1. Сущность, предмет и задачи науки управления




Название1. Сущность, предмет и задачи науки управления
страница1/9
Дата публикации06.04.2014
Размер1.15 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Управление сельскохозяйственным производством
1. Сущность, предмет и задачи науки управления

Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект для достижения определенных результатов.

Субъект управления – это физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

Объект управления – то на что направлено воздействие субъекта управления.

Ввиду особенности объекта управления понятие «управление» применимо ко всем сферам материального мира – биологической, технической, социальной. Поэтому выделяют три вида управления:

· управление в живой природе – биологическими системами (изучается биологическими науками)

· управление в неживой природе – техническими системами (технические науки)

· управление в обществе – социальными системами (общественными науками, с использованием других отраслей знаний)

· Наиболее сложным является социальное управление, которое обычно подразделяют на

· управление общественным производством (экономическое)

· управление государством (социально-политическое)

· управление духовной сферой.

Управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, регионом, предприятием и внутри системы каждого уровня. Понятие «управление производством» несколько шире понятия «менеджмент». Так как термин «менеджмент» применяется лишь к управлению организацией и ее персоналом в условиях рынка. Объектами управления в АПК выступают отдельные лица или коллективы работников, а так же отдельные процессы природные, материальные, финансовые, трудовые, весь потенциал предприятия, объединения, отрасли и всего АПК.

^ Предметом науки управления является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы.

В силу особенностей предмета изучения наука управление возникла на стыке общественных наук и прикладных областей знаний, занимая межу тем самостоятельное положение.

В связи с этим наука управление очень тесно взаимосвязана

· с экономикой (управлять производством невозможно не зная законов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ)

· с философией (только на основе диалектического подхода можно проникнуть в суть изучаемых явлений, относящихся к процессам управления)

· не зная основ социологии, психологии и педагогики не возможно эффективно управлять трудовыми коллективами

· среди наук, выводы которых использует управление, особое место занимает кибернетика – наука об общих закономерностях управления в системах любой природы и сложности.

· Управление АПП должно учитывать особенности сельского хозяйства, как центрального звена АПК: земля - главное средство производства, территориальная рассредоточенность отрасли, сезонный характер производства, многообразие форм собственности и др.

Наконец, имеется достаточно оснований, чтобы утверждать, что управление – это синтез науки и искусства. Искусство управления заключается в умении применять общетеоретические положения и типичные управленческие ситуации в конкретных условиях.

Методы используемые наукой управление:: [совокупность приемов и способов, с помощью которых достигают результатов исследования]

1. Диалектический – процессы управления изучаются в движении и развитии, во взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Так как управление всегда очень тесно связано с практикой широкое распространение получил метод эксперимента, при котором возможные решения апробируются, проходят проверку на соответствующем объекте. И лишь при получении положительного результата подлежат распространению на другие объекты управления.

3. Важное значение имеют методы социологических исследований (анкетирование, интервьюирование и др.) позволяющие изучить сложные процессы, возникающие в коллективе, особенно их качественные стороны.

4. Методы экономического и организационного моделирования (экономико-математические методы, методы математической статистики, методы теории исследования операций, теории игр и др.)

5. специфические методы свойственные только управлению: организационный анализ, организационное нормирование и проектирование, графические методы изображения организационных процессов и др.

Лишь комплексное применение методов позволит решить главную задачу, стоящую в настоящее время перед наукой управление - повышение эффективности управления общественным производством.

Другие задачи: изучать закономерности организации управленческого процесса и возникающие при этом отношения между людьми, определять методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, и способы прогнозирования изучаемых процессов.

^ Применительно к АПП важнейшие задачи следующие:

·разработка организационных структур АПК с учетом развития различных форм хозяйствования

· развитие демократических начал управления на разных уровнях, научно обоснованное разграничение прав, обязанностей и ответственности между государственными, хозяйственными и общественными органами управления АПК

· совершенствование организации управленческого труда и его материального стимулирования

· совершенствование внедрения достижений науки и передового опыта и т.д.


^ 2. Законы и закономерности управления производством.

Управление производством не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.] В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным. Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:
1. Единство системы управления производством означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления производством устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность производства.

2. Пропорциональность производства и управления. Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.

3. Сочетание централизации и децентрализации управления. При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. В с/х производстве подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.

4. Специализация управления. Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами.

5. Дифференциация неотделима от интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности производства. Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности все системы.

Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

^ 3. Принципы управления производством

Для практического использования законов и закономерностей необходимо установить главные основополагающие положения (принципы управления), из которых руководители должны всегда исходить в свой повседневной деятельности.

Под принципами управления понимают основные руководящие положения, правила, базирующиеся на действии объективных законов и закономерностей, которыми руководствуются люди в управленческой деятельности и при построении системы управления. Принципы управления вытекают из законов управления, одному закону может соответствовать два и более принципов, и напротив, несколько законов могут быть реализованы на основе одного принципа. Поскольку базой формирования принципов управления являются объективные экономические законы, развивающиеся во взаимодействии с динамикой производительных сил, возникает необходимость постоянного уточнения их содержания и форм реализации. Воздействие принципов проявляется через решение конкретных управленческих задач. В принципах управления производством находят выражение основные требования, которым должны отвечать рациональная структура управления и его методы, связи предприятия и объединения с вышестоящими органами управления, предприятиями и учреждениями. Они увязывают в единое целое требования к управлению в различных сферах деятельности, на их основе формируются организационно-экономическая и организационно-техническая стороны управления. В системе принципов управления производством выделяют организационно-экономические (общие, основополагающие) и организационно-технические (частные).Организационно-экономические принципы по отношению к организационно-техническим выступают как объективные, определяющие. Они составляют основу системы управления производством во всех сферах и видах деятельности, носят всеобщий характер и должны реализовываться кадрами управления независимо от уровня и специфики решаемых задач.

Принципы управления


Организационно-экономические

Организационно-технические

Разделение и кооперация труда

Принцип главного звена

Эффективность и оптимальность

Конкретность и оперативность

Работа с кадрами

Единоначалие и коллегиальность

Материальное и моральное стимулирование

Ответственность

Научность

Территориальный

Отраслевой

Комбинированный

Они увязывают в единое целое требования к управлению в различных сферах деятельности, на их основе формируются организационно-экономическая и организационно-техническая стороны управления. В системе принципов управления производством выделяют организационно-экономические (общие, основополагающие) и организационно-технические (частные) Организационно-экономические принципы по отношению к организационно-техническим выступают как объективные, определяющие. Они составляют основу системы управления производством во всех сферах и видах деятельности, носят всеобщий характер и должны реализовываться кадрами управления независимо от уровня и специфики решаемых задач.

1. Принцип разделения и кооперации труда означает, что в управлении производством труд должен быть четко регламентирован, то есть каждый работник аппарата управления должен выполнять свои непосредственные функции, определенные должностной ин­струкцией. В то же время может иметь место кооперация при выполнении близких по содержанию функций, например, могут ко­оперироваться экономическая и бухгалтерская службы предприятия.

2. Принцип главного звена предполагает выделение основного направления, которое в данный момент определяет эффективность работы предприятия, и концентрацию на нем усилий аппарата управления.

3. Принцип конкретности и оперативности означает, что все решения, принимаемые аппаратом управления, должны быть своевре­менны и конкретны. Аппарат управления обязан быстро реагировать на изменения внешних и внутренних условий производства. В то же время принимаемые решения должны быть понятны исполнителям и обоснованны.

4. Принцип единоначалия и коллегиальности заключается в том, что руководитель конкретного объекта управления (предприятия, организации, фирмы и т. д.) пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, несет персональную ответственность за работу. В то же время к процессу подготовки управленческих решений руководитель должен привлекать специалистов, учитывать их мнение, использовать коллективный опыт. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации.

5. Принцип материального и морального стимулирования. Материальное стимулирование является мощным рычагом управления – уровень вознаграждения работников должен соответствовать количеству и качеству затраченного ими труда, экономическим результатам деятельности предприятия. Однако не менее важно моральное стимулирование, оно выступает средством одобрения деятельности в коллективе и утверждения в нем. Эти формы стимулирования должны дополнять друг друга.

6. Принцип экономичности и эффективности. Ожидаемый эффект должен достигаться при минимальных затратах труда и средств.

7 Принцип научности означает, что система управления должна строится и функционировать, подчиняясь объективно сложившемся законам и закономерностям, а также использовать новейших достижения науки и техники.

Принципы управления отражают изменяющиеся условия управления. Возможно возникновение новых принципов, отражающих новые проблемы управления. Таким образом, меняется как соотношение отдельных принципов, так и их содержание и формы применения.

К организационно-техническим принципам управления относятся территориальный, отраслевой и комбинированный (территориально-отраслевой).

В их основу положены формы организации производства во всех типах сельскохозяйственных предприятий.

Территориальный принцип управления применяется, когда производство рассредоточено на значительной территории и имеет внутреннее организационное деление (отделения, производственные участки, комплексные бригады). На закрепленной территории управление осуществляют управляющие, начальники участков и бригадиры. Этот принцип применим в крупных, многоотраслевых сельскохозяйственных предприятиях, имеющих большую территорию и слабо развитую инфраструктуру, низкую концентрацию производства и рабочей силы.

Отраслевой (цеховой) принцип управления применяется в хозяйствах, расположенных на компактной территории и имеющих высокую концентрацию производства и рабочей силы. Это преимущественно предприятия, имеющие один или два населенных пункта, находящиеся на незначительном удалении друг от друга, и крупные производственные подразделения. В этом случае управление осуществляют соответствующие отраслевые специалисты (агрономы, зоотехники и др.).

Комбинированный принцип управления применяется в том случае, когда на предприятии есть элементы и отраслевого, и территориального управления. В наиболее развитой отрасли применяется отраслевой принцип управления, в менее развитых - территориальный.

С изменением условий производства происходят и определенные изменения в принципах управления, в первую очередь в формах и методах их осуществления. Задача науки состоит в том, чтобы своевременно выявлять эти изменения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconКонспекты лекций Тема Предмет и задачи информатики, ее место в процессах управления
История становления информатики как науки, ее связь с математикой, естественными и гуманитарными науками. Предмет и основные разделы...

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconИсторическое сознание, его сущность, формы и сущность
Предмет изучения-деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории как отдельной науки служит...

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управленческий бухгалтерский учет»
Понятие и сущность управленческого учета: сущность, предмет, объекты, цели и задачи, функции и методы

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconТема Понятие, предмет, метод, система и принципы гражданского права
Наука гражданского права. Предмет и метод исследования. Связь науки гражданского права с практикой. Задачи науки гражданского права...

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconЩёкин Г. В. Теория социального управления: Монография. К.: Мауп, 1996. 408 с
Рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента,...

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconПрадмет І задачы вывучэння гісторыі Беларусі ў сусветным кантэксце...
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

1. Сущность, предмет и задачи науки управления icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconТема Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

1. Сущность, предмет и задачи науки управления iconПонятие, предмет, система и методы науки конституционного права....
Предмет науки то, на что направлена мысль в процессе познания объектов или сферы, в которой существует наука (для кп конст правовая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов