Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99)




НазваниеАссортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99)
страница1/6
Дата публикации25.08.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).

Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении набор товаров принято ограничивать их наиме­нованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.

В соответствии с названным ГОСТ Р недопустимыми поня­тиями являются «товарный ассортимент» и «товарная номенк­латура». Однако с недопустимостью последнего трудно согла­ситься, так как в международной и российской практике этот термин применяется, о чем свидетельствует название норма­тивного документа «Товарная номенклатура внешнеэкономиче­ской деятельности». В связи с этим считаем необходимым оп­ределить указанный термин.

^ Товарная номенклатура — перечень однородных и разнород­ных товаров общего или аналогичного назначения.

Так, товарная номенклатура внешнеэкономической деятель­ности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназначенных для экспортно-импортных операций. Номенклатура продук­ции, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обязательной сертифи­кации.

Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями то­варов. Отличия заключаются в назначении: ассортимент това­ров предназначен для удовлетворения потребностей потребите­лей, товарная номенклатура может иметь иное назначение для регламентирования определенной профессиональной дея­тельности или иной сферы применения.

Профессиональная деятельность товароведов связана в ос­новном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рас­сматриваются вопросы, относящиеся именно к этому понятию.

Классификация ассортимента товаров

Ассортимент потребительских товаров подразделяется

на группы — по местонахождению,

на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров,

на виды — по степени удовлетворения потребностей,

на разновидности — по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают ассортимент про­мышленный и торговый.

Промышленный ассортимент (недопустимо (далее — ндп): производственный ассортимент) — ассортимент товаров, выра­батываемый отдельной отраслью промышленности или отдель­ным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-99).

В качестве примера можно привести промышленный ассор­тимент кондитерского концерна «Бабаевский», включающий около 100 наименований карамельных, конфетных и шоколад­ных изделий.

^ Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представлен­ный в торговой сети (ГОСТ Р 51303-99).

по широте и глубине охвата товаров

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определя­ется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, ма­рок, типов и наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают сле­дующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент товаров (ндп: товары простого ассорти­мента) — ассортимент товаров, представленный такими вида­ми, которые классифицируются не более чем по трем призна­кам (ГОСТ Р 51303-99).

Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.

^ Простой ассортимент характерен для магазинов, реализую­щих товары повседневного спроса в районах проживания поку­пателей с небольшими материальными возможностями. Напри­мер, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент товаров (ндп: товары сложного ассор­тимента) — ассортимент товаров, представленный такими ви­дами, которые классифицируются более чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).

Данный ассортимент характеризуется значительным количе­ством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

^ Сложный ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.

Развернутый ассортимент товаров (ндп: внутригрупповой ас­сортимент) — ассортимент товаров, представленный их разно­видностями (ГОСТ Р 51303-99).

Он включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей, наименований, в том числе марочных торговых артикулов, относящихся к группе однородных товаров, но от­личающихся индивидуальными признаками. Такой ассорти­мент, как правило, встречается в специализированных магази­нах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Например, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видео­техники, входят три-четыре группы однородных товаров (теле­визоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато они пред­ставлены большим количеством товаров разных классов слож­ности и торговых марок.

Укрупненный ассортимент товаров (ндп: групповой ассорти­мент) — ассортимент товаров, объединенный по общим призна­кам в определенной совокупности товаров (ГОСТ Р 51303-99).

^ Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. В торговле укрупненный ассортимент обычно относится к роду (например, продовольственных или непродовольственных това­ров), а также к группе или подгруппе однородных товаров (на­пример, одежно-обувные или молочные товары). Набор одного вида, но разных наименований или торговых марок будет опре­делять марочный ассортимент.

Укрупненный ассортимент положен в основу организацион­ной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродо­вольственных оптовых базах склады различаются укрупненным ассортиментом. По тому же признаку в универмагах создаются разные секции (одежные, обувные, галантерейные и т. п.).

Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, раз­новидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. На­пример, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизо­ванное и др. — часть ассортимента молочных товаров.

Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворени­ем физиологических потребностей в значительной мере нацеле­ны на удовлетворение социальных и психических потребно­стей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Примером марочного ассортимента может служить ассорти­мент пастеризованного молока торговых марок: «Царицыно», «Лианозово», «Домик в деревне», «33 коровы» и других или ас­сортимент духов: Красная Москва, Шанель № 5, Нина Риччи и др. Марочный ассортимент может включать и ассортимент­ные единицы как товарные артикулы, различающиеся упаков­кой, размером и другими признаками.

^ Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые вы­полняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимен­та, например, в обувном магазине — это предметы ухода за обу­вью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некото­рые другие хозяйственные товары.

^ Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, ви­дов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственны­ми и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов.

^ По степени удовлетворения потребностей различают рацио­нальный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, который обес­печивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из кото­рых довольно изменчивы.

^ Критерии оценки рационального ассортимента у потребите­лей, продавцов и изготовителей неодинаковы.

Для потребите­лей такими критериями являются

  • степень удовлетворенности набором необходимых товаров,

  • возможность приобрести нуж­ные товары в одном месте,

  • достаточность широты и глубины ассортимента.

Для изготовителей и продавцов более важны та­кие критерии, как

  • рентабельность,

  • возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров,

  • объемы продаж в опреде­ленные периоды,

  • соответствие набора товаров имеющейся ма­териально-технической базе производства, хранения и реализа­ции.

Степень удовлетворенности потребителей рациональным ассортиментом реализуемых товаров расценивается изготовителем и продавцом как один из результатов обеспечения конку­рентоспособности своей организации.

Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяю­щий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары опти­мального ассортимента отличаются повышенной конкуренто­способностью.

Оптимальный ассортимент можно рассматривать с позиций потребителей — приобретателей товаров и организаций, их формирующих.

Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассорти­менту может служить коэффициент оптимальности (Коп), кото­рый рассчитывается для конкретного товара по формуле:

Коп = Эп / З*100%

где Эп — полезный эффект от приобретения и потребления то­вара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара.

^ Для потребителя оптимальный ассортимент характеризуется значительным количеством товаров с высоким коэффициентом оптимальности. При этом данный ассортимент для разных сег­ментов потребителей будет содержать неодинаковый набор то­варов. Так,

для обеспеченных потребителей наибольшую зна­чимость имеют высококачественные товары престижного спро­са, что в значительной мере и обусловливает для них полезный эффект потребления этих товаров.

Для социально необеспечен­ных потребителей более важны затраты на приобретение в фор­ме цен реализации товаров. Поэтому оптимальный ассортимент магазинов типа эконом-класса (дискаунтов) будет формиро­ваться за счет преобладания товаров с умеренными ценами и надлежащего качества. Дорогие товары престижных марок в та­ких магазинах отсутствуют.

^ Для организаций оптимальный ассортимент определяется преобладанием высокорентабельных товаров, обеспечивающих получение запланированной прибыли.

В то же время в таком ассортименте должны присутствовать в необходимом количест­ве малорентабельные, но социально значимые товары, поль­зующиеся устойчивым спросом. Это позволит организации привлечь и удержать свой сегмент потребителей, а также вы­полнить свою миссию удовлетворения потребностей данного сегмента и за счет этого получить запланированную прибыль.
^ В зависимости от характера потребностей ассортимент мо­жет быть реальным и прогнозируемым.

Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или про­давца.

^ Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который дол­жен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Свойства и показатели ассортимента

Свойство ассортимента — особенность ассортимента, прояв­ляющаяся при его формировании и реализации.

Показатель ассортимента — количественное и/или качест­венное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

^ Единицей измерения показателей ассортимента является на­именование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок апельсиновый (вид) «Чемпион» (торговая марка).

При формировании ассортимента осуществляется регулиро­вание комплекса его свойств и показателей, что требует пони­мания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Рассмотрим показатели ассортимента более подробно.

1.Широта ассортимента — количество групп, видов, разно­видностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

^ Это свойство характеризуется двумя абсолютными показате­лями — действительной и базовой широтой, а также относи­тельным показателем — коэффициентом широты.

Действительная широтад) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имею­щихся в наличии (д).

Базовая широта6) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято ко­личество видов, разновидностей и наименований товаров, рег­ламентированное нормативными или техническими документа­ми (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или

т — количество однородных групп товаров;

д — количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии;

б — базовое количество видов, разновидностей и наименований това­ров, принятое за основу для сравнения;

п — количество товаров разных наименований или торговых марок и/или их модификации определенного вида;

м — минимально допустимое количество товаров, определяющих тор­говый профиль организации;

у — количество видов и наименований товаров, пользующихся устой­чивым спросом;

н — количество новых видов и наименований товаров; вг, ву, вн — коэффициенты весомости показателей глубины, устойчи­вости и новизны.
Коэффициент широтыш) выражается как отношение дей­ствительного количества видов, разновидностей и наименова­ний товаров однородных и разнородных групп к базовому.

2. Полнота ассортимента — способность набора товаров од­нородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидно­стей и наименований товаров однородной группы и/или под­группы. Показатели полноты могут быть действительнымй и базовыми.

Показатель действительной полноты характеризуется факти­ческим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров

Коэффициент полнотып) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

3. Глубина ассортимента— количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при нали­чии модификаций — одна из них.

^ Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/нли модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Гл6) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рын­ке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

^ Коэффициент глубины (К,.л) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более пол­но представлен видовой ассортимент конкретного товара.

4. Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью та­ких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же одно­родных групп (Шд).

5. Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет но­вых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количе­ства новых товаров к общему количеству наименований това­ров (или действительной широте).

6. Структура ассортимента товаров — соотношение выделен­ных по определенному признаку совокупностей товаров в на­боре (ГОСТ Р 51303-99, п. 80). Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем на­боре.

Структура ассортимента может выражаться как в натураль­ных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

7. Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допус­тимое количество видов товаров повседневного спроса, опреде­ляющих профиль розничной торговой организации.

8. Рациональность ассортимента — способность набора това­ров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные по­требности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональностир) — средневзвешенное зна­чение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весо­мости.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconПравильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать...
Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров должна базироваться на принципах и методах современного маркетинга, с помощью которых...

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconРабочая программа обсуждена и рекомендована для специальности 080401....
«Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья)» утвержденного Ученым...

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconПравила продажи товаров по образцам и в кредит Документация по продаже...
Цель курсовой работы: изучить методы продажи товаров в кредит. Выявить для чего нужен, кредит. На примере магазина «Связной» выясним...

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconМетодические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине...
«Товароведение и экспертиза товаров» (по группе товаров растительного происхождения)

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconОпт из Китая с чего некоторые начинают поиск товаров из Китая
Начнём с методик поиска китайских товаров из офиса или дома с, так называемых, «кабинетных исследований»

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) icon24. Особенности таможенного оформления тяжеловесных или громоздких товаров
Товары, которые невозможно перевозить в запломбированных грузовых отделениях транспортных средств или контейнеров, в связи с характером...

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) icon§ Проверка статистических гипотез При изучении той или иной генеральной...
В подобных случаях в математической статистике выдвигается некоторое предположение относительно свойств генеральной совокупности....

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconХарактеристика товароведения продовольственных товаров План
Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) iconИзучение химического состава и пищевой ценности зерномучных товаров
Лучина Натальей Александровной – доцентом кафедры товароведения и экспертизы товаров

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по ка­кому-либо или совокупности признаков (гост р 51303-99) icon" маркетинг товаров и услуг"
Маркетинговая классификация товаров по назначению, виду и характеру спроса, срокам эксплуатации, источникам пополнения рынка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов