Скачать 108.04 Kb.
|
Контроль качества окружающей среды При обосновании требований к параметрам биосферы необходимо знать оценку различных факторов и состояние элементов окружающей среды до и после вредного воздействия. При этом большое значение имеют методы и организационные формы проведения экологического контроля в стране и на местах. При рассмотрении методов не следует забывать, что состояние биосферы изменяется под влиянием как естественных, так и антропогенных воздействий. Контролем естественных изменений состояния природной среды занимаются геофизические службы. Контролем изменений состояния природной среды под влиянием жизнедеятельности человека занимаются службы экологического мониторинга. В общем случае под мониторингом понимается комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Создание универсальных методов измерения вредных выбросов как в атмосфере, так и в локальных выбросах представляет сложную метрологическую задачу. Главным образом это связано с тем, что вещества-загрязнители характеризуются многими параметрами, что затрудняет однозначное определение их концентраций и идентификацию. В зависимости от области применения измерительную аппаратуру делят на основные группы: 1 - приборы, предназначенные для контроля запыленности атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны; 2 - приборы для измерения содержания и дисперсного состава пыли в аспирационных выбросах; 3 - приборы для анализа воздуха и водных сред. Существует классификация систем мониторинга по учитываемым факторам и источникам воздействий, реакциям основных составляющих биосферы на эти воздействия, методам наблюдения и т.п. Наиболее представительной является Единая государственная система экологического мониторинга, сочетающего как геофизические, биологические, так и техногенные аспекты. Организационные формы проведения экологического контроля можно представить следующим образом. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью установления правильности определения заказчиком хозяйственной и иной деятельности, возможных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий ее осуществления, а также полноты и достаточности предусмотренных им мер по предотвращению отрицательных экологических последствий. ГЭЭ проводят специально уполномоченные на это экспертные органы системы Госкомприроды РФ. Главными задачами ГЭЭ являются: рассмотрение представленной документации в соответствии с нормами и правилами проведения экспертизы; подготовка заключения для представления его на рассмотрение органов, принимающих решение о возможности и сроках реализации намеченных мероприятий; контроль за выполнением условий, принятых к реализации проектов хозяйственной и иной деятельности, прошедших ГЭЭ и получивших ее положительное заключение. Экологическое аудирование - вид деятельности по управлению качеством окружающей среды. В общем же виде ЭА можно определить как добровольную внутреннюю самопроверку деятельности некоторой производственной структуры с целью приведения этой деятельности в соответствие с документами, регламентирующими природопользование, и сокращение тем самым существующего и потенциального экологического и финансового ущерба из-за несоблюдения этих регламентирующих документов. Эффективность программ ЭА обеспечивают следующие положения: · Непременная поддержка ЭА и оценка его результатов руководством предприятия. · Независимость функции ЭА от реализуемой деятельности. · Профессионализм группы аудиторов. · Четко обозначенные цели, рамки, ресурсы и частота проведения экологического аудирования. · Адекватность процесса сбора, анализа, интерпретации и документирования результатов целям аудирования. · Наличие специальных процедур, обеспечивающих объективное изложение результатов ЭА в письменных отчетах. · Мероприятия, гарантирующие качество ЭА. Оценка воздействия на окружающую среду - заключение о воздействии хозяйственного объекта на окружающую среду, составленное в соответствии с утвержденными правилами. С 1988 г. требование о проведении ОВОС было распространено на все сферы деятельности. ^ Для дальнейшего изучения материала данного раздела важно определить связь между такими понятиями, как охрана природы и охрана окружающей природной среды. Окружающая природная среда – это естественная среда обитания и деятельности человека и других живых организмов, включающая литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и околоземное космическое пространство. Понятие природа более узкое – это естественный комплекс образований, который не подвергался или подвергался в незначительной степени влиянию человеческой деятельности. Соответственно, охрана природы – деятельность, направленная на сохранение естественной среды обитания живых организмов и совокупности природных ресурсов в условиях техногенных, агрогенных и других антропогенных нагрузок. Охрана окружающей природной среды – система международных, государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных ресурсов, рационального природопользования и улучшение качества окружающей среды. Охрана окружающей природной среды является частью прикладной экологии. Одним из методов охраны окружающей среды является контроль качества окружающей природной среды – совокупности показателей, характеризующих состояние природной среды (воды, атмосферного воздуха, почв и т.д.). Качество окружающей среды определяет возможность существования живых организмов, в том числе выживания человека, поэтому задачей государства является организация контроля ее состояния, который заключается в проведении мероприятий по проверке соответствия показателей ее качества установленным нормам и требованиям. Установление норм представляет собой специальную деятельность по разработке и теоретическому обоснованию системы количественных и качественных показателей (стандартов) состояния окружающей природной среды, при которых обеспечиваются благоприятные условия для жизни человека и устойчивого функционирования природных экосистем. Таким образом, экологический контроль – совокупность правовых, санитарно-гигиенических, медико-биологических, технико-экономических и других мер, осуществляемых на международном, государственном, производственном и общественном уровнях для обеспечения требований экологической безопасности. С термином “контроль качества окружающей среды” тесно связан термин “экологический мониторинг”. В обиход этот термин был введен официально на первой конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 г. ^ – наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды и ее изменений в процессе хозяйственной деятельности на основе информационных систем сбора, анализа и выдачи информации о реальных или ожидаемых вредных последствиях. ^ представляет собой область человеческой деятельности междисциплинарного характера. Научные подходы и обоснования включают подходы и методы экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других наук. Основные задачи мониторинга: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз ее состояния, определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, выявление факторов и источников воздействия. Мониторинг может проводиться на трех уровнях: локальном, региональном и глобальном. Цели, методические подходы и практика мониторинга на разных уровнях отличаются. Локальный мониторинг обычно относится к отдельным объектам, чаще всего подверженным каким-либо интенсивным антропогенным нагрузкам. Это могут быть лесные, водные, горные и другие объекты. Региональный мониторинг охватывает значительные по площади районы, которые, как правило, отличаются от соседних природными условиями (например, природные зоны, ландшафтные комплексы и пр.). Глобальный мониторинг ставит целью получение информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах (изменение климата, наблюдение за озоновым слоем и т.д.). Наиболее отчетливо критерии качества окружающей среды определены на локальном уровне. Цель регулирования – обеспечение стратегии, не выводящей концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения за допустимый диапазон, который является своего рода стандартом. Он представляет собой величины предельно допустимых концентраций (ПДК). В России ПДК закреплены законодательно, и соответствие качества окружающей среды этим стандартам контролируется соответствующими органами надзора. Задачей мониторинга на локальном уровне является, в частности, контроль фактических выбросов (сбросов) с целью информирования соответствующих органов. Объектом воздействия на локальном уровне является человек. Однако этот подход не работает на региональном уровне. Загрязняющие вещества антропогенного происхождения, попадая в окружающую среду, рассеиваются, включаются в круговорот веществ в биосфере, изменяют состояние абиотической составляющей и, как следствие, вызывают изменения. Любое хозяйственное мероприятие, проводимое в масштабе региона, сказывается на региональном фоне – изменяет состояние равновесия абиотической и биотической компоненты. Так, например, состояние растительного покрова, в первую очередь лесов, существенно влияет на климатические условия региона (и Земли в глобальном масштабе). Особенно сложны проблемы экологического мониторинга на глобальном уровне. Мониторинг на локальном и региональном уровнях, как правило, является внутригосударственной задачей, в то время как глобальный мониторинг – задача всего мирового сообщества. На практике цели глобального мониторинга определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных организаций, соглашений (конвенций) и деклараций. Идея создания Глобальной Системы Экологического Мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была высказана на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. Реальные основы ГСМОС были заложены на специальной встрече в г. Найроби (Кения) в 1974 г., где была уточнена роль агентств и государств – членов ООН. Основы ГСМОС в бывшем СССР были заложены разработками академика Ю. А. Израэля и доложены на заседании Совета управляющих ЮНЕП в 1974 г. Отличительной особенностью концепции Ю. А. Израэля было слежение за антропогенными изменениями в окружающей природной среде. Хорошо известно, что со временем происходят естественные, т.е. природные изменения климата, погоды, температуры, давления, сезонные изменения биомассы растений и животных. Эта информация давно используется человеком. Природные изменения происходят сравнительно медленно, за большие отрезки времени. Их регистрируют различные геофизические, метеорологические, гидрологические, сейсмические и другие службы. Антропогенные изменения развиваются гораздо быстрее, последствия их весьма опасны, так как они могут стать необратимыми. Для их установления необходимо иметь информацию о первоначальном состоянии объекта окружающей среды, т. е. состоянии до начала антропогенного воздействия. Если такую информацию получить невозможно, она может быть реконструирована по имеющимся данным, полученным за относительно большой промежуток времени, по результатам наблюдений за составом донных отложений в водных объектах, составом ледников, состоянием древесных колец, относящихся к периоду, предшествовавшему началу заметного антропогенного воздействия, а также по данным, полученным в местах, удаленных от источника загрязнения. Эти особенности определяют правомочность другого названия глобального мониторинга – фоновый мониторинг, или мониторинг фонового загрязнения окружающей природной среды. В настоящее время создана мировая сеть станций фонового мониторинга (в рамках деятельности Всемирной Метеорологической организации), на которых осуществляется слежение за определенными параметрами состояния окружающей природной среды. Наблюдения охватывают все типы экосистем: водные (морские и пресноводные) и наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные). Эта работа проводится под эгидой Программы ООН по окружающей среде и координируется ЮНЕСКО. Станции комплексного фонового мониторинга РФ расположены в 6 биосферных заповедниках и являются частью глобальных международных наблюдательных сетей. Примером программы глобального мониторинга может быть система Environmental Observation System (EOS) в США. Программа рассчитана на длительную перспективу – 15 лет, с началом в 1995 г. Она имеет междисциплинарный характер и будет работать на основе данных наблюдений с трех спутников, обслуживаемых персоналом постоянной орбитальной системы. В комплект аппаратуры входит 37 приборов: видеоспектрометры, радиометры, лидарные зондировщики, радиовысотомеры и др. EOS планируется как всеобъемлющая информационная система, анализ данных которой позволит понять функционирование Земли как природного комплекса “атмосфера – гидросфера – криосфера – биосфера”, позволит выявить пределы его изменчивости, оценить направления будущей эволюции. Гигантский объем наблюдений при помощи спутников EOS требует серьезных усилий по обработке, анализу, архивации и выдачи данных. Таким образом, задачи мониторинга состояния окружающей среды в глобальном масштабе являются многокритериальными. Одна из таких задач – определение величины допустимого воздействия на Землю, в частности на биосферу Земли. (Допустимыми следует считать такие воздействия, которые не приводят к ухудшению состояния биосферы ни по одному из рассматриваемых параметров.) В России основными направлениями глобального мониторинга считают: 1) изучение небольших, проявляющихся повсеместно, например глобальных изменений климата вследствие загрязнения; 2) изучение эффектов, связанных с распространением загрязняющих веществ на большие расстояния, например закисление среды под влиянием выбросов в атмосферу серы; 3) изучение антропогенных воздействий, обладающих большой инерционностью эффектов, например кумулятивный эффект хлорорганических пестицидов. Глобальные процессы являются объектом пристального внимания индустриально развитых стран и международного сотрудничества. В рамках общего соглашения между странами восьмерки (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, Германия, Япония, Россия) создан Международный Комитет по природно-ресурсным спутникам. В рамках российско-американской комиссии по охране окружающей среды и экономическому сотрудничеству подписан ряд документов: Заявление о реализации специальной экологической инициативы, Заявление о намерениях в совместном осуществлении мер, связанных с сокращением выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, и другие. Заявление о реализации специальной экологической инициативы подразумевало использование для решения экологических проблем данных космических архивов, прежде всего разведданных. Фотографии, накопленные за 30 лет, дали уникальный материал, например картографические данные о последствиях землетрясений в Нефтегорске в мае 1995 г. Данные наблюдений из космоса за Арктикой, тундрой и лесотундрой позволяют прогнозировать глобальное потепление Земли. По прогнозам специалистов, к 2100 г. мировая температура поднимется минимум на 1,7°С, если выброс “парниковых газов” не уменьшится. Таяние огромного Западно-Антарктического ледникового щита вызовет повышение уровня Мирового океана на величину порядка 6 м. |
![]() | Конкурс посвящается Году охраны окружающей среды, объявленному в России, и приурочен к Дню охраны окружающей среды, отмечаемому 5... | ![]() | Экологический прогноз и прогнозирование. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем. Основы оценки качества... |
![]() | Также рассматриваются вопросы санитарной экспертизы объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами; гигиены водоснабжения... | ![]() | Поглощение растениями и животными из окружающей среды кислорода в процессе дыхания и выделение углекислого газа. Получение из окружающей... |
![]() | Орифлейм гарантирует, что продукция компании основана на натуральных ингредиентах и произведена по новейшим технологиям с жёстким... | ![]() | Государственные органы общей компетенции, осуществляющие государственное экологическое управление |
![]() | Гигиена – это самостоятельная медицинская профилактическая наука (дисциплина преподавания), изучающая влияние факторов окружающей... | ![]() | С учетом комплексности проблем окружающей среды эти средства имеют специфику в технической, экономической, образовательной, правовой... |
![]() | Конкурс проводится в рамках года экологии и года окружающей среды, объявленный в Томской области. В конкурсе могут принять участие... | ![]() | В 1998 г. Мариупольский городской совет одобрил городскую «Программу охраны и оздоровления окружающей среды г. Мариуполя», которая... |