Программные требования для подготовки к экзамену по дисциплине "Управление персоналом"
Основные понятия управления персоналом предприятия: определение; пирамида капитала предприятия; основные черты.
Общие понятия теории управления. Общая характеристика организации как системы, и персонала как объекта управления в ней. Реализация процесса управления. Обратная связь в системах управления.
Основы теории принятия решений: понятие и этапы процесса принятия решения; возможности оптимального управления (лучшее решение); задача управления в свете закона необходимого разнообразия.
Сущность управления персоналом как системой. Природа управления организацией и управления персоналом, исторические тенденции их развития.
Эволюция роли менеджмента персонала в общей системе менеджмента организации.
Основные внутренние переменные организации. Место управления персоналом в системе управления предприятием.
Внешняя среда организации, ее общие характеристики. Роль управления персоналом при реализации функций управления.
Основные принципы управления различными системами.
Стихийный и сознательный типы механизма управления. Научное управление, основные требования к работе аппарата управления.
Специфические свойства организации как системы, определяющей принципы управления персоналом.
Понятие и содержание основных принципов управления персоналом. Основные принципы деятельности менеджера при управлении персоналом.
Принципы построения системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом; принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации.
Основные способы воздействия руководителя на работников. Современные системы мотивации их достоинства и недостатки.
Формы лидерства как реализации инструментов управления персоналом. Принципы работы в коллективе. Наиболее распространенные ошибки при организации работы подчиненных.
Проблемы формирования организационной структуры: проблемы структурного характера и их особенности. Проблемы разделения труда в организации: специализации и определения обязанностей; подчиненности; уровней аппарата управления; единоначалия.
Проблемы разделения труда в организации: типовых вариантов организационных структур; централизации; объединения сфер деятельности; координации деятельности.
Мировой опыт организационных структур службы управления персоналом. Три уровня развития кадровой службы. Реализация мирового опыта развития кадровой службы в России. Организационная структура (модель) службы управления персоналом.
Кадровое обеспечение системы управления персоналом: методы формирования кадрового состава; проектирование структуры организации. Факторы проектирования организации.
Этапы проектирования организации. Современные тенденции реформирования организационной структуры.
Расчет потребности в персонале. Проектирование кадровой службы управления персоналом.
Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом.
Правовое обеспечение системы управления персоналом. Документы, разрабатываемые специалистами службы управления персоналом для внутреннего использования.
Анализ кадрового потенциала: основные методы и методика социально-экономического анализа использования персонала предприятия.
Перемещения персонала: постановка системы подбора, расстановки и перемещения персонала; пути сглаживания последствий перемещения руководящих кадров; управление служебно-профессиональным продвижением персонала в организации; факторы, вызывающие движение персонала.
Работа с кадровым резервом: общие положения работы, типы, принципы формирования и источники кадрового резерва.
Этапы работы с кадровым резервом. Требования, предъявляемые к должности руководителя подразделения для выбора кандидатов, зачисляемых в резерв.
Виды, планирование, этапы деловой карьеры.
Управление деловой карьерой. Технология организации продвижения по службе.
Технология набора персонала. Методы набора персонала.
Способы отбора кандидатов. Факторы, определяющие отбор кадров.
Общие проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в современной России. Технология обучения персонала. Опыт профессиональной переподготовки кадров в Японии.
Природа механизма мотивации деятельности человека. Содержательные теории мотивации.
Мотивационные теории «поля». Процессуальные теории мотивации.
Определение уровня оплаты. Современные тенденции в формировании мотивации.
Профессиональная и организационная адаптация персонала: этапы процесса адаптации персонала; технология социальной адаптации сотрудников предприятия к коллективу; организация управления профориентацией и адаптацией персонала.
Понятие конфликта и его роль в менеджменте. Базовые модели конфликтов. Подходы к оценке конфликта.
Причины возникновения и последствия конфликта. Диагностирование и основные стратегии обращения с конфликтами.
Процесс возникновения и развития конфликта: стадии; основные стратегии развития.
Управление конфликтами: переговоры как способ выхода из конфликтной ситуации; профилактика конфликтов; методы управления.
Конфликтологическая типология сотрудников. Классификация инициаторов конфликтов. Общие принципы, правила и рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
Оценка эффективности системы управления персоналом: подходы; принципы; показатели оценки. Оценка эффективности системы управления персоналом на основе конкурентоспособности.
Аудит персонала: понятие, цель, задачи, принципы, области, этапы.
Литература
Тебекин А.В. Управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. – М.: КНОРУС, 2009.
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник – М.: ИНФА–М, 2009.
Составил: к.в.н., профессор А. Егоров
14 октября 2011 г.
|