Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций




НазваниеКлассификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций
страница1/12
Дата публикации19.06.2013
Размер1.41 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ОиВ АСР

  1. Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций.

  2. Основные виды аварийно-спасательных и других неотложных работ.

  3. Особенности ведения поисково-спасательных работ при авариях с выбросом АХОВ.

  4. Специальные технологии, применяемые при проведении АСДНР.

  5. Особенности ведения поисково-спасательных работ при ЧС на автомобильном транспорте.

  6. Особенности ликвидации последствий ЧС связанных с военными конфликтами и гуманитарными катастрофами.

  7. Особенности ведения поисково-спасательных работ при ЧС на железнодорожном транспорте.

  8. Особенности проведения АСДНР в условиях подтоплений, наводнений и катастрофических затоплений.

  9. Особенности ведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений промышленного назначения.

  10. Особенности ведения поисково-спасательных работ при ЧС на авиатранспорте.

  11. Ведение АСДНР в условиях крупных техногенных катастроф.

  12. Особенности ведения АСР в пещерах, горных выработках, тоннелях.

  13. Организация режима работы спасателей в зоне ЧС. Учёт рабочего времени.

  14. Особенности ведения поисково-спасательных работ в эпидемически неблагополучной обстановке.

  15. Основные задачи, организационная структура поисково-спасательной службы МЧС России.

  16. Организация связи во время выполнения поисково-спасательных работ.

  17. Правовые основы ведения АСДНР.

  18. Техника безопасности при проведении АСДНР.

  19. Взаимосвязь опасных природных процессов, динамика развития и их влияние на ведение АСДНР.

  20. Взрывные технологии, применяемые для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

  21. Документация, используемая для отображения хода ведения АСДНР и фиксации результатов ликвидации ЧС.



^ 1. Классификация и краткая характеристика ЧС.

ЧС – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

1. Локальная: пострадало ≤10 человек, материальный ущерб ≤1000 МРОТ 2. Муниципальная: пострадало 10-100 человек 1000-5000.

3. Межмуниципальная: 10-100 человек, 1000-5000 МРОТ 4. Региональная: 100-800 человек, 5-500 тыс. МРОТ 5. Межрегиональная: 500-800 человек, 0,5-5 млн. МРОТ.

6. Федеральная: >800 человек, >5 млн. МРОТ.

Классификация ЧС.

По масштабу: (локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные).

По характеру воздействия: (разрушения; заражения; затопления).

По характеру последствий: (человеческие жертвы; материальный ущерб; нарушение условий жизнедеятельности).

По ведомственной принадлежности: (ведомственные; вневедомственные).

По основным причинам: (конструктивные; производственные; эксплуатационные; метеорологические; геофизические; антропогенные).

По сфере возникновения: (природные; техногенные; экологические).

По интенсивности протекания (внезапные с быстро, умеренно, медленно распространяющейся опасностью).

По характеру поражающих факторов: (тепловые; химические; радиационные; биологические; механические).

ЧС техногенного характера: (пожары, взрывы, угрозы взрывов; обрушение зданий; транспортные; с выбросом АХОВ; с выбросом РВ; с выбросом БОВ; на лектроэнергетических системах; на КЭС; на очистных сооружениях; гидродинамические).

ЧС природного характера: (геофизические ОЯ; геологические ОЯ; метеорологические и грометеорологические ОЯ; морские гидрологические ОЯ; гидрологические ОЯ; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей; инфекционная заболеваемость с/х животных; поражение с/х растений болезнями и вредителями).

ЧС экологического характера: (изменение состояния суши (почвы, недр ландшафта); изменение состава и свойств атмосферы (воздушной среды); изменение состава гидросферы (водной среды); изменение состава биосферы).

Неблагоприятные и опасные природные явления и процессы:

Геофизические ОЯ:. Геологические ОЯ: Метеорологические и агрометеорологические ОЯ: Морские гидрологические ОЯ: Гидрологические ОЯ: Гидрогеологические ОЯ. Природные пожары. Инфекционная заболеваемость людей; Инфекционная заболеваемость с/х животных: Поражение с/х растений болезнями и вредителями:

Аварии и техногенные катастрофы:

1. Транспортные аварии: 2. Пожары, взрывы, угрозы взрывов3. Аварии с выбросом ХОВ 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (РВ): 5. Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ): 6. Внезапное обрушение зданий, сооружений: 7. Аварии на электроэнергетических системах8. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения 9. Аварии на очистных сооружениях 10. Гидродинамические аварии.


^ 2. Основные виды АСДНР.

1. Разведка зоны ЧС. 2. Ввод сил и средств АСС, АСФ в зону ЧС. 3. Десантирование спасателей и груза в зону ЧС. 4. Оказание мед. помощи. 5. ПСР в зоне ЧС. 6. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей. 7. Подача воздуха в заваленные помещения. 8. Организация управления и связи в зоне ЧС. 9. Обеспечение общественного порядка в зоне ЧС. 10. Проведение АСР, связанных с тушением пожаров в зоне ЧС. 11. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, наведение переправ и устройство дамб. 12. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ. 13. Восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения. 14. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест). 15. Локализация эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий; проведение охранно-карантинных мероприятий. 16. Радиац-й, хим-й контроль л/с, участвующего в АСР, населения, объектов внешней среды. 17. Дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация и дератизация в зоне ЧС. 18. Санитарно-эпидемический и ветеринарно-санитарный надзор за объектами, в т.ч. лабораторный контроль объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы) и продуктов питания. 19. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 20. Ликвидация аварий на КЭС в зоне ЧС. 21. Горноспасательные работы в подземных условиях. 22. Газоспасательные работы. 23. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий и катастрофических затоплений. 24. Ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов на бурящихся и эксплуатируемых скважинах. 25. ЧС на ж/д транспорте и метрополитене. 26. Спасение пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях. 27.ЧС на автомобильном транспорте.

28. ЧС на АЭС, объектах оружейного, ядерно-топливного и ядерно-химического комплекса, а также связанных с транспортировкой различных радиоактивных материалов. 29. ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окр. среду взрывоопасных и токсичных продуктов. 30. Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и др экологически опасных веществ. 31. Поиск и спасение пострадавших на морских, речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях. 32. Поиск аварийных подводных лодок. 33. Снятие с мели и берега аварийных подводных лодок, надводных кораблей и других плавсредств. 34. Поддержание на плаву аварийных объектов, передача на них коммуникаций и грузов; буксировка аварийных подлодок, надводных кораблей и других объектов. 35. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы.

36. Аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества. 37. Ликвидация ледовых заторов. 38. Предупредительные и АСР в зонах схода снежных лавин и селей. 39. Эвакуация с летной полосы аэродрома аварийных воздушных судов. 40. Локализация и тушение лесных пожаров. 41. Работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне ЧС.

42. Проведение взрывных работ в зоне ЧС.


^ 3. Особенности ведения ПСР при авариях с выбросом АХОВ.

АХОВ - опасное хим вещество, применяемое в промышленности или с/х, при аварийном выбросе (проливе) которого может произойти заражение окр среды в поражающих живые организмы концентрациях (токсодозах).

В зависимости от физико-химических свойств АХОВ, условий их хранения и транспортировки - 4 основных типов, отличающихся хар-ом поражающих факторов.

1) ЧС - мгновенной разгерметизации (взрыва) емкостей или технологического оборудования, содержащих газообразные (под давлением), криогенные, перегретые сжиженные АХОВ. Образуется 1ое парогазовое или аэрозольное облако с высокой концентрацией АХОВ, распространяющееся по ветру (ингаляционное воздействие на людей и животных паров АХОВ).

2)ЧС - аварийных выбросах или проливах используемых в производстве, хранящихся или транспортируемых сжиженных ядовитых газов, перегретых летучих токсических жидкостей с t кипения ниже t окр среды. Часть АХОВ (не > 10%) мгновенно испаряется, образуя 1ое облако, а другая часть выливается в поддон или на подстилающую поверхность, постепенно испаряется, образуя 2ое облако с поражающими концентрациями.

3)ЧС - проливе в поддон (обвалование) или на подстилающую поверхность большого количества сжиженных (изотермическое хранение) или жидких АХОВ с t кипения ниже или близкой к t окр среды, а также при горении большого количества удобрений или комковой серы. Образуется 2ое облако паров АХОВ с поражающими концентрациями, которое может распространяться на большие расстояния.

4)ЧС - аварийном выбросе значительного количества малолетучих АХОВ (жидких с t кипения значительно выше t окр среды) или твердых. Происходит заражение местности (грунта, растительности, воды) в безопасных концентрациях АХОВ (опасные последствия заражения для людей и животных при длительном нахождении их на зараженной местности).

Указанные типы ЧС при авариях на ХОО, особенно 2й и 3й, могут сопровождаться пожарами и взрывами, что осложняет обстановку, повышает концентрацию поражающих веществ, сопровождается образованием токсичных продуктов горения, увеличивает потери и затрудняет проведение АСР.

Хар-ми особенностями аварий на ХОО: внезапность возникновения ЧС, быстрое распространение поражающих факторов (особенно при ЧС 1го и 2го типов), опасность тяжелого массового поражения людей и с/х животных, попавших в зону заражения, необходимость проведения АСДНР в короткие сроки.

Главной целью АСДНР при авариях на ХОО является спасение в короткие сроки людей на аварийном объекте и в зоне заражения, локализация источника заражения, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия факторов, опасных для жизни и здоровья людей, экологии и препятствующих ведению АСДНР.

АСР при аварии на ХОО требуют спец подготовки, экипировки и оснащения привлекаемых для их проведения подразделений (формирований) и л/с.

Работы ведутся в средствах индивидуальной защиты.

Выбор технологий локализации и обеззараживания источников химического заражения производится с учетом типа химической обстановки, характеристики и состояния АХОВ. Продолжительность работы л/с одной смены в очаге хим поражения зависит от времени допустимого непрерывного пребывания в СИЗ.

После локализации очагов разлива АХОВ приступают к обеззараживанию очагов заражения.


^ 4.Взрывные технологи, применяемые для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

- обнаружение и уничтожение взрывчатых предметов (времён ВОВ, находящихся в горячих точках, ВОП, ВУ, СВУ) - изменение скорости протекания ЧС (интенсивность) - изменение условий протекание ЧС (создание минерализованных полос). - работы, связанные с разрушением зданий и утилизацией технических комплексов - проведение защитных мероприятий связанных с предотвращением и ликвидацией последствий ЧС природного характера (разрушение ледяных заторов и полей, антилавинные мероприятия, горнопроходческие мероприятия)

- спец работы [уничтожение военной техники и оружия] - работы по очистке местности (от ВОП) - локализация и сведение до минимума воздействия поражающих факторов.

- перевод в другой тип ЧС. - Сведение до минимума последствий ЧС. - Снижение стоимости ликвидации ЧС (материальные затраты, людские ресурсы, время)

^ Уничтожение ВОП, ВУ, СВУ.

-Дистанционные методы (дистанционный разрушитель класса тайфун); -Не дистанционный метод (метод накладных зарядов).

Изменение скорости протекания ЧС.

-Техногенные ЧС. Предприятия, которые занимаются разведкой, добычей и транспортировкой углеводородного сырья (направленный взрыв; прекращение доступа воздуха к горящему продукту сырья; изменение рельефа взрывным путем). -Природные ЧС.-Склоновые процессы.

Искусственная инициация ЧС. (сведение к минимуму ущерба; профилактика ЧС);

способы схода лавин: использование противолавинной артиллерии (ударная и звуковая волны); расположение стационарных взрывозврядов.

Использование имеющихся трещин и разломов, в случаи их отсутствия или малой глубины – буровые работы по льду. Подготовительные взрывные работы, которые позволяют подготовить искусственным путем в теле льда или грунта для размещения заряда большей мощности. Для перемещения крупных масс грунтов породы, искусственных насыпей, временных водотоков, заградительных валов.

Применение взрывных технологий при предотвращении, ликвидации изменяется качественный и количественный характер ЧС природного характера (разрушение льда, ледяных полей, мероприятия связанные с защитой мостов и переправ.)


^ 5. Особенности ведения ПСР при ЧС на автомобильном транспорте.

1. внезапно - шок, потеря контроля над собой, ощущение беспомощности. 2. часто в удаленных и труднодоступных местах - несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи и росту числа жертв 3. Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств. 4. Часто возникают на большой скорости - сильным телесным повреждениям. 5. Усложнения при воздействии перевозимых на транспорте опасных веществ. 6. Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, (специфика лечения). 7. Необходимость скорейшего возобновления движения 8. Организация поисков останков погибших и вещественных доказательств катастрофы (большие площади). 9. Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.

Автомобильные ЧС происходят, как правило, на дорогах или в непосредственной близости от них - быстрой подъезд спасателей и специальной техники к месту работ. Спасатели должны иметь средства пожаротушения, инструменты для подъема и перемещения тяжелых предметов, резки разнопрофильного металла, разжима (перекусывания) конструкций, средства поиска пострадавших и автотранспорта, освещения, связи, защиты, оказания ПМП пострадавшим, их эвакуации, жизнеобеспечения, работы под водой, сбора и обеззараживания опасных веществ. Работы могут проводиться с использованием альпинистского снаряжения.

Главная задача спасателей - извлечение пострадавших и оказание ПМП. Пострадавший может быть прижат к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.

ПСР надо начинать с оказания помощи пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне.Затем - освобождение зажатых частей тела пострадавших. Отгибание листового и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, сидений. Проделываются лазы в корпусе, крыше, днище, в отдельных случаях крыша снимается полностью. Работы с использованием гидро- и пневмоинструмента, + немеханизированного инструмента: лома, кувалды, разжимов, съемников и подручных средств. Использование электро- и мотоинструмента нецелесообразно (наличие искры в них и возможность пролива бензина - взрыв автотранспорта).

При аварии с опасными грузами, необходимо руководствоваться аварийной карточкой, а также знать значения информационных таблиц на транспортных средствах


^ 6. Особенности ликвидации последствий ЧС связанные с военными конфликтами и гуманитарными катастрофами.

1. Опасности, которые возникают от прямого действия средств поражения. Они могут привести к травматическим поражениям осколками, инфекционным заболеваниям, радиационным и химическим поражениям. 2. Опасности, которые могут возникнуть опосредованно через разрушение зданий, гидродинамически, химически и радиационно опасных предприятий, вследствие возникновения пожаров, очагов биологического заражения. Воздей­ствие их на людей принято называть вторичными факторами поражения. 3. Опасности, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.

Характерные особенности современных войн: 1 Применение различных форм и методов боевых действий, в том числе нетра­диционных 2 Сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правилами воен­ной науки) с партизанскими и террористическими действиями 3 Широкое использование криминальных и иных иррегулярных формирований 4 Скоротечность военных действий 5 Избирательность поражения объектов 6 Сочетание мощного огневого поражения, экономического, политико-дипломатического и информационно-психологического воздействия 7 Повышение роли высокоточных радиоуправляемых средств 8 Нанесение точечных ударов по ключевым объектам

Гуманитарная катастрофа – это катастрофическое смещение плотности населения из постоянных мест обитания.

Отсутствие питания, воды, недостаточная пропускная способость коммуникационных систем, медицинский комплекс.

Необходимо: наладить организацию размещения беженцев (палаточные городки, обеспечить едой и водой, мобильные дома) и организация их снабжения, если более 3 месяцев, то необходимо создание образовательных комплексов (школы) – моральный фактор – религиозные комплексы, подержание внутреннего порядка.

Функция МЧС – организация гуманитарных колон и сопровождение их. 1 при работе на ЧС данного хар-ра необходимо учитывать национальные, религиозные, демографические особенности данного региона. 2 обеспечение инфекционной и бактериологической безопасности населеия 3 максимальное обеспечение безопасности мирного населения, беженцев, больных и раненых в зонах боевых действий 4 осуществление жесткого контроля за распределением гуманитарной помощи и средств 5 установление полных контактов с гуманитарными миссиями и организациями различных стран, координация совместной деятельности 6 обеспечение максимальной безопасности в лагерях беженцев, организация должного санитарно-эпидемического контроля



^ 7. Особенности ведения ПСР при ЧС на железнодорожном транспорте.

- большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3 - 4 тыс. т, масса пассажирского состава - около 1 тыс. т, масса одной цистерны - 80 - 100 т;

- высокая скорость передвижения состава (до 200 км/ч), при этом отсутствуют ограждения в пределах населенных пунктов, а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров (средняя техническая скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения - 56 , пригородного сообщения - 47 км/ч);

- опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

- электроток высокого напряжения (до 30 кВ), проходящий по кабелю, подвешенному на высоте 6 м над рельсами;

- наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);

- по ж/д перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями - от взрыва, разлива АХОВ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15—20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет 950° С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5—6 т) и смазочных материалов (1,5—2 т).

Основными видами АСР при авариях (происшествиях) на ж/д переездах являются локализация и ликвидация воздействия вторичных поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание пораженным ПМП и их эвакуация.



^ 8. Особенности проведения АСДНР в условиях подтоплений, наводнений и катастрофических затоплений.

Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях и катастрофических затоплениях являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, сели и т. п.).

возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и с/х животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др.

Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов, размещение людей на незатапливаемых частях неразрушенных сооружений и участках местности.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно — выход из строя систем водоснабжения и" канализации.

Главной особенностью спас работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.

АСДНР должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду и обеспечить спасение пострадавших в сроки, не превышающие времени, как указывалось выше, наступления опасных для жизни

физиологических изменений в организме человека при нахождении в воде в данных условиях.


^ 9. Особенности проведения АСДНР в условиях разрушений зданий и сооружений промышленного назначения.

При проведении работ отключаются все трубопроводы и КЭС. Готовятся также площадки для работ инженерной техники и расчищается проезжая часть для подъезда автотранспорта. Обязательное привлечением мед. персонала. Начинают разборку завала сразу после разведки района разрушений. Определяется необходимость использования защитных костюмов и аппаратуры, устанавливается, при необходимости, регламент работ с фиксацией рабочих режимов для л/с, и установлением максимально допустимого времени их пребывания на опасном объекте. Работы приостанавливают, если в процессе разборки завала обнаруживают взрывоопасной среды или предметы, токсичные газы, отравляющие вещества или высокий радиоактивный фон.

В целях обеспечения безопасности л/с при ведения работ по разборке завалов, наряду с креплением неустойчивых конструкций может производиться их обрушение.

Перед выполнением работ рабочее место и завал в месте производства работ должны быть ограждены.

Спасатели, выполняющие работы, должны иметь средства защиты головы, глаз и лица, органов дыхания, спец для защиты от механических воздействий, спецобувь, одежду для защиты от мех-х воздействий.

В темное время суток рабочее место по устройству лаза должно быть освещено с использованием электрических светильников, а у спасателя, работающего в лазе, должно быть индивидуальное осветительное устройство типа «Циклоп».

Если возле участка работ пролегают магистральные или боковые проезды для транспорта, то должны быть выставлены оградительные переносные знаки (предупреждающие и запрещающие) и сигнальные фонари, используемые в ночное время.

В первый период важнейшим будет прокладывание проездов по заваленной территории, подъездов к объектам и участкам работ.

Необходимо учитывать, где и в каких условиях находятся пострадавшие, успели ли они укрыться в защитных сооружениях.

Чаще всего процесс разборки завала в целях деблокирования пострадавших осущ. вручную и с ограниченным применением средств механизации.

При проведении спас работ на разрушенных зданиях может возникнуть необходимость спуска пострадавших с верхних этажей.

Оборванные провода линии электропередач (ЛЭП) необходимо заземлять в целях исключения поражения током.

Все завалы неоднородны по своему объему. У поверхности завалы имеют более высокую плотность. В центре завала, у его основания, преимущественно находятся крупные и средние обломки, пустоты встречаются чаще, размеры пустот относительно большие. Конструкции нижних этажей здания меньше разрушаются при падении и, нагромождаясь, формируют вторичные своды, в которых образуется большое количество пустот. Большая вероятность образования пустот в уцелевших углах здания и в районах расположения лестничных клеток (лифтовых шахт).

В ряде случаев, при разрушении здания вторичные своды не формируются. Это может произойти при землетрясениях и обвалах, характеризующихся вертикальным обрушением зданий, имеющих недостаточно прочные стены. При этом образуется завал, в котором междуэтажные перекрытия здания разрушаются относительно слабо и практически ложатся друг на друга. Пустоты в таком завале сравнительно малы. Эти завалы считаются наиболее сложными для проведения в них АСДНР.


^ 10. Особенности ведения ПСР при ЧС на авиатранспорте.

Особенность возникновения и развития ЧС на авиатранспорте заключается в высоких скоростях передвижения авиасредств, наличии на их борту большого количества горючих и взрывоопасных веществ, нахождении людей в замкнутом пространстве салонов, отсутствии эффективных мер воздействия на воздушное судно, терпящее бедствие. Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе, и пожар. Причинами ЧС в авиации становятся взрывы, пожары, сходы со взлетно-посадочной полосы, падения воздушных судов.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС на авиа­транспорте связаны именно с эвакуацией.

Основная часть ЧС на авиатранспорте происходит в районе аэропорта. Проведение здесь АСР осуществляют АС команды, в которую входят расчеты от каждой служб; диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, милиции, АСС.

После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа и др, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших. Пожары внутри пассажирских салонов относятся к пожарам в замкнутых объемах. Для них характерны большая плотность задымления, малый размер зоны горения, высокий температурный градиент по высоте помещения и малая температура пожара, а также наличие в продуктах сгорания значительных концентраций высокотоксичных веществ. Эвакуацию пассажиров следует проводить одновременно с тушением пожара с наветренной стороны

ПСР проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спас снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спас катерами.

При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств.

После высадки ПСО немедленно приступает к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и создать им необходимые бытовые условия, защищающие их от непогоды, оказать им ПМП. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику.

После вывода из зоны бедствия пострадавших нужно приступить к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Только после этого начинаются работы по спасению воздушного судна и перевозимых им грузов. Исключение составляют случаи, когда грузы имеют большую материальную и художественную ценность, а также опасные грузы . В таких случаях спасение людей и грузов проводится одновременно.

При некоторых авиационных катастрофах все находившиеся на борту воздушного судна погибают. На месте таких катастроф работа спасателей сводится к поиску останков погибших, фрагментов воздушного судна и "черных ящиков" для воссоздания картины развития ЧС.


^ 11. Ведение АСДНР в условиях крупных техногенных катастроф.

При проведении работ отключаются все трубопроводы и КЭС. Готовятся также площадки для работ инженерной техники и расчищается проезжая часть для подъезда автотранспорта. Обязательное привлечением мед. персонала. Начинают разборку завала сразу после разведки района разрушений. Определяется необходимость использования защитных костюмов и аппаратуры, устанавливается, при необходимости, регламент работ с фиксацией рабочих режимов для л/с, и установлением максимально допустимого времени их пребывания на опасном объекте. Работы приостанавливают, если в процессе разборки завала обнаруживают взрывоопасной среды или предметы, токсичные газы, отравляющие вещества или высокий радиоактивный фон.

В целях обеспечения безопасности л/с при ведения работ по разборке завалов, наряду с креплением неустойчивых конструкций может производиться их обрушение.

Перед выполнением работ рабочее место и завал в месте производства работ должны быть ограждены.

Спасатели, выполняющие работы, должны иметь средства защиты головы, глаз и лица, органов дыхания, спец для защиты от механических воздействий, спецобувь, одежду для защиты от мех-х воздействий.

В темное время суток рабочее место по устройству лаза должно быть освещено с использованием электрических светильников, а у спасателя, работающего в лазе, должно быть индивидуальное осветительное устройство типа «Циклоп».

Если возле участка работ пролегают магистральные или боковые проезды для транспорта, то должны быть выставлены оградительные переносные знаки (предупреждающие и запрещающие) и сигнальные фонари, используемые в ночное время.

В первый период важнейшим будет прокладывание проездов по заваленной территории, подъездов к объектам и участкам работ.

Необходимо учитывать, где и в каких условиях находятся пострадавшие, успели ли они укрыться в защитных сооружениях.

Чаще всего процесс разборки завала в целях деблокирования пострадавших осущ. вручную и с ограниченным применением средств механизации.

При проведении спас работ на разрушенных зданиях может возникнуть необходимость спуска пострадавших с верхних этажей.

Оборванные провода линии электропередач (ЛЭП) необходимо заземлять в целях исключения поражения током.

Все завалы неоднородны по своему объему. У поверхности завалы имеют более высокую плотность. В центре завала, у его основания, преимущественно находятся крупные и средние обломки, пустоты встречаются чаще, размеры пустот относительно большие. Конструкции нижних этажей здания меньше разрушаются при падении и, нагромождаясь, формируют вторичные своды, в которых образуется большое количество пустот. Большая вероятность образования пустот в уцелевших углах здания и в районах расположения лестничных клеток (лифтовых шахт).

В ряде случаев, при разрушении здания вторичные своды не формируются. Это может произойти при землетрясениях и обвалах, характеризующихся вертикальным обрушением зданий, имеющих недостаточно прочные стены. При этом образуется завал, в котором междуэтажные перекрытия здания разрушаются относительно слабо и практически ложатся друг на друга. Пустоты в таком завале сравнительно малы. Эти завалы считаются наиболее сложными для проведения в них АСДНР.


12. Особенности ведения АСР в пещерах, горных выработках, тоннелях.

^ ВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ГОРНОМ РЕЛЬЕФЕ

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования спасателям, участвующим в ПСР. Они должны: знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим; Состав группы и ее руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки. Если маршрут движения группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, т.е. навстречу движения группы. Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.

^ ВЕДЕНИЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ПЕЩЕРАХ

В атмосфере пещер, где спичка не горит, находиться без изолирующих противогазов опасно. При наличии углеводородов и метана необходимо строго соблюдать правила пожаро- и взрывобезопасности.

Значительную опасность представляет собой природный радиоактивный газ - радон и его дочерние продукты.

Опасности, связанные с водой. Они существуют в постоянно и периодически обводняемых пещерах. Прогнозирование подземных паводков крайне затруднительно

Холод. Пещеры характеризуются стабильной среднегодовой температурой.

Темнота. Если в пещере отсутствует фосфорсодержащие радиоактивные вещества, то в ней стоит абсолютная темнота. На подземных маршрутах необходимо иметь по два источника света на человека. Если это фонари, то к ним должны прилагаться дополнительные комплекты аккумуляторных батарей и лампочек. Свечи и средства их зажигания должны находиться в герметичной упаковке.

группе опасностей, по вине человека: 1. Искусственные обвалы и камнепады.2. Опасности, связанные с ненадежными естественными и искусственными опорами. 3. Опасность заблудиться. 4. Задымленность пещер. Обычно происходит от использования коптящих источников света и разведенных костров 5. Опасности, связанные с неумелым использованием снаряжения

6. Узкие лазы 7. Опасности, связанные с психологическими нагрузками Абсолютная темнота в пещерах не позволяет заблаговременно точно наметить маршрут движения.

Подземные озера и реки преодолеваются на надувных лодках, с использованием водолазного снаряжения, гидрокостюм должен быть утепленным, подводное освещение - мощным.


^ 13. Организация работы спасателей в зоне ЧС. Учёт рабочего времени.

режим работы и продолжительность раб дня могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ и мед рекомендаций. Режимы деятельности спасателей определяют и устанавливают в зависимости от характера и тяжести труда, используемых СИЗ, психофизиологического состояния организма, возраста, метеоусловий в районе аварии.

Режимы работы спасателей 1) Рабочая смена - 3-5 часов, включ перерывы на отдых, не превышать 8 ч.

Периоды выполнения работ не должны превышать: легких и средней тяжести работ - 30 минут для каждого часа работы; тяжелых работ - 3-5 минут в течение каждых 30 минут работы.

При круглосуточных спас. работах начала и окончания раб. циклов с учетом характера труда и в зависимости от суточного ритма (max работоспособность с 8 до 12ч и с 15 до 17 ч; min - с 3 до 6 ч)

2 Время отдыха спасателей должно составлять не менее 12 часов в сутки. При этом отдых устанавливается: 15 минут после 45 минут работы; на 3 часа после окончания смены. После раб смен - межсменный отдых (время полноценного сна не менее 7-8 ч, удовлетворения личных нужд и активного отдыха).

3. При отрицательных температур и повыш. влажности отдых в тепле, при положительных температурах - в прохладных помещениях или в тени.

4. не допускается работа спасателей на голодный желудок; ежедневный прием 50 мг аскорбиновой кислоты.

5. По завершению работы в зоне бедствия производится полная санитарная обработка с помывкой и заменой нательного белья.

6. Контроль за состоянием здоровья и физиологическими изменениями в организме спасателей.

Учет рабочего времени

В связи с особым режимом труда в зависимости от конкретных условий спасателям устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или за иной более длительный период, но не более чем за год. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных статьей 42 КЗОТ РФ.

В составе рабочего времени спасателей отдельно учитывается: - время выполнения спасательных работ в нормальных условиях; - время выполнения спасательных работ, оплачиваемых в повышенных размерах.

Время выполнения спасательных работ в нормальных условиях состоит из: времени проведения ПСР по ликвидации; времени нахождения спасателей в пути от места сбора до места происшествия; времени проведения инструктажа по ТБ и подготовки к работе на рабочем месте; регламентированных перерывов для отдыха и восстановления работоспособности спасателей. Учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, мед обследования, работы по обслуживанию техники и снаряжения.

Время дежурства на дому в режиме ожидания учитывается из расчета 1/4 часа рабочего времени за один час дежурства на дому.

Работы в районах ЧС - в журнале учета АСР, на его основании составляется табель учета отработанного времени.


^ 14. Особенности ведения ПСР в эпидемически неблагополучной обстановке.

надо строго соблюдать и проводить санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Входящие в зону ЧС первыми, должны уметь по внешним признакам выявлять больных или подозрительных на заболевание особо опасными инфекционными болезнями, немедленно сообщить об этом мед работнику.

Для предотвращения заболевания людей проводиться экстренная профилактика (все находящиеся в очаге).

ПСС принимают участие в эвакуации населения под руководством соответствующих управлений по делам ГО и ЧС. Эвакуация должна сопровождаться организацией санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения эвакуируемого населения и больных на всех этапах: район ЧС, зона карантина, путь следования и в конечных местах расселения.

При эвакуации инфицированным больным выделяются отдельные от остальных пострадавших средства передвижения или отдельные помещения. В целях предупреждения заноса инфекционных заболеваний и их распространения при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных изоляционно-ограничительных и мед-х мероприятий, которые в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и эпидемической обстановки подразделяются на обсервацию и карантин. При установлении карантина проведенные при обсервации мероприятия усиливают дополнительными режимами.

При необходимости спасатели могут привлекаться к выполнению карантинных мероприятий. Привлечение спасателей к выполнению профилактических и противоэпидемических мероприятий имеет свои специфические особенности, зависящие от наличия специальных СиС службы здравоохранения, степени обученности спасателей, природных условий и т.д. Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, должна быть не < 18°С,пострадавших следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках и т.д., не ближе 0,5-0,8 м от наружных стен.

Для предупреждения распространения инфекции, заражения л/с АСФ все контаминированные материалы (имеющие контакт с больными) должны подвергаться обеззараживанию.

Все ПСР в эпидемически неблагополучной обстановке при наличии очагов разрушений, проводятся теми же способами и методами, но с использованием средств индивидуальной защиты.



^ 15. Основные задачи, организационная структура ПСС МЧС России.

ПСС предназначена для организации и проведения ПСР в ЧС природного и техногенного характера. Основные задачи:

1 поддержание органов управления, СиС ПСС, ПСО в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению;

2 организация и проведение ПСР в ЧС природного и техногенного характера;

3 создание необходимой материально-технической базы;

4 подготовка, переподготовка, повышение квалификации штатных сотрудников ПСС и подготовка спасателей общественных АСФ;

5 осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников ПСС и членов их семей, а также общественных спасателей;

6 осуществление в установленном порядке взаимного обмена опытом работы с различными, в том числе международными спасательными службами и формированиями;

7 участие в разработке постоянно действующими органами управления планов ПиЛ ЧС;

8 пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС;

9 участие в подготовке населения к действиям в условиях ЧС;

10 разработка оперативных документов по вопросам организации и проведения ПСР в пределах своей компетенции.

Организационная структура ПСС МЧС России




^ 16. Организация связи во время выполнения ПСР.

На начальном этапе радиосвязь 1го эшелона сил ликвидации ЧС (АСФ объектов, противопожарные формирования МВД, бригады скорой помощи, ПСО МЧС России) осуществляется по ведомственной принадлежности и координируется территориальными органами управления МЧС России, а до прибытия их оперативных групп - администрацией объектов (при объектовых авариях).

При прибытии второго эшелона сил ликвидации ЧС (Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России, сводных мобильных отрядов соединений ГО, МО и др.) общую координацию сил связи в ЧС осуществляет ОГ РЦ или ОГ МЧС России по коротковолновой (КВ) и ультракоротковолновой (УКВ) радиосети в составе: ОГ МЧС России (главная), ОГ РЦ, ОГ территориального органа управления ГОЧС, ПСС субъекта РФ.

По прибытии в район ЧС нового подразделения, его руководитель обязан с помощью средств радиосвязи войти в радиосеть управления ПСР и, вызвав главную станцию, доложить о своем прибытии и получить задачу.

Для обеспечения эффективного управления совместным проведением спасательных работ в условиях, когда радиосредства АСФ работают в разных, не перекрывающих друг друга диапазонах частот, должен создаваться объединенный пункт управления, на котором размещаются: руководитель работ, ОГ МЧС России, ОГ РЦ, ОГ органа управления ГОЧС и командиры прибывших в зону ЧС АСФ со своими средствами связи.

В целях обеспечения непрерывности управления всеми АСФ и взаимодействия их при совместном ведении работ в каждом субъекте РФ должны быть заблаговременно разработаны в каждом звене управления РСЧС (региональном, территориальном, местном и объектовом) КВ и УКВ (в диапазоне частот 30-70 мГц и 144-176 мГц) радиосети взаимодействия, в которые должны включаться радиостанции органов управления РСЧС и командиров территориальных и ведомственных АСФ данного региона, а также сил РСЧС, прибывающих на усиление группировки сил из других регионов. Работа в этих радиосетях открывается при возникновении ЧС.

Кроме того, в случае необходимости, передачу информации можно передать в радиосети службы радиоаварийной связи МЧС России на аварийных частотах (время московское):

14,292 кГц с 10.00;

7,096 кГц с 12.00;

3,600 кГц с 21.00.

Вид излучения: верхняя боковая полоса для частоты 14,292 кГц. нижняя боковая полоса для остальных частот.

Радиоданные распространяются на всю территорию России только на время ликвидации ЧС.


17. Правовые основы ведения АСДНР.

ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconОпределение, задачи и основные принципы построения и функционирования...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconВопросы, выносимые на экзамен по мк и мом го для студентов всех факультетов
Общая характеристика Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных...

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconМедицина катастроф
Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Медико-тактическая характеристика...

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconПравительство Российской Федерации своим постановлением №1094 от...
Тема источники и классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconПредупреждение чрезвычайных ситуаций
Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных...

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconЛитература и учебные пособия
Указы президента, госты и т д. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconАщиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для органов...
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны...

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconБилеты к экзамену по курсу
Организационные методы управления проектирование ис, их классификация. Краткая характеристика классов

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций iconТема медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных...
По клиническим признакам интоксикации и механизму действия (клинико-физиологическая или токсикологическая классификация) среди аохв...

Классификация и краткая характеристика чрезвычайных ситуаций icon3 коллоквиум биология
Человек – объект генетических исследований. Классификация наследственных болезней человека, краткая их характеристика

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов