«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия




Скачать 108.19 Kb.
Название«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия
Дата публикации01.09.2013
Размер108.19 Kb.
ТипКнига
zadocs.ru > География > Книга
Этикет – это то, каким видит общество поведение идеального человека. Нас он интересует только как один из инструментов создания образа, как то: костюм, причёска, жесты и мимика. С более поздним этикетом легче: учи и постоянно используй правила поведения, а вот с ранним, в то время, когда он только формировался, придётся использовать другой способ — представлять себе менталитет эпохи и импровизировать, отталкиваясь от ключевых свойств.

Самая показательная эпоха — это средневековье. Где как такого этикета ещё не было, каждый в меру своих способностей придумывал, как это – быть галантным и куртуазным. Конечно, писали, особенно в позднее средневековье пособия по этикету, но они были достаточно своеобразными. Вот, например, как понимать за чёткую инструкцию следующий пассаж: “В движении, в речи и в молчании - во всем следует соблюдать меру. Если женщина говорит слишком много, ее считают болтливой и глупой; если не

вымолвит ни слова, не найдут неприветливой - ведь она должна уметь принять гостей. Если она из учтивости радуется всем приходящим, найдутся глупцы, которые будут хвалиться, что они в особой милости у нее, хоть ей такое и в голову не приходит. А если она сдержанна, ее сочтут гордой и высокомерной, либо скрытной.” И что делать? Разумные дамы средневековья в итоге сохраняли приятное выражение лица и скрывали эмоции.


На этих посиделках мы разберём идеальные образы рыцаря и дамы позднего средневековья, расцвета куртуазности.


Начнём мы с рыцаря, как основы этой эпохи. Ни для кого не секрет, что средневековье называют цивилизацией мужчин. Что это значит для нас: практически все обязанности ложатся на плечи наиблагороднейших людей – рыцарей. По правам и обязанности.

Хотя в то время каждый сам представлял, как хорошо себя вести в обществе, не было чётких и строгих норм, но всё же до нас дошли некоторые пособия «Как быть хорошим рыцарем» того времени. Если учесть, что ими зачитывалась вся Европа, можно сказать, что им стремились соответствовать.
И те книги, на которых я основываюсь.

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия конца 13 века. В ней он в чёткой и логической форме объясняет, каким должен быть рыцарь и почему именно таким. Она не очень большая, советую прочитать её всем, кто готовится к проекту. Во-первых, вы поймёте, как они разговаривали, их менталитет. Потому что даже теперь мы пожинаем плоды культуры, сформировавшейся в то время. Во-вторых, в этой книге есть логические обоснования и расширенные толкования поведения рыцаря. На сегодняшних посиделках я их приведу как догмы, кто хочет посмотреть доказательства, велком.

Вторая книга является пособием по куртуазности “Роман о розе” Гильома де Лорриса. Есть ещё отрывки из “Поучения для дам” Робера де Блуа... К этим двум мы вернёмся позже. А теперь рыцари...
Легенда о появлении рыцарей: когда в мире исчезла справедливость и доброта, воцарились насилие, злоба, лживость, то Бог разделил всех людей на тысячи, из этой тысячи выбрали одного наиблагороднейшего и нарекли его рыцарем. Чтобы он мог исполнять свои обязанности, ему выбрали самое наиблагороднейшее животное – коня — и облачили в доспехи для защиты. Как Бога любят и боятся, поэтому не совершают грехов, так и рыцарь должен повергать всех в любовь и трепет, чтобы не позволять черни совершать преступления. «рыцари наделены превосходящими простолюдинов положением и достоинством, дабы управлять ими и заботиться о них.»

«Если не будет недостатка в клириках и в рыцарях, все будет в порядке и с остальными людьми; ибо благодаря клирикам они проникаются благочестием и любовью к Господу, а благодаря рыцарям остерегаются совершать преступления друг против друга.»

Т.е. рыцарский орден создал Бог, отсюда их божественная миссия и естественные права владеть и управлять. Но в идеале, кроме как тянуть жилы из черни, бродить по чужим странам и наслаждаться жизнью, рыцарь все свои немалые силы должен был положить на выполнение обязанностей, потому что это суть прославление рыцарского ордена, а значит, и Бога.
Посмотрим обязанности по очереди

^ 1. Настоящий рыцарь должен защищать, поддерживать и восславлять святую католическую веру.

Что это значит в рамках построения образа:

А. рыцарь должен быть верующим: для пира, как минимум, знать, как крестятся католики, все заповеди, имена родителей Иисуса, лучше ещё бабушку (святая Анна), начальные фразы основных католических молитв (Ave Maria, Pater Noster и Credo), что такое Евангелие и чем оно отличается от Библии, про что говорит Ветхий и Новый завет, почитать о святых, чтобы вставлять в речь что-то типа «Клянусь святой великомученицей Ириной Македонской», семь таинств, грехов, основные догматы католической веры. Почитайте в Википедии про католицизм да списки христианских святых (лучше по годам), чтобы случайно не упомянуть более поздних. Вставляйте в речь рассказы о них. Даже в пособии для рыцарей говорится, что при посвященнии оруженосец сдаёт экзамен по этим догмам.
Б. ^ Рыцарь должен уничтожать врагов веры. Т.е. никакого вежливого и толерантного общения с еретиками и иноверцами. Логика проста: чем быстрее их уничтожат, тем и замечательнее
В. ^ Рыцарь должен пресекать преступления и попытки людей совершать грехи силой, тогда как клирики должны нести свет истины.
Г. Рыцарь должен быть верным рыцарскому ордену.

2. ^ Настоящий рыцарь с детства готовится стать рыцарем

Он должен быть обучен верховой езде, сражаться, правильно охотиться, плавать, писать стихи и куртуазно себя вести. Как оруженосец следовать за своим рыцарем и учиться на примере. Он должен уметь ухаживать за конём, прислуживать господину «ибо как же иначе, став рыцарем, узнал бы он, в чем заключается достоинство сеньора». Он должен уметь прислуживать за столом и в походе.

^ 3. Настоящий рыцарь должен обладать не только физической силой, но и большим душевным благородством и надлежащим воспитанием.

Душе настоящего рыцаря свойственны справедливость, мудрость, милосердие, преданность, искренность, смирение, отвага, надежда, опыт и другие подобные этим добродетели.

4. ^ Настоящий рыцарь всегда должен поддерживать своего природного господина (тот, кому он принёс вассальную клятву), даже если против него поднялся народ и другие рыцари.

^ Здесь остановимся на иерархии титулов:

Это титулы именно средневековой Европы (князья, обладающие титулом – короли, герцоги (военный командующий), маркизы (владетель приграничной территории - марки, Маркграф), графы (представитель королевской династи на периферии), виконты (заместители графа, вице-графы), бароны (владельцы деревень и под их началом рыцари), шевалье или рыцарь (безземельные, однощитники)). Все перечисленные титулы, кроме одного, здесь даются рыцарю, владеющему землёй, деревнями и городами. Есть только титул «рыцарь-однощитник». Т.е. рыцарь, владеющий только оружием, доспехами и конём. Это были самые главные авантюристы и приключенцы той эпохи.

5. ^ Настоящий рыцарь должен охранять и поддерживать свои угодья, чтобы чернь не совершала преступлений, а монархи не баловались войной.
6. Настоящий рыцарь лучше пожертвует своим телом, нежели душой.

чем менее у тебя осталось товарищей, оружия и провианта, тем крепче должны быть твоя отвага и твоя надежда, дабы осилить противников рыцарства. не столько смерти должен бояться рыцарь, сколько позора, и не столько голод, жажда, жара, холод или любые иные тяготы и мучения должны страшить его, сколько бесчестье.
7. ^ Рыцари обязаны служить опорой вдовам, сиротам и убогим; ибо, как и вообще по природе вещей старшие должны помогать младшим и защищать их, рыцарский орден, по природе своей великий, прославленный и могущественный, должен служить поддержкой и опорой тем, кому отказано в достоинстве и могуществе.
8. ^ Рыцари должны преследовать изменников, воров и грабителей

Итого, чтобы вести соответственно тому времени, нужно знать основы католицизма, демонстрировать все свои хорошие качества, быть внимательным к сирым и убогим, верным своему сеньору, быть учтивым и слагать стихи. Ах, да. Быть уверенным, что всё, что рыцарь творит он делает во благо Бога, своих подопечных (черни, сирых и убогих) и сеньора. Я намеренно умолчала о куртуазности, потому что это тема отдельного разговора.

Дама

Тут всё сложнее, запутаннее и печальнее.
Решающую роль в таком отношении к женщине сыграло господствующее религиозное мировоззрение. В Ветхом Завете Ева прямо объявлена виновницей грехопадения и изгнания человека из райского сада – за что и должна нести кару на протяжении земной жизни, «в муках рожать детей своих». Слова о женщине, как виновнице грехопадения человека воспринимались недавними язычниками слишком прямо и буквально, в результате чего сформировалось представление о женской природе как о «сосуде греха», что позже особенно ярко проявилось в знаменитой «охоте на ведьм».
В Новом Завете большое значение для представлений о природе женщины сыграли Послания апостола Павла. Основные формулировки, как должны строиться отношения между мужчиной и женщиной, можно выразить в следующем:

1) Провозглащается безоговорочное главенство мужчины. Приведем несколько цитат из его посланий: "Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж" (I Кор. 11:3); "А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (I Тим. 2:12); "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да убоится мужа своего" (Ефес. 5:33).

2) Вместе с тем апостола Павла нельзя назвать женоненавистником – все сложнее: на небесах эта земная иерахия исчезает. Обращаясь к обоим полам в Послании к Галатам, он утверждает, что во Христе все равны, в том числе мужчины и женщины: "...нет муж­ского и женского во Христе" (Гал. 3:28). Спасение и обретение Царствия Божия не зависит от пола.

3) Оправдывается брак – в брачных отношениях греховного нет.
Негативный образ женщины, сотканный из низменных желаний, уродливых черт характера, противоречивости и порочности женской натуры, был создан средневековьем в сответствии с традицией жесткой субординации между мужчиной и женщиной. В Своде Грациана женщина трактовалась как существо низшее и зависимое от мужчины. Поскольку она не была создана по образу Бога, то, следовательно, не была способна действовать самостоятельно, не обладала властным авторитетом и правоспособностью как мужчина. Сотворенный по образу и подобию Бога, он изначально обладал гарантиями более высокого статуса и превосходства над женским началом. Женщина же, напротив, оставалась незащищенной, ее положение в обществе определялось исключительно посредством ограничений и запретов. Социальная активность женщины ограничивалась властью мужчины, которому она была обязана служить по установлениям канонического права.
Но позже, в связи с ростом популярности культа девы Марии, улучшением жизни статус женщины меняется. На неё ложится всё управление домом, воспитание детей, развлечение гостей и так далее. Поэтому “справку о благонадёжности” получают замужние дамы в равном браке и невесты Христовы. Но сложившееся чёрное мнения служит хорошим таким кнутом.
Во-первых, надо разделять три понятия: девица, прекрасная дама и жена.

Выходили замуж лет с 12, поэтому девочек до этого возраста вообще не рассматривали как объект страсти и любви. Напомню, что в то время любовь - это было чисто плотская страсть.
Девицы интересовали только отцов в качестве инвестиций. Поэтому их часто отправляли в свиту вышестоящих замужних дам для приобретения социальных связей и воспитания.
Жена — квинтэссенция Евы. Она дана мужчине как искушение, поэтому пусть сидит тихо, замаливает свои грехи, во всём слушается главу рода, ведёт дом. Если она рожает сыновей, то это служит её очищению. Любить мужа не дозволялось. Единственным объектом духовной привязанности был Бог. Мужу доставалась чувство почтительной привязанности и удовольствия. Порицались как безмерная страстность, чувственность в браке, так и отказ от супружеских обязанностей.
^ Прекрасная дама — это образ Новой Евы, Святой Марии, которая искупила грех первой женщины. Поэтому она заслуживает уважения, внимания к себе. И именно на стыке двух образов Жены-Евы и Дамы-Марии развёртывается вся игра в куртуазность. Эта та игра, которая была ещё одним инструментом обособления и выделения дворян. Ну и самое главное - эта игра была отдушиной для тела.

Куртуазность


"Правила" определяют характер куртуазных отношений, демонстрируя отрицательные стороны любовной связи в сопоставлении с брачными отношениями. Любовь непостоянное, изменчивое чувство, которое легко исчезает (правила 4, 13, 17, 19). Напротив, представления о браке связаны с идеей о его нерасторжимости. Чувство любви губительно для любовника, единственным источником его помыслов и деяний является предмет страсти, что приводит на путь ревности, зависимости, невоздержанности, бессмысленного отказа от комфорта (правила 2, 15, 16, 20-28). В то время как брачные отношения, регулируемые не страстью, а принципом воздержания и строгого разграничения чувственного и духовного, приводят к богоугодному образу жизни, даруют гармонию и стабильность существования. Куртуазии действительно сложно конкурировать с брачными канонами, но она выступает как регулятор отношения полов вне брака. Стержнем куртуазных отношений является любовная игра, отсутствующая в браке. Позитивный аспект "Правил Любви", представленных Андреем Капелланом, выражается в построении основных принципов куртуазных отношений, которые, возникнув в форме игры, предполагали взаимодействие двух миров, мужского и женского, взаимодействие по установленным правилам. В куртуазной игре Дама наделялась правами сеньора, за ней признавалась свобода выбора отношений с миром мужчин, включая дружбу и эротические связи.

Однако в общекультурном контексте женщина по отношению к мужчине оставалась в подчиненном и приниженном положении. Куртуазные правила допускали включение женщины в мужскую игру в качестве посредника между феодальным сеньором, как правило супругом Дамы, и его вассалом, как правило молодым рыцарем. Куртуазия, по мнению Ж.Дюби, являлась своеобразной школой вассалитета, в которой женщина выступала наставником для молодого рыцаря в освоении азов вассальной верности (17). Подобная расстановка сил позволяла женщине оказывать влияние на мужской мир (хотя бы в куртуазной сфере) посредством наиболее престижных в феодальном обществе вассально-ленных отношений. Не случайно Мария Вентадорнская в ходе куртуазных прений с известным трубадуром, каноником Ги д' Юсселем отстаивала идею феодальной зависимости рыцаря от своей Дамы (18).

Идеалы вассальной верности, утверждавшиеся в поэтической традиции трубадуров, тесно переплетались с эротическими идеалами времени. Плотские устремления любовников в куртуазной игре покрывались завесой тайны, выносились на периферию отношений мужчины и женщины. Наградой за службу признавалась благосклонность Дамы, невинные знаки внимания. Но стимулом для развития куртуазных отношений оставалась возможная, а часто и обязательная любовная связь (19). Манипулирование эротическими символами наряду с ментальными стереотипами вассально-ленных отношений придавали куртуазии особую значимость в феодальной среде. Любовная игра рассматривалась как средство социальной идентификации. Утонченная любовь или любовь как искусство, как особая наука была атрибутом представителя высших сословий.

Куртуазия предполагала совершенно новый культурный тип отношений между полами. В системе этих отношений женщина получила возможность выйти из своего приниженного состояния. Однако в контексте развития феодальных отношений статус женщины не претерпел каких-либо значительных изменений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconОлег Маркеев Угроза вторжения (Странник 1)
От людей, как сейчас принято выражаться, пожелавших остаться неизвестными, мне стали известны лишь несколько фактов об Ордене Полярного...

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconАльянс неофициальное объединение орденов
Академка – второй орден, созданный из-за нехватки мест в первом (основном) ордене, либо учебный орден, предназначенный для отбора...

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconСеминарское занятие Античные парадигмы философствования: Платон и Аристотель
Метафизика. Книга первая (А). Глава 1-3, 6, Книга вторая (α) Глава 1-3, Книга четвертая (Г). Глава 1

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconПрограмма «Курс молодого миссионера» на 2013-2015 год Наименование предметов
...

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconКнига Пути и Благодати» или «Книга о Пути и Силе»
Дао Дэ Цзин («Книга Пути и Благодати» или «Книга о Пути и Силе») является одним из самых почитаемых священных текстов мира, наравне...

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconКнига вторая Книга о счастье и несчастьях 2 «Николай Амосов. Книга...
«Николай Амосов. Книга о счастье и несчастьях. Книга вторая»: Молодая гвардия; Москва; 1990

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия iconМариус Брилл Хищная книга Scan: Alex1979; ReadCheck: yelena72ny «Брилл, М. «Хищная книга»»
...

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия icon-
Книга написана с позиции язычества исконной многотысячелетней религии русских и арийских народов. Дана реальная картина мировой истории....

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия icon-
Книга написана с позиции язычества – исконной многотысячелетней религии русских и арийских народов. Дана реальная картина мировой...

«Книга о рыцарском ордене» Раймонда Луллия icon-
Книга написана с позиции язычества исконной многотысячелетней религии русских и арийских народов. Дана реальная картина мировой истории....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов