Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков




Скачать 308.2 Kb.
НазваниеОбщие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков
страница1/3
Дата публикации12.08.2013
Размер308.2 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3

  1. Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков.


1.1. Сравните следующие наиболее распространенные определения языка:

Язык – средство общения людей между собой.

Язык – средство выражения мыслей и чувств.

Язык – средство хранения информации.

Язык – система знаков.

Язык – социальное (общественное) явление.

Язык – объект языкознания (лингвистики).

Какое из этих определений кажется вам наиболее удачным? (Мотивируйте свою точку зрения.) Попробуйте показать внутреннюю взаимосвязь данных определений.
1.2. Приведите примеры ситуаций, в которых от знания (использования) языка зависит жизнь или смерть человека.
1.3. Прочитайте отрывок из произведения философа и писателя Александра Зиновьева (род. 1922):

Мы – языковые существа. Мы образуем общество именно языковых существ. Мы организуемся, управляемся через язык. Мы организуем, управляем и угнетаем через язык. В нашем мире все ценности появляются таковыми лишь постольку, поскольку могут быть так или иначе выражены в языке, отображены в языке, порождены в языке («Евангелие от Ивана»).

Согласны ли вы с автором? Что значит, по вашему мнению, «мы организуемся» и «мы организуем через язык»? Приведите примеры реальных ситуаций, в которых проявляется языковая природа человека.
1.4. Прочитайте начало «Эпистолы о русском языке» А.П. Сумарокова (1717 – 1777). Изложите ее содержание своими словами. Какие свойства языка отражены в этом тексте?
Для общих благ мы то перед скотом имеем,

Что лучше, как они, друг друга разумеем

И помощию слов пространна языка

Всё можем изъяснить, как мысль ни глубока.

Описываем всё, и чувствие, и страсти,

И мысли голосом делим на мелки части.
1.5. Прочитайте следующие строки из стихотворения Г.Р. Державина (1743 – 1816). Как вы их понимаете? Какие функции языка отражены здесь? Язык всем знаниям и всей природе ключ.

Во слове всех существ содержится картина.

Действительно ли в словах содержится «картина всех существ»?

1.6. Почему именно звуковая речь является естественной и наиболее удобной формой существования языка? В чем ее преимущества по сравнению с языком жестов, мимикой, письмом и прочими системами сигнализации?
1.7. В рассказе Э. По «Убийство на улице Морг» свидетели слышат на месте происшествия визгливую речь. Один из свидетелей считает, что это говорил итальянец (сам он итальянского не знает, но судит по интонации). Другой полагает, что голос принадлежал французу (сам свидетель по-французски не говорит). Третьему кажется, что это была немецкая речь (немецкого свидетель не знает). Четвертый, не говорящий по-английски, утверждает, что то была речь англичанина. Пятый, не знающий русского языка, предполагает, что кричал русский… Впоследствии выясняется, что голос принадлежал человекообразной обезьяне – орангутангу.

Объясните, почему речь на чужом, незнакомом языке кажется нечленораздельной – нечленораздельной настолько, что свидетели смогли спутать с ней крики животного?
1.8. Давно замечено: близорукий человек, сняв очки, начинает хуже… слышать. Почему?
1.9. Когда человек разговаривает по телефону, то он смеется не совсем так, как при обычном (непосредственном) общении, -- более громко и выразительно. Почему?
1.10. Прочитайте следующую цитату из книги «Язык» французского языковеда Жозефа Вандриеса (1875 – 1960):

Так как знаки могут быть различной природы, то и языки могут быть различными. Все органы чувств могут служить базой для создания языка. Есть язык обоняния и язык осязания, язык зрительный и язык слуховой. Мы имеем дело с языком всякий раз, когда два индивидуума условно придают определенный смысл данному действию и совершают это действие с целью взаимного общения. Духи, которыми надушено платье, красный или зеленый носовой платок, торчащий из кармана пиджака, более или менее продолжительное пожатие руки -- все это элементы языка, если только два человека условились использовать эти знаки для передачи приказания или сообщения.

Во всем ли вы согласны с автором? Какая информация может скрываться за теми знаками, которые описаны в приведенной цитате?
1.11. Предположим, на двери магазина вы видите пять нарисованных в ряд квадратиков (или кружочков) одного цвета и два – другого. Что бы это значило? (Иной вариант соотношения – шесть фигур одного цвета и одна – другого.) Что бы это значило? Какие преимущества имеет такая символическая запись перед обычной, словесной? А какие недостатки? Какие свойства знака можно продемонстрировать на данном примере?
1.12. Объясните, что обозначают следующие графические знаки. Укажите, в какой сфере они используются. В чем их преимущество перед обычными словесными обозначениями?

§ № % @ & © ∑ Ø ∞ ≈ > † $ ₤ ♀ ♂ ♪ ♠ ♣ ♥ ♦
1.13. В антракте театрального представления на кресле лежит программка. Что это значит?

Та же самая программка осталась лежать на кресле и после окончания спектакля, когда зал опустел. Можно ли теперь считать ее знаком?
1.14. Ответьте, можно ли считать знаками следующие предметы: а) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду; б) серьгу в ухе; в) авторучку в нагрудном кармане пиджака; г) кепку, надетую козырьком назад; д) теннисную ракетку, торчащую из сумки, е) марку на почтовом конверте, ж) косой крест из досок, прибитый поверх окна избы.
1.15. Является ли знаком денежная банкнота? Что составляет ее план содержания?

Предположим, вы нашли на улице банкноту, на которой написано «1000 рублей». Следует ли вам обрадоваться или остаться равнодушным? От чего это зависит?
1.16. Русская пословица гласит: «Языком не расскажешь, так пальцами не растычешь». Как следует ее понимать? Опишите роль жестов в обыденном общении, взяв в качестве примеров следующие ситуации: а) приветствие, б) удивление, в) запрет, г) угроза, д) благодарность.
1.17. Представьте себе ситуацию провожания на вокзале. Отъезжающий уже в вагоне, от провожающих, стоящих на перроне, его отделяет звуконепроницаемое стекло, а до отправления поезда остается еще 10 минут. Опишите основные, наиболее характерные типы жестов, которые используются в данной ситуации: «Я буду скучать», «Позвони мне», «Напиши, как доехал», «Осталось десять минут» и т.п. Какого рода информация может (а какая -- не может) быть передана таким образом?
1.18. Попытайтесь при помощи жестов и мимики передать следующий диалог:

-- Пошли с тобой погуляем, а?

-- Не могу, мне через полчаса должны звонить.

Определите, что является планом содержания жестов и мимических знаков. Соотносятся ли жесты со словами звукового языка или напрямую с понятиями? Как это доказать? Передают ли жесты грамматические значения?
1.19. Представьте себе ситуацию: идущий по улице служащий замечает на противоположном тротуаре своего коллегу. Оба останавливаются и между ними (через улицу) происходит следующий диалог при помощи жестов:

-- Эй, ты куда?

-- Пойду куплю сигареты.

-- Смотри не опаздывай!

-- О чем речь?!

-- Ну ладно, увидимся!

-- Пока!

Попробуйте воспроизвести эти жесты.
1.20. В какой семантической сфере, в какой области коммуникации жесты составляют серьезную конкуренцию словам (то есть там они естественны и достаточны)?
1.21. Согласно правилам этикета, если встречаются два человека одного пола, то первым из них здоровается младший (по возрасту, званию и т.п.). И это понятно: он тем самым демонстрирует свое зависимое положение, более низкий социальный статус. Но, по правилам того же этикета, руку первым подает старший. Почему?
1.22. Прочитайте следующий отрывок из повести Фазиля Искандера «Созвездие Козлотура».

Одна из моих городских теток, узнав о цели моего прихода, стала тихо опрокидываться назад, как бы падая в обморок. Но так как в деревне этого не понимали и никто не собирался ее подхватывать, то она остановилась на полпути и сделала вид, что у нее заломило поясницу.

Что хотела показать городская тетка своим жестом? Почему она изменила свое намерение?
1.23. В рассказе Виктории Токаревой «Длинный день» героиня приходит на свидание. Цитата:

Приблизившись, она подняла руки и показала часы на запястье.

-- А я ничего и не говорю, -- оправдался Егоров. Он почувствовал себя виноватым за то, что явился раньше.

Что означает жест героини? Как его можно перевести на язык слов? Какие цели преследует ответная реплика Егорова?
1.24. В русской аудитории слушатели выражают свое одобрение и признательность лектору аплодисментами после прочитанного лекции или доклада. В немецкой, в аналогичной ситуации, -- стуком по столу костяшками пальцев (сложенных в кулак). В чем сходство данных знаков?
1.25. Есть такая шутка: Сказала «нет» и головой кивнула. Как это следует понимать? Как характеризуется здесь соотношение жеста и слова: что «сильнее» (важнее)?
1.26. Певица Лайма Вайкуле в одной из песен поет:

Как хотела сказать я «да»,

Но сказала чуть слышно «нет»…

Почему человек говорит «нет», когда хочет сказать «да» -- какими причинами это может быть обусловлено? Какими средствами он может при этом смягчить, «оправдать» свой отказ?
1.27. Ниже приводится описание некоторых русских жестов (по «Словарю языка русских жестов» С.А. Григорьевой, Н.В. Григорьева и Г.Е. Крейдлина). Попытайтесь определить значение этих жестов и условия, в которых они употребляются. Найдите им словесные соответствия.

  1. Глядя на адресата, жестикулирующий быстро закрывает и открывает один глаз.

  2. Жестикулирующий приставляет распрямленный указательный палец под углом к виску, остальные пальцы при этом согнуты, и производит 1—2 поворота кистью. Глаза жестикулирующего немного расширяются.

  3. Жестикулирующий энергично трет ладони друг о друга. Возможно радостное и несколько хищное выражение лица: челюсть слегка выдвинута, рот растянут в утрированной улыбке или слегка оскален, глаза немного расширены

  4. Рука обращена к адресату раскрытой ладонью, пальцами вверх. Слегка разгибая руку, жестикулирующий совершает ею движение в сторону адресата, как бы останавливая его. При экспрессивном исполнении жест может производиться несколько раз и обеими руками.

  5. Жестикулирующий, стоя лицом к адресату и с вызовом или угрозой глядя на него, быстрым и энергичным движением упирает кулаки или ладони в бока; локти при этом отведены в стороны или немного назад, корпус устремлен в направлении адресата, ноги широко расставлены.


1.28. Глухонемые общаются между собой при помощи языка жестов, так называемой ручной азбуки, в которой каждой букве соответствует определенное положение пальцев (и всей кисти руки). Сама идея «дактилологии» была придумана в XVII в. испанцем Х.П. Бонетом, но современные национальные азбуки глухонемых – русская, французская, американская и т.п. – довольно сильно различаются между собой.

Как вы считаете: в чем недостатки и преимущества ручной азбуки по сравнению с буквенной (обычным алфавитом)? И что мешает существованию интернациональной азбуки глухонемых?


    1. Прочитайте цитату из повести Э. Рязанова «Предсказание»:

Я приложил руку к губам, что могло означать и воздушный поцелуй, и обещание молчать, и жест, означающий «до встречи».

Действительно ли один и тот же жест может иметь все эти разнообразные значения?
1.30. Найдите словесные соответствия невербальным (неречевым) знакам в следующих семиотических ситуациях. Почему здесь эти знаки предпочитаются словам?

  1. Студенты встают, когда преподаватель входит в аудиторию (но не встают, когда тот же преподаватель входит в аудиторию после перерыва).

  2. Посетитель, сидящий в приемной, время от времени покашливает.

  3. Человек, выходя из комнаты, с размаху хлопает дверью, с тем чтобы это услышали люди, остающиеся в помещении.

  4. Автомобиль, стоящий у подъезда дома, продолжительно сигналит.

  5. Ученик на уроке поднимает руку.

  6. У человека, что-то делающего на проезжей части улицы, поверх одежды надет ярко-оранжевый жилет.

  7. Перед телевизионной передачей с экрана звучит одна и та же музыкальная «заставка».

  8. В фильме про войну из окна дома высовывается белый флаг.

  9. Перед отправлением поезда машинист дает гудок.

  10. Судья на футбольном матче показывает игроку карточку желтого цвета.


1.31. Прочитайте следующий отрывок из сатирического романа Джонатана Свифта (1667—1745) «Путешествия Гулливера». Почему неприемлемы (нереальны) описываемые проекты искусственных языков? В чем их недостатки по сравнению с естественным языком? Какие важнейшие свойства естественных языков можно вывести из этого сравнения?

После этого мы пошли в школу языкознания. Там три профессора обсуждали различные проекты усовершенствования родного языка. Первый проект предлагал упростить разговорную речь, переделав все многосложные слова в односложные и выбросив глаголы и причастия. Автор указывал, что только именам существительным соответствуют существующие предметы.

Второй проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и легкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний.

…Многие весьма ученые и мудрые люди пользуются новым способом объясняться при помощи вещей. Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Мне часто случалось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашим разносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Затем складывали свою утварь, помогали друг другу взваливать груз на плечи, прощались и расходились.

Впрочем, для коротких и несложных разговоров можно носить все необходимое в кармане или под мышкой, а при разговорах в домашней обстановке все подобные затруднения легко устранить. Надо только наполнить комнаты, где собираются сторонники этого языка, самыми разнообразными предметами.

Великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен.

(Перевод Б.М. Энгельгардта)
1.32. В одном из диалогов древнегреческого философа Платона (V в. до н. э.) говорится от имени Сократа: ^ И я предоставляю тебе распорядиться любым названием, как тебе это будет угодно; разъясни лишь, к чему именно относишь ты то имя, которое произносишь.

В чем прав и в чем неправ философ? Насколько человек свободен в выборе названия для предмета речи?
1.33. Карл Маркс писал в «Капитале»: «Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом». Как следует понимать эту цитату? Разве имя человека не говорит нам о том, какого пола его обладатель, а, возможно, также какого возраста, национальности и т.п.? Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.
1.34.Продемонстрируйте конвенциональный (условный), немотивированный характер языкового знака на примере следующих русских слов: мышца, голубой, сандалия, перечить, противень.
1.35. Большинство слов, которыми мы пользуемся, – условные знаки предметов, они не похожи на сами вещи. Приведите примеры исключений – слов, которые похожи на обозначаемые ими явления.
1.36. Сравните содержание оценки «удовлетворительно» в разных системах:

а) в десятибалльной системе школьных оценок по предметам;

б) в пятибалльной системе школьных оценок;

в) в четырехбалльной системе вузовских оценок («отлично» – «хорошо» – «удовлетворительно» – «неудовлетворительно»);

г) в двухбалльной системе оценки работы выборного органа («удовлетворительно» —«неудовлетворительно»).

Какие отсюда можно сделать общие выводы о свойствах языкового знака? И конкретнее: от чего зависит значение слова?
1.37. Попробуйте определить с семиотических позиций: что общего и что различного между пятью звездочками на вывеске отеля и пятью звездочками на этикетке коньячной бутылки?
1.38. Известна шутливая загадка: А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе? Ответ: и. Строго говоря, данный ответ неправилен. Попробуйте дать этому лингвистическое обоснование.
1.39. Прочитайте следующую цитату из стихотворения Н. Олейникова «На выздоровление Генриха»:

И слово чудное «бутылка»

Опять встает передо мной.

Салфетка, перечница, вилка –

Слова, прекрасные собой…

В чем заключается «странность», необычность этих строк? Как ее можно истолковать с позиций лингвистики?
1.40. Прочитайте шутливое стихотворение А. Аронова «Трудная загадка». Прокомментируйте его содержание с точки зрения лингвистики: в чем здесь несоответствие ответа вопросу?

К нам пришел вопрос мудреный

Из каких-то дальних мест:

-- Кто он – маленький, зеленый

И при этом камни ест?

Я ушел в себя. Смущенный,

Я ходил, искал ответ.

Обозленный, огорченный,

Я решил: ответа нет.

И судьбой моей смягченный,

Чтоб ушел я просветленный,

Мне открыл глаза сосед:

-- Это – маленький зеленый

Камнеед.
1.41. В занимательной литературе по языкознанию встречаются загадки-шутки типа:

Чем кончается осень? (ответ: мягким знаком).

Что находится посреди Оки? (ответ: буква к).

Что у Адама спереди, а у Евы сзади? (ответ: буква а).

Что такое щёлок? (ответ: существительное).

Когда старший пропускает вперед младшего? (ответ: в словаре).

Какое слово пишется всегда неправильно? (ответ: неправильно).

На чем основываются такие загадки?
1.42. В чем заключаются лингвистические основания следующего анекдота:

Часовой стоит на посту. Кто-то идет.

-- Стой! Кто идет? Скажи пароль!

-- Пароль.

-- Проходи.
1.43. В чем лингвистическая основа следующей шутки?

Я знаю каратэ, дзюдо, джиу-джитсу и еще много других страшных слов.
1.44. В чем заключаются лингвистические основания следующего анекдота:

Телефонный звонок.

-- Алло, это Международный валютный фонд? Мы просили перевести деньги…

-- Хорошо, переводим. «Деньги» – это «money».
1.45. Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), основатель современного языкознания, истолковывал системный характер языка следующим образом:

…В языке имеются только различия
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconУсловные обозначения, применяемые в боевых документах Советской Армии...
Вдобавок, чтобы читать карту, надо знать сразу два языка язык топографических знаков и язык тактических знаков

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconСущность и функции языка. Язык как система. Уровневое представление...
Наука, изучающая человеческий язык в целом и отдельные языки мира как его индивидуальных представителей, называется языкознанием...

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconВопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство...
Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков icon2. Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного...
Срля как предмет научного изучения. Понятие нормы литературного языка в лексике, грамматике, в произношении. Литерат

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconИстория языкознания: идеи Ф. де Соссюра, возникновение структурализма
Древнерусский как литературный язык. Особенности развития древнерусского литературного языка периода Киевской Руси (XI xiv вв.)

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconЯз содержится в сознании носителей языка, а языковой знак это ассоциация...
Язык — многоуровневая знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание. Сложн., динамич, естествен, вторичн.,...

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconДарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс
Дисциплина «Русский язык и культура речи» как раздел языкознания занимается качественным анализом высказываний и рассматривает следующие...

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconВопросы к экзамену по старославянскому языку Старославянский язык...
Старославянский язык как предмет изучения. Понятие о праславянском языке. Место старославянского языка, «народная основа» старославянского...

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconВопросы к зачёту для студентов фмит очной формы обучения
Русский язык: его история и развитие. Формирование современного русского литературного языка. Русский язык советского периода. Русский...

Общие вопросы языкознания. Природа языка. Язык как система знаков iconКурсовая работа и т д., что даёт возможность говорить о специфике...
Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов