Скачать 86.7 Kb.
|
Перечень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине «Гигиена» для студентов педиатрического факультета 2.1.1. Модуль «Гигиена окружающей среды» 1. Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности педиатра. 2. Экология человека: определение. Природные, антропогенные и социальные факторы среды обитания человека. Классификация экологических ситуаций. 3. Окружающая среда (природная, антропогенная, социальная) и здоровье человека. Основные направления решения экологических проблем. 4. Источники и причины загрязнения биосферы. Механизмы действия экотоксикантов на организм ребенка и взрослого человека. Токсические факторы малой интенсивности, понятие. 5. Влияние загрязнения биосферы на здоровье ребенка и взрослого человека (ближайшие и отдаленные эффекты неблагоприятного действия); профилактика. 6. Источники загрязнения атмосферного воздуха; влияние на здоровье населения. 7. Основные загрязнители атмосферного воздуха, механизм действия на организм ребенка и взрослого человека. Направления охраны атмосферного воздуха. 8. Физические свойства воздуха, влияние на теплообмен и здоровье ребенка и взрослого человека. 9. Погода и климат, понятия. Классификация погодных и климатических условий. Влияние на организм ребенка и взрослого человека. Гигиенические аспекты акклиматизации. 10. Солнечная радиация, физиологическое и гигиеническое значение. Географические и антропогенные очаги рахита: понятия, профилактика. 11. Урбанизация, понятие. Гигиенические и медицинские аспекты негативного потенциала урбанизации, профилактика. 12. Условия жизни в современных городах, влияние на здоровье населения. 13. Качество воздушной среды жилых и общественных зданий, влияние на здоровье человека. Антропотоксины, “синдром больного здания”, понятия. 14. Источники антропогенного загрязнения воздуха закрытых помещений. Вентиляция помещений. 15. Микроклимат жилых и общественных зданий: классификация, влияние на ребенка и взрослого человека, нормирование параметров микроклимата. 16. Естественное и искусственное освещение жилых и общественных зданий; значение для здоровья ребенка и взрослого человека; нормирование параметров. 17. Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Методы очистки и обеззараживания воды. 18. Заболевания населения, связанные с употреблением нестандартной воды. Профилактика водных эпидемий. 19. Эндемические заболевания, связанные с нестандартным солевым и микроэлементным составом воды; профилактика. 20. Гигиенические требования к питьевой воде; методы улучшения её качества. 21. Сравнительная характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников. 2.1.2. Модуль «Гигиена питания» 1. Питание как социально-гигиеническая проблема и фактор, формирующий здоровье человека. Виды питания. 2. Алиментарно-зависимые заболевания, меры профилактики. 3. Принципы рационального питания человека. Сбалансированное питания, понятие. 4. Энергетический баланс человека, виды энергетических затрат. Нормирование питания лиц 1-ой профессиональной группы. 5. Современное нормирование питания различных групп населения. Нормирование питания детей и подростков. 6. Статус питания: понятие, основные типы, показатели для его оценки. 7. Рациональное питание людей умственного труда. Режим питания. 8. Рациональное питание детей и подростков. Режим питания. 9. Белки в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. Пути повышения биологической ценности белковой части рационов. 10. Жиры в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. 11. Углеводы в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, нормирование, источники. 12. Минеральные вещества и микроэлементы в питании ребенка и взрослого человека: биологическая роль, источники. 13. Витамины: понятие, классификация, биологическая роль. Виды витаминной недостаточности, причины, профилактика. 14. Гиповитаминозы: причины, профилактика. 15. Водорастворимые витамины: биологическая роль, нормирование, источники в питании. Способы сохранения витаминной ценности продуктов питания и готовых блюд. 16. Жирорастворимые витамины: биологическая роль, нормирование, источники в питании. Гипервитаминозы, понятие, причины. 17. Лечебное питание как метод комплексной терапии. Принципы построения диет лечебного питания. Режимы лечебного питания. 18. Качество и безопасность пищевых продуктов. Ксенобиотики в продуктах питания, источники поступления. 19. Значение оценки доброкачественности продуктов питания. Требования к качеству молока, мяса, хлеба. Болезни, передающиеся через молоко и мясо. 20. Пищевая и биологическая ценность продуктов животного происхождения, значение в питании детей. 21. Пищевая и биологическая ценность продуктов растительного происхождения, значение в питании детей. 22. Пищевая и биологическая ценность молока, значение в питании детей. Болезни, передающиеся через молоко. Требования к качеству молока. 23. Пищевая и биологическая ценность мяса, значение в питании детей. Болезни, передающиеся через мясо. Требования к качеству мяса. 24. Пищевая и биологическая ценность хлеба. Требования к качеству хлеба. 25. Значение овощей и фруктов в повседневном и диетическом питании. 26. Классификация пищевых отравлений. 27. Пищевые токсикоинфекции, патогенез, профилактика. 28. Бактериальные токсикозы, патогенез, профилактика. 29. Микробные пищевые отравления, классификация, профилактика. Тактика врача при спорадических и массовых пищевых отравлениях. 30. Немикробные пищевые отравления, классификация, профилактика. 31. Требования к планировке, оборудованию и санитарному режиму пищевых блоков больниц с позиций профилактики пищевых отравлений и кишечных инфекций. 2.1.3. Модуль «Гигиена лечебно-профилактических организаций». 1. Системы строительства больниц, гигиеническая оценка. 2. Гигиенические требования к участку для размещения больницы, зонирование территории. 3. Гигиенические требования к приемным отделениям больниц. 4. Гигиенические требования к палатной секции и палатным отделениям с позиций создания оптимальных условий пребывания больных в лечебном учреждении. 5. Воздухообмен, микроклимат, освещение основных помещений больниц, значение, нормирование. 6. Проблема внутрибольничных инфекций; мероприятия неспецифической профилактики, цель и содержание. 7. Источники, причины распространенности внутрибольничных инфекций; основные направления профилактики. 8. Структура внутрибольничных инфекций, меры специфической и неспецифической профилактики. 9. Гигиенические мероприятия по организации системы радиационной защиты в радиологических отделениях больниц при работе с закрытыми источниками ионизирующего излучения. 10. Гигиенические мероприятия по организации системы радиационной защиты в радиологических отделениях больниц при работе с открытыми источниками ионизирующего излучения. 2.1.4. Модуль «Гигиена труда». 1. Вредные и опасные производственные факторы; понятие, классификация. 2. Гигиеническая классификация условий труда по степени вредности и опасности. Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ), понятие. 3. Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть и напряженность труда. Профилактика переутомления. 4. Основные профессиональные заболевания, их причины и профилактика. 5. Вредные производственные факторы в труде медицинских работников; профилактика профессиональных заболеваний. 6. Химические вредные производственные факторы, влияние на организм работающих, профилактика профессиональных заболеваний. 7. Физические вредные производственные факторы (шум, вибрация, нагревающий и охлаждающий микроклимат), влияние на организм работающих; профилактика профессиональных заболеваний. 8. Пыль, как производственная вредность, влияние на организм работающих; профилактика профессиональных заболеваний. Предельно допустимая концентрация, понятие. 9. Виды медицинских осмотров работающих, цель проведения; регламентирующие документы. 10. Гигиена умственного труда. 2.1.5. Модуль «Гигиена детей и подростков». 1. Факторы, формирующие и деформирующие здоровье детей и подростков. Группы детей по состоянию здоровья. 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей, значение. Критерии здоровья. 3. Группы детей по состоянию здоровья, критерии оценки. 4. Физическое развитие детей и подростков; понятие, методы исследования и оценки. Прогностическая и диагностическая ценность сведений о физическом развитии ребенка. 5. Биологический возраст ребёнка; понятие, показатели и варианты оценки. 6. Физическое развитие ребёнка; понятие, показатели и варианты оценки по региональным стандартам. 7. Школьная зрелость; понятие, медицинские и психофизиологические критерии оценки. 8. Гигиенические требования к условиям и режимам обучения в школе. Проблема школьной зрелости. 9. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков; понятия, значение, основные задачи. 10. Адаптация детей к дошкольному учреждению и школе. Факторы риска срыва адаптации и мероприятия по его коррекции. 11. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и эксплуатации школ. 12. Воздухообмен, микроклимат, освещение основных помещений школ. 13.Детская мебель как фактор профилактики утомления, близорукости, нарушений осанки. Гигиенические требования к школьной мебели. 14. Современные технические средства обучения в учебном процессе. Гигиенические требования к использованию компьютеров. 15. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. 16. Гигиенические принципы организации учебной работы в школе. Роль врача в профилактике утомления и переутомления детей. 17. Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков, обусловленные гигиеническими дефектами воспитания и обучения; профилактика. 18. Медицинский контроль за организацией физического воспитания в школе. 19. Гигиеническая оценка урока физического воспитания в школе. 20. Факторы, детерминирующие здоровье ребенка и взрослого человека. Значение здорового образа жизни. 21. Основные элементы здорового образа жизни ребенка и взрослого человека; роль врача в его формировании. 22. Закаливание; понятие, принципы и методы проведения закаливания. 23. Закаливание: показания и противопоказания к использованию, методы, показатели эффективности. 2.1.6. Модуль «Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф». 1. Санитарно-гигиенические проблемы, возникающие в результате катастроф и экстремальных ситуаций; обязанности медицинских работников. 2. Военная гигиена, санитарно-гигиеническое обеспечение войск; понятия. Задачи медицинской службы по санитарно-гигиеническому обеспечению войск в военное время. 3. Гигиенические требования к размещению людей при чрезвычайных ситуациях. Виды полевого размещения войск. 4. Особенности размещения в полевых условиях. Гигиенические требования к участку для размещения в полевых условиях. 5. Размещение людей при чрезвычайных ситуациях и войск в населённых пунктах, гигиенические требования. 6. Типы полевых жилищ, гигиеническая оценка. 7. Типы фортификационных сооружений, характеристика условий пребывания в них. Обитаемость, понятие. 8. Открытые фортификационные сооружения, характеристика условий пребывания в них. 9. Закрытые фортификационные сооружения, характеристика условий пребывания в них. Особенности микроклимата и химического состава воздуха, влияние на организм. 10. Особенности водоснабжения в экстремальных ситуациях, организация водоснабжения в военное время. Задачи разведки водоисточника. 11. Обязанности медицинской службы по организации водоснабжения войск в полевых условиях. 12. Пункты водоснабжения; обязанности медицинской службы по контролю за водоснабжением людей в экстремальных ситуациях и войск в полевых условиях. 13. Оценка качества воды в полевых условиях, табельные комплекты и приборы. 14. Методы очистки и обеззараживания воды в полевых условиях, табельные средства. 15. Организация питания организованных групп населения в особых условиях на примере организации питания войск в полевых условиях. 16. Задачи медицинской службы по контролю за питанием личного состава в полевых условиях. 17. Гигиена военного труда. Вредные и опасные факторы военного труда, гигиеническая характеристика. Профилактика профессиональной патологии. 18. Гигиена труда в ракетных войсках. 19. Гигиена труда в танковых войсках. 20. Гигиена труда в радиотехнических войсках. |
![]() | Логистическая система: понятие, виды, классификация, свойства, границы логистической системы | ![]() | Доклинические исследования лекарственных средств проводятся согласно Международного стандарта |
![]() | Перечень дидактических материалов для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов по дисциплине... | ![]() | Герпетические поражения слизистой полости рта. Клиника, лечение Гигиена полости рта как метод профилактики заболеваний пародонта |
![]() | ![]() | Роль правильной организации учета и контроля в деле успешного исполнение бюджета | |
![]() | Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем:... | ![]() | Ответственность за экономические преступления до принятия Уголовного кодекса 1922 г |
![]() | Лучевая диагностика. Методы лучевой диагностики. Общие и принципиальные отличия методов лучевой диагностики | ![]() | Характеристика жидкого вещества. Сила поверхостного натяжения. Смачиваемость, капиллярность |