Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С




НазваниеТехнологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С
страница1/24
Дата публикации01.03.2016
Размер3.71 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
С. Марков

PR В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ PR

Технологии Версии Слухи

Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад»

2005

УДК 159.9 ББК 88 М 25

Марков С.

М-25 PR в России больше, чем PR. Технологии, вер­сии, слухи — СПб.: ООО Издательство «Севе­ро-Запад»; Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2005. — 432 с.

ISBN 5-93835-102-2 (ООО Издательство «Северо-Запад») ISBN 5-222-05986-3 (Издательство «Феникс»)

Предлагаемая вниманию читателя книга познако­мит его с тем содержанием, которое в России приоб­рел термин PR, с теми психологическими феномена­ми, которые эксплуатируются для усиления воздей­ствия на избирателя. Читатель может заглянуть на кухню «политтехнологов» и узнать, как создается ком­промат, кому нужна шумная политическая реклама, что нужно сделать, чтобы стать депутатом и т.п.

УДК 159.9 ББК 88

ISBN 5-93835-102-2

ISBN 5-222-05986-3

© ООО Издательство «Северо-Запад», 2005

© С. Шурухт, 2005

© Е. Иванова, обложка, 2005

© Издательство «Феникс», оформление 2005
СОДЕРЖАНИЕ

От автора............................……………… 3

Слухи.................................. ………………. 4

Быль о «Черном PR» ..............………..... 11

Между словом и СЛОВОМ........……....... 25

Из всех искусств для нас важнейшим

является...........................……………….... 114

Кто теперь не социолог? .......………........ 136

Ален Делон не пьет одеколон......……..... 163

За честные выборы! ...............…. ……….. 173

Этот страшный компромат ...........……… 179

Административный ресурс,

как технология .....................……………… 250

Технология денег.....................………….. 282

Готовься к войне ...................…………... 344

Наш политический театр . . .........…….... 384

Бойцы невидимого фронта...........……….. 415

Опять от автора ..................……………... 430

^ ОТ АВТОРА

Первый тираж этой книги разошелся без остатка два года назад, а желающих её прочи­тать еще много. Прежде всего, это студенты, изучающие политическую психологию, и по­литологи. Поэтому разделы, касающиеся рабо­ты с информацией различной степени досто­верности, перешли в это издание практически без изменений. Как и было обещано читателю, автор подробно рассмотрел проблему финан­сирования выборов как отдельную избира­тельную технологию. Откуда деньги и сколь­ко их, всегда всех интересовало.

Конфигурация политического поля, а пото­му и околополитического пространства посто­янно меняется. Если в 2001 году «администра­тивный ресурс» ничем не выделялся из общего веера политических технологий, то в начале 2004 года эта технология стала ведущей, поэтому сделана попытка ее более подробного анализа.

Готовя второе издание к печати, автор со­бирался отказаться от своего журналистского псевдонима, которым подписывает обычно ра­боты, не относящиеся к основной специально­сти. Применение психологических техник в политическом PR автор рассматривал всего лишь как частный эпизод своей творческой биографии и надеялся когда-нибудь вернуть­ся «домой», в специальность. Кроме того, все кому надо и так знали, кто написал «PR в Рос­сии больше, чем PR». Но жизнь рассудила ина­че. Видимо «С. Марков» теперь будет существовать самостоятельно, со своей особой те­мой и своим мнением, с которым автор «не всегда согласен». И «С. Маркову» уже никуда не деться от того, что автор считает психоло­гией политики. Во всяком случае, недавно ав­тор дал согласие прочитать курс «Психология управления массовым сознанием», т.е. «Руби­кон перейден».

С уважением С. М. Шурухт (С.Марков).


СЛУХИ

Пристрастия общества непостоянны. Лет 30 — 40 тому назад любимым развлечением на­ции был футбол. Лев Яшин и Слава Метревели были национальными героями, а когда по радио звучали футбольные позывные, страна зами­рала в ожидании того, что сейчас ей скажет спортивный комментатор Николай Озеров.

На какое-то время национальными героями стали хоккеисты. Когда на лед выходили Фе­тисов, Старшинов, братья Майоровы, отменя­лись даже правительственные мероприятия. Страна смотрела хоккей.

Хоккей сменило фигурное катание. Зрелищ­ное, музыкальное и одновременно азартное.

Политикой люди не интересовались. И это несмотря на то, что в каждом производственном коллективе постоянно проводились политин­формации, лектора общества «Знание» регу­лярно рассказывали про «оскал империализ­ма» и борьбу негров за гражданские права.

Политическая эрудиция большинства своди­лась к анекдоту про «Луизу, которую не отпус­кают с карнавала». Бывали, конечно, ситуации, когда простой советский человек вынужден был прикоснуться к политике. Например, при выезде за границу приходилось учить имя и фамилию Генерального секретаря коммунис­тической партии княжества Монако. Из соб­ственных политиков самым известным был Л. И. Брежнев, про которого каждый день ве­щали по телевизору. Выборы были привычной формальностью, кого и куда выбирают, ведали только журналисты, а простой обыватель знал заранее, что единственный кандидат несомнен­но получит 98,8% голосов избирателей, даже если ни один из них не посетит избирательного учас­тка. Мастера культуры рассказывали народу потрясающие истории о борьбе «лучшего с хо­рошим», а потому единственное, что вызыва­ло интерес, был спорт, спорт и еще раз спорт.

В середине 80-х страна изменила спорту. Все дружно переселились в Санта-Барбару, плакали вместе с богатыми и любили «просто Марию». «Мыльная опера» стала значимым социальным явлением. Во время показа бра­зильского сериала «Рабыня Изаура» в реани­мационных отделениях больниц у пациентов наступало резкое улучшение, они вставали из-под капельниц и шли к телевизору.

Когда по телевизору показывали мексикан­ские сериалы, все отделения милиции в стра­не закрывались на обед, а уличная преступ­ность падала практически до нуля. В конце 80-х — начале 90-х годов мы полу­чили новое развлечение. Оно сочетает в себе спортивный азарт и зрелищность. Как в спорте есть команды и их болельщики, как в столь милых нашему сердцу сериалах есть простень­кий сюжет и постоянные герои. Это развле­чение — политический театр.

Политический театр удачно сочетает в себе бесконечный сюжет, привычных героев и азарт спортивной игры. Политический театр — это одновременно азартная игра и представление. Есть «народные артисты», они же игроки выс­шей лиги. Эти обычно бьются за места в феде­ральном парламенте и кресла глав регионов. Первая лига («заслуженные артисты») ведет себя скромнее. Предел мечтаний для игрока первой лиги — место в местном законодатель­ном органе или пост главы администрации не­большого города.

Наиболее амбициозные игроки время от времени предлагают себя клубам высшей лиги, но «покупают» их редко. Все уже устоялось, все обязанности распределены, как в итальян­ской комедии масок. Конечно, как в театре, так и в спорте имеется и второй состав. Это поли­тики местного значения. Время от времени они пытаются перейти на более высокую сту­пень, но удается это немногим. Независимо от того, на каком уровне конкурируют между со­бой персонажи политического театра, борьба между ними — нешуточная. Конечно, как и в любой борьбе, что-то решается, как говорится, за кулисами. Кто-то с кем-то договаривается,

кто-то кого-то подсиживает, но главный ре­зультат-- это приз зрительских симпатий. Чтобы зрители могли время от времени при­нять участие в политическом театре, придума­ны выборы. Главный результат — это итоги го­лосования. Поэтому период выборов — это период обострения борьбы на всех уровнях.

Уже забывается старый добрый 1989 год, когда избиратель сам, без всякого принужде­ния, шел на выборы и голосовал за того, кто громче всех кричал: «Долой КПСС!»

Избиратель от выборов устал. Его на выбо­ры надо приводить. Но приводить на выборы следует не всякого избирателя. Политический театр — театр особого зрителя. Этот зритель не просто «болеет» за любимого актера. Зри­тель политического театра влияет на ход пред­ставления. В Древнем Риме самым популяр­ным представлением были гладиаторские бои. Персонажи, одетые в различные костюмы, ра­зыгрывали целые спектакли-сражения. Отли­чались гладиаторские спектакли от обычных тем, что все в них было настоящее: оружие, кровь, смерть. В конце сражения, когда уже было ясно, кто победил, судьбу побежденных решали зрители. Поднимая или опуская боль­шой палец, они решали — жить актеру или умереть.

Зритель политического театра, голосуя, ре­шает — продолжит тот или другой персонаж свою политическую карьеру или его уберут «в нафталин». Добровольно никто не отказывает­ся от власти, даже призрачной. Поэтому уход с политической сцены равносилен смерти. Смерти бескровной, но мучительной. Чтобы выжить, чтобы не кануть в политическое небы­тие, персонажи политического театра начина­ют борьбу за зрительские симпатии.

Естественно, делают они это не в одиночку. На помощь приходят специалисты. Вообще-то принято считать, что специалисты, стоящие за спиной политиков,— фигуры теневые. Рецеп­ты, по которым «делаются» политики, должны держаться в секрете, как хороший повар дер­жит в секрете рецепт особого соуса, достав­шийся ему от двоюродного дедушки.

Но таковы уж особенности привыкшего во всем видеть чьи-то козни и читающего «меж­ду строк» общества — все скрытое вызывает особый интерес. Для зрителей политического театра закулисье подчас интереснее самого спектакля.

Спрос рождает предложение. В обращение были запущены малопонятные, а потому пу­гающие и завораживающие термины: «имид­жмейкер», «выборные технологии», PR.

Сначала специалисты по «деланию» поли­тиков называли себя имиджмейкерами. Они работали над активным (политическим) имид­жем клиентов. Но одновременно с ними по­явились и специалисты по работе со средствами самопрезентации (одежда, прическа, аксессу­ары). Средства самопрезентации — это сред­ства создания пассивного имиджа. Ничего уди­вительного, что и эти специалисты с полным основанием называли себя имиджмейкерами.

Уровень культуры граждан, желающих стать политиками, был достаточно проблематичным, поэтому часто первых имиджмейкеров путали со вторыми. Это повлекло за собой ряд совер­шенно нелепых ситуаций.

В 1993 году, перед выборами в первую ГД, группа поддержки од­ного из кандидатов решила привлечь к работе доктора психологи­ческих наук, профессора В. 6. Бойко. Выбор был крайне удачен: Бойко не только автор работ по психологии ораторского искусства, он еще и первый отечественный специалист по психологии телевидения. Кстати, последнее очень важно, потому что в тот период наши политические кло­уны не умели себя вести перед камерой. Они размахивали руками, го­ворили тихими голосами, их скороговорка была непонятна зрителям.

Привыкший относиться к работе ответственно, профессор ста­рался как мог. Он работал над текстами, которые должен был озву­чивать кандидат, чтобы произносимое не вызывало отторжение слу­шателя. Часами учил кандидата технике публичного выступления и технике выступления на телевидении. Все напрасно! Клиент был, что называется, «по уши дубовый».

Наконец кто-то из группы поддержки кандидата предложил при­гласить профессионального имиджмейкера. Приехал молодой чело­век, посмотрел на клиента, изрек: «Надо отрастить усы»,- взял го­норар и уехал. Разъяренный В. В. Бойко, заявив, что «он психолог, а не брадобрей», отказался от дальнейшей работы. С тех пор слово «политика» вызывает у профессора Бойко сильную аллергию.

Острые на язык журналисты немедленно приклеили к политическим имиджмейкерам кличку «мордоделы».

Героям политического закулисья это не по­нравилось, и они переименовали себя в «политтехнологов». («Технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самые процессы — технологические процессы, при которых происходят качественные изменения обрабатываемого объекта». Краткий словарь иностранных слов. М.: «Советская энциклопе­дия», 1966 г.)

Учитывая то, что объектом воздействия политтехнологов являются избиратели,— звучит солидно. Приятно представлять себя специали­стом, понимающим механизм общественных процессов и управления массовым сознанием. Появление на сцене политтехнологов вовсе не означает, что политики отказались от услуг специалистов по пассивному имиджу.

Но так уж устроен человек, что ему постоян­но не хватает информации. Обыватель уверен, что ему показывают только верхушку айсбер­га политической жизни. Самое же важное, са­мое интересное скрыто, укрыто и спрятано. А еще обывателю обязательно нужен дьявол. Кто-то обязательно должен прятаться во тьме и вредить, вредить, вредить. Солидные и рес­пектабельные политтехнологи на роль дьяво­лов никак «не тянут». Ну политические, ну тех­нологи. Оба слова знакомы и понятны. Страха не вызывают. А так хочется бояться.

«Вы хочете песен — их есть у меня»,— сказа­ли СМИ и вытащили на свет божий страшный политический PR. Родился термин «отпиарить», что понимается как обмануть, облапошить, оболванить. Пиарщик — что-то вроде фокус­ника. Все знают, что он обманывает, но все рав­но смотрят, как ловкие руки дергают за неви­димые нити.

Пресса «разоблачает» политических кукло­водов. Большинство публикаций о PR пахнет скандалом. Рождаются сказки и легенды. Все это происходит потому, что серьезные работы, написанные специалистами и для специалис­тов, «не по зубам» широкой публике. Народ убежден, что его дурят, и хочет простых отве­тов и шумных разоблачений. Разоблачители не заставили себя ждать.

^ БЫЛЬ О «ЧЕРНОМ PR»

В конце лета 2000 года на прилавки книж­ных магазинов попала книжка «Черный PR, как способ овладеть властью, или Бомба для имиджмейкера» (Пониделко А. В., Лукашев А. В., «Черный PR», СПб., издательство «Третье тысячелетие», 2000)

Если рассматривать данное издание как чи­сто коммерческий проект, то он безусловно удался. Книгу буквально «смели» с прилавков. Еще бы! Таинственный PR на самом деле -обычное надувательство. Способ заработать очень большие деньги, и больше ничего.

Подобная трактовка событий, умело прикры­тая некими околонаучными экскурсами, понят­на, а главное, приятна обывателю. Читатель, чей уровень сильно пострадал от бесконечных по­хождений «слепых» и «бешеных», даже не за­думается, какое отношение авторы бестселлера имеют к тому, о чем пишут, главное, почему пи­шут именно так, а не иначе. Ответ на этот вопрос дают сами авторы. Причем дают прямо в предисловии: «Авторы познакомились в период, когда один из них А. Пониделко баллоти­ровался на пост губернатора Ленинградской об­ласти, Будучи окрылен надеждами дальнейшего служения обществу после выхода в отставку в результате очередной кадровой встряски, он одновременно был и политически наивным. Он проиграл выборы, потому что за его спиной не стояли могущественные олигархи». И далее: «Северо-Западное отделение межрегиональной общественной организации «Ратники Отече­ства», которое возглавляют авторы книги, ус­пешно вело борьбу с усилиями некоторых поли­тических сил, работавших на срыв выборов Президента РФ путем снижения явки избира­телей». Последнее утверждение оставим на совести авторов. В конце концов, Дон-Кихот искренне боролся с ветряными мельницами, барон Мюнхгаузен объявил войну Англии, а герой бессмертного романа И. Ильфа и Е. Пет­рова «Золотой теленок» Васисуалий Лоханкин тратил время на то, чтобы осознать свою роль в русской революции. Каждый развлекается как может. А еще была целая философская школа солипсистов, которые утверждали, что вся жизнь наша нам только снится. Ну при­снились руководителям Северо-Западного от­деления межрегионального объединения «Рат­ники Отечества» некие «политические силы». С кем, понимаешь, не бывает.

Но ведь и первая часть цитируемого текс­та откровенное лукавство. До того, как принять участие в областной избирательной кам­пании, А. Пониделко баллотировался на пост депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Об этом своем опыте авторы «Черного PR» почему-то умалчивают. А ведь есть о чем поговорить.

Осенью 1998 года А. Пониделко был не только широко известен жителям Санкт-Пе­тербурга, но и популярен. Его шансы быть из­бранным в Законодательное собрание были очень велики. Но популярность базировалась только на его личных качествах: общитель­ность, открытость, мужское обаяние. Если бы к этому добавить грамотную, профессиональ­ную технологическую поддержку, А. Понидел­ко, без всякого сомнения, стал бы депутатом. Но этого не произошло. Непонятно, кто и как вел его кампанию. В наше время на одном лич­ном обаянии в депутаты не въедешь.

Вряд ли корректно и утверждение, что А. Пониделко проиграл выборы в Ленинград­ской области. Проигрывает только тот, кто ак­тивно играет. По своим исходным данным А. Пониделко практически соответствовал об­разу «идеального губернатора» (это утвержде­ние сделано на основе данных социологи­ческих опросов). Единственное, что могло помешать ему конкурировать с остальными кандидатами,— это отсутствие опыта руковод­ства регионом. При таких стартовых услови­ях можно было вести речь если не о победе, то как минимум о втором-третьем месте. Была реальная возможность подтвердить репутацию серьезного политика, имеющего своих сторонников, и претендовать в дальнейшем на место среди политической элиты. Чтобы это произошло, необходимо было вести кампанию. То, что делала группа поддержки А. Пониделко, выглядело как имитация деятельности, если не сознательное вредительство. Издава­лись материалы, которые с большой натяжкой можно считать агитационными, делались ка­кие-то ходы, выдаваемые за применение вы­борных технологий. По большому счету А. Пониделко не проигрывал этих выборов. Его бездарно и с треском провалили. Если же до­пустить, что за выборами маячили вездесущие и зловещие олигархи, хочется спросить: кто из этих самых олигархов платил тем, кто «рабо­тал» на А. Пониделко, и сколько он заплатил за провал кампании?

Губернаторские выборы в Ленинградской области заслуживают отдельного разговора. Сама область — не самый последний регион в России. Именно здесь сталкиваются интересы федеральных поли­тиков и финансовых групп. Область уникальна тем, что на ее террито­рии кроме сельскохозяйственных угодий расположен ряд крупных предприятий, играющих заметную роль в российской экономике, а ее географическое положение, близость границы и водные коммуника­ции, без сомнения, позволяют отнести ее к стратегическим регионам.

На протяжении длительного времени область была связана с Санкт-Петербургом (Ленинградом) не только хозяйственными связя­ми, но и единой управленческой вертикалью. После выделения об­ласти в отдельный субъект Федерации часть связей была утеряна. Все последние годы социально-экономическая ситуация была зна­чительно тяжелее, чем в находящемся рядом мегаполисе. Пришла в полный упадок местная промышленность, ряд системообразующих предприятий настолько сократил объемы производства, что в неко­торых районах безработица составляла 60%. Несмотря на это, об­ласть - лакомый кусок для крупного бизнеса и перспективная тер­ритория для вложения капитала.

Авторы «Черного PR» признаются, что познакомились именно во время областной избирательной кампании. Естественно, основ­ная часть книги - это обобщение и переосмысление опыта именно этой кампании. Вот как они описывают общую ситуацию: «Конку­ренты кандидата по выборам: Петров, по кличке Полтинник,- дей­ствующий, выдвинутый на второй срок, Пустов — изгнанник из фе­дерального правительства, Коваленок — ставленник зловещего олигарха, Василий Иванович — душа-человек, бывший председатель профсоюза. Другие конкуренты - не конкуренты, а просто ничего не значащие фишки». Отнесение большинства кандидатов в разряд «фи­шек» вопиет об уровне непрофессионализма и политической незре­лости авторов, единственное, что их до некоторой степени извиняет, - это то, что один из авторов также попадает в эту категорию. На самой деле «фишек» не было. Были Фигуры. Разного масштаба, на Фигуры. Естественно, в первые же недели группа кандидатов распалась на тех, кто мог реально претендовать на губернаторское кресло, и тех, кто ре­шал перспективные задачи построения своего политического имид­жа. Как говорится, во-первых, поговорим о вторых:

1). Вячеслав М.— бывший депутат ГД от ЛДПР. На момент выбо­ров консультант директора одного из крупных предприятий города и по совместительству депутат МО. Человек талантливый и артистич­ный. Рассматривает политику как большую игру. Находясь в Думе, увидев, что политика больше бизнес, чем игра, стерпеть этого не мог. Прямо на заседании ГД выступал с актерскими пародиями на наи­более одиозных депутатов и чиновников. Испортил отношения со все­ми, прежде всего с Вольфычем, а потому во вторую Думу не попал. Создал небольшую общественную организацию, цель которой «борьба за дружбу народов и восстановление бывшего СССР». Именно для того, чтобы производить на тех, кто финансирует его деятельность, впечатление действующего политика, вынужден участвовать в лю­бых выборах. Свое участие в областной избирательной кампании на­чал в свойственной для него эпатажной манере. Для сбора подписей лично ездил по области на велосипеде, что должно было подчерк­нуть его независимость от финансовых кругов. Действительно, М. - городской политик не первой шеренги, но и не пешка. Во всяком слу­чае, в своем МО он признанный защитник обиженных и угнетенных.

2). Юрий Б. - председатель небольшой партии патриотического толка. В свое время первым пытался обратить внимание обществен­ности на появление т.н. этнической преступности. Средства массо­вой информации старательно делали из него национал-социалиста и шовиниста. На самом деле Б. - рациональный патриот. Поняв, что попал в разработку к тем, кто старательно лепил для Запада «угрозу русского фашизма», дабы напуганный западный обыватель не за­давал слишком много вопросов о том, куда деваются деньги, им вы­деляемые для развития демократических преобразований в России, резко отказался от шовинистических высказываний. В результате чего его и без того небольшая партия потеряла большинство членов (маргиналов отозвали их хозяева). Естественно, сократились и фи­нансовые вливания в партию. Время от времени появляется на по­литическом небосклоне, так как еще молод и надеется реализовать свои политические амбиции. Обычно пишет, говорит очень разум­ные вещи. Не успел Б. зарегистрироваться кандидатом в губернато­ры Ленинградской области, как «фашиста» начали обличать и кон­куренты, и демократические СМИ. Естественно, в обстановке организованной травли он отказался продолжить избирательную кам­панию, хотя, по данным социологических опросов, в конце кампа­нии мог рассчитывать примерно на 10% голосов.

3). Алексей Л. - бывший начальник ГУВД. Снят с должности с шу­мом и помпой, как человек, допустивший «небывалый уровень кор­рупции». Так это или нет, неизвестно. Известно лишь, что освобож­дением от должности Л. обязан вновь назначенному министру А.Куликову. В начале царствования Куликов объявил борьбу «за чистые руки» в МВД. Ну а когда идет показательная кампания, кто-то должен пострадать от показательной порки. Скорее всего Л., что на­зывается, попал «под каток». Акция «Чистые руки» тихо скончалась. Вместо Л. на должность начальника ГУВД был назначен соученик ми­нистра по войсковому училищу Анатолий П.

Вступая в избирательную гонку, Л. не скрывал, что участие в гу­бернаторской кампании для него лишь трамплин для участия в дум­ских выборах. Не будучи склонным к публичным выступлениям, Л. был мало известен в городе и области, поэтому намерение приобре­сти некоторую политическую известность было вполне здравым. Ос­новным инструментом кампании была выбрана техника «тотализа­тор». Это один из вариантов присоединения избирателя «к паровозу». Во время, отведенное для политической рекламы, сообщалось, что в домах культуры раздаются билеты тотализатора, и давались про­межуточные итоги ставок. Естественно, что на первом месте всегда оказывался Л. Кстати, эта же технология была применена на выбо­рах губернатора Московской области, причем с тем же успехом. Не­значительный рост рейтинга и финансовые трудности заставили Л. отказаться от участия в кампании. Он заявил, что постоянные на­падки конкурентов подорвали его здоровье, и лег в больницу, при­звав «своих» избирателей голосовать за другого кандидата. Конеч­но, неудача в избирательной кампании не добавляет Л. политического авторитета, но считать его «фишкой» просто нетактично.

4), Дамир Ш.- молодой и удачливый предприниматель, депутат областного Законодательного собрания. Так же как и Л., он видел в губернаторской кампании ступеньку для перехода на иной полити­ческий уровень. Основной целью Ш. было подготовить почву для вы­боров в Государственную думу. Привыкший делать все, за что берет­ся, тщательно и профессионально, он смог организовать достойную кампанию. Полевые структуры работали четко, агитационные мате­риалы отличались солидностью и были результативны. Смог он за­ручиться и необходимой поддержкой ветеранских организаций. Уви­девшие все это соперники сочли Ш. реальным конкурентом и стали его откровенно «мочить». Так, используя национальную ксенофобию, они распустили слухи, что Ш. - чеченец и хочет отдать область че­ченцам. Если на рейтинги Ш., полученные в социологических иссле­дованиях, это почти не повлияло, то при глубинных интервью изби­ратели, что называется, «проговаривались».

5). Виктор 3. - заместитель федерального министра, руководи­тель одной из федеральных служб по Санкт-Петербургу и Ленинг­радской области. Принял участие в выборах не по собственной ини­циативе. Кому-то в Москве хотелось «посадить на регион» согласованную кандидатуру. К нему прикрепили профессиональную команду, которая добросовестно осваивала бюджет. Те немногие ма­териалы, которые появились от имени 3., отличались высоким про­фессионализмом и полным отсутствием нападок на конкурентов.

6). Федор Ш.- бывший представитель Президента по Ленинград­ской области. Что называется, душа-человек. Жизнелюб, матершинник, неисправимый оптимист. Почему-то был уверен, что его счита­ют политиком. На самом деле в регионе был известен только на аппаратном уровне. Кампанию начал грамотно: сам ушел из прези­дентских структур, заявил об организации некоего общественного движения и... все. Не нашел никакой финансовой поддержки и за неделю до выборов призвал «своего» избирателя голосовать за дру­гого кандидата. Для справки: по данным социологических исследо­ваний, Ш. имел рейтинг менее одного процента.

7). Анатолий П.- бывший начальник ГУВД. Для назначения на должность был вызван своим другом-министром из отставки и по­лучил генерала. Искренне пытался бороться с коррупцией в мили­ции, правда, делал это с изяществом бегемота, попавшего на выс­тавку фарфора. Не разобравшись в тонкостях отношений работников оперативных служб с подопечными, уволил ряд толковых сотрудни­ков. Известен попыткой создать особую службу городовых в центре города. Для этого выделил группу милиционеров гвардейских ста­тей, в основном из силовых подразделений, и организовал для них учебу по программе: иностранный язык, история города и психологический тренинг. Милиционеры на занятиях оттягивались как мог­ли: хамили преподавательницам, как бы невзначай показывали ору­жие и т. д. Службу несли лениво, так как привыкли к живой работе, а не к стоянию на перекрестках. Сразу же после отправки в отстав­ку министра П. был снят с поста начальника ГУВД за все вышепере­численное. Но в глазах горожан симпатичный, живой, общительный П. выглядел жертвой кадровых игр. В 1998 году сделал попытку стать депутатом Законодательного собрания. Несмотря на абсолютно не­профессиональную работу, что называется, на личном обаянии за­нял лидирующие позиции в своем округе. Чтобы не допустить П. к законотворческой деятельности, конкуренты не просто перетряхну­ли все его «нижнее белье», пожалуй, ни один из кандидатов в За­конодательное собрание не подвергся таким информационным уда­рам, полностью сконструированным из «черных» пропагандистских материалов. Другой бы не выжил. А вот П. в 1999 году готов драться за пост областного губернатора. Самое интересное, что, по данным социологических опросов, он имел вполне реальные шансы если не победить, то хотя бы заявить себя авторитетным региональным по­литиком, с которым приходится считаться. Этого не произошло. Опять его кампанию ведут люди, имеющие самое приблизительное пред­ставление об избирательных технологиях. Уже со второй половины кампании П. начинает вести косвенную агитацию в пользу другого, по его мнению, более сильного кандидата. Подобные вещи практи­куются. В случае победы тот, кто вовремя поддержал лидера, полу­чает достойную должность в его администрации. К сожалению, в этот раз П. поставил не на ту лошадь.

Вряд ли всех вышеперечисленных кандидатов можно отнести к «фишкам». Каждый из них выполнял свою задачу и делал это как умел.

Теперь о лидерах:

1). Вадим Г. - три года работал в должности губернатора облас­ти. Прошел большую школу советского работника, из которой вынес главное: работу надо начинать с «больших злодейств». Именно по­этому попытался основой своей деятельности сделать некий «проект века» - строительство морского порта. С шумом и помпой было начато строительство. Естественно, при этом загублено несколько со­тен гектаров леса и засорены рыбоводные водоемы. Через некото­рое время строительство тихо захирело, не обеспечив жителям об­ласти не только обещанных кисельных берегов, но и элементарных рабочих мест. Одновременно с этим на другом конце области была сделана попытка переоборудовать бывший военный аэродром в граж­данский аэропорт. Что называется, «в бетон» было зарыто несколь­ко миллиардов рублей. На этом большие хозяйственные инициати­вы заглохли. Получив предложение перейти в правительство РФ, Г с радостью его принял, понимая, что в Москве можно попробовать най­ти новых инвесторов для своих глобальных основных проектов. Вме­сто себя на хозяйстве он оставил Валерия С., которого сам же и вы­тянул на пост заместителя с Крайнего Севера. Пока Г. занимался строительством Нью-Васюков, сельское хозяйство и промышленность области тихо умирали. На плаву остались несколько предприятий, либо принадлежавших сильным федеральным ведомствам, либо куп­ленных иностранными фирмами. К моменту начала выборов полно­стью перестал работать Лужский консервный завод, а Волховский молокозавод работал только на треть мощности, хотя жители близ­лежащих деревень не знали, куда девать молоко. Через некоторое время Г. был выведен из правительства РФ и начал предпринимать конкретные действия, чтобы вернуться на старую должность. При­чем планы возвращения Г. вынашивал еще в то время, когда никто не предполагал, может быть, кроме него самого, что работа в Моск­ве - работа временная. Во всяком случае еще в декабре 1998-го Г поручил группе квалифицированных социологов просчитать его шан­сы на возвращение. Прогноз получился благоприятный, но те, кто его составлял, впрочем, как и Г., не учли, что оставленный на хозяй­стве заместитель заявит о своих политических амбициях.

Команда Г. начала кампанию грамотно и жестко, но где-то к се­редине, когда выяснилось, что поддержка кандидатуры не столь уж единодушна, специалисты «дали слабину». Достаточно вспомнить эпизод, когда на встречу с избирателями вместо кандидата приехал его сын и просил голосовать за папу, потому что «папа хороший».

2). Валерий С. - и.о. губернатора области. Есть такие люди с ре­путацией «вечно второго». Они не имеют броской внешности, не яв­ляются хорошими ораторами, не проявляют явного честолюбия. В то же время крайне профессиональны и достаточно амбициозны. По­нимая, что напрямую реализовать свои амбиции не удастся, зани­мают нишу по содержанию деятельности. Еще с советских времен так повелось, что первое лицо - фигура в основном политическая, а технические подробности решает первый зам. В основном такие люди удовлетворяются реальной властью, властью решений, но из этого правила возможны исключения. Оставшись за главного, С. бы­стро понял бесперспективность участия в глобальных проектах, не сулящих области быстрой отдачи. Основные силы он сосредоточил на восстановлении сельскохозяйственного производства. Кроме того, удачно смог обыграть свою политическую неангажированность, ре­ализовав вместе с властями Санкт-Петербурга проект, резко улуч­шивший положение пенсионеров. На чем сразу заработал очки.

Кампания С. была организована профессионально и талантли­во. Команда профессионалов создавала агитационные материалы и усиленно просвещала электорат о том, какой вред области нанесен деятельностью «глобалиста» Г. Сам же С. заявил, что ему некогда заниматься агитацией, активно ездил по области, решал хозяйствен­ные вопросы, активно встречался с людьми. На редких же встречах, где С. присутствовал в качестве кандидата, он появлялся в сопровож­дении своего доверенного лица, известной певицы, которая после его простого и понятного разговора с людьми исполняла несколько люби­мых народом песен. С одной стороны, С. в своей кампании использо­вал весь доступный набор избирательных технологий, с другой, по максимуму реализовал весь возможный административный ресурс.

В глазах избирателя и Г. и С. имели примерно одинаковый вес. Никто не сомневался, что реальная борьба за пост губернатора будет проходить между ними. Но тут неожиданно вмешалась третья сила.

3). Валерий К. - хозяйственник и экономист с большим опытом, причем опытом удачным. Имеет репутацию человека, который «разруливает» сложные, практически безнадежные производственные си­туации. Антикризисный управляющий «от Бога». Именно его, попав­шись на пропагандистский трюк конкурентов, считали «ставленником зловещего олигарха». На самом деле все обстояло несколько иначе.

Долгое время К. возглавлял различные железные дороги, пос­леднее время был заместителем федерального министра. Именно он сделал все, чтобы не дать приватизировать единую систему желез­ных дорог, считая это преждевременным. Рассказывают, что во вре­мя обсуждения этого вопроса, исчерпав рациональные аргументы, К. сделал одному «молодому реформатору», ярому стороннику все­общей приватизации, что называется, «физическое замечание». Из правительства ушел сам, вернулся в Санкт-Петербург. Возглавил один из вузов и поселился в Ленинградской области в доме старшего сына, уступив свою квартиру сыну жены от первого брака. Успешно под­ключился к бизнесу сына и на момент выборов был неплохо мате­риально обеспечен. Высокая заработная плата государственного слу­жащего его не интересовала. Получив предложение выставить свою кандидатуру на пост губернатора, видел в этом повод еще раз про­демонстрировать свои действительно уникальные деловые качества. (Хотя ходили слухи, что большое влияние на его решение оказала жена. Уж очень ей хотелось побыть губернаторшей.) Имея привычку ко всему относиться серьезно, К. изучил все доступные ему документы о хозяйственном положении области и составил «антикризисную про­грамму» восстановления областного хозяйства. В основу программы он заложил не раз лично проверенную систему кратковременных ин­вестиций. Основную часть средств в выборный фонд К. собрали очень близкие ему люди, а не пресловутый олигарх. Если бы он имел от­ношение к этим выборам, то у К. не было бы никаких материальных проблем во время кампании. Для пополнения фонда К. вынужден был обратиться к деловым кругам Москвы, где смогли по достоин­ству оценить его программу и помочь материально. Правда, для контроля за кампанией они прислали своего человека, который и воз­главил личный штаб кандидата.

Появление К. на областном политическом небосклоне нарушило установившийся баланс сил и напугало основных фигурантов. Под­чиненная одному из них избирательная комиссия впопыхах отказа­ла К. в регистрации, что позволило работавшим на него специалис­там представить своего клиента как невинно пострадавшего.

Далее все пошло не так уж гладко: посчитав, что отсутствие ма­териальной заинтересованности и реальная экономическая програм­ма говорят сами за себя, К. до минимума сократил встречи с насе­лением, заявив, что ему стыдно говорить элементарные вещи, когда люди все и так понимают. Категорически запрещал публикацию не­гативной информации о конкурентах: «Я никогда плохо не отзывал­ся о предшественниках». Не давал возможности проявить «солдатс­кую смекалку» для дискредитации основных соперников: «Я всегда был против „пыльных" технологий».

Не помог прибавить оборотов и личный штаб кандидата, Как уже было сказано, его возглавлял «московский гость», в свое время из­вестный в политтусовке как «второй стакан Республики». Он действи­тельно имел опыт организации очень большой избирательной кампа­нии, но это была кампания, построенная на черно-белом варианте: противостоянии «коммунистов» и «демократов». С тех времен поли­тическая река сильно помутнела, а избиратель потерял «девичьи» ил­люзии и утратил энтузиазм. В штабе москвича работали люди соот­ветствующего калибра: за работу с избирателями-военнослужащими отвечали аж три генерала. Результатом их бурной деятельности стала одна встреча с женами двенадцати прапорщиков. Кроме того, штаб, имея определенные финансовые полномочия, настаивал на проведе­нии затратных и бесполезных, с точки зрения специалиста. PR-ходов. Таким образом, когда всем стало ясно, что на пропагандистские ходы противника надо отвечать, не было ни средств, ни времени.

Конкуренты К. не страдали угрызениями совести от примене­ния «пыльных» технологий. Так, за день до голосования, когда любая агитация запрещена законом, неопознанные вертолеты раски­дали над областью карикатуры, изображавшие К. в виде марионет­ки пресловутого олигарха. В результате К. занял третье место, хотя еще неделю назад данные социологов позволяли прогнозировать ему в разных районах области первое и второе места.

Кроме вышеперечисленных было зарегистрировано еще три кан­дидата. Для двоих это была неудачная попытка войти в политику. Участие же третьего - откровенный трюк. С первого же дня он про­водил агитацию за Г. Такие трюки позволяют расходовать на изби­рательную кампанию одного кандидата два избирательных фонда.

Можно предположить, что, не найдя своего места ни в политике, ни в политическом закулисье, авторы решили, что называется, «после драки помахать кулаками». Явление известное и довольно распространенное. После Второй мировой войны первыми за мемуары засели битые немецкие генералы. В своих трудах с ака­демической солидностью они доказывали, что воевали хорошо и грамотно и обязательно бы победили, если бы... не дурак Гитлер, не русские морозы и прочее, прочее, прочее. Короче, дис­сертация на тему «Влияние острых респиратор­ных заболеваний на ход битвы при Ватерлоо».

Но считать выход «Черного PR» только од­ним из способов компенсации собственных обид было бы слишком просто. Всем известна практика силовых структур, когда теряющий личную эффективность сотрудник переводит­ся на преподавательскую работу. Поскольку оба автора в прошлом носили погоны, возмож­но, написание книги для них — включение не­ких компенсаторных механизмов. То, что тот,

кто учит других, не всегда сам умеет делать то, чему учит,— привычно. Мы к этому относим­ся с должной терпимостью.

При всем при этом хочется повторить, что как коммерческий проект идея издания книги крайне удачна…

Не отрекаясь от всего ранее сказанного, нельзя не отметить, что авторы, может быть, сами того не желая, смогли осмыслить все, что происходит вокруг механизма насаждения де­мократии под названием «выборы», свежо и неожиданно, В содержание книги включены не только материалы о том, как и почему, в представлении авторов, осуществляется PR-де­ятельность (не будучи специалистами по рабо­те с информацией, А. Пониделко и А. Лукашев описывают только организационную составля­ющую). Авторы объединили под заголовком «PR» описание некоторых выборных техноло­гий (естественно, на доступном их уровню по­нимании) и сведения об организации структур поддержки. Таким образом, впервые на суд чи­тателя представлен комплексный взгляд на ме­ханизмы воздействия и управления массовым сознанием. Что является несомненной, хотя и нечаянной, заслугой авторов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconУчебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»
М 42 Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconКорректор Т. Данилова Верстка И. Проворов Данная книга не является...
Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconХэмблетт нлп в психотерапии питер* Москва Санкт-Петербург Нижний...
...

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconУчебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconМайкл Аргайл психология счастья 2-е издание Москва • Санкт-Петербург...
А79 Психология счастья / М. Аргайл. — 2-е изд. — Спб.: Питер, 2003. — 271 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconВа й >. В. Волгин ремонт своими руками
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург Самара Новосибирск

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconРоссия
...

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconМинистерства образования РФ москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород...
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения...

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconЖ. М. Глозман А. Ю. Потанина А. Е. Соболева
Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск

Технологии Версии Слухи Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Северо-Запад» 2005 удк 159. 9 Ббк 88 м 25 Марков С iconМетодическое пособие 2009 литература электротехника и электроника:...
Мишкович В. И., Муханов В. В., Планидин В. Ф., Чеголин П. М.; под ред. Кононенко В. В. –Ростов на Дону: Феникс, 2004. 752 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов