Скачать 4.3 Mb.
|
- - Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек. Английская песенка Управление персоналомI. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента 1.1. Парадигмы управления персоналом в XX в. 1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента 1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента 1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами 1.5. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в. 1.6. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу 1.7. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу Глава 2. Организационный контекст управления персоналом 2.1. Элементы организации 2.2. Жизненные стадии и циклы организации ^ Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом 3.1. Экономический подход 3.2. Органический подход 3.3. Гуманистический подход 3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности Глава 4 Концепция “человеческого капитала” 4.1. Теория человеческого капитала 4.2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” 4.3. Измерение индивидуальной стоимости работника 4.4. Стохастическая позиционная модель ^ Глава 5. Кадровая политика 5.1. Типы кадровой политики 5.2. Этапы построения кадровой политики 5.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия 5.4. Условия разработки кадровой политики Глава 6. Управление персоналом развивающейся организации 6.1. Стадия формирования организации 6.2. Стадия интенсивного роста организации 6.3. Стадия стабилизации 6.4. Стадия спада (ситуация кризиса) ^ Глава 7. Методы формирования кадрового состава 7.1. Проектирование структуры организации 7.2. Оценка потребности в персонале 7.3. Анализ кадровой ситуации в регионе 7.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции 7.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию 7.6. Оценка кандидатов при приеме на работу 7.7. Конкурсный набор персонала на работу 7.8. Адаптация персонала Глава 8. Методы поддержания работоспособности персонала 8.1. Повышение производительности и нормирование труда 8.2. Оценка труда 8.3. Аттестация персонала 8.4. Формирование кадрового резерва 8.5. Планирование карьеры 8.6. Разработка программ стимулирования труда 8.7. Обучение персонала Часть I.Основы организации и управления персоналом ^ Ключевые слова:
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими ресурсами.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала организаций. Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о парадигмальной направленности происходящих “тектонических” cдвигов в доминирующих концептуальных схемах управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма, максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в. ^ Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной. Именно в такой последовательности в ХХ в., как показывает опыт менеджмента различных организаций в развитых странах, происходит развитие основополагающих форм совместной творческой деятельности. Этот процесс, если его рассматривать в рамках организационно-культурного подхода, можно интерпретировать как фазы становления партиципативной организационной культуры, а те трансформации, которые претерпевали бюрократическая, органическая и предпринимательская культуры, последовательно генерировали парадигмы кадровой работы в менеджменте капиталистических стран. Раскроем логику этого исторического процесса организационно-культурной эволюции. Технократический подход, коренящийся в философии позитивизма, был перенесен (наиболее известная фигура в этом подходе — Ф. Тэйлор) в практику организации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции. Работник в подобного рода человеко-машинных системах трактовался как “винтик”, и проблема оптимизации функционирования таких технологий решалась на путях рационализации социально-производственных связей и трудовых процессов за счет использования более эффективных механизмов контроля и вознаграждения. Конечная цель рационализации — повысить уровень эксплуатации всех составных элементов (в том числе и “человеческого материала”) этих систем. Негативные социальные последствия подобного рода рационализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризисных ситуациях (в первую очередь, в условиях войн), рост производительности труда за счет внедрения элементов его научной организации, стали очевидны уже во второй половине 20-х гг. и породили серию социальных экспериментов (хоторн-ские исследования Э. Мэйо). Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности, использование позитивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важнейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реализация впервые придала наемному работнику статус (хотя и неравноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное выражение в деятельности профессиональных союзов. Коллективистская по своей природе идеология профессионализма, свойственная массовым профессиям, к середине 50-х гг. стала тормозом на пути научно-технического прогресса, поскольку широкое внедрение технических нововведений вытесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулирование индивидуального профессионального развития за счет включения механизмов личной заинтересованности и персональной ответственности — такова специфика нового подхода в кадровом менеджменте, получившего распространение в развитых странах в 60-70-е гг. Его применение, в конечном счете, было нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более конкурентоспособным. Однако ориентация на потребительскую мотивацию работника, гипертрофия эгоистической морали вели к эрозии морально-психологического климата организации, снижая в целом эффективность ее деятельности. Поэтому в качестве противоядия естественным выглядел возврат (в той или иной форме) к коллективистским ценностям, обеспечивающим здоровую атмосферу в организациях, где работники, объединяемые во временные и постоянные рабочие группы, занимаются сложно-организованной совместной деятельностью. В условиях глубокого структурного кризиса 70-х гг. созидание оптимальной, с точки зрения решения, как правило, неординарных проблем, формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 80—90 гг., получившего название team management — командный менеджмент. Таким образом, можно говорить о четырех основных парадигмах в кадровом менеджменте в ХХ в.:
Причем последняя парадигма представляет собой органичный синтез последовательных трансформаций, исторически предшествующих партиципативной организационной культуре других организационных культур. И с этой точки зрения отсутствие в той или иной национальной или корпоративной организационной культуре исторически предшествующих и модернизированных элементов всех трех организационных культур — бюрократической, органической и предпринимательской — делает весьма проблематичной полноценную реализацию доктрины командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности, неадекватного морально-психологического настроя или (и) низкого уровня профессионализма. Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения передовых способов кадрового менеджмента в управлении персоналом объясняет, в частности, невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кадровой работы в практику отечественных кадровых служб. ^ Воспользуемся классификационной схемой, предложенной Д. Коулом, чтобы раскрыть специфику каждой из выделенных парадигм кадрового менеджмента. А она определяется типом доминирующей в корпорации организационной культуры. При доминировании бюрократической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:
При доминировании органической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности, как правило, руководствуется следующими стереотипами:
В случае преобладания предпринимательской организационной культуры менеджер по персоналу руководствуется такими стереотипами:
При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что
|
![]() | Дисциплина «Управление персоналом». Принципы, методы, функции управления персоналом | ![]() | Методические указания предназначены для обучающихся по направлению подготовки 080400. 62 «Управление персоналом» |
![]() | Управление персоналом на стадии стабильного функционирования организации | ![]() | Место и роль управления персоналом. Рост актуальности знаний в области управления персоналом организации |
![]() | «Управление персоналом» по рабочей программе дисциплины в. 3 «Методы принятия управленческих решений», предусмотренной рабочим учебным... | ![]() | «Управление персоналом» по рабочей программе дисциплины в. 3 «Методы принятия управленческих решений», предусмотренной рабочим учебным... |
![]() | Составить профессиограмму менеджера по управлению персоналом (типовая структура в опорном конспекте, тема №2 и в учебнике Т. Ю. Базаров... | ![]() | Васильев Е. В. Риск-менеджмент в управлении персоналом: Методические указания для студентов II курса специальности 080400 «Управление... |
![]() | Управление персоналом – это наука, изучающая различные факторы, которые позволяют организации максимально эффективно использовать... | ![]() | Предпосылки возникновения управления персоналом как вида профессиональной деятельности |