Эволюция методологии коучинга коучинг




Скачать 131.42 Kb.
НазваниеЭволюция методологии коучинга коучинг
Дата публикации03.02.2014
Размер131.42 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
ЭВОЛЮЦИЯ Методологии КОУЧИНГА

Коучинг — это искусство содействовать повышению эффективности и результативности.

Коучинг — это процесс создания Коучем условий для всестороннего развития и реализации личности клиента. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Коуч – это тренер-наставник и «катализатор» для реализации потенциала самого клиента.

На сегодня уже существует деление коучинга по видам и по контекстам внутри них:

- Корпоративный коучинг (Коучинг высшего руководящего звена, Коучинг организационного развития, Коучинг в менеджменте, Коучинг в сфере культурных трансформаций, Коучинг лидерства, Коучинг по HR, Коучинг персонала, и т.д.)

- ^ Персональный (Коучинг успеха) (Мотивационный коучинг, Коучинг целей/результатов, Коучинг в устранении проблем, Коучинг отношений, Стратегический коучинг, Коучинг карьеры, Коучинг достижений и т.д.).

А так же существует модель уровней коучинга согласно Логическим Уровням (Р.Дилтс).

* * *

Предлагается рассмотреть еще одну модель уровней Коучинга, основанную, в большей степени на работах К.Уилбера и Интегральный Психологии.

Модель Эволюции подходов к коучингу – это модель уровней коучинга, которые являются ступенями от коучинга материального, к коучингу духовному;

От коучинга сократовского (предполагающего субъект, объект и их взаимодействие как 3 разные составляющие) к коучингу квантовому (предполагающему фрактальность и голографичность событий, мыслящих любую точку времени пространства как содержащую в себе все качество время-пространства);

От коучинга классического к коучингу многомерному.

Каждый новый уровень коучинга отличается от предыдущего прежде всего философией, при чем некоторые инструменты могут быть заимствованы из предыдущего уровня. В этом и заключается секрет того, что при всей очевидности и простоте инструментария (технологий) коучинга, мы получаем очень различные эффекты в разных руках. И результаты работы тренера/коуча определяются, прежде всего, не инструментами, а той философией из которой они исходят.

^ I. Левополушарные подходы.

1. Классический коучинг. SCORE. ТОТЕ.

Поддержание рамки цели. Решение по ТОТЕ и SCORE технологиям.

СХЕМА: Причина -> Проблема -> Осознание цели и мотивация (Укрупнение цели, большие цели) + Ресурсы = Желаемое -> Эффекты

Классический коучинг, предполагающий наличие рамки проблемы и рамки цели и пошаговой технологии достижения цели/результата. Предполагает линейность развития событий; цель, как объект достижения, и процесс реализации с необходимыми объектами и ресурсами.

Механизм ТОТЕ (кратко):

Test-1 Сравнение настоящего и желаемого, постановка цели или Хорошо Сформулированный результат (ХСР). См. тексты по НЛП. Тест-1 действует как пусковой механизм процесса и включает в себя тестовые критерии (Сенсорное или поведенческое свидетельство для оценки того, достигнута ли цель).

Operate (шаги) Гибкость Способов и шагов для достижения цели. При повторных операциях, гибко подбираются средства достижения цели и снова следует Операция по достижения цели.

Test-2 Обратная Связь (ОСВК). Оценка информации путем сравнения ее со стандартом. На сколько приблизились к цели? Если Тест-2 отрицательный, то есть критерии цели не удовлетворены, то к Operate.

Exit Если Тест-2 показал, что тестовые (сенсорные) критерии удовлетворены, то Exit.

Как расширенный вариант, предлагается модель SCORE, в которой четыре ее фокуса внимания расположены на линии времени линейно:

1. С- Cause. Причины. Прошлое.

2. S- Symptom. Симптом, текущая ситуация. Настоящее.

3. О – Outcome. Цель. Желаемое состояние, выход, решение. Будущее.

4. Е – Effects (Ecology). Эффекты, экология, отдаленные последствия. Отдаленное Будущее.

И 5-й элемент R – Resources (Ресурсы), то, что необходимо для перехода от настоящего состояния к решению, может браться из любой точки времени.

Хотя и сохраняется линейность модели (как в ТОТЕ), при этом Ресурсы рассматриваются не только как строго закрепленная ко времени величина. Под словом ресурсы здесь воспринимаются то, что позволяет перейти от настоящего к желаемому, в том числе, и внутренние качества и внутренние состояния, которые имеют лишь косвенное отношение ко времени. Скорее время может выступать к ним как вторичный параметр.

^ 2. Успешные Модели.

Схема: Проблема/задача(цель) -> рассмотрение структуры проблемы как части системы, как неполной Модели (по какой-то из Модели, на которую намекает человек), в которой не хватает 1 или несколько элементов -> подбор Решений и ресурсов, согласно модели = Решение -> Эффекты

Здесь коуч отслеживает структуру проблемы (как вербальную так и невербальную) и как бы соотносит ее с известными успешными моделями целостного описания системы. Это похоже на сравнение «пазлов ПРОБЛЕМЫ» с различными целостными картинками-эталонами и определение - на какую картину это похоже. Таким образом, выбирается уже существующая успешная модель построения системы. Что позволяет минимально корректировать существующую систему, а лишь дополнить недостающими элементами.

Пример: Коучинг по модальностям (вижу, слышу, чувствую), по логическим уровням (окружение, поведение,…), по стихиям (земля, вода, огонь, воздух), по бизнес-процессам (Планирование, организация, реализация, контроль..), по архетипам и ролям, по метапрограммам, по функциям бизнеса (маркетинг, производство, сбыт, администрирование,) и т.д.

^ II. Правополушарные подходы.

3. Решение из «высокопродуктивных состояний».

Схема: Проблема + Высокопродуктивное состояние* = Новое ресурсное состояние -> решение -> Эффекты.

После описания проблемного поля, проблема ставиться на паузу (как фильм) или якорится пространственно (выбирается место или фокус внимания, которое ассоциируется с проблемой). Далее с помощью особых дыхательных или телесных или гипнотических практик осуществляется переход в высокопродуктивное состояние. После чего, при быстром совмещении энергии высокопродуктивного состояния и проблемного пространства, рождается новое решение и возникают новые сценарии (или проблема решается полностью).

*- Высокопродуктивные – это эталонные состояния, создающие пространства изменений, что позволяет решать из них любые задачи. Высокопродуктивные состояния – это пиковые сущностные состояния, которые отличаются ресурсностью (субъективно желанные), устойчивостью, интенсивностью (высокой энергией), легко направляемые на эффективное решение любых задач, являются своеобразными состояниями-перекрестками (пространствами бифуркации) из которых легко переходить в любые желаемые состояния. Трансляция этих состояний окружающим вовлекает их в пространство, в котором они меняются, раскрываются и эволюционируют.

Пример: Новый код НЛП; Гипноз; Дыхательные, интенсивные телесные или эмоцион. практики.

^ 4. Процессуальный подход.

Схема: Проблема/Тень ->Отождествление с проблемой (я=проблема) и Аналоговый Синтаксис (трансформация проблемы за счет собственной энергии) или Переусиление субмодальностей (звершение ТОТЕ/Гештальта, взрыв компульсий) -> Новое ресурсное, целостное состояние -> Моделирование (проектирование) наиболее естественного и эргономичного решения задачи из него -> Эффекты.

^ Основные пресуппозиции в этом подходе следующие:

В каждой проблеме скрыто решение. Сама проблема содержит ровно столько энергии, что бы полностью решить саму себя.

Намерение любой проблемы, любого действия и любой части – позитивно. Соответственно, Ядром каждой части является сущностное (интенсивное, неиссякаемое, ресурсное) состояние.

Проблемный паттерн стремится завершиться по собственной «логике».

Следуя за естественным развитием ситуации можно найти выход.

^ Процессуальные принципы или Аналоговый синтаксис:

В этом подходе предлагается следовать за проблемным паттерном и усиливать, делая это или по принципу наблюдения и позволения ему случиться до полного мысленного завершения или по принципу отождествления с ним (телесно-эмоционально) и выражения его через тело и голос до полного завершения или по принципу усиления проблемного паттерна до его трансформации (взрыва) и естественного завершения. Направляя новое, целостное состояние в первоначальную проблему, происходит трансформация «проблемы» в новое ресурсное состояние и интеграция 9разделение на проблему и решение более не существует, а есть единое целостное пространство).

^ III. Коучинг Баланса.

5. Моделирование.

Схема: Запрос -> Рассмотрение его на пересечении нескольких языков описания (минимум 3) -> моделирование и проектирование оптимальной методики -> решение (дополнение элемента, кот не хватало)-> эффекты.

Пример моделей моделирования: Bagel, Кубик Р.Дилтса, Моделирование через 2-ю позицию (отождествление с объектом моделирования и последующее описание) по Дж.Гриндеру, Нахождение ключевого элемента по Р.Бандлеру, системное моделирование по Д.Гордону.

Ключевым отличием здесь является использование нескольких языков одновременно или отсутствие описаний (моделей и внутреннего диалога) на этапе первичного моделирования (сбора информации).

Что позволяет несколько выйти за пределы ограничений одного языка описания. Пресуппозиции которого могут являться фильтрами отсекающими часть важной информации.

Таким образом, ситуация моделируется «более объемно», одновременно предполагая оптимальное решение.

^ 6. Коучинг баланса базовых Мужских-Женских энергий.

Схема: Рассмотрение проблемы как дисгармонии Мужского и Женского -> Гармонизация М и Ж -> новое целостное состояние -> Моделирование (проектирование) решения задачи из него -> Эффекты.

Предпосылка: в каждом человеке есть как мужское (как энергия, как качества), так и женское, так и их сочетание/единое состояние. Так как каждый является продуктом мужского рода (как в форме отцовской части ДНК, так и в форме запечатленной информации от отца и его рода и/или тех, кто его заменял), женского рода (как и в форме материнской части ДНК, так и информации от Мамы и всего ее рода и/или тех, кто заменял их), так и взаимодействия мужского и женского, всего что было между ними.

В качестве методик используется работа с Родом и Родовыми сценариями и любые практики Интеграции противоположностей.

В процессе такой работы моделируется: осознание позитивных намерений, прощение людей и отпускание ситуаций, принятие людей и раскрытие родовых энергий, трансформация и гармонизация ролей/сценариев, передача и раскрытие ресурсов/сущностных состояний у значимых участников Рода, реимпринтирование Рода.

Итогом является принятие в себе и раскрытие необходимых качеств, благодаря которым легко и естественно решаются проблемы и задачи. А так же раскрытие глубинных состояний, актуализация истинных ценностей и появление новых гармоничных, эффективных сценариев жизни.

Высшим итогом является баланс мужского-женского в форме баланса и единства одновременно: логики и интуиции, мягкости и жесткости, спонтанности и линейности, силы и мягкости, контроля и доверия, нет и да, границ и принятия, структуры и пространства, свободы и любви, инь и ян. Мужское и женское в таком человеке танцуют единый танец совершенства его/ее жизни, танец полной реализации.

^ IV. Системный Коучинг

7. Коучинг Личности.

Схема: Запрос -> выход на уровень Идентичности и реализация желаемых качеств ->получение решений из нового самоосознания -> интеграция в предыдущие уровни (в критерии, сценарии, стратегии, поведение, контексты).

Рассмотрение проблемы (симптома), как выражения структуры всей личности. Соответственно, что бы решить проблему полностью стоит реализовать качества на уровне Я-концепции (формулируемых в форме прилагательных, то есть Я=такой-то: Я=гибкий, успешный. Или в форме номинализаций, то есть Я=это, Я=то: Я=любовь, принятие…). «Новые»/реализованные Я-качества позволят естественно решить все проблемы и задачи.

Пример способов трансформации Я-качеств:

Реимпринтинг преград, мешающих реализовать желаемые Я-качества (формируется образ желаемого Я, а преграды к нему, как отправные точки для похода в прошлое и трансформации импринтов).

^ Сущностная трансформация (практика прохода от «проблемного паттерна» по иерархии критериев/целей к глубинному ядру – Сущностному Состоянию).

Трансформация Я-концепции (Работа с Я-концепцией согласно методологии С. Андреаса).

Решение запроса через работу с глубинными ценностями и идентичностью. Осознаются желаемые ценности.

^ 8. От части К системе. Системность и недуальность.

Проблема/Тень->осознание «+»намерения Тени/проблемы -> Осознание «+»намерения Границы* между Я и «проблемой» -> осознание «+»намерение системы Я-Граница-Проблема -> Осознание себя как системы (тень/граница/я) -> Решение -> Эффекты.

*- граница – это то, что разделяет и соединяет разделяемое. Это то, что порождает разделяемое. Это то, что является процессом восприятия субъекта, воспринимающим объектом.

Задача привести клиента к Единству самоосознания: Я=воспринимающий субъект, Я=процесс разделения и самоосознания, Я=познаваемый (проблемный) объект. И эти три Я = Единое Я, которое есть я.

Практики: дыхательные, холистические, интегративные и процессуальные, сущностная трансформация, работа с границами и системой, медитации, самопознание.

^ V. Полевой (пространственный) коучинг.

9. Синхронное аналоговое-дискретное решение по 4-м осям.

Одновременное решение задач по 4 осям, Формирующие Единый целостный центр. Четыре оси: Иерархия уровней (вертикальная ось, соединяющая центр земли и центр вселенной) + Муж и Жен (горизонтальная ось) + Прошлое-Настоящее-Будущее (ось сзади на перед) + Внутреннее-Внешнее (внутреннее и внешние пространства). Первые 3 оси, пересекаясь, формируют единый центр, который в дополнении с 4-й осью раскрывается на все пространство самоосознания.

Раскрытие каждой из осей предполагает отождествление с источниками Оси и самой Осью.

Например, Вертикальная ось раскрывается когда есть отождествление с центром земли, с центром вселенной, всем что между ними (границей) и системой Я=центр земли/все что между ними/центр вселенной. Являясь всем этим, одновременно осознаются/раскрываются/выравниваются и потоки, на том уровне, где мы являемся телом. Получается, что мы и являемся источниками потоков и потоками и самоосознаем их как себя на уровне тела. То же с Родом, где мы являемся и изначальными родовыми источниками (МиЖ) и всем что между ними и, одновременно, чувствуем себя телом, где все это едино. То же с Осью наших жизней, где мы являемся «изначальным Источником всех наших жизней», «финальным источником» и всем что между этим, на уровне тела являемся тем, что как чувствует единство всей этой системы, так и живет во времени. *

Являясь источниками и осями мы целостно выравниваем все процессы как внутри, так и снаружи. *

*- подробнее смотрите в соответствующих практиках.

^ 10. Экзистенциальный Коучинг.

Рассмотрение запроса из экстремальных и экзистенциальных позиций -> трансформация самоосознания Ценностей, идентичности и предназначения -> целостность -> осознание новых решений.

Самоосознание и проживание клиентом крайних экзистенций (Смерть, Бессмысленность, Одиночество, Непринятие и т.д.) дает высвобождение энергии для решения и трансформацию/расширение самоосознания. А отождествление с экзистенциями, например, Я=есть смерть; Я=жизнь; Я=есть одиночество; Я=есть непринятие себя; Я=есть самоуничтожение; Я=есть бессмысленность; Я=есть ничто; Я=есть все; - дает «рождение» «новой» личности и осознание себя целостным, сущностным источником.

При отождествлении с экзистенцией, не верны позиции Я-порождаю это или Я-несу это другим или Я-чувствую это и страдаю от этого. Так как в этом случае нет полного отождествления. Отождествление Я=ТО предполагает полное самоосознание себя как этого.

В качестве практик: Отождествление с границами и системой, Медитации, Самоосознание.

^ VI. Коучинг Самоосознания.

11. Зеркальный коучинг.

Запрос -> Восприятие клиента как части собственной личности, как себя (Ты = другой Я) -> Гармонизация себя (самоосознание: Это Я) -> выбор методики для клиента и решение.

Следовательно, системы, которые осознает консультант как себя, как «Я»:

1. Я= все, что воспринимаю как себя и не себя.

2. Я =Клиент и его тени (внутри) и все, что между ним и его тенями +

3. Я = Граница/взаимодействие/отношения и все то, что между нами (мной и клиентом) +

4. Я = Клиент и его система, частью которой он является.

Разрешение/интеграция ситуации внутри себя (любыми методиками предыдущих уровней) приводит к автоматическому обнаружению пути решения для клиента.

Одним из самых быстрых способов интеграции в себе – это мгновенное отождествление и самоузнавание «не-я», как «Я».

При полноте овладения данной методологией и практиками, единственная мысль - медитация, это: «я-я-я-я-я-я-я-я-я-я…». Метафорически выражаясь, скорость и качество самоосознания и интеграции всего сенсорного опыта как «Я» = «скорости восприятия и поддержания текущего самовосприятия» = «скорости и качеству порождения мира». Или Саммоосозание=Существование=Самозарождение. Тогда возникает четвертое состояние, которое лишь косвенно можно назвать «нерожденная тишина» или непозноваемое ничто». И это переход к квантовому уровню.

12. Квантовый.

Клиент и его системы (клиента) -> голограмма к системе Вас = голограммы к системам больших процессов -> через Вас руководят процессом самосознания и реализации клиента.

Этот уровень возможен при полной «Остановке Внутреннего Диалога»: внутренней тишине, остановке движения ума. Будь то остановка: визуального, аудиального, телесного, запахового, вкусового и синестезийного и пространственно-временного.

Естественно, что и нет как описаний, так и самого консультанта, как личности, тоже нет. Если говорить метафорически, то есть лишь «единое Истинное Я, которое самоосознает себя через клиента, посредством консультанта».

Если применять еще метафору, то можно сказать, что узнавание себя и медитация «я-я-я-я-я-я-я-я…» делается как бы тишиной из тишины узнавая саму себя ибо некому уже узнавать и нечего. Хотя внешне консультант может делать что угодно: говорить, действовать, жить, делая это «естественно».

При отсутствии «консультанта» как личности, «консультант», разом, в своем состоянии содержит все бесконечное количество вариантов, сценариев и последствий в здесь и сейчас, всю потенциальность измерений в единой тишине невыразимого «Я». В некотором смысле, «Высшее Я» играет клиента, встречающегося с «Высшим Я», которое отражается в том, кого клиент воспринимает как Консультанта. Внутренние, истинные желания клиента получают возможность руководить процессом самореализации через консультанта, определяя путь и инструментарий.

^ Радикальный Коучинг –

- профессия настоящего и будущего, предполагающая процесс полного самоосознания Коуча, как Коуча собственной жизни и Коуча для запросов на разных уровнях.

В этом планне, Коуч, потенциально, духовный лидер нового времени. Что здесь нового по сравнению с учителями (браминами) в ведической культуре или иными устройствами общества? Предлагаю рассматривать, Коучинг как закономерное явление эволюции и самоосознания текущего времени.

И особенность радикального коучинга – в многомерности восприятия и самоосознания.

Коуч – консультант, потенциально способный работать в предсказуемых и хаотичных системах любой сложности.

Образование Коуча и переход выше 1-го и 2-го глобального уровня (Лево и Правополушарные подходы) к 3-4-5 уровням (Коучинг Баланса – Системный – Полевой) возможен, скорее постепенно, по мере овладения Коучем методологией и практикой на каждом из уровней. Причем применительно к своей жизни.

А переход к Коучингу самоосознания (6-й уровень) возможен только при при ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ владении методиками предыдущих уровней. В ином случае, если Консультант (Коуч) не способен перевести свои откровения, инсайты и осознания на языки различной сложности и прагматической ценности, то он будет являться лишь Коучем для тех, кто находится в одном с ним ценностном поле.

А как вы понимаете количество клиентов, способных понимать языки 1-го уровня, больше чем клиентов мыслящих 3-м уровнем, а 3-м больше чем 4-м, и, тем более 5-м… Все, как с пирамидой ценностей.

Хотя, конечно, в практике работы с самим собой, консультант волен выбирать любой уровень. И даже предпочтительно, когда коуч, являясь консультантом для собственной жизни, осваивает практику следующего уровня.

Но для естественности (оптимальности, сбалансированности) эволюции клиентов и их проектов, Коучу предлагается придерживаться постепенным овладением методологий и практик. Последовательность этапов, в этом случае, есть полнота осознания и самоосознания от примитивного к многомерному.

Что совершенно не исключает единую сквозную философию, а наоборот, рекомендует ее.

ОМ ТАТ САТ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эволюция методологии коучинга коучинг iconПрограмма icu professional Coach (Master-Coach icta). Модуль Понятие...
Особенности коучинг-взаимодействия. Раппорт, прояснение, ответственность, баланс поддержка-фрустрация

Эволюция методологии коучинга коучинг iconМероприятия
О международной Федерации Коучинга (icf). Определение коучинга по Международным стандартам. Философия и принципы коучинга. 11 ключевых...

Эволюция методологии коучинга коучинг iconКнига «Коактивный коучинг» предлагает исчерпывающее описание и практические...
Книга предназначена для тех, кто стремится овладеть новой уникальной системой коучинга Коактивным коучингом. Она также будет представлять...

Эволюция методологии коучинга коучинг iconКнига «Коактивный коучинг» предлагает исчерпывающее описание и практические...
Книга предназначена для тех, кто стремится овладеть новой уникальной системой коучинга Коактивным коучингом. Она также будет представлять...

Эволюция методологии коучинга коучинг iconКнига «Коактивный коучинг»
Книга предназначена для тех, кто стремится овладеть новой уникальной системой коучинга Коактивным коучингом. Она также будет представлять...

Эволюция методологии коучинга коучинг iconТренинг коучинг саморазвитие
...

Эволюция методологии коучинга коучинг iconПрограмма лидерства. 2007 г. Тайм-Менеджемент 2007-2008 г г.«Сертифицированный курс: Коучинг»
«Сертифицированный курс: Коучинг», «Спиральная Динамика», «Эниаграммы» в Erickson College International, Canada

Эволюция методологии коучинга коучинг iconМеждународная Конференция по Методологии Адизеса тм
Приглашаем Вас принять участие в Международной Конференции по Методологии Адизесатм в России

Эволюция методологии коучинга коучинг iconНекоторые проблемы теории и методологии социологических исследований
Говоря о методологии и методах социологического исследования, мы должны, конечно, уяснить, каков пред­мет социологии как науки

Эволюция методологии коучинга коучинг icon4 Понятие, цели и задачи финансового менеджмента. Эволюция целей...
Эволюция целей фм. В систему финансов вкл.: общегос, местные фин и фин госпредприятий, орг и учреждений. В отношении негос предприятий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов