Скачать 1.49 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет» Кафедра философииРабочая программа дисциплины«Философия» Направления: 050100 Естественнонаучное образование Профессионально-образовательные профили подготовки: Химия Биология География 020800 Экология и природопользование Профессионально-образовательный профиль подготовки География Специальности: 020801 Экология Специализация Экологическая экспертиза 020401 География Специализации: Ландшафтоведение География мирового хозяйства 020101 Химия Специализации: Биохимическая технология Аналитическая химия Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность 020201 Биология Специализация: Экология и охрана природы 020801 Экология Специализация Экологическая экспертиза 100103 Социально-культурный сервис и туризм Специализация: Туризм Факультет естественно-географический Очная и заочная формы обучения ![]() ^ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет» Кафедра философии Утверждаю. Декан факультета _____________И.П.Балабина «___»_____________ 2007 г. ^ «Философия» Направления: 050100 Естественнонаучное образование Профессионально-образовательные профили подготовки: Химия Биология География 020800 Экология и природопользование Профессионально-образовательный профиль подготовки География Специальности: 020801 Экология Специализация Экологическая экспертиза 020401 География Специализации: Ландшафтоведение География мирового хозяйства 020101 Химия Специализации: Биохимическая технология Аналитическая химия Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность 020201 Биология Специализация: Экология и охрана природы 020801 Экология Специализация Экологическая экспертиза 100103 Социально-культурный сервис и туризм Специализация: Туризм Факультет естественно-географический Очная и заочная формы обучения Курск 2007 Рецензенты: Ю.Л.Воробьев, доктор философских наук, профессор; В.В.Мороз, доктор философских наук, доцент Рабочая программа дисциплины «Философия» Текст сост. Л.Г.Королева, Т.В.Торубарова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2007 – 84 с. Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Учебная программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основных образовательных программ. «___» ________________ 200___ г. Составители ________________ Л.Г.Королева ________________ Т.В.Торубарова
^ дисциплины «Философия» Направления: 050100 Естественнонаучное образование Профессионально-образовательные профили подготовки: Химия Биология География 020800 Экология и природопользование Профессионально-образовательный профиль подготовки География Специальности: 020801 Экология Специализация Экологическая экспертиза 020401 География Специализации: Ландшафтоведение География мирового хозяйства 020101 Химия Специализации: Биохимическая технология Аналитическая химия Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность 020201 Биология Специализация: Экология и охрана природы 020801 Экология Специализация Экологическая экспертиза 100103 Социально-культурный сервис и туризм Специализация: Туризм Факультет естественно-географический Очная и заочная формы обучения 2007/2008 учебный год Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии, протокол № 10 от 20 июня 2007 г. Заведующий кафедрой _________________ Л.Г.Королева Составители: ________________ Л.Г.Королева ________________ Т.В.Торубарова Согласовано: Начальник УМУ _____________ Н. А. Пархоменко , «__»_______200__ г. Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ____________________ О. В. Терещенко , «___» ______________ 200__ г. Председатели методических комиссий: _________________Н.С.Малышева, «___» ______________ 200__ г. _________________ О.П.Лукашева, «___» ______________ 200__ г. __________________Л.И.Попкова, «___» ______________ 200__ г. __________________Н.И.Тригуб, «___» ______________ 200__ г. __________________О.П.Лукашева, «___» ______________ 200__ г. __________________Н.Е.Воинова, «___» ______________ 200__ г. ^ на 2007 – 2008 уч. год Утверждаю. Декан факультета _____________И.П.Балабина «____» ________________ 2007 г. Программа утверждена без изменений на заседании кафедры философии 3 сентября 2007 года, протокол № 1. Заведующий кафедрой _________________ Л.Г. Королёва Составители: __________________________ Л.Г. Королёва __________________________Т.В. Торубарова Согласовано: Начальник УМУ __________________ Н.А. Пархоменко «____» ______________ 2007 г. ^ на 2008 – 2009 уч. год Утверждаю. Декан факультета _____________И.П.Балабина «____» ________________ 2008 г. Программа утверждена без изменений на заседании кафедры философии 25 сентября 2008 года, протокол № 1. Заведующий кафедрой _________________ Л.Г. Королёва Составители: __________________________ Л.Г. Королёва __________________________Т.В. Торубарова Согласовано: Начальник УМУ __________________ Н.А. Пархоменко «____» ______________ 2008 г. ^ на 2009 – 2010 уч. год Утверждаю. Декан факультета _____________И.П.Балабина «____» ________________ 2009г. Программа утверждена без изменений на заседании кафедры философии 28 августа 2009 года, протокол № 1. Заведующий кафедрой _________________ Л.Г. Королёва Составители: __________________________ Л.Г. Королёва __________________________Т.В. Торубарова Согласовано: Начальник УМУ __________________ Н.А. Пархоменко «____» ______________ 2009 г. ^ на 2010 – 2011 уч. год Утверждаю. Декан факультета _____________И.П.Балабина «____» ________________ 2010 г. Программа утверждена без изменений на заседании кафедры философии 27 августа 2010 года, протокол № 1. Заведующий кафедрой _________________ Л.Г. Королёва Составители: __________________________ Л.Г. Королёва __________________________Т.В. Торубарова Согласовано: Начальник УМУ __________________ Н.А. Пархоменко «____» ______________ 2010 г. ^ на 2011 – 2012 уч. год Утверждаю. Декан факультета _____________И.П.Балабина «____» ________________ 2011 г. В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1) обновлены списки основной и дополнительной литературы; 2) внесены изменения в программное обеспечение и Интернет-ресурс. Программа утверждена с изменениями на заседании кафедры философии 29 августа 2011 года, протокол № 1. Заведующий кафедрой _________________ Л.Г. Королёва Составители: __________________________ Л.Г. Королёва __________________________Т.В. Торубарова Согласовано: Начальник УМО __________________ И.Я. Благирева «____» ______________ 2011 г ^ Дисциплина «Философия» включена в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин основных образовательных программ. Курс является базовым в системе профессиональной подготовки выпускников классического университета. Роль его особенно возрастает в связи с переживаемой в современном мире гуманитаризацией образования. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. В программе дисциплины «Философия» воссоздается картина возникновения, развития, современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, чьи идеи играли ключевую роль в истории культуры, в создании новых «образцов» миропонимания. История философии, таким образом, представлена не только в собственных именах, датах, событиях, названиях трактатов, но и как панорама философской мысли: уяснение природы, человека, познания, социальной жизни, политики, права, морали, религии, искусства, науки и техники. Ставится задача дать студентам систему философских знаний, научить их ориентироваться в истории философии, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение, дальнейшую проработку «вечных тем». Поскольку задачей философии является развитие способности самостоятельного анализа и осмысления принципиальных вопросов мировоззрения, постоянно находившихся в поле внимания философов и глубоко волнующих людей сегодня, основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплин специализаций. Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В результате изучения дисциплины студенты должны: – иметь представление о формировавшихся в философии и науке картинах мира, сущностных характеристиках человека, основных тенденциях развития общества, взаимоотношениях личности и общества, особенностях сознания, уровней и форм познавательной деятельности, в том числе научной, отличительных особенностях отечественной философской мысли, проблемах и течениях современной философии; – знать предмет и назначение философии, ее роль в культуре, содержание основных понятий онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии, социальной философии и др. разделов философии, периодизацию философских направлений и школ, идеи ведущих мыслителей, связь элементов общества как системы, характеристики форм познавательной деятельности, философские проблемы конкретных наук, признаки современной цивилизации, характеристики взаимоотношений общества и природы; – уметь классифицировать и систематизировать мировоззренческие представления, характеризовать политические, религиозные, правовые, нравственные, эстетические идеи и точки зрения их содержания, особенностей и методов применения, использовать знание различных моделей анализа человека в изучении психологии, педагогики, профессиональной этики, специальных дисциплин и в профессиональной деятельности, выбирать изучаемые в курсе методы познавательной деятельности для решения конкретных исследовательских и практических задач, оценивать культурно-цивилизационную идентичность России, представлять и описывать основные характеристики современного общества с точки зрения тенденций современной цивилизации и процессов глобализации; – овладеть следующими ключевыми компетентностями: знанием научных, философских, религиозных картин мира, фундаментальных концепций и принципов, с помощью которых описываются эти картины; знанием взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношения к природе и обществу, структурированности общества, движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе; пониманием роли насилия и ненасилия в истории, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; пониманием многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики, работы с научной литературой. ^ . Философия является ядром культуры. Для определенного типа мировоззрения имеются системообразующие факторы. В любом виде общественной деятельности проявляется философско-методологическая ориентация субъекта. Человек есть биосоциальное существо. Для становления и развития личности очень велика роль самосознания. Одной из важнейших тем сегодня являются проблемы свободы, творчества, отчуждения. На ход истории человечества оказывает влияние понимание ее смысла, направленности развития. В мире существуют различные культуры, в том числе самобытная русская. Одновременно идет и процесс нарастания общих тенденций (технико-технологического плана), фиксируемых в понятии глобализации. Для решения глобальных проблем необходимо единение различных стран и регионов мира, изменение нравственных ориентиров, обеспечение свободы человека по отношению к силам природы и силам самой человеческой цивилизации. ^ . Каковы роль и функции философии в мире? Каковы основные виды бытия? В чем смысл понимания сознания как триединства разума, чувства, воли? Что такое критерии научности знания? Каковы критерии научности знания? Как соотносятся наука и ценности в социальном развитии? В чем специфика Востока и Запада как типов цивилизации? Каковы особенности русской культуры? В чем суть тезиса о гуманитарном смысле истории? Почему человек является проблемой для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека? Как соотносятся биологические и социальные детерминанты в становлении личности? Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)? Как влияет массовая культура на становление личности? В чем причины социальной стратификации? Каковы основные аспекты исследования социальных действий? В чем единство и различие реформ, инноваций, революций? Какова судьба реформ в России? Что означает поворот к человеку, происшедший в философии в XX в.? В чем особенности духовной ситуации современности? Каковы основные концепции будущего человечества и стратегии выживания? ^ . При изучении курса философии применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, консультации, самостоятельная работа. Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями философии. От них требуется овладение исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания современного этапа развития философии. На семинарских занятиях предполагается выработка навыков чтения научных текстов, умений выражать и доказывать свою позицию по обсуждаемым проблемам. Ставится также задача овладения навыками написания научных текстов, равно как знакомство со стилистикой современной гуманитарной культуры. В самостоятельную работу студента входит чтение учебной и научной литературы, выполнение заданий для самоконтроля (в том числе тестовых), написание рефератов, а также научных и литературных произведений (эссе, критический очерк и т.д.). Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, для повторения, дискуссии, темы рефератов, указана обязательная и дополнительная литература, даны тестовые задания. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории. ^ знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса и три задания в тестовой форме. ^ студентов производится по следующим критериям: – оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно и полно ответил на вопросы, выбрал правильный вариант ответов в тестовых заданиях и дал корректный комментарий; – оценка «хорошо» выставляется студенту, если он недостаточно полно ответил на один вопрос или сделал ошибку в выборе одного или двух вариантов ответа на тестовое задание; – оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент выбрал неверные варианты ответа на тесты либо не дал ответа на один вопрос; – оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент неверно выполнил три тестовых задания и не дал ответа на один вопрос. |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений... | ![]() | Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений... |
![]() | Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего... | ![]() | При освоении этой дисциплины аспирантам необходимы знания, полученные при изучении таких учебных дисциплин подготовки бакалавров,... |
![]() | Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ![]() | Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование) |
![]() | Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной... | ![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный... |
![]() | «Дизайн интерьера», «Дизайн и компьютерная графика», «Искусствоведение», «Дизайн имиджа и стиля», «Дизайн костюма» | ![]() | Рабочая программа составлена на основе: типовой программы дисциплины (для обязательного компонента) «Философия» для студентов специальности... |