важная вещь). Вот для того, чтобы сформулировать цель, нужно ответить на очень много разных вопросов, например: зачем мне это нужно, что я буду с этим делать, а нужно ли мне это, если нужно, то почему, - а не действовать рефлекторно: ну как, у тебя еще нет красной кружки, у тебя еще телефон старой модели, ты еще надеваешь то, ты ешь там, ты не знаешь того, ты не видел этого, ты не слушал это? Да что я жизнь свою буду тратить, чтобы это послушать, это попробовать, это купить, это достать? Для чего я живу? Например, строить, лечить, воевать. Следовательно, какой инструмент вам нужен: скальпель, ложка, меч. А мне говорят: как, тебе нужен и скальпель, и ложка, и меч, меч тебе нужен двухметровый, ложка тебе нужна золотая, а скальпель немецкой фирмы; вот ты гоняешься и покупаешь, не собираясь ни лечить, ни воевать, ни строить, и вся жизнь рефлекторно уходит на симбиозы так называемого благополучия. В итоге, насобирав гору хлама, хорошо, если удается подумать, зачем все это, многие так до этого и не доходят. Предположим, задам банальный для начала вопрос: в чем смысл жизни или какие цели? Многие говорят: хорошее образование, хорошее здоровье, материальное благополучие - чем не цель? Хороший социальный статус, допустим, авторитет по отношению к тебе - важные составляющие человека в мегаполисе. И вот человек стремится получить образование, улучшить свое здоровье, повысить свой материальный достаток и т.д. - для чего? Как для чего - для того, чтобы повысить жизненный уровень. Вот ты его улучшаешь, получаешь образование, становишься все известнее и известнее, а жить-то когда начнешь? То есть для чего ты эти инструменты собираешь, чего ты посредством этих инструментов хочешь сделать, кроме того, чтобы сделать эти инструменты еще универсальнее, еще дороже, еще больше их настяжать в собственную жизнь? Вот это главная беда современного человека, который привык к депрессиям, стрессам, потому что интуитивно мы понимаем: что-то здесь не то, что-то не для этого. Особенно если ты теряешь статус, деньги, здоровье - и мир сломался, потому что он стоял на этих столпах, и от тебя отвернулись те, для кого тоже этот показатель был очень важен. А внутрь себя мы как бы ничего не вкладываем по той простой причине, что не очень-то понимаем, что нам надо вложить в себя, мы ищем места силы по всей планете, если уже разговаривать про путешествия: как, ты не был там, египетские пирамиды, или Эверест, или какие-нибудь дольмены. Главное место силы - это ты, твое тело. В этом теле ты с рождения и до смерти, и все энергии мира, все мысли, книги, тексты, глаза, прикосновения - все сосредоточено в тебе. Вот куда это место силы перемещается, там и центр мира. Вот это и есть место силы. Или, как говорят философы, - лучше всех путешествует тот, кто путешествует, не сходя с места. В чем смысл этого изречения? Я все-таки немножко расскажу про путешествия. Так вот, когда я внес профессию путешественника в кадастр мировых профессий, я сказал: я первый в мире профессиональный путешественник, не лучший, может быть, самый худший, но единственный. Прошло года три-четыре, и количество профессиональных путешественников в России стало превышать все санитарные нормы. Потому что человек, который имеет возможность или желание периодически ездить туда-сюда, делает себе визитку - "профессиональный путешественник". При этом, когда его спрашивают, зачем он путешествует, он говорит: "Да прикольно очень, классно, супер!" И отсутствие результатов его экспедиций влечет за собой то, что он являет собой, может быть, профессионального туриста, но не профессионального путешественника, потому что, как специалист в этой сфере, я могу дать вам определение. Главное кредо туриста - это впечатления, и это не значит, что это плохо, мы все жаждем впечатлений, жаждем увидеть то, чего не видели, попробовать то, чего не пробовали, примерить то, чего не мерили, и т.д. - по крайней мере, чтобы создать собственное впечатление. Главное кредо исследователя - наблюдения. Чем отличаются впечатления от наблюдений? Впечатления - это эмоционально окрашенные наблюдения, вот и все. Но у тебя, если ты исследователь, они не должны быть эмоционально окрашенными, ты не должен давать им оценку: хорошо или плохо, вкусно или невкусно. Потому что это вкусно будет для тебя, Сундакова, который родился там-то, пробовал то-то, вскормлен тем-то, и это не означает, что это критерий, который распространяется на всех и вся. При этом профессиональный исследователь еще и своеобразный луноход, на который разные ученые нагрузили собственные параметры: ты должен сделать анализы проб воды, земли, замерить череп, если это антропология, разобраться со льдом, провести психологические тесты, научиться управляться с испытательным снаряжением, техническими средствами, средствами связи, медикаментами, оружием, дать рекламации и т.д. И чем больше у тебя базовых знаний и профессиональных навыков в тех или иных сферах, тем больше ты ангажирован как профессионал. Потому что если ты берешься испытать велосипед, а сам на него никогда не садился, то понятно, что твоя оценка ни с чем не будет связана. Поэтому ты должен уметь водить любое транспортное средство. Но это является твоим инструментом, а не достижением, потому что если ты не можешь ходить, чего ж ты обувь какую-то будешь испытывать или рекламировать, если ты парализован. Ты не эталон в этом смысле и не исследователь. Если у тебя есть собственные задачи, если ты специалист в какой-то сфере, то тогда твои материалы - фото, видео, научные исследования, анализы - готовы покупать. Третье: если это громкая PR-акция, престижная для страны, мира, структуры или производителя, то тебе еще платят и рекламодатели. И если ты очень востребован, то тебя просят проложить новый маршрут для туристической фирмы, Министерства по туризму, к тебе обращаются с просьбой найти пропавшего человека, исчезнувшую экспедицию или помочь разгадать ту или иную тайну или загадку. И ты уже ориентируешься: это тебе интереснее, а это тебе выгоднее, а это безопаснее - и выбираешь из предложенного. Но для этого ты сначала должен вкладывать в себя и уметь выполнять определенные задачи лучше, чем другие. Вот у меня трудовая книжка выглядит как всемирные географические исследования, должность - руководитель экспедиции, профессия - путешественник. Вы собрались куда-то, вам хочется туда, а как это сделать, понятия не имеете. Когда приходите в турфирму, они говорят: мы и не слышали про такой регион или страну, а вам еще и погулять там хочется - приходите ко мне, потому что нужны разрешения, лицензии, проводники, переводчики, сопровождение, снаряжение, экипировка и т.д. Недавно произошла такая история. Приходят представители научной экспедиции, которые собрались поехать в Африку, используя машины, с пожеланием, чтобы я стал руководителем экспедиции. Готовы заплатить. Я прошу уточнить цель экспедиции. Называют. Прошу обозначить участников экспедиции и насколько важна указанная цель. Пришел к выводу, что люди просто хотели поездить по Африке, остаться в живых и получить впечатления. Это, конечно, тоже заказ, но тогда не надо какие-то научные цели ставить.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интервью и другие материалы для обсуждения iconИнтернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция...
«Площадка» для обсуждения возможных путей развития России на основании результатов проекта «Сценарии для России-2» и интервью с его...

Интервью и другие материалы для обсуждения iconИнтервью Ричи Блэкмора 1973-1975 ( Deep Purple Mark III ) Интервью Ричи Sounds, 16 февраля, 1974
Интервью International Musician and Recording World, март 1975

Интервью и другие материалы для обсуждения iconЧиркова Вера: другие произведения
...

Интервью и другие материалы для обсуждения iconЯнук Елена Федоровна: другие произведения
...

Интервью и другие материалы для обсуждения iconДень 40 Целеустремлённая жизнь 332 Приложение 1: Вопросы для обсуждения...
Благодаря такой перспективе у вас значительно уменьшится количество стрессовых ситуаций, прибавит­ся радости и удовлетворения, вам...

Интервью и другие материалы для обсуждения iconДень 40 Целеустремлённая жизнь 332 Приложение 1: Вопросы для обсуждения...
Благодаря такой перспективе у вас значительно уменьшится количество стрессовых ситуаций, прибавит­ся радости и удовлетворения, вам...

Интервью и другие материалы для обсуждения iconПостман Нейл Исчезновение детства версия для печати (22705) «‹ ›»
Оригинал статьи, другие материалы по этой проблематике и новые поступления смотрите на сайте «Отечественных записок»

Интервью и другие материалы для обсуждения iconИнтервью с карлосом кастанедой
Интервью Кита Томпсона с Карлосом Кастанедой для журнала "New Age" (Март Апрель 1994)

Интервью и другие материалы для обсуждения iconМатериалы для переплётов и скрепления книжных блоков. Переплётные покровные материалы
Эти материалы также призваны придавать красивый, привлекательный вид продукции, соответствующий ее содержанию, поэтому они должны...

Интервью и другие материалы для обсуждения iconИнтервью с Пришельцем
Основанный на Личных сообщениях и расшифровки Интервью, проведенной: Матильда О'Доннер Макелрой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов