Скачать 1.76 Mb.
|
Ответы на вопросы по истории Древнего Востока. 16. Значение древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций. Первые цивилизации зародились в странах Древнего Востока. И именно это можно считать началом нового этапа всемирной истории (того, что нам известен благодаря археологическим и лингвистическим исследованиям): т.е. существование, совершенствование и процветание человеческого общества и его культуры. Прежде всего мы должны понять, что считать цивилизацией и каковы ее признаки. Само слово цивилизация имеет очень много определений. Поэтому, для точности понятия мы сразу охарактеризуем его рядом признаков: Цивилизация - это социокультурное единство людей, в котором: 1) создается производящее хозяйства, рационально организованная экономика, приносящая значительную прибыль – урожай (вместо присваивающего и, следовательно, бесприбыльного первобытного хозяйства) 2) создается институт частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появляется возможность концентрации богатств в руках одних и потери его другими. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных; 3) появляется особый орган, регулирующий социальные отношения и конфликты, а именно, институт государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин; 4) появляются города как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр области или региона, как место концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества; 5) появляется возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами; 6) создается письменность, т. е. система графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации. В условиях формировании цивилизации человек перестает быть беззащитным перед лицом природы; наступает конец родо-племенным отношениям; человек не выживает, а созидает; отсутствует примитивное мышление, на замену ему приходит абстрактное, развитое. Именно в Древнем Востоке берут свои исторические корни великие монотеистические религии. Место рождения первых цивилизаций: долина Нила (Др. Египет), Евфрата и Тигра (Месопотамия), которые впоследствии распространились по всей географической зоне Древнего Востока до Китая. Их зарождение можно отнести к 3 тыс. до н.э. Историческое существование древневосточной цивилизации – 4 тыс. лет (с сер. 4 тыс. до н.э. до сер. 1 тыс. н.э.). В середине 1 тыс. н.э. древневосточная цивилизация вступила в полосу кризиса, который привел к коренной трансформации и созданию нового типа цивилизации – Средневековая Восточная Цивилизация. ^ Этнический состав древневосточных стран состоял из разных рас, культурно-языковых общностей, народностей. Представители европеоидной (Сын Ноя – Иафет) группы населяли главным образом области Ближнего и Среднего Востока, монголоидной (Сын Ноя – Сим) – Дальний Восток (судя по тому, что я разобрала – и Малая Азия, семиты), а негро-австралоидной (сын Ноя – Хам) – Южную Индию, Мероэ (Восточная сторона Нила) и части Малой Азии.1 ^
Семито-хамитская : Название введено в 18в. немецким ученым Августом Шлёцером. Терр-и: Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Аравийский полу-ов, Благодатный полумесяц (дельта Нила + Тигр и Евврат). Этносы: 1. Аккадцы (семиты) – 24 в., спустились с севера на юг, захватили шумер. 2. Амориты/Амореи (хамиты. Хам – Ханаан – Аморрей) племена Амурру (г. Угарит) – р. Иордан – Вавилон. (г. Мари – их книжество в 19в.) Вавилон – столица их царства (Древнее Вавилонское царство – 19-16 вв) 6й царь – Хамурапи 3. Арамеи (семиты) – 14в. – кочевые племена расселяются в Сирийской пустыне, проникая оттуда на средний Евфрат, прошли с боями все Восточное Средиземноморье (безрезультатно). В конце 12в. объединяются с 4. Халдеи (семиты) – обитают в обл. устьев рек Тигр и Евфрат, на сев.-зап. Берегу Персидского залива(южная часть Вавилонии). К концу 9 – нач. 8 в.- попытка создать гос-во, завоевание Вавилона в 721 г. (12 лет правления царя Мардук-апла-иддина), но были завоеваны 5. Ассирийцы (семиты, сын Сима – Ассур) – Северо-Восточная Месопотамия, холмистая степь переходящая в гористые области. Формирование в г. Ашшур, в 11-10 вв. удары арамейских кочевников.6. Ханаанеи (хамиты, Хам – Ханаан, в пер. = купец) – племена на терр-и Финикии (Восточное Средиземноморье). Порты – Тир, Сидон. Основатели буд. Карфагена в 814 г. До н.э.
1. Анатолийская/Хетто-Лувийская: 1. Хетты – 17в. сливаются с племенами хатти, терр-я Малой Азии между Черным и Средиземным морем) 2. Лувийцы – юго-зап. Побережье Мал. Азии – Арцава) их потомки: Лидийцы, Ликийцы… 2. Индо-Иранская: 1. Мидийцы – от гор Заграс до юж. Побережья Черного моря 670-550гг) 2. Персы(империя Ахеменидов) – от Греции до Индии. 3. Кочевые иранцы – киммерийцы, скифы, массагеты, дахи –парфяне и др. 5. Фрако-фригийцы – Малая Азия – фригийцы, армяне.
1. Хатты – запад, г. Хаттуса, потом были завоеваны хеттами. 2. Хурриты – терр-я сев. Месопотамии, левый приток Тигра) 3. Урарту – Армянское нагорье. Союз племен, сущ. С 13 в., как гос-во с 8в. Прекратили свое сущ-е в 6 в. 4. Кутии – горы Загрос, спустились с нихв 22в. и век паразитировали на терр-и Шумера.
* Шумеры– не относятся к какой-либо языковой семье. Либо всегда населяли терр-ии между Тигром и Евфратом, либопришли с севера Месопотамии. ^ * Общее: Сложившаяся в эпоху Древнего Востока система управления государством получила название монархия деспотического типа или древневосточная деспотия (греч. despotes - господин) - система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествленного монарха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников. На др. Востоке, как и в др. Африке, деспотия была классической формой правления с момента образования классового общества и верховной власти. Такими государствами были: Вавилон, Древний Египет, Ассирия, Персия Ахеменидов, Китайские империи и пр. Деспотия опиралась на необходимость объединения общин и подчинения племен в целях самообороны и устойчивого экономического развития. Специфика древневосточного государства заключается в осуществлении прямого хозяйственного руководства в пределах обширного сектора экономики, а именно - создания ирригационной системы, а также в государственном обеспечении культурных институтов. Получается: так как власть активно принимала участие (порою и сам царь участвовал в работе– Урук, Месопотамия) в строительстве ирригационных систем – она считала оправданным свое право на владение этой землей. В лице древневосточного правителя государство считалось верховным собственником и распорядителем всей земли, взимая налоги и налагая повинности на все население, кроме привилегированных слоев, земельных владений и городов. Другая часть земли непосредственно принадлежала правителю, государству и его учреждениям (в том числе храмам, часто пытающимся превратиться в самостоятельные субъекты власти и хозяйства). Пользование налогами и повинностями, как и государственная земля, широко раздавались в собственность или условное держание членам государственного аппарата, воинам, жрецам и т. д. Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером. В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи — было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги. Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии. Кроме позднепервобытного общинно-племенного строя и восточной деспотии, словно знаменующих начало и конец древневосточного политогенеза, на Древнем Востоке существовали всевозможные промежуточные формы политического строя: ограниченная коллективными общинными институтами номовая монархия (Ур. 20 в. До н.э.: Земля поделена на 2 части, - 50% земли – царю. Остальные 50 % : половина – богам, половина – свободным аккадцам под проценты! Обрабатывают землю – мушкенумы, платят при этом налог. Земли храмов обрабатываются: 50% - рабы, 50% - мушкенумы.), близкая ей олигархическая ("аристократическая") республика. Даже в крупных царствах власть царя иногда должна была терпеть влияние коллективных военно-аристократических и военно-демократических органов. Религия могла быть средством для установления деспотии. Примеры:
Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии. Причина её устойчивости в том, что при условии соблюдения вековых традиций, она не встречает никакого противодействия со стороны населения
Первобытный социум, малочисленный и не сталкивающийся со сложными задачами, однороден. Развитие и усложнение социума приводит к функциональному выделению властной верхушки, доступ в которую находят, прежде всего, отличившиеся или влиятельные благодаря своему имущественному положению члены общества. В свою очередь, властная верхушка начинает использовать свои возрастающие с усложнением жизни социума полномочия сначала для их же кумулятивного наращения, а потом и для отчуждения рабочего времени и продуктов труда других членов общества. Такое отчуждение называется эксплуатацией. Когда отношения эксплуатации пронизывают значительную часть общества, и какая-то группа его членов (в данном случае это прежде всего властная верхушка) начинает существовать за счет эксплуатации, последняя становится классообразующим фактором, а само общество — классовым. Классы — это группы людей внутри общества, различающиеся по отношению к организации социального (прежде всего материального) воспроизводства: господствующий класс организует его, а класс непосредственных производителей осуществляет. В физическом смысле слова господствующий класс живет "за счет" класса непосредственных производителей, значительное большинство которых подвергается эксплуатации. Аппарат власти классового общества называется государством (в других случаях тем же словом называется просто функционально развитый аппарат власти. Следует чётко различать эти значения). О его существовании можно говорить с тех пор, как властная верхушка освобождается, фактически и формально, от контроля общинного самоуправления, и становится наследственной (хотя бы в лице своего главы).
Основным историческим источником по экономической и социальной жизни Месопотамии являются законы Хаммурапи(около 1792 - 1750 г. до н.э).Всего было записано 282 статьи, из которых сохранилось 247.Много статей в законах Хаммурапи было посвящено земледелию (ответственность за нанесение ущерба дамбам и каналам), торговле (торговля была полностью государственной), ремеслу (ремесленники также находились под крылом государства). Очень важными являются статьи о системе землевладения и землепользования (очень развитой была аренда, которая была строго регламентирована и осуществлялась только на основе договора). Законы затрагивали и социальные стороны жизни - рабство(которое было близко к патриархальному), общинную жизнь (общины несли коллективную ответственность за каждого из своих членов).Из этих законов можно также узнать и о сакрализации власти. В частности вступление перед первой статьёй звучит так: "Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей" . Из законов Хаммурапи явствует, что царь считался сыном бога, или его наместником на земле. Поэтому следует признать, что такой ресурс власти как сакрализация был сильно развит в Месопотамии. Много информации нам дают также хозяйственные и юридические документы более позднего времени. Например о роли общины "Когда раб был в доме схвачен, община его выслушала и допросила" . Множество документов об аренде дают понять в том числе огромную роль правителей (документы в Позднем Вавилоне датировались годами правления царя). Из этих документов можно сделать вывод, что под ведением царя находились фактически все стороны общественной жизни. Кроме двух ресурсов власти сакрализации и контроля над экономикой существовал ещё и третий - внешние войны. На протяжении всей истории Месопотамии их было немало, однако основной целью было грабительство, а не завоевание новых земель. Но существовал и четвёртый - ключевой ресурс власти на который опирались три других - это традиции. Вся власть в Месопотамии - это традиция, что впрочем других её (власти) ресурсов. Ментальность людей того времени была такова, что традиции занимали все стороны жизни общества. Именно опора на традиции позволила деспотии в Месопотамии быть столь устойчивой на протяжении многих сотен лет. Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий даже искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру, как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии. |
![]() | Зарождение и развитие педагогической мысли в трудах философов Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан) | ![]() | Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи и Законов Ману |
![]() | История Древнего Востока: Материалы по историографии. Учебное пособие / Сост. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под... | ![]() | Значение социально-политической мысли Древнего Китая в истории Китая и стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии |
![]() | «выселяюсь»), Город же или страна, откуда уехали переселенцы, получил название метрополии (от греческих слов, означающих «город-мать»).... | ![]() | Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них... |
![]() | Исторические условия возникновения государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Их периодизация | ![]() | «Философия» входят общие закономерности развития философии, ее генезис и история; структура, уровни и методология философского знания;... |
![]() | Географическое положение, природные условия и население Апеннинского полуострова в древности | ![]() | Раннеклассовые общества и первые государства на Крите и в Ахейской Греции (конец III-II тыс до н э.) |