1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы




Название1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы
страница1/17
Дата публикации07.09.2013
Размер2.47 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

1. Многоуровневый характер нац.хоз. системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац.хоз.системы

Национальная экономика – это национальная система, исторически сложившаяся и развивающаяся в определенном цивилизационно-культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных политических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созда­нию и совершенствованию ее национального рынка. Уровень в национальной хозяйственной системе – однородная совокупность резидентов со сходными функциями в системе национальной экономики. Резидент – это институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, т.е та единица, которая занимается экономической деятельностью, либо операциями в значительном масштабе в течение года или более года.

Единица считается институциональной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов, является юридическим лицом, т.е может самостоятельной принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять эк.деятельность и операции с др. единицами.

Все предприятия, организации, учреждения которые функционируют на территории данной страны, не зависимо контролируются они иностранным капиталом или нет, дипломаты, лица в командировках – относятся к резидентам.

1) Межстрановый – ур-нь взаимоотношений нац эк-ки страны с зарубежными странами.

2) Федеральный – (общенац-ный, макроэк-ий) – внунрихоз-ные отношения самой РФ в целом.

3) Региональный – ур-нь взимосвязи эк-ки РФ в регион разрезе: взимосвязи м\у субъектами федерации, м\у округами (7), м\у крупн эк районами (11) и др.

4) Внутрирегиональный – сист отношений в рамках разделения общ-ного труда внутри хоз-ва субъектов РФ.

5) Комплекс отраслей нц эк-ки: ВПК, АПК, ТЭК.

6) Ур-нь отдельных отраслей нац. хоз системы: строит-во, с\х и др. Деление отраслей: *матер пр-во, *нематер пр-во (отрасль -> вид деят-сти - чистая отрасль).

7) Внутриотраслевой Ур-нь – взаимосвязи животновод-ва и растен-ва в с\х, ПГС и жилищ стр-во, и т.д..

8) Взаимосвязи объединений, предприятий, орг-ий всех видов пром-фин групп.

9) Ур-нь отдельных орг-но-правовых форм хоз-ния (АО,ОАО, ЗАО, тов-ва, союзы, общ-ва всех видов и др.)

10) Внутрипроизводственный ур – цеха и службы предприятия.

11) Личностный ур-нь – граждане, семья…

Все ур-ни функционир-ия эк-ки страны, сегменты нац рынка связаны с системой орг-но-правовых эк-ких, соц, технолог-их и др взаимосвзей. Эти взаимосвязи различ-ся по : 1) формам соб-сти

2) движение матер потоков (разл видов ресурсов),

3) потоков ден массы (нал, безнал) а также движение Ц.бумаг всех видов. Эти взаимосвязи рег-ся законодат и норматив актами гос власти.

2. Экономические факторы формирования и функционирования нац экономики (так же Политич и Орг-ные).

Эк предпосылка основана на условиях в котор функционр-ет хоз сист страны. Они означают законодат базу регулир-ую отношен соб-сти, орг-но-правовые формы хоз-ния, пр-ссы распределен, потребл и накопл.

Формы соб-сти: частная, соб юр лиц, общ-ных орг-ий, гос-ная вкл муницип, СП, иностранц и др гос-в, конфессиональная.

Объекты соб-сти: *земельные; *жил дома, гаражи, предметы личн потребл; *ден ср-ва и ц.б.; *СМИ; *предпр, имущ комплексы в сфере пр-ва Т, торговли, в сфере предпринимат деят-сти; *др имущ-во потребит-го, соц-культурного и иного назначения.

В РФ эк-кая предпосылка хар-ся развитием и углубл рын отношений в эк-ке, когда склад-ся нац рынки: труда, фондовый, недвиж, ср-в и предметов труда, Т и У.

Класификац рынков: м\у народн, региональн, местный, нац-ный.

Ключевым моментом рыночн преобразов стало изменен отношений соб-сти (приватизация).

На всех ур-нях предпринимат деят-сти происходят глубокие кач-ные сдвиги: *Необх-сть приватиз гос собств по рын ценам,

На всех уровнях предпринима­тельской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги:

- ^ Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности. Самый главный урок приватизации в РФ: владельцами собственности стали не миллионы граждан, а ограниченный круг лиц, имевших доступ к беспроцентным кредитам в банках и которые обрели фонды по остаточной, а не по рыночной стоимости. Приватизация в РФ пример коррумпированности высокого чиновничьего аппарата по пятибалльной шкале оценена в 3,7 балла. С развитием рыночных принципов коррумпированность будет снижаться. Коррупция тем больше, чем меньше экономической свободы. Основные уроки приватизации состоят в следующем: во-первых, приватизация проводилась слишком быстрыми темпами, без соответствующей институциональной подготовки и даже без соответствующего законодательства; во-вторых, привела к ослаблению государственной власти, к эрозии общественного порядка, к коррупции; в-третьих, в результате приватизации не сформировался реальный собственник, а все (или почти все) приватизованное имущество приобрело «воровской» характер. Подобное развитие приаватизационных процессов объясняется порочностью механизма ваучерной приватизации, субъективным желанием ускорить разрыв с коммунизмом, а то и с нечистоплотностью реформаторов. Спонтанность приватизации в РФ, т.е. переход государственной собственности в руки тех, в чьем пользовании она находилась.

*Создание АО и т.д.;

*Создание среднего класса собственников; реальность такова, что представители средних слоев не смогли формировать класс).

*^ Повышение степени открытости эк-ки; Создание ОЭЗ всех типов

*Создание СП и увеличение их доли в показателях деят-сти;

*Рост числа собственников-иностранных физ и юр лиц;

*Включение РФ в различные м\унар союзы и соглашения (ВТО…..);

*^ Создание ТНК, фин-пром групп.

3. Индикативное и директивное планир-ие: территор-ый и управленческий аспекты.

Планирование это процесс создания модели намечаемого состояния объекта в будущем одновременно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния. Планы носят отчасти полит хар-р, соотв-т поли-ке прав-в, т е в основе выбора пути развития соц-эк системы не всегда лежат только экон критерии.

Планы создаются на основе прогнозов, из неск вариантов кот выбирается один, наиб приемлемый. Иногда разрабатывается резервный вариант плана. План необязательно точно соотв-т выбранному варианту прогноза. Соц-эк планирование осуществляется на всех уровнях упр-я: федеральном и региональном – органами гос упр-я, местном – органами местного самоупр-я, на уровне предприятий. Планир-е можно разделить на директивное, индикативное, (+стратегическое и тактическое).

Директивное: распростр в соц странах, где являлась основн формой управления. Суть закл в прямом воздействии центра на все звенья экономики, план приобретает силу закона, обязательного для исполнения. В случ невыполнения – админ или юридич отв-сть. Директ планир исп-ся и в странах с рыноч эк-кой, но только в ЧС: струтурная перестройка эк-ки, в случае войны, стихийных бедствий. Определ степенью директивности обладают гос бюджет, являющийся основным фин планом на макроуровне, федерал целев программы, планы поставок пр-ции для общегосуд нужд. Для каждого предприятия его план также явл-ся директивным документом.

Индикативное – носит рекомендательн, «согласительный» хар-р. ИП представл собой пр-сс формирования системы индикаторов – показателей, хар-щих стр-ру и эфф-сть эк-ки, состояние рынка ТиУ, финансов, денежного обращения, движение цен, уровень жизни и т.д. Хоз суб-ты рын сектора экономики не обязаны выполнять индикативный план, но гос-во побуждает их к этому, используя как экономич методы, так и правовые и административные (принятие законов и контроль за их выполнением).

Индикат-ое план-ие(ИП) - разработка и научное обоснова­ние задач, принципов, приоритетов и пропорций соц-но-эк-ого развития на перспективу с указанием способов реализации поставленных целей. ИП расс-ся как пр-сс фор­мир-я и последующего достижения системы параметров (индика­торов), хар-щих сост-ие и разв-ие эк-ки страны, соот-щие гос-ой соц-эк-ой пол-ке, и установ-ия мер гос-го воздействия на соц-ые и эк-ие пр-ссы с целью достиж-я указанными ин­дикат-ми знач-ий Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых (мин и макс) объемов выпуска или уровней прибыльности для отдельных подсистем (региона, отраслей, отдельных пред­приятий), пределов налоговых ставок. Несоблюдение значений пороговых значений препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспр-ва, приводит к формированию негативных тенденций в эк-ке. Наивысшая степень устойчивости и эффективности Соц-Эк Сист достигается при условии, что вся совокупность индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб другим. Опыт Франции, Японии и США…

Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, т.е. необходимо выбирать только такие пока­затели, для которых существуют регуляторы прямого влияния на объекты управления. Для использования инд планирования требуется создать объективную систему индикаторов.

В совокупности индикаторов большое значение имеют социальные индикаторы, которые могут быть рассчитаны на базе минимальных социальных стандартов, обозначенных государством.

Страт планир-еотражает осн направления развития суб-та. Тактическое планир-епланир-ие отдельн операций, направлен-ных на достижен страт целей и опр-ния рес-в для их осущ-я

4. Концептуальныеподходы к определению макроэк показателей.

1) Марксисткая связ.с план-ой эк-й;

^ 2) зап-евр-х эк-тов - с рын-ой эк-ой.

1. БНХ - это сис-ма МЭ инфо, отраж-я осн.пок-ли сост-я и разв-я н/х с позиции примата мат.пр-ва над др.звеньями воспр-го пр-сса и сф.эк-ки. (1-й БНХ1923/24, опубл.1926г. В.Леонтьевым) Методол-ая основа разр-ки БНХ-теория расшир-го воспр-ва, признающая единство, взаимосвязь, взаимозавис-ть, взаимообусловл-ть стадий восп-ва; примат пр-ва над ост.моментами воспр-ва - распред, обм и потреб; Сущ-ть Марк.конц-ии в том, что в ней признается деление общ-го произ-ва на матер-ые и нематер-ые сферы. Деление СОП по ст-ти и нат-но вещ-му составу (I и IIподраз)

СОП= C+V+m С-мат.затр; V+m-вновь созд-я ст-ть; V-прод.для себя; m-прибав.прод(для общ-ва).

Деление в про­мыш-ти выд-сь группы "А" и "Б". Это похоже на деление общ-го прод-та на I и II подр-я, только не учит-ся налог с оборота. В сис-ме БНХ четко разгранич-сь 2 сферы - сф мат.пр-ва (промышленность, сх,строительство, лесхоз, грузовой транспорт, связь обсл мат пр-во, торговля и общепит, материально-тех снабжение, заготовки сх продуктов, прочие виды деят сферы мат пр-ва) и непр-я сф( связь обсл население, образование, соц обеспечение, искусство культура, ЖКХ, наука и научное обслуж, здравоохранение, физкультура и спорт). Центр-ми МЭ пок-ли, хар-е продукт: а) СОП-рассч-ся в сф.мат.пр-ва. Вкл-л в себя по ст-ой стр-ре мат.затр-ы+А, з/п, прод.для об-ва- c+v+m. Распред-я стр-ра: фонд возмещ-я, фонд потреб-я и фонд накопл-я.Отрас-я стр-ра(промыш-ть, строит-во и т.д.); б)НД- ст-ть, созд-я "живым" трудом в мат.сфере. Это итог чист.прод-ии отр-лей мат.пр-ва (v+m). Чист.пр-я= ВВП-мат.произ-ые затр. БНХ отраж-ет компоненты воспроиз-ва ч/з мат.сферу.

2. СНС - сис-ма МЭ инфо, отраж-я осн-ые пок-ли сост-я и раз­в-я НЭ, где мат.пр-во и сф.немат.услуг рассмат-ся как равноправные.

В связи с этим важную роль играет возм-ть оценить V услуг в общ-м воспр-ве и их знач-е в совр-ой эк-ке и благосост-ии нас-я. (1-я СНС 1953г.прим-ся в 150странах с рын.эк-ой) Теорет.основы СНС - МЭ концепции зап-х эк-тов (класс-й, кейнс-й, неоклас-й МЭ теорий). Центр.МЭ пок-ли прод-та: ВНП и ВВП. В отличии от СОП они хар-ют, с 1 стор., ∑добав-х ст-тей в пр-с­се пр-ва, создав-ых во всех отр-лях эк-ки, а с др. – сов-ая ст-ть конеч-х ТиУ. НД - все виды дох-в (пр-х и непр-х) от факторов пр-ва (ОТ, рент­ные дох, %, пр-ль).

Рын-ая эк-ка в отличии от Марк-ой не произв-ит деление на мат-ой и немат-ые сферу.


^ 5. МОБ как метод изучения макроэк-их показ-ей

МОБ пр-ва и распр-ия продукции и услуг – это модель НЭ, эк-ки региона, представленная в виде таблиц, в них сод-ся сис-а данных (отчетных\прогнозных), хар-их с одной стороны V-ы пр-ва продукции и услуг, и форм-ие затрат на их пр-во, с другой стороны – распр-ие продукции и услуг на промежут-ое и конечное потреб-ие в целом по эк-ке.Теория МОБ была основана Василием Леонтьевым (1906-1999). В 1925 г он опубликовал статью о первом балансе н\х СССР за 1923-24 хоз-ый год. Эта пионерская работа советских статистиков, включившая и таблицу межотраслевых связей.

МОБ хар-ал таким образом процесс пр-ва, распр-ия, обмена и потреб-ия продукта, созд-ого в сфере мат-ого пр-ва, а также создание и распр-ие доходов в непроизв-ой сфере.До распада СССР в 1991 г мы жили в плановой эк-ке, а осн-ым инструментом плановой эк-ки служил БНХ.После распада СССР с началом перехода на рыночные отношения РФ стала вписываться в СНС.

Явл-сь частью СНС, МОБ СНС детализирует счета Т и У, пр-ва, образ-ия, исп-ия доходов и операций с кап-ом на ур-не отраслевых групп П и У. В настоящее время МОБ явл-ся сердцевиной сис-ы таблиц «Затраты-Выпуск».

^ Сис-а таблиц «Затраты-Выпуск» явл-ся неотъемлемой частью СНС и пред-ет собой сов-ть взаимосвяз-ть таблиц, сод-их подробные хар-ки пр-ва и исп-ия Т и У, + доходов, форм-ся в процессе пр-ва. В состав таблиц «Затраты-Выпуск»: - таб-а ресурсов Т и У; - исп-ие Т и У; - МОБ расп-ия и пр-ва П и У; - таб-ы торгово-посреднических, транспортных наценок, налогов и и таб-ы исп-ия импортных Т и У.

Важнейшими целями разработки этих таблиц явл-ся выявление стр-ры промеж-ого и конечного потреб-ия добавочной ст-ти, отраслевой стр-ры выпуска, осущ-ие прогнозных и ретроспективных расчетов различных показ-ей. В 1991 г был разработан 1-ый эксперим-ый МОБ СНС, 2-ой МОБ СНС был составлен за 1995 г.

1928 г – В.Леотьев эмигрировал в США и развил там теорию «Затраты-Выпуск». В сер-не 50-х гг снова вернулись к исследованиям МОБ – Немчинов В.С. Осуждение кибернетики, генетики, педалогии как лженаучных. Судьба Вавилова – отца генетики. В разрезе всех крупных эк-их р\н-ов РСФСР и нек-ых автономных республик, краев и областей в составе к-ых функц-ли академ-ие научные учреждения были разработаны 1-ые отчетные МОБ за 1966 г. Перед этим в эксперим-ой форме были разработаны 2 МОБ за 1958 г для Татар-ой АССР, как развитой республики, и для Мордовской АССР, как менее развитой республики. В БАССР МОБ были разработаны за 1966, 1970 (окаймляющий итог), 1977, 1982, 1987 гг (как правило МОБ разрабатывались в сер-не очередной «5-тилетки» для того, чтобы анализ мат-ов разраб-ого МОБ служил для лучшего сост-ия очередного 5-его плана). МОБ в БАССР разрабатывал ОЭИ (отдел эк-их исслед-ий) и БФАН (баш-ий филиал академии наук). В 70-е г XX в были проведены расчеты динамического МОБ (планового) БАССР на 1976-1990. Затем в 1990-е гг был разработан 1-ый плановый динамический, оптимиз-ый МОБ БАССР на 1996-2010 (в наст-ее время рез-ты этого баланса не могут исп-ся по причине, что он разрабатывался для усл-ий господства гос-ой соб-ти, тогда как в наст-ее время мы нах-ся в усл-ях рын-ой эк-ки с многообразием форм соб-ти и упр-ия). Последние 2 баланса были разработаны по модели института эк-ки АН Литовской СССР.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconПонятие «нац экономика», ее характерные черты и условия функц ния
Нац экономика – хоз-ная система страны, отве­ч принципам суверенности, целостности, социальности и на­ц ориентации

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconПонятие «нац экономика», ее характерные черты и условия функц ния
Нац экономика – хоз-ная система страны, отве­ч принципам суверенности, целостности, социальности и на­ц ориентации

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы icon1. Хозяйственный учет, его сущность и значение. Виды хозяйственного учета. Хоз учет
Значение хоз учета посредством наблюдения, измерения, регистрации и обобщения информ о фактах хоз жизни систематизир данные, кот...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы icon29. Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные...
Понятие нац конкур-ти., ее составляющие, основные и второстепенные факторы конкурентоспособности. Взаимосвязь и взаимовлияние показ-ей...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconПачели Реально фк появился возникн-ем финансов Финансы это
Содержание фк в условиях рын отношений обеспечение качества и эффективности фин-хоз управления, защиты фин интересов всех субъектов...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconФинансы: понятие и назначение
Эк факторы: тип об-но-эк-ой формации и стадии его развития; степень открытости эк-ки; ха-р вмешат гос-ва. Юр факт: по степени влияния...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconМини стерство здр авохранения УкраиныВи нницкий нац и ональн ы й...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconКорпоративные информационные системы
Выберите наиболее точное определение корпоративной информационной системы (кис): кис – это информационная система масштаба предприятия,...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы icon1: Организация в сис-ме нац эк-ки
Экономика рб имеетфункциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы,...

1. Многоуровневый характер нац хоз системы страны. Проблемы взаим-вия уровней нац хоз системы iconТема 1
Финансы предприятия – это система ден отношений, возникающих в результате его произв хоз деятельности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов