Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования




НазваниеЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования
страница1/90
Дата публикации05.03.2016
Размер7.95 Mb.
ТипРеферат
zadocs.ru > География > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   90

Введение



Часть 1. Гражданская оборона, основы ее организации

и ведения

1.1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны

1.2. Организационные основы системы гражданской обороны

1.2.1. Задачи и структура гражданской обороны

1.2.2. Обязанности основных должностных лиц

ГО организации (объекта экономики)

1.3. Основы подготовки ГО

1.3.1. Основные опасности, возникающие при ведении

военных действий или вследствие этих действий

1.3.2. Основные положения по планированию мероприятий

гражданской обороны на объекте экономики

1.3.3. Структура и содержание плана ГО объекта

1.3.4. Организация управления, связи и оповещения

в системе ГО объекта

1.3.5. Порядок создания и подготовки гражданских организаций

гражданской обороны

1.4. Основы ведения ГО

1.4.1. Перевод ГО объекта с мирного на военное положение

1.4.2. Работа начальника ГО района (объекта), начальников служб

ГО при переводе ГО с мирного на военное положение, организации

и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
Часть 2. Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), принципы

ее построения и функционирования

Содержание



2.1. Нормативно-правовое регулирование в области защиты

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера

2.2. Чрезвычайные ситуации и их классификация

2.2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

2.2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

2.2.3. Потенциально опасные производственные объекты,

их лицензирование, декларирование, страхование

2.3. Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС

2.4. Планирование мероприятий защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Содержание и разработка плана действий по предупреждению

и ликвидации ЧС

2.5. Режимы функционирования РСЧС, их установление

и проводимые по ним мероприятия

2.6. Обязанности председателя комиссии

по чрезвычайным ситуациям при функционировании

РСЧС в различных режимах
Часть 3. Защита населения, материальных, культурных ценностей и территорий

Содержание



3.1. Воздействие на человека и объекты поражающих (негативных)

факторов, характерных для военных действий и чрезвычайных

ситуаций (ударной волны, ионизирующего излучения, вредных опасных)

веществ, бактериологических и биологических веществ, огня,

воды, селей, снега)

3.2. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах

защиты населения, материальных и культурных ценностей

и территорий

3.2.1. Прогнозирование, выявление и оценка радиационной,

химической, пожарной и инженерной обстановки

3.2.2. Приборы радиационной и химической разведки

и дозиметрического контроля

3.3. Организация создания и пополнения запасов (резервов)

материально-технических, продовольственных, медицинских,

финансовых и иных средств в интересах ГО и ликвидации ЧС

3.4.Основные принципы и способы защиты населения опасностей,

возникающих при ведении военных действий или вследствие этих

действий, а также при ЧС

3.4.1. Сигналы оповещения и действия по ним должностных лиц ГО,

РСЧС и населения

3.4.2. Организация и проведение эвакуационных мероприятий .

3.4.3. Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и их использование.

Организация обеспечения СИЗ производственного персонала и

населения

3.4.4. Защитные сооружения. Организация укрытия населения

в защитных сооружениях

3.4.5. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

3.4.6. Санитарная обработка людей и ее организация

3.5. Организация пожарной безопасности

3.6. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по

предупреждению и смягчению последствий террористических

и диверсионных актов

3.7. Повышение устойчивости функционирования объектов

экономики и жизнеобеспечения населения в военное время

и в чрезвычайных ситуациях

3.7.1. Общие понятия об устойчивости работы объектов

экономики и жизнеобеспечения населения

3.7.2. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения

3.7.3. Мероприятия и способы повышения устойчивости работы

объектов экономики и жизнеобеспечения населения
Часть 4. Основы организации и ведения аварийно-спасательных

и других неотложных работ (АСДНР)

Содержание



4.1. Действия руководителей и личного состава

гражданских организаций ГО и аварийно-спасательных

формирований по приведению формирований ГО и РСЧС

в готовность

4.2. Действия руководителей формирований ГО и РСЧС

при организации выполнения АСДНР

4.3. Организация всестороннего обеспечения

и взаимодействия в ходе выполнения АСДНР

4.4. Организация защиты личного состава формирований

ГО и РСЧС при проведении АСДНР

4.5. Организация и проведение специальной обработки
Часть 5. Обучение населения в области гражданской обороны

и защиты от чрезвычайных ситуаций
Содержание
5.1. Нормативно-правовое регулирование организации

и осуществления обучения населения в области ГО

и защиты от ЧС

5.2. Организация обучения работников организаций

в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки

гражданских организаций гражданской обороны

5.3. Организация и проведение учений и тренировок

по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

5.4. Морально-психологическая подготовка формирований ГО

и РСЧС, а также населения к действиям в условиях военного

времени и в чрезвычайных ситуациях
^ Перечень законодательных актов и нормативно-правовых

документов в области гражданской обороны

и предупреждения чрезвычайных ситуаций

Литература



^ МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
^ ИНСТИТУТ РИСКА И БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

^ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

И СЛУШАТЕЛЕЙ УМЦ, КУРСОВ ГО И РАБОТНИКОВ ГОЧС

ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ)

Под общей редакцией Г.Н. Кириллова
Организация и ведение гражданской обороны и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) /Под ред. Г.Н. Кириллова.

М.: Институт риска и безопасности, 2002. /

Настоящее учебное пособие составлено в соответствии с примерной программой обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны, утвержденной 09.07.2001 г.

В основу учебного пособия положены требования действующего законодательства, нормативных правовых актов, организационно-методических указаний МЧС России в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также современные требования к подготовке должностных лиц и специалистов в учебно-методических центрах ГОЧС и на курсах ГО.

При подготовке учебного пособия проанализированы, обобщены и отобраны обширный учебный материал, разработки и рекомендации вид-ных ученых и специалистов, планирующие и отчетные документы учений и тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, проведенных в последнее время в муниципальных образованиях и организациях.

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе учебно-методических Центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны и учреждений повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, реализующих программы переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС. Кроме того, пособие может быть использовано в организациях для обучения рабочих и служащих в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки гражданских организаций гражданской обороны.

Учебное пособие подготовлено коллективом специалистов Института риска и безопасности и МЧС России в составе: М.И. Камышанский, Г.Н. Кириллов, Н.А. Крючёк, В.Я. Перевощиков, М.Д. Сегаль, Н.В. Твердохлебов.

Под общей редакцией заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Г.Н. Кириллова.

ISВN 5-89635-015-5 © ИРБ (Институт риска и безопасности), 2002

Содержание



Введение 2

Часть 1. Гражданская оборона, основы ее организации

и ведения

    1. Нормативно-правовое регулирование в области гражданской

обороны 4

1.2. Организационные основы системы гражданской обороны

1.2.1. Задачи и структура гражданской обороны 16

1.2.2. Обязанности основных должностных лиц

ГО организации (объекта экономики) 23

1.3. Основы подготовки ГО

1.3.1. Основные опасности, возникающие при ведении

военных действий или вследствие этих действий 31

1.3.2. Основные положения по планированию мероприятий

гражданской обороны на объекте экономики 35

1.3.3. Структура и содержание плана ГО объекта 39

1.3.4. Организация управления, связи и оповещения

в системе ГО объекта 47

1.3.5. Порядок создания и подготовки гражданских организаций

гражданской обороны 50

1.4. Основы ведения ГО

1.4.1. Перевод ГО объекта с мирного на военное положение 63

1.4.2. Работа начальника ГО района (объекта), начальников служб

ГО при переводе ГО с мирного на военное положение, организации

и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ 66
Перечень законодательных актов и нормативно-правовых документов

в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных

ситуаций . См. Часть 5

Литература См. Часть 5

Введение



Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий - все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проводимое в Российской Федерации совершенствование системы гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусматривает:

развитие нормативной базы функционирования систем гражданской обороны и РСЧС;

восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны и служб гражданской обороны с учетом требований федерального закона "О гражданской обороне";

создание в соответствии с законом "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" от 10 июля 1999г. №782 в федеральных органах исполнительной власти и организациях структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;

совершенствование организационной структуры сил гражданской обороны и РСЧС и их материально-технического оснащения;

создание в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на объектах экономики спасательных формирований, финансируемых за счет местного бюджета и средств объектов экономики;

разработку новых программ, принципов и методов обучения для различных категорий населения и руководящего состава органов управления гражданской обороны;

развитие единой системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, формирование которой завершено в целом с принятием постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" от 2 ноября 2000 г. № 841;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц, руководителей и специалистов в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах с использованием современных средств обучения.

Как показывает практика, недопонимание руководителями и специалистами важности получения необходимых знаний для организации работ приводит к тому, что при возникновении чрезвычайных ситуаций некоторые из них на местах не готовы и не способны взять на себя управление и всю полноту ответственности по практическому руководству ликвидацией последствий ЧС, ожидают указаний, распоряжений и помощи от вышестоящих инстанций, что приводит к потере времени, а следовательно, к увеличению количества жертв и материального ущерба.

Основной целью повышения квалификации руководителей, должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности является выработка необходимых навыков, позволяющих квалифицированно планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также мероприятия гражданской обороны и умело руководить работами по их выполнению, привитие практических навыков по руководству действиями личного состава гражданских организаций гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований.

Ключевая роль в организации и осуществлении обучения этой группы населения отводится учебно-методическим центрам ГОЧС субъектов Российской Федерации и курсам гражданской обороны муниципальных образований.

Настоящее пособие рассчитано как для преподавателей учебно-методических центров ГОЧС и курсов гражданской обороны, так и для слушателей в ходе их обучения по программам повышения квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также может быть использовано для самостоятельного изучения вопросов гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в ходе практической работы по организации и выполнению всего комплекса этих задач.

Авторы будут благодарны всем, приславшим свои замечания и предложения, которые будут учтены в последующих изданиях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   90

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования icon8. организация санитарно- противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) включает функциональную подсистему надзора...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconТема Тактика сил рсчс и го. Тема Единая государственная система предупреждения...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconОпределение, задачи и основные принципы построения и функционирования...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconЕдиная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных...
А правах взаимодействия. Организация взаимодействия является наиболее ответственным этапом и элементом управленческой деятельности...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconЛитература и учебные пособия
Указы президента, госты и т д. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconЗадачи и основы организации единой государственной системы предупреждения...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconРеанимация это
Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования icon14. тактика действий сил рсчс при ликвидации аварии на радиационно опасном объекте
В ряду чрезвычайных ситуаций техногенного характера наиболее опасными по последствиям и сложными по ликвидации являются ситуации,...

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconУчебное пособие для студентов дневного и заочного обучения
Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), принципы ее построения и функционирования iconВопросы к зачету по дисциплине «бжд» для студентов юридического факультета...
Единая государственная система предприятий и ликвидация чс (рсчс) и ее задачи и уровни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов