Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку»




Скачать 166.5 Kb.
НазваниеРеферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку»
Дата публикации06.04.2014
Размер166.5 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > География > Реферат


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ

імені В.Даля

РЕФЕРАТ
з дисципліни: Психологія гігієни

на тему: «Психогігієна дитячого віку»

Варіант № 18


Виконала:

студентка гр.
Перевірив: доц. Провоторова Н.В.
Луганськ 2012
Содержание
1. Психогигиена детского возраста………………………………………………3

Список использованной литературы…………………………………………...16

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы.

Основные задачи психогигиены:

1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.

2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.

3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.

4. Мониторинг психического здоровья населения.

5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

В соответствии с задачами предметом психогигиены являются:
- Исследование и систематизация критериев психического здоровья;
- Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения
психического здоровья различных слоев населения.

Психогигиенические мероприятия имеют практическое значение не только применительно психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюдение требований психогигиены играет важную роль для предупреждения инфарктов, предотвращения развития гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарного диабета и т.д. Общеизвестна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов.
Одной из главных предпосылок формирования навыков оздоровительной поведения является знание психологии человека во всем многообразии ее проявлений. Движущей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние являются основой для формирования установок. Наивысший уровень регуляции поведения личности создает система ценностных ориентаций, цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, К сожалению, исследованию этих важных психологических феноменов поведения личности, направленной на сохранение здоровья, уделяется слишком мало внимания. Отсутствие соответствующей психогигиенических и психологической компетентности является причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим нарушениям.
Между тем известно, что лечить надо не болезнь, а больного. Это подчеркивает необходимость видеть индивидуальность в каждом человеке, знать основные психологические характеристики: систему ее жизненных ценностей, доминирующую мотивацию поведения, особенности эмоциональной сферы, индивидуальный стиль общения и т.д. Знание психики больного позволяет выявить те особенности, которые могут усилить проявления болезни или, наоборот, способствовать более успешному лечению.
Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Но профилактические рекомендации без учета психологических аспектов, как правило, не будут достаточно эффективными, они должны сочетаться.
За последние годы растет количество так называемых болезней "цивилизации", к которым причисляют нервно-психические расстройства, нейродермиты, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркоманию и т.д. Изучение факторов риска и причин возникновения этих болезней показало , что очень часто в их основе лежит психоэмоциональное напряжение Возникновение последнего в основном зависит от психологических характеристик личности, ведь на одну и ту же психотравмирующую ситуацию люди реагируют по-разному, то есть те или иные социальные условия жизни и психологические особенности человека могут способствовать или предотвращать возникновению болезни. Это с особой остротой ставит проблему психологической грамотности населения, особенно молодого поколения, без чего трудно сохранить физическое и психическое здоровье [1].

В ряде психологических исследований описываются типы личностей, у которых чаще возникают болезни сердца, желудка, сосудов и т.д. Так, например, у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженных чаще наблюдаются болезни сердца, а у предрасположенных к гневу - болезни печени, у людей апатичных, с пониженным жизненным тонусом, - болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению язвенной болезни, диабета, гипертонии. Но человек не рождается с теми или иными личностными данными, они формируются в процессе жизни, воспитания и обучения. Следовательно, проблемы профилактики любых заболеваний, воспитания здорового поколения невозможно решить, не учитывая индивидуальные особенности человека.

В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена, 2) психогигиена быта, 3) психогигиена семейной жизни, 4) психогигиена трудовой деятельности и обучения. Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны [2].

В жизни человека имеются возрастные периоды, представляющие повышенное число проблем для психиатрии. Это возраст роста организма и развития психической сферы и поздний возраст с его процессами биологической и психологической перестройки.

Принято выделять следующие возрастные периоды.

Младенчество — до    1    года

Детство — до    12   лет

Отрочество (подростковый период) — от 12 до 16 лет

Юность — от 16 до 22 лет

Зрелость — от 22 до 50 лет включительно

Обратное развитие —51—70    лет

Старость — свыше 70 лет

В настоящее время имеется тенденция расширять границы подросткового периода до 17, 18 и даже 20 лет, т. е. считать подростковым переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства.

Задачи психогигиены в отношении детского, подросткового и юношеского возраста могут решаться только на базе знаний о закономерностях роста и развития организма, возрастных анатомо-физиологических особенностях человека. Созревание психики проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои отличительные черты. Наиболее важными этапами развития психики являются следующие:

1-й — моторный — до 1 года

2-й — сенсомоторный — до 3 лет

3-й — аффективный — от 3 до 12 лет

4-й — идеаторный — от 12 до 14—16 лет

В выделении этапов и в ограничении их во времени имеется искусственность, поскольку психика человека развивается целостно, во всех своих сферах. Вместе с тем в соответствии с данными отечественной психологии главным содержанием психического развития является изменение функционального строения сознания, его перестройка на каждой стадии онтогенеза. При этом всякий раз доминирующее положение занимает какой-нибудь один психический процесс. Обозначением этапов подчеркиваются уровень зрелости психики, ее новые, наиболее типичные качества, достигаемые к определенному возрасту. Это необходимо учитывать для создания оптимальных условий развития психики и формирования личности [3].

Итак, задачи охраны и укрепления психического здоровья человека меняются вместе с его возрастом. Наиболее ответственными в этом отношении периодами следует признать детский, пубертатный и период инволюции (обратного развития, увядания).

Нервная система и психика у детей наиболее хрупкая и ранимая. Поэтому психогигиена детского возраста должна обеспечивать формирование психически здоровых детей и служить психопрофилактической основой для предупреждения развития психических заболеваний в более позднем возрасте. Ряд основных положений психогигиены детского возраста был сформулирован русскими психиатрами ещё во второй половине 19 в. (Миляревский, И. А. Сикорский и др.). Психогигиена детского возраста начинается с воспитания, правильное и всестороннее воспитание детей должны обеспечить родители, при этом умственное и нравственное воспитание детей должно сочетаться с их физическим развитием и воспитанием. Даже в относительно нормальных семьях и с родителями без психических отклонений часто приемы воспитания детей неправильны. В настоящее время достаточно возможностей получить консультацию по проблемам воспитания, особенно в тех случаях, когда появляются сомнения в правильности организации воспитания. Воспитание детей с заболеваниями, ослабленной нервной системой, с невропатическими проявлениями, предрасположенных к психическим заболеваниям требует более значительных усилий и знаний от родителей. Родители, страдающие алкоголизмом, сами представляют угрозу для здоровья ребёнка, а предрасположенные к нему способствуют развитию отклонений в психике детей и травмируют их психику, вместо того чтобы самим избавляться от приобретённого порока. Родителям, страдающим душевными болезнями, необходимо самим стремиться к излечению и относится к своим детям более внимательно и бережно.

Ребенок рождается с определенным набором инстинктов и безусловно-рефлекторных реакций на жизненно значимые раздражители: голод, боль и др. На базе этих реакций создаются условные рефлексы, составляющие основу всей психической деятельности взрослого. С 3—4 месяцев начинается полноценная деятельность всех органов чувств, нецеленаправленные прежде движения принимают характер целесообразных ответов на раздражения анализаторов. Ребенок быстро устает, много спит, что защищает его от перегрузки впечатлениями. Вместе с тем в обстановке, бедной внешними воздействиями, полноценного развития быть не может. В последнее время особенно большое внимание к себе привлекает вопрос о роли контакта с матерью для развития психики ребенка. Высказывается мнение, что мать для младенца необходима не только потому, что она обеспечивает его грудным молоком, но и как источник жизненно важных раздражителей.
В начале нашего столетия особое внимание привлек к себе факт почти 100% смертности грудных детей, находившихся в американских приютах. Изолированные от матери дети становились апатичными, переставали есть и спать, худели, слабели. Дети выздоравливали, если их вскоре возвращали матерям. Было выявлено, что лишение контакта с матерью оставляет наиболее глубокий  след,  если  оно  приходится  на первые дни, месяцы или годы жизни. Такие дети, жившие в последующем в условиях заботливого, любовного к ним отношения, уже взрослыми обнаруживали признаки психического инфантилизма, агрессивность в реакциях, импульсивность в поступках, недостаточную инициативность, у них были нарушены взаимоотношения с другими людьми. Сходные изменения обнаруживались у детенышей обезьян, росших в изоляции, без матери. Такие животные росли ослабленными, выглядели унылыми, испытывали страх, у них наблюдались приступы ярости или самоистязания. Если у таких самок появлялось потомство, у них не удавалось наблюдать материнских форм поведения; к своим детенышам они проявляли агрессивность, некоторые замучивали их до смерти.
Эти и другие эксперименты на животных, наблюдения за развитием детей показали, что более поздние формы поведения и механизмы, определяющие взаимоотношения между особями одного вида, особенности семейных взаимоотношений у людей формируются на базе того опыта, который приобретается очень рано, сразу же после рождения. Центральным звеном этого процесса является чувство любви, привязанности к матери, которое потом переносится на других людей и в далеком будущем определяет отношение к собственным детям. Если это звено в воспитании выпадает, процесс психического развития ребенка оказывается искаженным [4].

Приобретение ребенком любого навыка дает новый стимул для психического развития. Освоение навыка держать головку значительно увеличивает размеры воспринимаемого пространства, формирующаяся способность самостоятельно сидеть высвобождает руки. Появляется возможность познания предметов не только путем их созерцания, но и в процессе оперированиями ими. После первого года жизни переход из горизонтального положения в вертикальное обеспечивает возможность усложнения деятельности рук как орудия труда, помогает лучше понять суть вещей. По мере овладения речью совершается переход от непосредственного познания окружающего к опосредованному (посредством слов), постепенно приобретается способность абстракции и логического мышления, повышается инициативность ребенка в общении с другими людьми. На втором году, когда начинается овладение фразовой речью, для детей открывается возможность постигать логику бытия и своего существования.
В овладении навыками (самообслуживания, еды и др.) и речью большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Подражая взрослым и своим сверстникам, дети копируют их действия, жесты, мимику и таким образом учатся пользоваться предметами, произносить слова, усваивают манеру поведения других людей, их образ жизни. Например, в яслях, детских садах, младших классах школы, если выявляются случаи заикания, то не один, а сразу несколько. В процессе исследования устанавливается, что истинным заиканием страдает только один ребенок, а у остальных патология является индуцированной, приобретенной путем подражания. Выработанная манера неправильно говорить становится привычкой, тем более устойчивой к коррекции, чем дольше она существует. В поведении детей, как в зеркале, отражается среда, в которой они воспитываются. То, что в этой среде принято, становится нормой поведения потом у взрослого.
Таким образом, за первые три года психика, психическая форма отражения мира проходит в своем развитии путь от недифференцированного, нецеленаправленного, чисто моторного реагирования на раздражители (1-й этап) до сложноорганизованного сенсомоторного акта (2-й этап), являющегося основой для эволюции всех психических функций — целесообразных, дифференцированных движений и активности в контакте с окружающим, познания, внимания, аффективно-волевой сферы, сознания. На базе сенсомоторного реагирования в дальнейшем развиваются психомоторные реакции, носящие уже осознанный характер. Сложная сенсомоторная дифференцировка является основанием для развития процессов памяти, усиленного формирования образов представлений, в связи с которыми появляются потребности с их реализацией в совершенствующихся аффективных реакциях (3-й этап). В недрах сенсомоторного этапа в связи с пересочетанием представлений и развитием речи возникает возможность появления понятий и умозаключений, что становится доминирующим и определяющим психическое развитие в подростковом возрасте (4-й этап).

Примерно с 3 лет проявляются большая настойчивость в стремлении все делать самостоятельно, недовольство, протест, если взрослые лишают ребенка активности или ограничивают ее. В процессе активного познания окружающего ребенок нередко роняет вещи, разбивает, ломает — вначале по причине несовершенства произвольных двигательных актов, позже из-за любознательности. Чрезмерно ограничивая активность ребенка, взрослые мешают его развитию. Излишняя опека старших гасит инициативу, вызывает страх перед деятельностью, отказ от нее, способствует развитию таких черт характера, как пассивность и нерешительность.

Подвижность, любознательность, активность в общении со взрослыми благоприятствуют быстрому психическому развитию и проявляются в усложнении игровой деятельности, стимулирующей творческие способности, воображение, фантазию. Возраст 4—6 лет отличается значительной силой эмоциональных реакций, которые к этому времени становятся уже дифференцированными. В связи с несдержанностью эмоциональных проявлений дети этого возраста особенно нуждаются в терпеливой коррекции их поведения со стороны взрослых. Попустительство минутному желанию, удовлетворение капризов и прихотей могут способствовать формированию патологических черт характера: не зная ни в чем запрета, такие дети, будучи уже взрослыми, обнаруживают потребности, значительно превышающие возможность их удовлетворения. В результате возникают постоянное недовольство своим социальным положением (каким бы оно ни было), периодически — конфликтные ситуации, истерические реакции. Наоборот, воспитание в условиях постоянного запрета может вызвать у ребенка стойкую реакцию протеста, негативизм. Ребенок становится непослушным, делает все наоборот, растет упрямым, поступает часто вопреки здравому смыслу — лишь бы настоять на своем.
Разумное руководство поведением ребенка предусматривает воспитание и тренировку его тормозных реакций. В семьях, где взрослые не сдерживают себя, раздражаются, одергивают детей, часто огорчают их, не удается воспитать у детей полноценные тормозные реакции. Человек вырастает легко возбудимым, нетерпеливым, неуживчивым, что создает много проблем как для него самого, так и для его окружения. В возрасте 6—7 лет ребенок и сам уже начинает затормаживать некоторые свои реакции, научается сдерживаться. В этом возрасте у него уже настолько развито самосознание, что он в состоянии выделить себя из окружающего и противопоставить себя окружающему. Деятельность становится все более осознанной. Такой уровень психического развития позволяет начать систематическое обучение ребенка по специальной программе.

Таким образом, основой психогигиены детей младшего возраста является правильно, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организованная система воспитания. Все, что окружает ребенка, должно оптимально воздействовать на него: внешний вид и поведение взрослых, обстановка в детском коллективе, игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, животные, природа, режим дня. Акцент здесь должен быть сделан на повышении уровня психогигиенического образования родителей [5].

Школьный возраст и психогигиенические аспекты обучения. В этом возрасте проблема воспитания не менее актуальна, чем в младшем. Вместе с тем на первый план выдвигается задача систематического обучения, поэтому воспитание оказывается включенным в этот процесс.

В настоящее время значительно возросла степень нагрузки на нервную систему и профилактика переутомления и психической травматизации детей становится более актуальной. Родителям необходимо больше внимания уделять режиму учёбы и отдыха детей, помогая организовывать их деятельность в этом возрасте, избегать ненужных перегрузок и влечений, и обязательно следить самим за своими взаимоотношениями в семье, не травмируя дополнительно психику детей проблемами своих взаимоотношений.

В детский период происходят наибольшие сдвиги в психике человека (формирование личности и характера, процессы старения), а также в различных отделах нервной системы и всего организма.
В раннем детском возрасте большое психогигиеническое значение имеет строгий режим кормления. Далее необходимо подчеркнуть огромную роль здоровой атмосферы в семье, правильных взаимоотношений между отцом и матерью. Дети не должны быть свидетелями конфликтов и тем более скандалов в семье. Отрицательными факторами являются бурно выраженная ревность одного из родителей, алкоголизм отца, возможность для ребенка оказаться свидетелем половой жизни взрослых. Большое психогигиеническое значение имеет правильное воспитание [6].

Нарушения и недостатки воспитания — отрицательный психогигиенический фактор. Так, например, неумеренное баловство, потакание капризам ребенка способствуют формированию изнеженности, неуравновешенности личности; подавление самостоятельности ребенка, насмешки над ним часто приводят к возникновению застенчивости, неуверенности в себе, мнительности.

Важную роль играет питание детей. Недостаток витаминов в рационе вызывает ряд заболеваний, которые отражаются на нервно-психической сфере (рахит, пеллагра, спру, цинга и др.), недостаток кальция задерживает развитие костей, в частности черепа, отражается на деятельности эндокринных желез (паращитовидные железы), недостаток йода способствует снижению функции щитовидной железы (развитие кретинизма). В число психогигиенических задач входит обеспечение достаточного сна, правильного развития двигательной сферы (физкультура) и многое другое.

В более поздний период психогигиена изучает вопросы, связанные с обучением в школе. Сюда относятся перегрузка учащихся школьными предметами, взаимоотношения между учениками, а также между учеником и педагогом, нарушения режима школьника дома. В переходном возрасте (период полового созревания) перед подростком встают новые проблемы, требующие психогигиенического подхода. Сюда относятся вопросы выбора дальнейшего жизненного пути, критического осмысливания и оценки окружающей действительности, оценка собственной личности, а также вопросы, связанные с сексуальной жизнью. В этом же периоде иногда начинается курение и употребление спиртных напитков. Некоторые подростки мучительно переживают недостатки своей внешности, робость, угловатость, а также некоторые вредные привычки (например, онанизм). В этом возрасте возможны реакции протеста (в виде ухода из дому, оставления учения и пр.), которые требуют правильного психологического и педагогического подхода [7].

Итак, психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются: - развитие и тренировка процессов торможения, - воспитание эмоций, - обучение преодолению трудностей.

К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:

1. Правильная организация и соблюдение режима дня.

2. Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,
правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).

3. Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.

4. Готовность ребенка к школе.

5. Правильное воспитание детей в семье и организованных коллективах.

6. Индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями ВНД.

7. Обеспечение благоприятных условий для формирования у детей

положительного эмоционального состояния.

8. Интеграция физической и умственной деятельности в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков [8].

Психическое здоровье, внутреннее совершенство, гармоничная система отношений с окружающим миром закладываются еще в детском возрасте, поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и меры являются наиболее продуктивными, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.

Список использованной литературы
1. Гехт К. Психогигиена. - М.: Прогресс, 1979. - 176 с.
2. Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. - Л.: Медицина, 1984. - 192 с.
3. Азбукин Д.И. Основы психопатологии и психогигиены детского возраста для педагогов.- М., 1930.

4. Пахальян В. В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002- № 1. - С. 38-44.

5. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1990.

6. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979

7. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.

8. Козлов В. П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков. В кн.: Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С. 13-17.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconПлан проведення практичного заняття з навчальної дисципліни «Психодіагностика»
Волошина В. В., Волинська Л. В., Савицька С. О., Темрук О. В. Загальна психологія: Практикум: Навч посіб. – К.: Каравела, 2006. –...

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconЗаняття
Методичні вказівки до лабораторних занять з дисципліни «Суднові автоматизовані електроприводи» склав у відповідності з навчальною...

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат по дисциплине «Введение в специальность» на тему: «Современные микропроцессоры»

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат на тему
Федеральный закон от 24. 06. 2008 n 91-фз "О внесении изменения в ст. 1 Фз "О минимальном размере оплаты труда"

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат на тему: «южные циклоны»
Особенности погодных условий в южных циклонах для территории Украины

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат на тему: «Метод сценариев»
Практическое применение сценарного метода прогнозирования при разработке управленческих решений

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат по предмету: Этика и эстетика на тему: “Эвтаназия: милосердие или преступление?”
Смерть – это хорошо или плохо?

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат по дисциплине «Строительное дело» на тему: «Строительство рыбоводных предприятий»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего пРофессионального образования российский государственный аграрный...

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат по дисцилине «эконометрика» На тему: «Структура современной эконометрики»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

Реферат з дисципліни: Психологія гігієни на тему: «Психогігієна дитячого віку» iconРеферат на тему: Чарльз Бэббидж и его машина
С необходимостью считать люди столкнулись в камен­ном веке. Имеются свидетельства, что в палеолите насеч­ками на костяных и каменных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов