Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос»




НазваниеМетодические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос»
страница1/10
Дата публикации04.01.2014
Размер1.19 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

_____________________________________________________________

Институт сельского хозяйства и природных ресурсов

Отделение естественных наук и природных ресурсов

Кафедра химии и экологии


ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Методические указания к практическим занятиям

и самостоятельной работе

для студентов

специальности

020801.65 – Экология

^ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

020401.65 - География

Методические указания рассмотрены и одобрены

кафедрой химии и экологии __22.06____2011 г.,

протокол №_6_
Великий Новгород

2011 г.


^ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА/ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА

Методические указания к практическим занятиям и СРС для студентов специальности

Экология и География /Сост. Елистратова И. А. НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2011.- 26 с.

Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «ОВОС» студентам специальности «Экология» и «География» в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов очного отделения. В методичке представлены примеры решения задач по ОВОС и ЭЭ. Студенты получают индивидуальные задания.
ВВЕДЕНИЕ

Экологическая экспертиза (ЭЭ) и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) составляют основу российской системы экологической оценки.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Процедуры ЭЭ и ОВОС основаны на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности. Экологическая оценка сосредоточена на всестороннем анализе возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и использовании результатов этого анализа для предотвращения или смягчения экологического ущерба.

Цель курса - заложить у студентов основы знаний по ОВОС и экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов в соответствии с действующим законодательством, дать представление о процедуре и различных типа ЭЭ.

Требования к уровню освоения содержания:

Иметь представление:

  • о наиболее крупных проектах ОВОС:

  • по освоению крупных месторождений,

  • строительству современных магистралей.

  • о специальном программном обеспечении фирмы «Интеграл».

Знать:

  • Методологические основы экологического проектирования и экологического обоснования хозяйственной деятельности.

  • Требования к хозяйственным объектам при выборе места, строительстве, эксплуатации, вывода из эксплуатации.

  • Методы моделирования оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

  • Порядок проведения экологической экспертизы.

  • Процедуру экологической экспертизы

Уметь:

  • Давать экологическое обоснование инвестиционной деятельности.

  • Выполнять экологическое проектирование с учетом экологической, социальной и экономической ситуации территорий.

  • Составлять Заключение ЭЭ.

  • Находить альтернативные варианты осуществления деятельности.





Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП

Дисциплина является комплексной и базируется на знаниях, полученных при изучении всех предшествующих дисциплин учебного плана, изучается в одном блоке (8 семестр) с дисциплинами «Правовые основы природопользования», «ОВОС», конкретизируя и дополняя их.

Занятие №1

Принципы и основные процедуры ОВОС
Принципы ОВОС закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды», основными среди них являются принципы:

  1. обязательности;

  2. научной обоснованности;

  3. широкой гласности и участия общественности;

  4. презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности;

  5. комплексности оценки;

  6. достоверности и полноты информации;

  7. ответственности.

1. На каком этапе хозяйственного процесса проводится ОВОС? Экологическая экспертиза?

2. На ком лежит обязанность проведения ОВОС? Экологической экспертизы?

3. Что является объектами ОВОС и экологической экспертизы?

4. Назовите документы, фиксирующие результаты ОВОС на каждом из этапов ее проведения?

5. Что означает такой принцип ОВОС и экологической экспертизы как презумпция потенциальной экологической опасности любой деятельности человека?

6. Каковы формы участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду? Обязательно ли оно в рамках процедуры ОВОС?

7. Каким образом осуществляется информирование общественности о проведении ОВОС?

8. Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

9. Каковы формы участия граждан и общественных организаций в государственной экологической экспертизе?

10.Какие виды заключений экологической экспертизы предусмотрены законом?

11.Какие выводы должно содержать заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов?

12.В каком случае государственная экологическая экспертиза считается завершенной без результата?

13.Каковы основания проведения повторной государственной экологической экспертизы?

14.С какого момента заключение государственной экологической экспертизы приобретает юридический статус?

15.Каково юридическое значение заключения государственной экологической экспертизы?

16.Кто может проводить общественную экологическую экспертизу?

17.Какое юридическое значение имеет заключение общественной экологической экспертизы?

18.Может ли общественная экологическая экспертиза проводиться после государственной? Почему?

Занятие №2

Методика оценки воздействия на компоненты природной среды

Согласно Постановлению правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 результаты ОВОС являются составной частью проектной документации (раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»).

Экологическая оценка проводится до принятия основных решений по намечаемой деятельности, а её результаты используются при выработке проектных решений. Согласно п. 2.1 «Положения об оценке…» на стадии оценки необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип «презумпции потенциальной экологической опасности»).

На предпроектной стадии обоснования инвестиций в соответствие с «Положением об оценке воздействия…» (Положение об оценке…., Госкомэкология России. 16.05.2000 г. № 372) также осуществляется процедура ОВОС, включающая в свой состав общественные обсуждения в т.ч. в форме слушаний. На этой стадии рассматриватся альтернативы реализации хозяйственной деятельности.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Под воздействием понимается любое (как «неблагоприятное» так и «положительное») изменение в окружающей природной среде или социально-экономических условиях, полностью или частично являющееся результатом намечаемой деятельности. Согласно СП 11-102-97 экологически вредное воздействие – воздействие объекта хозяйственной или иной деятельности, приводящее к значительным, иногда необратимым изменениям в природной среде и оказывающее негативное влияние на человека.

ОВОС предполагает комплексное рассмотрение воздействий намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде. Этот принцип комплексности расширяется до рассмотрения и учета в принятии решений экологических и социально-экономических последствий намечаемой деятельности в комплексе (рис. 4.1).

Решения относительно намечаемой деятельности должны приниматься открытым образом, с участием всех заинтересованных сторон через ясные, четко установленные процедуры. Данный принцип реализуется в процессе общественных слушаний и согласования проекта с уполномоченными государственными органами.

На основании результатов оценки заказчик принимает решения по выбору альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности или отказа от неё.

В задачи ОВОС входит: получение информации о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий; выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.

После принятия решения о необходимости проведения оценки воздействия последовательность действий включает:

  • анализ имеющихся проектных решений (в т.ч. существующих аналогов);

  • выявление потенциально важных воздействий, которые должны детально изучаться впоследствии; расчет (оценка) масштабов воздействий и оценка ожидаемых изменений в окружающей среде и их значимость для природы и социально-экономических условий;

  • разработки мер по смягчению или компенсации ожидаемого воздействия на окружающую среду;

  • предложения по мониторингу и послепроектному анализу;

  • составление итогового документа;

  • взаимодействие с заинтересованными сторонами, консультации и участие общественности.

Потенциальная возможность воздействия на окружающую среду тех или иных видов операций, выполняемых в процессе реализации намечаемой деятельности, определяется на основе известных технических решений. Такой подход позволяет решить основной вопрос ОВОС – является ли уровень воздействия планируемой хозяйственной деятельности экологически безопасным в природных условиях рассматриваемого региона.

В настоящее время единые универсальные методики интегральной оценки антропогенного воздействия на окружающую среду отсутствуют (Дьяконов К.Н. и Дончева А.В., «Экологическое прогнозирование и экспертиза», 2005). Такая ситуация обусловлена сложностью взаимодействия технических комплексов с экосистемами, имеющими многоуровневую структуру связей, преимущественно нелинейного характера.

Для обеспечения единого методологического подхода в процессе определения масштабов и степени воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в настоящей работе за базовый вариант принят один из подходов, получивший в последнее время широкое распространение за рубежом (Clark et al., 1978), и принятый экологическими кругами Российской Федерации.



Рисунок 4.1 Обобщенная схема процедуры ОВОС (по Хотулева М.В.: http://www.ecoline.ru/mc/expertiza/ с изменениями)

Занятие 3. Выбор экосистемных компонентов и анализ значительности нарушений

В основу подхода положена процедура «адаптивной оценки и управления» (Adaptive Environmental Assessment and Management – AEAM), предложенная К. Холлингом (Holling, 1978; 1986). При использовании рассматриваемой методологии оценка возможных воздействий на окружающую среду включает выбор важнейших (наиболее показательных) экосистемных компонентов (ВЭК), которые могут быть затронуты планируемой деятельностью. Важнейшие экосистемные компоненты определяются как системно значимый ресурс для местного населения, имеют национальную или международную значимость или, будучи затронутыми планируемой деятельностью, окажутся существенными для оценки воздействия деятельности на среду, или служат приоритетными объектами при принятии управленческих решений. Выбор ВЭК в ходе оценивания последствий реализации того иного проекта признается специалистами, использовавшими рассматриваемый подход, и высоко оценившими простоту его реализации, наглядность и возможность получения однозначных заключений. В управленческом аспекте вопрос выбора ВЭК включает социальные, политические и экономические характеристики.

В практике выполнения ОВОС на территории Российской Федерации в качестве ВЭК используют характеристики следующих компонентов окружающей среды (физическая среда, биологическая среда, социально-экономическая среда):

  • атмосферного воздуха,

  • поверхностных и подземных вод;

  • геологической среды;

  • ландшафтов, почв, растительности;

  • животного мира (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся и земноводные, планктонные организмы и бентос);

  • социально-экономической сферы;

  • ООПТ;

  • культурно-исторического (археологического) наследия.

Для выделения ВЭК применительно к реализации рассматриваемой деятельности разрабатывается матрица взаимодействий проектных мероприятий с окружающей средой (Табл. 1)..

Значительность антропогенных нарушений, в соответствии с принятой в ОВОС методологией, оценивается в категориях:

  • пространства,

  • времени,

  • интенсивности (табл. 2).

Пространственная шкала задается градациями:

  • точечное нарушение (наибольший линейный размер площади нарушения менее 1 км) или площадь воздействия менее 1% рассматриваемой территории;

  • локальное (1-100 км) или площадь воздействия в пределах 1-10% территории;

  • региональное (100-10000 км) или площадь воздействия в пределах 10-70% территории;

  • глобальное (более 10000 км) или площадь воздействия больше 70% территории.

На ландшафтном уровне все перечисленные градации шкалы при необходимости могут подразделяться внутри на: область непосредственного влияния текущей хозяйственной деятельности (хозяйственные объекты, размещенные на искусственных основаниях (фундаментных, или насыпных): жилая и производственная застройка, строительные площадки и т.п.), область непосредственного инерционного влияния прошлой хозяйственной деятельности (например, рекультивированные территории), область опосредованного влияния хозяйственной деятельности (периферия зоны непосредственного влияния).

Таблица 1. Предварительная матрица потенциальных взаимодействия (воздействия) проектных мероприятий и окружающей среды

Стадии реализации проекта

Компоненты среды, подверженные воздействию

Физическая среда

Биологическая среда

Социальная и социально-экономическая среды

Атмрсфера

Геологическая среда

Поверхностные воды

Почвы и наземная растительность

Беспозвоночные

Рыбы

Амфибии и Рептилии

Млекопитающие

Птицы

ООПТ

Землепользование, в т.ч. сельское хозяйство

Транспорт

Лесное хозяйство

Охота

Занятость населения

Туризм и отдых

Санитарно-эпидемиологическая обстановка

Историко-культурное наследие

Стадия проекта




^ Инженерные изысканий



















































Строительство




^ Подготовка территории




Расчистка территории








√√











√√

√√
















Разминирование





















































Стройка

√√



√√









√√

√√

√√



√√






√√





√√

Эксплуатация

√√





































√√



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания по проведению практических занятий для студентов...
Экологическая экспертиза. Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности «Экология» / Сост.: Л. В. Бабенко....

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconГ. А. Федотова Великий Новгород 2006
Учеб пособие; Новгу им. Ярослава Мудрого / авт сост. Г. А. Федотова: – Великий Новгород, 2006. – 112 с

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры»
История украинской культуры: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры» для студентов...

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Системный анализ отрасли»
Методические указания предназначены для студентов специальности 5В090900 «Логистика (по отраслям)»

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Прокурорский надзор: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе / сост. О. А. Брашнина. – Новосибирск:...

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине «Социальная...
Методические указания по курсу «Социальная экология и устойчивое развитие» предназначены для студентов специальности «Экология»....

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Программирование...
...

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Сертификация»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности...

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания по практическим занятиям по дисциплине: «управление работой порта»
Методические указания по практическим занятиям подготовлены: доцентом кафедры «ЭиМ» Анищенко Н. В., ассистентом Париновой Е. А

Методические указания к практическим занятиям и срс для студентов специальности Экология и География /Сост. Елистратова И. А. Новгу им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2011. 26 с. Методические указания обобщают опыт преподавания дисциплины «овос» iconМетодические указания к практическим занятиям по эксплуатации машинно-тракторного...
Расчетные задания и методические указания к практическим занятиям по эксплуатации машинно-тракторного парка подготовили: доцент Анисимов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов