Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики.




Скачать 209.33 Kb.
НазваниеИсследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики.
Дата публикации06.03.2016
Размер209.33 Kb.
ТипИсследование
zadocs.ru > География > Исследование
Региональная экономика и управление
Преподаватель:

Елена Геннадьевна Лещук

1. Предмет, объект и методы региональной экономики
Региональная экономика – это наука, которая изучает закономерности и проблемы, функционирование и развитие экономики страны как системы взаимодействующих регионов.
Основоположник – Айзард (50-е годы). В России - Никитин, Павленко.

Предмет региональной экономики: исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения.
Объект региональной экономики: территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем и механизмы социально-экономического управления развития региона.
Методы исследования региональной экономики:

  1. программно-целевой метод,

  2. балансовый метод,

  3. нормативный,

  4. метод социологических исследований,

  5. метод экономико-математического моделирования.



^ 2. Этапы развития отечественных региональных исследований
1 этап.

Возникновение и развитие территориально-экономических исследований. С 20-80-е годы. Создавались предпосылки для формирования региональной экономики. В этот период для изучения и решения региональных проблем использовалась экономическая география.

Учёные: Никитин, Павленко, Ковалевксий.

2 этап.

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР – 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. Научным центром территориальной организации национальной экономики был совет по изучению производительных сил.

3 этап.

Переход от плановой к рыночной экономике (с начала 90-х годов). Адаптация региональной экономики к рыночным отношениям. Вместо планов стали разрабатываться многовариантные прогнозы в зависимости от микро и макро показателей. Приоритетом становятся интересы регионов.

^ 3. Регион: содержание, понятие
Регион – территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующиеся комплексностью, целостностью, специализацией, управляемостью.

Критерии региона:

  1. географические,

  2. производственно-функциональные,

  3. градостроительные,

  4. социологические.



^ 4. Территориальная организация общества
Основной элемент территориальной структуры – экономический район. Деление территории на районы – районирование. Обязательный признак района – законченная система воспроизводственного процесса.
В РФ 11 крупных экономических районов: Северный район, Северо-Западный район, Центральный, Волго-Вятский, Центральный черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.
В России выделяют 8 Федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
83 субъекта Федерации включают в себя 21 республику, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономна область, 2 города федерального значения.
Административно-территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления.
Среди регионов выделяют проблемные регионы, которые не могут самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы.

Среди проблемных выделяют:

  1. отсталые регионы (традиционно низкий уровень жизни),

  2. депрессивные регионы (по экономическим, политическим, социальным и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития),

  3. кризисные регионы (подвержены разрушениям природных, техногенных катастроф).



^ 5. Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил
Закономерности:

  1. Рациональное и наиболее эффективное размещение производства. Близость к сырью и к источникам сбыта.

  2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов.

  3. Рациональное территориальное разделение труда.

  4. Выравнивание уровня экономического и социального региона.


Принципы размещения производственных сил:

  1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, к местам потребления продукции.

  2. Равномерное распределение производства по территории страны.

  3. Специализация хозяйства отдельных регионов.

  4. Комплексное развитие хозяйства.

  5. Принцип укрепления обороноспособности страны.


Факторы – существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при размещении производства:

  1. Географическое положение региона.

  2. Количество населения, трудовых ресурсов.

  3. Производственный потенциал.

  4. Природные ресурсы.

  5. Научно-технический потенциал.

  6. Качество управления в регионе.

  7. Социальный климат.



^ 6. Центральный ФО
Площадь: 650 тыс. кв. км.

Население: на 01.01.13 – 38 679 000 человек.

Центр: Москва.

Субъекты: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва.

Центральный ФО граничит на западе с Белоруссией, на юго-западе с Украиной. Внутренние границы с Южным, Северо-Западным, Приволжским ФО.

Крупнейшие реки – Волга, Дон, Днепр, Западная Двина.

Выхода к морю нет.

Природными ресурсами небогат, за исключением железной руды. Есть фосфориты, бокситы, бурый уголь, гранит, торф, чернозем. Водные ресурсы.

Плюс: граница с европейским севером и Приволжским ФО.

Самая могучая в стране научная база. Самая широкая сеть образовательных учреждений.

Хорошо развита банковско-финансовая деятельность.

Специализируется на отраслях: машиностроение, легкая промышленность, овощеводство, выращивание технических культур.

^ 7. Северо-Западный ФО
Площадь: 1 686 968 км²

Население: 13 717 733 человек

Административный центр: Санкт-Петербург.

Состав: республика Карелия, республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, город Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Занимает выгодное геополитическое положение, граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Литвой, Латвией, Белоруссией. Имеет выход в Балтийское море, Белое море, Баренцево море, Карское море.

Основные отрасли: черная, цветная металлургия, морское судостроение, химическая, нефтехимическая промышленность, рыболовство, наука, морской транспорт.

Округ делится на северо-запад и европейский север. Европейский север – добывающая промышленность. Северо-запад – перерабатывающая.

Плюсы: выгод к морям, соседство с развитыми регионами, относительно более богатый природными ресурсами ФО.

^ 8. Приволжский ФО
Площадь: 1 млн. 38 тыс. кв. км.

Население: 29 772 000 человек.

Административный центр: Нижний Новгород.

Состав: республика Башкортостан, республика Марий Эл, республика Мордовия, республика Татарстан, Удмуртская республика и Чувашская республика, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Пермский край.

Плюсы: центральное положение по отношению к размещению населения. Нет внешних границ. Соседство с развитыми округами: Центральный, Европейский север. Удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны. Река Волга. Нет выхода к морю.

Полезные ископаемые: нефть, цветные металлы, плодородные почвы, запасы древесины.

Многонациональный округ. Имеет 5 городов-миллиоников.

9. Южный ФО
Площадь: 416 тыс. кв. км.

Население: 13 910 000 человек.

Состав: республика Адыгея и республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край.

Административный центр: Ростов-на-Дону.

Границы: на западе граничит с Украиной, на востоке – с Казахстаном, на юге – с Абхазией. Внутренние границы – Северо-Кавказский ФО, Центральный, Приволжский. Ограничен морями: Каспийское, Азовское, Чёрное.

Округ обладает выгодным экономико-географическим положением, но беден полезными ископаемыми.

Основная отрасль: растениеводство (агропромышленный комплекс).

Плюс: теплый климат, поэтому часть округа – курортная зона.

^ 10. Северо-Кавказский ФО
Образован в 2010 году (выделен из Южного).

Площадь: 172 тыс. кв. км.

Население: 9 540 000 человек.

Состав: республика Дагестан, республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская республика, республика Северная Осетия – Алания, Чеченская республика, Ставропольский край.

Высокая рождаемость, смертность ниже, высокая плотность населения.

Административный центр: город Пятигорск.

Основная отрасль: растениеводство, животноводство.

Выход в моря как у Южного.

Русские не являются преобладающим населением.
11. Уральский ФО
1 млн. 789 тыс. кв. км.

12 197 000 человек.

Административный центр: город Екатеринбург.

Состав: Курганская область, Тюменская, Свердловская, Челябинская область, ХМАО (Югра), Ямало-Ненецкий АО.

Богат природными ресурсами: нефть, газ, железная руда, цветные металлы,

Нет эффективного выхода к морю.

Минеральное сырье, леса.

12. Сибирский ФО

5 млн. 115 тыс. кв. км.

19 278 000 человек.

Центр: Новосибирск.

Состав: республика Алтай, республика Бурятия, республика Тыва, республика Хакасия, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край.

Экономико-географическое положение неблагоприятное. Удален от экономических центров страны. Нет эффективного выхода к морям.

Богат природными ископаемыми. В этом округе сосредоточены гидроэнергетические ресурсы. Много угля, цветных металлов, железной руды, много леса.

Слабозаселенный район.

80% населения живет в городах.

Отрасли: угледобывающая, электроэнергетическая, цветная металлургия, лесное хозяйство, химическая промышленность.

^ 13. Дальневосточный ФО
6 млн 216 тыс кк. км.

6 251 000 человек.

Центр: Хабаровск.

Состав: республика Саха (Якутия), Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Камчатский, Приморский, Хабаровский края.

Экономико-географическое положение неблагоприятное. Округ удален от центра.

Территория Дальневосточного федерального округа совпадает с Дальневосточным экономическим районом.

Отрасли: добывающая, сельское хозяйство, строительство, торговля.

Добывают редкие драгоценные металлы и алмазы. Остальные такие же, как в Сибирском ФО.

^ 14. Регион как объект хозяйствования и управления
Регион – целостная структура со своими функциями, внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.
Структуру региона можно рассматривать с экономической точки зрения, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной.
Подсистемы региона как составляющие социально-экономической системы:

  1. Система, образующая базу.

  2. Система обслуживающего комплекса.

  3. Экология.

  4. Население.

  5. Инфраструктура рынка.


Каждому региону характерно внутреннее хозяйственное единство, которое характеризует его материально-производственную основу.

Существует понятие регионального хозяйственного комплекса – целенаправленно складывающийся, динамичный и устойчивый комплекс предприятий и отраслей, объединенных тесными внутренними связями.

Успешное функционирование этого комплекса зависит от максимального учета его региональных факторов.
Региональный хозяйственный комплекс представлен взаимосвязанными отраслями:

  1. по производству товаров и услуг,

  2. по оказанию нерыночных услуг.


Отраслевая структура региона – совокупность отраслей регионального комплекса, которая характеризуется определенными пропорциями их взаимосвязи.
Отраслевая структура позволяет определить место региона в территориальном разделении труда.

Территориальное разделение труда – специализация регионов на производстве отдельных видов продукции с последующим их обменом.
Различают сложившуюся и эффективную специализацию.

Сложившаяся – специализация на производстве определенных видов продукции, удовлетворяющая не только собственные потребности региона, но и потребности других регионов.

Эффективная специализация – развитие в регионе крупномасштабных отраслей для удовлетворения потребностей национальной экономики.

^ 15. Специализация и комплексное развитие регионов
Каждый регион должен не только специализироваться на определенном виде продукции, но и осуществлять комплексное развитие всех сфер хозяйствования. Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отраслевых и региональных пропорций. Такими как: отношения между отраслями специализации: вспомогательными и обслуживающими отраслями, между добывающей и обрабатывающей промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством, между производственной и социальной инфраструктурой, между сферой производства и сферой услуг.
Показатели комплексности:

  1. объем внутрирегионального производства, потребляемого в регионе,

  2. удельный вес продукции межотраслевого применения,

  3. степень использования региональных ресурсов,

  4. отраслевая структура региона.


На базе региональных хозяйственных комплексов возможно создание простых и сложных комплексов.

Простой комплекс – создание обособленных отраслей, которые специализируются на выпуске отдельной продукции. Почти не связаны между собой.

Сложный комплекс – тесные производственные связи между отраслями (горизонтальные, вертикальные).
Основа территориальных комплексов – это производственно-технологические комплексы, которые создаются с учетом местных ресурсов на базе НТП, перспективных технологий и рациональных производственно-технических связей.

^ 16. Методы определения отраслей специализации региона
Для определения уровня специализации используется система показателей:

  1. Коэффициент локализации отрасли региона – рассчитывается на основе сопоставления отраслевой структуры региона с отраслевой структурой страны. Представляет собой отношения удельного веса данной отрасли региона в структуре региона к удельному весу данной отрасли региона в структуре страны.

  2. Индекс специализации – отражает удельный вес отрасли региона к объему данной отрасли в рамках страны по отношению к удельному весу хозяйства региона в структуре хозяйства страны.

  3. Коэффициент уровня развития отрасли в регионе – отношение объема продукции, произведенной в регионе к объему её потребления в регионе.

  4. Коэффициент межрайонной товарности – отношение объема вывозимой продукции из региона к объему ее производства в регионе.

  5. Коэффициент душевого производства – отношение удельного веса отрасли региона к аналогичной отрасли в стране к удельному весу населения региона по отношению к населению страны.


Наряду с этими показателями рассчитываются показатели эффективности производства данной отрасли, как отношение результата к затратам.

^ 17. Система региональных рынков
Это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенной территории в рамках.
Классификация региональных рынков

По воспроизводственному принципу:

  1. Рынки, обеспечивающие потребности населения региона.

  2. Рынки, обеспечивающие движение материально-вещественных потоков.

  3. Рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства.

По объему купли-продажи:

  1. Регионально-потребительский рынок.

  2. Регионально-финансовый рынок.

  3. Региональный рынок средств производства.

  4. Региональный рынок труда.

  5. Региональный рынок недвижимости.

  6. Региональный рынок информации.

По экономико-правовому статусу:

  1. Легальный.

  2. Нелегальный.

  3. Полулегальный.

По материально-вещественному признаку:

  1. Товарные рынки.

  2. Рынок услуг.


Региональный рынок средств производства – система социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающая процесс производства орудиями и предметами труда. Расположена на определенной территории. Субъекты этого рынка: производители и потребители орудий и предметов труда.
Факторы развития этого рынка – уровень развития инфраструктуры, темпы развития НТП, изменения законодательных норм, пропорции экономического развития региона, фазы экономического цикла.
Товарные группы этого рынка: рынки топливно-энергетических ресурсов, рынки черных и цветных металлов, рынки леса и лесной продукции, рынки строительных материалов, рынки машиностроительной продукции.
Рынок средств производства регулируется государством с помощью административных и экономических методов.

Административные методы – квотирование определенных видов продукции. Прямое участие государства в формировании спроса (государственные закупки).

Экономические методы – налогообложение, регулирование спроса и предложения.
Потребительский рынок

Это система социально-экономических отношений в сфере обмена на определенной территории, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения.

Сегменты рынка: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

Критерии сегментации: географические, демографические, социально-экономические.
Региональный финансовый рынок – система социально-экономических отношений по вопросам купли-продажи, размещения финансово-кредитных ресурсов на определенной территории.
Субъекты финансового рынка:

  1. Физические.

  2. Юридические лица.

  3. Кредитно-финансовые учреждения.

  4. Страховые компании.


Классификация:

- по признаку обслуживания основного о оборотного капитала:

  1. Рынок краткосрочных кредитов.

  2. Среднесрочных.

  3. Долгосрочных.

- по оформлению:

  1. Рынок банковских кредитов.

  2. Рынок ценных бумаг.


Развитие финансового рынка определяется экономической структурой и специализацией регионов.

^ 18. Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков
Конкурентная среда – совокупность рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между потребителями и производителями в регионе.
Для современных региональных рынков России характерны следующие типы рыночных структур:

  1. Региональная монополистическая структура.

  2. Регионально-олигополистическая структура.

  3. Деконцентрированная структура.


В зависимости от соотношения на региональном рынке отечественных и иностранных производств могут выделяться такие типы, как:

  1. монополизация иностранных фирм,

  2. доминирование иностранных фирм,

  3. олигополия иностранных фирм,

  4. конкурирование иностранных фирм при наличии отечественных производителей,

  5. конкуренция иностранных фирм при отсутствии отечественных производителей.


Оценка конкурентной среды региональных рынков.

Для оценки используются показатели:

  1. Число продавцов.

  2. Чувствительность к изменению цен.

  3. Дифференциация продукции.

  4. Поведение субъектов на рынке.

  5. Условие продвижения товара на рынок.

  6. Возможность введения нового товара на рынок.


Институциональная структура регионального рынка.

Представлена различными формами хозяйствующих субъектов (государственные, муниципальные, частные, иностранные, совместные предприятия).
Существуют факторы и обстоятельства, которые мешают новым субъектам вступить на данный рынок (барьеры).

Выделяют экзогенные барьеры (внешние):

  1. Ограниченная емкость регионального рынка.

  2. Высокие капитальные затраты.

  3. Неравенство страховых условий.

  4. Ограниченный доступ новых производителей к источникам сырья.

  5. Административные ограничения.

  6. Экономические и организационные ограничения.

Выделяют эндогенные барьеры (внутри фирмы):

  1. Лицензии.

  2. Патенты.

  3. Авторские права.

  4. Контроль над стратегическими ресурсами.

  5. Наличие резервных производительных мощностей уже действующих фирм.

  6. Возможность сговора действующих фирм.


Рыночная инфраструктура – совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.
Классификация инфраструктуры.

- по функциональному признаку:

1) Торгово-посредническая инфраструктура.

2) Финансово-кредитная.

3) Экономически-информационная.

4) Экономически-правовая.

5) Внешнеэкономическая.
У каждой инфраструктуры свой набор институтов.

^ 19. Анализ социально-экономического развития регионов
Цель анализа: выявление диспропорций и неиспользованных возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегий развития региона.
Анализ необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона.

Определяются показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения) и уровня потребления в фактических ценах, а также производителей труда в рамках региона (ВРП на одного занятого).
Развитие региона характеризуется показателями открытости.

Для анализа открытости применяются специальные коэффициенты, связывающие ввоз, вывоз продукции и внутрирегиональные потребления (коэффициент ввоза, вывоза, коэффициент товарного оборота).
Отдельно проводится анализ развития отраслей промышленности по показателям:

  1. Динамика производства.

  2. Финансовое состояние предприятий.

  3. Использование трудового потенциала.

  4. Объем капитальных вложений.

  5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

  6. Влияние на окружающую среду.


И проводится анализ социально-экономического развития региона:

  1. Анализ общего уровня развития региона.

  2. Оценка природно-экономического потенциала.

  3. Состояние окружающей среды, причины загрязнения.

  4. Проблемы использования трудовых ресурсов.

  5. Оценка достигнутого уровня развития региона.

  6. Оценка экономического потенциала межрегиональных и внешних связей.

  7. Оценка финансового положения и анализа направления развития малого бизнеса в регионе.



^ 20. Межрегиональное экономическое взаимодействие
Межрегиональные экономические связи – это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленная разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил, и природно-географическими условиями.
Межрегиональные связи представлены на следующих уровнях:

  1. Уровень отдельных предприятий, фирм, граждан.

  2. Уровень производственных комплексов, отраслей муниципальных территориальных образований.

  3. Уровень региона в целом.



^ 21. Основы регионального управления
Региональное управление – государственное управление субъектов РФ в административно-территориальных границах подведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, в соответствии с ограничением предметов ведения и полномочий основных федеративных отношений.
Главной целью регионального управления является удовлетворение социально-экономических интересов населения:

- соответствие уровня, образа жизни населения государственным и иным стандартам,

- наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников,

- потенциал для использования имеющихся ресурсов,

- наличие инфраструктуры,

- природно-ресурсный и экологический потенциал,

- стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
Принципы регионального управления:

  1. Принцип децентрализации (функции государства переносят на субъектов).

  2. Партнерство.

  3. Субсидарность (государство выделяет финансы).

  4. Мобильность и адаптивность.

  5. Выделение компетенций (разграничение власти).


Методы регионального управления:

  1. Организационные.

  2. Экономические.

  3. Социально-психологические.


Система органов управления субъектами РФ

Высший уровень – Президент, Правительство, органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свою деятельность с учетом взаимоотношения региональных и федеральных органов, взаимоотношения региональных органов и органов местного самоуправления, обеспечения комплексного развития региона.
Экономическую основу деятельности органов субъекта Федерации составляет собственность субъекта Федерации, финансовую – бюджет субъекта Федерации.

^ 22. Кадровое обеспечение органов регионального управления
Кадры – квалифицированные работники, прошедшие предварительную профессиональную подготовку и обладающие специальными знаниями, навыками, опытом в избранной сфере деятельности.
Существует несколько концепций (теорий) кадров:

  1. Кадры, как трудовые ресурсы (деятельность).

  2. Кадры, как персонал (должность).

  3. Кадры, как невозобновляемый ресурс.

  4. Человек, как условие существования организации (человек – это не ресурс).


Классификация кадров:

- По квалификации:

  1. Особоквалифицированные.

  2. Квалифицированные.

  1. 3)Малоквалифицированные.

  1. Неквалифицированные.

- По социально-демографическому признаку:

  1. Пол.

  2. Стаж.

  3. Образование.

  4. Возраст.

- По содержанию труда:

  1. «Белые воротнички».

  2. «Синие воротнички» - рабочие, служащие.

  3. «Серые воротнички» – обслуживающий персонал.

- По профессиям:

  1. Экономисты.

  2. Юристы и так далее.


Направления кадровой политики:

  1. Формирование качественного кадрового потенциала, удовлетворение потребности производства в высококвалифицированных кадрах.

  2. Обеспечение эффективной занятости населения и оптимальное распределение трудовых ресурсов между отраслями региона.

  3. Рациональное использование уже работающих.


Исходными положениями политики в области кадров являются:

  1. Политика занятости.

  2. Политика обучения.

  3. Политика оплаты труда.

  4. Политика производственных отношений (решение проблем организационного характера).

  5. Политика благосостояния (льготы, гарантии).



^ 23. Информационное обеспечение управления регионом
Информационный рынок – совместность экономических, правовых, информационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.
Основное свойство информации – это ценность информации.
Классификация региональных информационных систем:

1 группа. Автоматизированные информационные системы, отвечающие современным тенденциям развития ИТ. Для них характерно применение новейших технологий сетевого телекоммуникационного оборудования.

2 группа. Автоматизированные информационные системы органов власти с развитой внутренней инфраструктурой, но менее развитой системой передачи информации по всем подразделениям региона.

3 группа. Автоматизированная информационная система ведомств, в которых решаются отдельные прикладные задачи.
Поставщиками социально-экономической информации являются Росстат, Минэкономразвития, Минфин. Поставщики данной информации решают следующие задачи:

  1. Оценка потребностей органов правления в информации (статистическая, экономическая).

  2. Разработка системы показателей социально-экономического положения региона.

  3. Формирование региональной информации и поддержание её в актуальном виде.

  4. Совершенствование системы сбора, обработки, передачи информации.

  5. Взаимодействие федеральных, региональных информационных систем.


Законодательство РФ устанавливает правовой режим использования данных информационных ресурсов (документы, справочные носители, картографическая информация).
Основные принципы построения информационной сети органов государственной власти и местного самоуправления регионов:

  1. Наличие выделенной среды передачи данных.

  2. Возможность подключения потребителей.

  3. Подключение к сети автономных компонентов (главы Администраций, Росстат).

  4. Обеспечение надежной защиты информации.

  5. Единство представления информации в сети (только один сайт).

  6. Соответствие законодательству (без противоречий).



^ 24. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
Региональное развитие – режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику уровня и качества жизни населения.
Цели социально-экономического развития:

  1. Увеличение доходов.

  2. Улучшение образования.

  3. Улучшение качества питания, здравоохранения.

  4. Сокращение нищеты.

  5. Защита окружающей среды.

  6. Расширение личной свободы.

  7. Обогащение культурной жизни.


Основным показателем развития является валовой региональный продукт, валовой региональный продукт на душу населения, удельный вес валового регионального продукта в объеме национального продукта страны.
Особую роль в развитии региона отводят инвестиционной политике. Рост инвестиций приводит к росту производства, созданию новых рабочих мест, увеличению прибыли предприятий, увеличению доходов населения и так далее.

Управление региональными рынками
То же самое, что 1 вопрос.

^ 25. Региональные финансы и бюджетно-налоговая система
Региональная бюджетно-налоговая система – обособленная часть бюджетно-налоговой системы государства, включающая региональные бюджеты, региональные налоги, льготы, дотации, субвенции, а также региональные финансовые налоговые отношения с центром и реже с другими территориальными уровнями.
Региональные бюджетно-налоговые системы состоят из нескольких региональных подсистем разного уровня (населенный пункт – муниципальный район – область). Между этими уровнями возникают бюджетно-налоговые отношения.
Функции региональной бюджетно-налоговой системы:

  1. Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства.

  2. Аккумулирование и использование средств бюджета, как собственных, так и привлеченных.

  3. Выполнение региональными органами власти своих представительных и исполнительных функций.

  4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ.

  5. Формирование инфраструктуры региона.

  6. Регулирование состояния использования природно-ресурсного и экологического потенциала.

  7. Стимулирование ценностных региональных ориентиров населения (стимулирование деловой активности).



^ 26. Антикризисное управление
Экономический подъем в России в последние годы происходит на фоне углубления территориальных диспропорций. В последнее время Президент, Правительство, Минрегионразвития стали уделять большое внимание региональной политике и поиску новых методов развития регионов развития. Особенно поощряется инициатива регионов по решению собственных проблем. Таким образом, у руководства регионов, которые находятся в депрессии, появляются дополнительные стимулы активнее участвовать в управлении развития своего региона.

Депрессивные регионы – те, которые прошли стадию спада или идущие к спаду.

Депрессию можно выразить через следующие показатели:

  1. Доля ВРП в ВВП страны ниже, чем была ранее.

  2. Темпы роста ВРП ниже, чем в среднем по стране и по группе сходных регионов.

  3. На дату анализа регион не показывает положительных тенденций.


Вывод региона из состояния депрессии происходит посредством использования механизма антикризисного управления.
Механизмы антикризисного управления регионом – система мер, посредством применения которой происходит выявление кризисных явлений на уровне региона, их минимизация или полная преодоление или устранение, что дает возможность для дальнейшего развития региона.
Антикризисное управление осуществляется на федеральном и региональном уровне. На федеральном уровне происходит анализ однородных групп регионов, их мониторинг и разработка рекомендаций антикризисных мер.
Основная часть деятельности приходится на региональный уровень.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconКонтрольные вопросы по курсу
Основные тенденции развития СССР в 30-е годы: индустриализация, коллективизация и культурная революция

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconРазвитие политического процесса в Иране в 2005-2012 гг
Ири в 90-е годы. Однако большинство исследователей склоны рассматривать неоконсерваторов как радикальную группировку в лагере правых...

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconКонтрольные вопросы по курсу отечественная история
Основные тенденции развития СССР в 30-е годы: индустриализация, коллективизация и культурная революция

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconГосударственная программа
Беларусь, 2010 г., №183, 5/3223), и в развитие Программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2007 – 2011 годы, утвержденной...

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconГосударственная программа по форсированному индустриально-инновационному...
Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности 13

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconОтрасль экономики туризма в системе национального хозяйства
Территориальное размещение предприятий отрасли Глава Особенности спроса в туризме

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconЗакономерности, принципы и факторы региональной экономики и размещения производительных сил
Ение функций, полномочий и ответственности на федеральном и региональном уровнях

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconРождение империи Петра I великого (конец XVII первая четверть XVIII в.)
Первое послевоенное десятилетие (1945 1955гг.) Ссср в 1953-1964 годах. Н. Хрущев. Политика оттепели Л. Брежнев. Эпоха застоя (1965-1984...

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconИсследование биологических сред лиц, отъезжающих в детские оздоровительные...
Воронежской области» в 2013 году», а также с планом мероприятий региональной программы «Создание условий для организации отдыха и...

Исследование регионального развития и размещение производственных сил (годы СССР 60-90-е годы). Развитие планового хозяйства региональной экономики. iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо уральский...
Задание Проанализируйте влияние группы природно-ресурсных факторов на размещение производительных сил в Вашем городе, используя в...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов