Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер




Скачать 135.85 Kb.
НазваниеСпасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер
Дата публикации28.02.2014
Размер135.85 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
Спасение Детства
Меморандум педагогики «работы»

Петер Гуттенхёфер
Природа на Земле находиться в опасности. Животные и растения покидают нашу планету, о проблемах климата знают сегодня все. Но в опасности не только природа. Сегодня под угрозой находится одно из самых ценных достижений человечества. Это – детство.
Давление на детей возрастает во всех странах. Вот некоторые черты современной ситуации в школе: начало обучения во всё более раннем возрасте; «госплан» на первые 10 лет жизни; обучение чтению начиная с 3-х лет, односторонняя интеллектуализация образования; обострение конкуренции среди детей; экзамены; недостаток двигательной активности; отсутствие истинно художественного в обучении; дефицит игры.
Ситуация дома очень часто столь же безрадостна: разрушенные семьи; опустошённые стрессом родители; безработица; бедность; дети, проводящие часы перед экранами телевизоров; дом – не отеческое гнездо, а пещера для компьютерных игр. Причём если мы исключим из этого списка бедность и обратим внимание на детей обеспеченных родителей, то обнаружим, что они страдают точно также.
Мы должны действовать! Пусть даже это будет лишь самое необходимое для сохранения детства! Подарим детям хотя бы 10 лет детства. Только тогда взрослые, которыми станут наши дети, будут иметь творческую фантазию достаточно сильную, чтобы устроить жизнь на Земле лучше, чем это сделали мы. Ибо речь идёт о Земле, о юных силах Земли.
«Школа» должна быть понята по-новому! Сегодня в школе дети должны так жить, играть и работать, чтобы их природная способность воображения преобразилась в творящую фантазию. В школе нужно учиться без нажима и страха, учение не должно отнимать здоровье и счастье.


  1. Угроза детству в школе


Современная цивилизация, родиной которой является Западная Европа, охватила уже всё человечество, и эта цивилизация сама по себе враждебна детству. Особенно заметно это в городах. Любое движение ребёнка, не находящееся под контролем взрослого, опасно для жизни. Игры запрещены. Все вещи сделаны так, чтобы соответствовать условиям жизни взрослых. Детство и старость – неизбежные, но малозначимые состояния.
Детство пытаются максимально использовать. Как только ребёнок демонстрирует первые призники формирования представлений, его сразу берёт в оборот обязательная государственная школа. Во всём мире наблюдается тенденция «омоложения» образования – дети начинают посещать школу всё в более раннем возрасте. Образовательный процесс находится под управлением научного соотношения «мышление-польза-стоимость», как по своей организации, так и внутренне, по сути. В подавляющем большинстве стран работа учителя очень низко оплачивается. Это значит, что к несчастью детей прибавляется несчастье учителей. А следствием этого является то, что учителя слишком мало занимаются своими учениками.
Ребёнок до сих пор рассматривается как объект социализации, а не как субъект самовоспитания. За ребёнком не признают права на воспитание и развитие, но лишь обязанность посещения школы. Тогда как очевидно, что обязанности – это прерогатива взрослых, а ребёнок, едва родившись, должен немедленно вступать в свои права.
В 1989 году большинством стран была подписана европейская конвенция о правах ребёнка, в которой ясно выражено новое понимание детства. Однако приблизиться к воплощению этих идеалов мы сможем только тогда, когда со всей серьёзностью воспримем слова Януша Корчака: «Ребёнок не становится человекам, он уже человек».
Сегодня всё чаще обращают внимание на то, что многие, зачастую ужасные, конфликты между взрослыми и детьми вызваны не объективной ситуацией, а личными качествами взрослого, а именно опасным смешением эгоизма, страстей и основным стремлением нашей современной цивилизации - желанием завладеть всем. Результатами действия этой «смеси» являются всемирно распространённая педагогика насилия, остановка строительства новых школ, неприятие какого-либо развития в образовании, одним словом – нормальный школьный порядок.
Признать, что ребёнок способен к самовоспитанию, очень трудно, но идея эта все же отвоевывает себе место в умах современных людей. Но даже этого недостаточно. Необходимо также признать определенную роль взрослого, участвующего в процессе воспитания. Как сказал Рудольф Штайнер, "Любое воспитание – это самовоспитание, и мы, учителя и родители, являемся просто окружением для детей, воспитывающих самих себя". Создание окружения, необходимого для плодотворного развития детей - сложная задача, требующая глубокого преобразования наших представлений и образа жизни. Реализация этой задачи способна привести к глобальному переустройству всей Цивилизации.
Исходный пункт педагогики, поддерживающей самовоспитание детей, должен быть гуманистическим: учитель и ребёнок работают и учатся вместе. Сегодняшние дети больше не принимают учителя как надзирателя. Также не принимают они тех особенностей учебного плана и всей организации школьной жизни, которые изолируют их от жизни. В лучшем (а скорее в худшем) случае им приходится себя ломать. Но уже с двенадцати лет дети начинают защищаться. И проблемы, которые тогда наступают, взрослые оценивают как нарушение дисциплины. Но дело здесь не в дисциплине. Причина возникающих проблем заключается в том, что ребёнок, по природе своей, хочет деятельности, а школа препятствует ей.
Воля детей проистекает из их деятельности, и именно оттуда учителя и воспитатели должны выносить программу самовоспитания. Причем речь идет о самовоспитании не только детей, но и взрослых. Основанная Рудольфом Штайнером вальдорфская педагогика первоначально базировалась на том, что учитель прежде всего должен сам учится, и не обязан быть академически образованным предметником. Но в наше время этого недостаточно. Сегодня учитель должен ещё и работать. Ведь сложилось так, что крестьяне и рабочие -люди наиболее продуктивные в своей деятельности - исключены из процесса воспитания.
Сегодняшний учитель за счёт общества освобожден от продуктивного труда, ведь он должен полностью посвятить себя делу образования детей. И дети также полностью отделены от всякого труда - им нужно освободить время для учёбы. Во всех развитых странах мира этот процесс растягивается до 25 или 30 летнего возраста. Но уже становится ясно, что народное хозяйство не сможет долго существовать в подобных условиях. К сожалению, лишь немногие люди в наши дни понимают, что такое положение дел превращает Землю в руины.
Школа сегодня является результатом среднеевропейского культурного процесса, протекавшего в последние 250 лет, и приведшего к расщеплению жизненного процесса. Это расщепление особенно болезненно проявляется в том, что полностью разделены труд и учёба, игра и работа, ручной труд и интеллектуальное образование, детство и индустриальное общество, городская и сельская культуры. Современная школа – это такое место, где ребёнок особенно чужд реальной жизни. Все проявления ее искусственны, а так называемая «мотивация» школьников - не что иное, как принуждение к обучению. Всё это враждебно детям, ведь ребёнок находит свой смысл жизни в настоящем, а не в некоем. неясном будущем, ради которого он должен овладеть какими-то знаниями.

  1. Преобразование школы


Какова же должна быть сегодняшняя школа, создающая правильное окружение для современных детей? Немецкий поэт Новалис дает следующий ответ на этот вопрос: «Воспитание и обучение детей не через прямое воздействие, а через постепенное погружение в занятия взрослых». Взрослые воспитатели должны быть заняты делом! И не напрямую воспитанием детей, а делами, необходимыми для жизни. А к ним принадлежат в том числе умения писать, читать, считать и петь.
Как учится «ученик»? В первое семилетие – через подражание, во второе – через копирование действий взрослых. Отсюда и возникает идея разумно занятых взрослых, деятельности которых стоит подражать. Взрослые совершают разумные движения руками и ногами, с них можно взять пример и повторить все, что они делают. И детский гений, переживающий в своём окружении эту деятельность, на практике занимается самовоспитанием через подражающую и копирующую работу. Этот процесс мы называем вначале игрой, а потом обучением.
Подражать нужно, прежде всего, занятиям сельским хозяйством и садоводством. Имено в этих областях идет преобразование субстанций и производятся необходимые для жизни продукты. К сожалению, именно эти области меньше всего представлены в школе. Рудольф Штайнер только частично привлек их в образовательный процесс, и в продолжении этого дела состоит сегодня задача вальдорфской педагогики. Именно в этих областях люди все отчетливее понимают, что эгоистическое извлечение прибыли и потребительское отношение к миру ведут к разрушению основ жизни. Это отчетливо видно в катастрофическом влиянии индустриализированного сельского хозяйства на землю, пчёл, качество продуктов питания и т.д., это видно также в мучениях животных, вымирании лесов.
Разрушение экосистемы и опасность изменения климата пробуждают нас и требуют от нас каких-то действий. Представьте себе: взрослые обращаются лицом к Земле, прекращают бесконечную погоню за прибылью и массовое истребление животных, обращают своё внимание к другим созданиям, которые готовы служить людям. И взрослые берут вместе с собой детей! Дети не просто просиживают время в детском саду, на продлённом дне или на уроках в школе, они работают вместе со взрослыми, маленькие – играя, старшие – постепенно присоединяясь к работе взрослых, как писал Новалис. Когда обращаешься к таким идеям, то чувствуешь потребность в новом учебном плане, видишь значение новых предметов. А там, где эти идеи воплотятся, родной язык, литература и математика, эти всемирно признанные «священные коровы», будут стоять в одном ряду с такими новыми основными предметами как садоводство и рукоделие.
Естественно, идеальным местом для такого воспитательного окружения был бы новый сельскохозяйственный двор. Но для того, чтобы он стал «полноценным окружением» (И.В.Гёте, «Педагогическая провинция») для детей, которые сами себя воспитывают, и в то же время местом, которое должно кормить людей, живущих и работающих здесь, он должен быть глубоко и по-новому переработан.

(Такое глубокое преобразование сельского хозяйства с устремлением на здоровое питание, экологию, частную собственность на землю, на оснащение новейшей техникой, с разработкой ситуации на рынке и т.д. началось с помощью всемирного движения биодинамического сельского хозяйства – CSA ( Community Supported Agriculture)).
При этом речь идет не о пришкольном крестьянском дворе, а о сообществе трудящихся на земле людей, которые посвящают себя тому, чтобы земля вновь обрела силы через биодинамическое земледелие. В этом случае происходит не прямое воспитание ребёнка, против которого выступал Новалис, но включение детей в обстановку труда, совместной работы и жизни, в волевой поток, созданный взрослыми. И новая преображенная школа сама является частью этого окружения.
В данном меморандуме мы не можем описать все подробности обустройства такой школы. Главное - это указать направление, в котором можно искать идеал. Следует также отметить, что невозможно переносить вопросы педагогики в область сельского хозяйства, и неверно ожидать, что биодинамическое земледелие само по себе в состоянии спасти педагогику.
???????


  1. «Двор», или «хутор», был бы идеальным окружением для детей, но это не единственная возможность. Школа развивалась прежде всего в городской среде, и должна быть существенно преобразована именно внутри городских условий. Сам город должен быть полностью преобразован. И очевидно, что процесс полного преобразования воспитания займет не годы, а десятилетия или даже столетия.

  2. В современных политических, социальных и культурных условиях городской цивилизации действительное преобразование педагогической парадигмы возможно только тогда, когда школа позволит детям вживаться в настоящую деятельность будущего, пока хотя бы и в малом объёме.

  3. "Москва не сразу строилась".


Для жизни человека особенно важно, чему и как он учится в самом начале своего жизненого пути. Мы не будем рассматривать здесь три первых года, ибо мы желаем всем детям Земли провести это время в лоне семьи. То, что сотни тысяч детей не могут исполнить это желание – это огромная проблема нашего времени.
Мы видим свою задачу в том, чтобы представить себе «учебное место», в котором ребёнок от 4 до 10 лет может жить, учится и расти. Мы пытаемся создать эскиз «школы», в которой 3 года детского сада и 4 школьных года составляют «континуум» из семи лет. Современные исследования (салютогенез) показывают , что по окончании этого периода у ребенка должны быть сформированы две очень важные способности – когерентность (душевная связь с миром) и резильенция (сила осознания «Я», способность к противостоянию). Ребёнок к этому моменту, который в антропософской антропологии обозначен красочным выражением «Рубикон», в известной мере сформировал своё индивидуальное биологическое, душевное и духовное здоровье, и оно будет являться источником сил для преодоления будущих кризисов, а также для всей дальнейшей жизни.
Таким образом, если ребёнок хотя бы до 10 лет развивается в атмосфере, позволяющей свободного раскрываться его личности, как этого требует основной закон развития, то он будет подготовлен к дальнейшей жизни во взрослом мире. Внутри этого семилетия – трёх лет детского сада и четырёх лет начальной школы – учебный процесс ещё не столь жестко регулируется государством, во многих странах даже разрешено домашнее обучение. Но необходимо добиться того, чтобы дети к концу четвёртого класса были достаточно подготовленны, и их знания соответствовали государственным нормам. Тогда они смогут без проблем поступить дальше в любую общеобразовательную школу. Таким образом, в течение как минимум трех лет мы сможем достаточно свободно планировать обучение.
Подобная организаця школы позволит учитывать данные возрастной педагогики и детской психологии, а также особенности развития каждого ребенка. Наиболее важно это при переходе из детского сада в школу. Сегодня во всем мире очень остро стоит проблема слишком раннего школьного обучения. Наша задача состоит в том, чтобы создать школу, способную минимизировать эту проблему. Всеобщая обязательная школа с ее нормами и правилами уже существует, в нашей школе педагогические действия должны определяться свободно, а не опускаться "сверху".
Во многих странах, там, где социальные, экономические и культурные условия слишком сложны и невыгодны для создания государственной школьной системы, такие школы создаются с относительно малыми средствами: воспитатели и учителя не обязаны иметь полное академическое образование. Им скорее понадобятся другие знания, нежели те, что можно получить в университете или на учительском семинаре. Не требуются так же и очень большие финансовые вложения в строительство. Не нужна большая коллегия, что позволит избежать конфликтов внутри коллектива, а также уменьшит расходы на ее работу. Одним словом - «Small is beautiful» - по всемирно известному заголовку книги Е.Ф.Шумахера 1973 года.
В некоторых странах – прежде всего в южном полушарии – воспитательная политика продолжает то, что делал ранее колониализм. В юные души имплантируется европейско-американский образ мышления. Народы этих стран хотя и обладают политической свободой, но часто тяжело поражены в своей самоидентификации. Элита этих народов посылает своих детей в интернациональные школы или интернаты своих бывших господ. Но начальные школы оборудованы там недостаточно, а учебное содержание определяется по аналогии с европейскими учебными планами. Но дело в том, что представление о мире, которое формируется в таких школах, часто так же далеко от современных научных познаний, как и от ещё живой традиционной мудрости этих народов.
Вновь добиться самоидентификации можно только через осознание собственных культурных и религиозных корней, через собственный язык, окружающий ландшафт и т.д. Но в современных условиях это возможно сделать только в начальной школе, иначе не избежать конфликтов с педагогическими авторитетами этих стран. В старших классах дети уже обязаны соответствовать современной социальной системе и давление на школу со стороны властей нарастает. Это еще раз говорит нам о необходимости создания «маленькой школы».


  1. Базовая школа



Мы говорим о том, чтобы обеспечить детей на 7 лет детством, сохранить их здоровье, заложить основу общего образования и подготовить к труду. Вальдорфская педагогика работает над антропологическими и методическими основами этой задачи. Она существует уже более 90 лет и за это время распространилась по всей Земле. В основе этой педагогики лежит антропософское учение о человеке, созданное Р. Штайнером.
В учебном процессе вальдорфской школы наряду с развитием интеллекта и раскрытия душевных способностей, огромное внимание уделяется воспитанию воли ребенка. Но вальдорфская школа также нуждается в развитии, а именно во внедрении элементарной «трудовой» педагогики. Детский сад и первые 4 года школы поддаются изменениям легче всего, тогда как преобразование содержания и методов обучения средней и старшей школы сталкивается с большими трудностями.
В первые 4 года раскрывается вся полнота и красота вальдорфской педагогики. Игра и работа плавно перетекают друг в друга, мир открывается в картинах и образах, дети и учителя работают вместе над созданием своего судьбоносного сообщества, в котором царствует не конкуренция, но напротив, процветает взаимопомощь. В шестом классе появляются новые проблемы, так как в 12 лет отношение детей к миру и другим людям принципиально меняется. Таким образом, школа может считаться "начальной" или "базовой" вплоть до 5-го класса, в зависимости от условий конкретного места и возможностей людей. Для работы в шестом классе уже необходимы совершенно другие дидактические и методические подходы. Поэтому под "базовой" школой мы рассматриваем первые 4 – 5 лет обучения. К этому добавляются ещё 3 года детского сада и, таким образом, мы охватываем 7 или 8 лет.
Итак, мы рассмотрели образ школы, которая предлагает полноценное педагогическое окружение для детей от 4 до 10 лет. Речь не идёт о превращении традиционной десятилетки в начальную школу, но о создании полноценного учебно-воспитательного центра. Он потребует относительно небольших вложений сил и средств. Ответственность за дальнейшее обучение детей должна быть передана в руки специалистов, занимающихся обучением детей старшего возраста. Для того, чтобы вести речь о создании "базовой" школы, надо сначала отбросить идеал 12-ти летней вальдорфской школы и подумать о том, какие силы и какая компетенция необходимы для преодоления существующего кризиса детства. «Маленькие школы» станут в полном смысле зёрнами новых центров обучения. Мы не можем сейчас представить в деталях, как все это развернётся в будущем, но хотим лишь обозначить линию «спасения» детства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconРоберт Хайнлайн Астронавт Джонс
Максимилиана Джонса, с детства мечтавшего о профессии астронавигатора. Сбежав из дома, Макс в результате невероятного стечения обстоятельств...

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconРекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов (срс)...
Составление схем «Система педагогических наук», «Связь педагогики с другими науками», «Система категорий педагогики»

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconКурс лекций по дисциплине «История педагогики» Кафедра педагогики
Тема 13. Наследие А. С. Макаренко: «неприемлемое прошлое» или «перспективное будущее современной педагогики»? 129

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconНиколай Викторович Стариков Спасение доллара война «Спасение доллара война»
Доллар стал главной валютой на руинах Второй мировой. Ничего не меняется и сегодня: спасение доллара – это новая война… Чтобы остаться...

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconПлан работы клуба «Эколог» на 2012 год. Секция «Все начинается с детства» Время проведения
Инновационная формы работы с детьми, используемые в экологическом воспитании дошкольников

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconАлекс Поляков Театр Санкт-Петер 'Брук

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconТеоретические вопросы к итоговому экзамену по дисциплине «Педагогика»
Педагогика как наука, методология педагогики, методы научно-педагогического исследования, методологическая культура учителя. Зарождение...

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Спасение Детства Меморандум педагогики «работы» Петер Гуттенхёфер iconВопросы к государственному экзамену
Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов