Задачи бжд как науки сводятся к следующему




НазваниеЗадачи бжд как науки сводятся к следующему
страница1/13
Дата публикации02.03.2014
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  1. БЖД - цели, задачи и научное содержание дисциплины.

Тетрадь 1-2


  1. Место БЖД в системе наук, комплексный характер дисциплины.


Задачи БЖД как науки сводятся к следующему:

  • теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);

  • разработка принципов и методов защиты от опасностей;

  • разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;

  • непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;

  • моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;

  • обучение населения основам защиты от опасностей;

  • разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

  • разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности человека или коллектива людей.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

  • прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

  • создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.




  1. ^ Опасность. Номенклатура, таксономия и квантификация опасностей

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек- Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Тетрадь 3-4


  1. ^ Основные положения теории БЖД и теории риска. Концепция приемлемого риска

Тетрадь 4-7


  1. Закон сохранения жизни Куражковского. Аксиомы БЖД.

Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Тетрадь 8-9 и 10


  1. Системы безопасности.

Тетрадь 9


  1. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности, их содержание.

Тетрадь 10-14


  1. Физиология труда. Физиологические характеристики трудового процесса. Методы исследования систем организма.

Тетрадь 15-17


  1. Основные формы трудовой деятельности, их содержание.

Тетрадь 17-18


  1. Эргономическое обеспечение трудовой деятельности. Содержание видов совместимостей в СЧМ.

Тетрадь 19-21


  1. Инженерно-психологическое обеспечение трудовой деятельности. Динамика работоспособности человека (по дням недели, часам рабочего дня и суток, по месяцам года).

Тетрадь 21-22


  1. ^ Оптимизация режимов труда и отдыха, способы организации рабочего места, профилактика утомления.

В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших неблагоприятных состояний.

Говоря о режимах труда и отдыха, обычно имеют в виду временную организацию трудового процесса с введением регламентированных перерывов для отдыха, необходимых для восстановления затраченных на выполнение деятельности внутренних ресурсов. Наиболее общие соотношения периодов труда и отдыха — нормированная продолжительность рабочего дня, предоставление ежегодных отпусков, льготы в затрудненных условиях деятельности и др. — юридически закреплены в трудовом законодательстве нашей страны и ведомственных документах.

Основанием для разработки научно обоснованных режимов. труда и отдыха является анализ динамики работоспособности по показателям профессионально-важных функций. В ходе его выявляется типичная картина трансформации функционального-состояния работающего, характеризуются основные векторы его» развития и дается качественная спецификация наблюдаемых проявлений.

На протяжении всего рабочего дня с помощью адекватных средств, как правило, выделяются все основные стадии динамики работоспособности: врабатывание, период оптимальной работоспособности, падение работоспособности вследствие развития компенсируемого (субкомпенсация) и некомпенсируемого (декомпенсация) утомления.

^ Организация рабочего места - это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке.

Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в произ­водственную деятельность наиболее целесообразного режи­ма труда и отдыха. Это необходимо в производственных про­цессах, которые сопровождаются большими затратами энер­гии или постоянным напряжением внимания.

В последнее время для снятия нервно-психического на­пряжения, борьбы с утомлением, восстановления работос­пособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты пси­хологической разгрузки.

Большую роль в организации производственного процес­са играет ритм работы, который тесно связан с механизмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушаю­щие ритмичность труда, не только снижают его производи­тельность, но и способствуют быстрому утомлению. Напри­мер, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до автоматизма, де­лая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности.


  1. ^ Человек как элемент системы «человек-среда»

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

В составе окружающей среды выделяют:

1) Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

2) Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":

- Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

- Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

- Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

- Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

Безопасность можно обеспечить двумя путями:

- устранением источников опасности;

- повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".


  1. ^ Психология безопасности деятельности и психологические состояния при ЧС.

Проблемы безопасности труда и травматизма невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины.

Структура психической деятельности человека: психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление), свойства (х-р, темперамент) и состояния.

Психические состояния. Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности выделяют факторы устойчиво (особенности темперамента, неудовлетворенность данным видом деятельности, проф непригодность) и временно (неопытность, неосторожность, утомление) повышающие индивидуальную подверженность опасности.

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Категории поведения людей в ЧС

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

1. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.

2. Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.


  1. ^ Современное состояние и структура законодательной базы по охране труда (с примерами конкретных законов). Система стандартов безопасности труда.

Тетрадь 23-26


  1. Законодательство об охране окружающей среды. Основные положения ФЗ «Об охране окружающей среды». Система стандартов «Охрана природы» (ОП) - структура и основные стандарты.

Тетрадь 26-28


  1. ^ Требования международных стандартов серии ИСО 9000 и 14000 и ОНSAS 18001 к безопасности и экологичности производств, выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Тетрадь 23-26


  1. Законодательно-правовые акты, обеспечивающие защиту населения и территории в ЧС природного и техногенного характера. Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС) - структура и основные стандарты.

  2. ^ Организация и порядок работы службы охраны труда на предприятии. Порядок и виды обучения по ОТ.

До недавнего времени службу охраны труда создавали в основном только крупные компании. После 6 октября 2006 года — даты вступления в силу поправок в Трудовой кодекс ситуация изменилась. Организовать подобную службу (или ввести должность специалиста в области охраны труда) обязаны и работодатели — субъекты малого бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели.

Для тех, на кого распространяются положения статьи 217 ТК РФ, приведем пошаговую процедуру создания службы охраны труда.

  1. Определение круга задач, которые будет решать СОТ.

  2. Установление численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

  3.  Подготовка нормативной и методической базы для обеспечения работы службы.

  4. Обучение специалистов в области охраны труда и создание для них рабочих мест.

Существует типовой набор задач, которыми обычно занимается служба охраны труда. Так, СОТ следит за тем, чтобы персонал компании выполнял требования охраны труда, контролирует соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т. д. Служба охраны труда также занимается организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами. Кроме того, СОТ осуществляет мероприятия по улучшению условий труда.

Сотрудники СОТ выступают в роли консультантов, разъясняя работникам предприятия, в том числе его руководителю, вопросы охраны труда, и организовывают изучение и распространение передового опыта в этой сфере.

Приведенные задачи — стандартные. Вполне возможно, что в вашей фирме их список будет гораздо больше.

Численность работников, занимающихся вопросами охраны труда, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от среднесписочной численности работников в организации в целом и в ее обособленных производственных структурах. Во-вторых, от наличия сотрудников, занятых на тяжелых работах, работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда. Кроме того, имеет значение территориальная удаленность отдельных производственных подразделений друг от друга. К числу определяющих факторов относится и круг задач, стоящих перед СОТ. И наконец, нужно принимать во внимание количество планируемых невыходов работников во время отпуска, болезни и т. п.

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязаны проводить инструктаж по охране труда.
Инструктаж по ОТ может быть:
• вводный;
• первичный на рабочем месте;
• повторный;
• внеплановый;
• целевой.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном Порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Проведение всех видов инструктажей регистрируются в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях – в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего а также указанием даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:

• со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

• с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

• с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Повторный инструктаж проходят все работники, указанные выше, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Внеплановый инструктаж проводится:

• при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

• при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

• при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

• по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

• при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями – более 30 календарных дней, а для остальных работ – более двух месяцев);

• по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи бжд как науки сводятся к следующему icon1. Цель и задачи науки бжд
Бжд – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания

Задачи бжд как науки сводятся к следующему icon1бжд – как наука. Определение, цели, структура и задачи
Поэтому объектом изучения бжд является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания»....

Задачи бжд как науки сводятся к следующему icon1. Педагогика как наука о воспитании. Задачи, функции и актуальные...
Каждое поколение людей, осознающих себя как общество, вынуждено решать следующие задачи

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconВопросы для изучения курса бжд
Бжд – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconСуществует множество причин и мотивов, по которым одни люди хотят...
Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconБезопасность жизнедеятельности как категория. Общие понятия и определения...
Безопасность жизнедеятельности (бжд) – это область научных знаний, изучающих общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconОпределение дифференциальной психологии как науки. Предмет, задачи, методы
Тип межполушарной функциональной асимметрии мозга как основа индивидуальных различий

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconЗадачи
История становления дифференциальной психологии как науки и ее современное состояние

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconВопросы к зачету по дисциплине «бжд» для студентов юридического факультета...
Единая государственная система предприятий и ликвидация чс (рсчс) и ее задачи и уровни

Задачи бжд как науки сводятся к следующему iconВопрос Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии
Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов