Пояснительная записка (обосновывающие материалы)




НазваниеПояснительная записка (обосновывающие материалы)
страница1/8
Дата публикации20.06.2013
Размер0.96 Mb.
ТипПояснительная записка
zadocs.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8


Пермский государственный технический университет
Научно-исследовательская часть
Центр регионального развития, инноваций и управления
614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: PSTUcenter@mail.ru






ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ОЧЕРСКИЙ РАЙОН

^ ОЧЕРСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Пояснительная записка

(обосновывающие материалы)
ТОМ 3


Директор Центра регионального развития,
инноваций и управления, д.э.н.



Е. Л. Аношкина


Главный архитектор проекта




А. Н. Фатыхов



Главный инженер проекта


К. Л. Резанов


Пермь 2009

^ Состав проектных материалов




Наименование

Масштаб

^ Количество экземпляров



Схема современного использования территории

1:25 000

4



Схема ограничений. Схема комплексной оценки территории

1:25 000

4



Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочередного развития территории. Схема границ земель промышленности, энергетики, транспорта и связи

1:25 000

4



Схема развития объектов и сетей инженерно-технического обеспечения

1:2 000

4



Пояснительная записка

-

4



Электронные носители информации (пояснительная записка и графические материалы)

-

1

Оглавление

Общие сведения о городском поселении 4

13. Экономическое развитие 5

13.1. Научные принципы и подходы 5

13.2. Обоснование вариантов экономического развития Очерского городского поселения 11

14. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций 30

14.1. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны 30

14.2. Защита от чрезвычайных ситуаций природного характера 38

14.3. Защита от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 42

Основные показатели проекта 67

Список литературы 69

^ Общие сведения о городском поселении
Очерское городское поселение расположено в центральной части Очерского муниципального района. Население Павловского городского поселения составляет более 15 тыс. человек, единственный населенный пункт – город Очер, границы городского поселения и города совпадают.

Территория городского поселения является хозяйственно освоенной, здесь расположены селитебная территория, промышленные зоны, зоны городских лесов, парков и скверов. В городском поселении протекает сеть мелких рек, а также река Очер.

Городское поселение находится вблизи городов Верещагино и Нытва, связь с ними обеспечивается автомобильным транспортом.

Услуги стационарной телефонной связи и доступа в Интернет обеспечиваются на всей территории городского поселения, большая часть территории городского поселения также покрывается сотовой связью стандарта GSM.

13. Экономическое развитие
13.1. Научные принципы и подходы
В современном понимании регион (муниципалитет) – это не только административно-территориальная единица, характеризующаяся набором географических, природно-ресурсных и экономических характеристик, но и социально-экономический субъект, который должен разрабатывать собственные стратегии развития (в том числе адаптивные), проектировать свои пространственные характеристики.

Для обоснования стратегий и программ развития муниципалитета следует использовать современные методы и инструменты экономической науки, обобщающей мировые тенденции и многообразие международного опыта решения задач территориального развития во взаимосвязи с целеполаганием и имеющимися институциональными, ресурсными и экономическими ограничениями.

Анализ опыта регулирования регионального развития развитых стран, прежде всего, входящих в состав Европейского Союза, показывает, что, несмотря на существующее разнообразие форм государственного и федеративного устройства, практика государственного регулирования основана на концептуальных подходах устойчивого и сбалансированного развития. Необходимо использование современного мирового опыта решения конкретных задач территориального развития, доказавшего свою эффективность в аналогичных институциональных условиях с учётом специфики России.

Рассмотрим современные принципы и подходы, связанные с использованием механизмов и возможностей глобализации при разработке муниципальных экономических стратегий экономического развития.

1. Любой муниципалитет следует рассматривать одновременно как субъект региональной экономики, часть федеративного государства и элемент глобальной экономической системы. В такой меняющейся и выдвигающей все новые трудности среде каждой территории нужен стратегический маркетинговый план, чтобы извлечь пользу из новой конфигурации. Стратегическое рыночное планирование — это не разовая попытка разрешить кризис или финансовую проблему, а непрерывный процесс, необходимый для встречи с постоянно развивающимся мировым рынком и приспособления к нему.

2. В процессе глобализации происходит интенсификация мировых социальных отношений, что позволяет на основе развития информационных технологий, современных средств коммуникации и социальных сетей делать ближе самые отдаленные места и события. Следовательно, одним из факторов успеха региона является развитие информационных технологий, управление процессом коммуникации, разработка и реализация маркетинговых планов, позволяющих без посредников получать доступ на новые глобальные рынки. Применение информационных и мобильных технологий впервые позволяет территориям по всему миру соревноваться на одном игровом поле за большое количество рабочих мест, которые раньше были доступны только на крупных рынках.

3. Макроэкономический анализ упускает сложные реалии, лежащие в основе разработки местных стратегий роста. Сегодня во многих странах реализуется стратегия кластерного экономического роста. Приведшие к успеху действия предпринимались в пределах отдельного города, территории или региона. В ответ на конкурентное давление эти места выработали стратегии повышения своей привлекательности в глазах инвесторов, промышленности, жителей и приезжих.

Кластерный подход, предложенный М.Портером, позволяет аккумулировать эффект локализации как на отраслевом уровне, так и в аспекте размещения. Кластерная модель используется при разработке экономической политики во всем мире как инструмент повышения конкурентоспособности экономики региона, в том числе в целях стимулирования инноваций и экономики знаний. Большинство экспертов определяют кластер как географическую концентрацию подобных, смежных или дополнительных предприятий с активными каналами для бизнес-транзакций, коммуникаций и диалога, которые имеют общую специализированную инфраструктуру, рабочие рынки и услуги, и общие возможности или проблемы.

Кластерную политику проводят во многих развитых и развивающихся странах: в Японии и Южной Корее, Сингапуре и Финляндии, Словении и Канаде. Например, правительство Франции в 2005 году приняло программу развития 60 кластеров на три года стоимостью €1,5 млрд. В Великобритании £15 млн. потратили только на фонд, который будет финансировать создание инновационных кластеров. Создание институтов и инструментов кластерной политики определяется сложившимися моделями взаимодействия власти и бизнеса и имеет свою специфику в каждой стране. Статистические наблюдения свидетельствуют, что производительность труда в секторах экономики, входящих в состав кластера, выше среднестрановой на 44%. Более того, как утверждают в Гарвардской школе бизнеса, кластерный сектор является главной движущей силой развития секторов, которые обслуживают локальный рынок.

Можно отметить интересный парадокс: эффективное развитие производства в условиях кластера продукции с высокой добавленной стоимостью и активные инновации часто происходят в секторах, испытывающих недостаток природных ресурсов. Например, недостаток собственных энергоресурсов формирует спрос на энергоэффективные технологии, относительный недостаток лесных ресурсов (для экспортоориентированного производства), металлов, химикатов стимулирует углубление процессов переработки сырья.

Кластерный подход дает предприятиям преимущество над более изолированными конкурентами. Он дает доступ к большему количеству поставщиков и услугам поддержки, адаптированных к требованиям потребителей, к опытным и высококвалифицированным работникам, и к неотвратимой передаче знаний и навыков, происходящей на встречах при обсуждении бизнеса. Фирмы в условиях кластера способны функционировать как система, могут использовать ресурсы более эффективно и коллективно производить больше, чем составляет сумма их индивидуальных результатов.

Среди всех преимуществ кластерного подхода, наиболее важным является доступ к инновациям, знаниям, и «ноу-хау». В экономике на основе знаний, которая определяется традиционными наукоемкими отраслями и возникающими отраслями, фирмы ищут свое основное конкурентное преимущество в идеях и талантливых кадрах, чего требует географическая близость к квалифицированным коллегам, наилучшим поставщикам, оценивающим потребителям, высококвалифицированным человеческим ресурсам, исследованиям и инструментам развития, а также лидерам отрасли. Специальные знания отрасли и «ноу-хау» аккумулируются и распространяются через предпринимательские сферы и инновационные компании.

Проблемам формирования региональных кластеров в трудах зарубежных исследователей и практических специалистов придается большое значение. При этом следует отметить особую роль кластеров в целях формирования благоприятной среды для повышения конкурентоспособности, увеличения инновационного потенциала и роста малого и среднего предпринимательства. В качестве основных особенностей России в аспекте исследования во многих публикациях отмечены следующие тенденции.

1. Российские регионы характеризуются в основном присутствием в них крупных вертикально-интегрированных компаний (ВИК), поглотивших основную часть промышленного производства, что сильно повлияло на производственно- территориальную организацию, как регионов, так и всей страны в целом. При этом ВИК, как правило, игнорируют проблемы повышения конкурентоспособности территорий.

2. Созданию сети кластеров на региональном уровне объективно препятствуют накопившиеся здесь экономические структурные проблемы. В первую очередь не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий, и пр.). Государственной политики поддержки кластерного развития не существует.

3. К основным институциональным барьерам создания кластеров следует отнести низкий уровень культуры взаимоотношений и доверия; отсутствие общего экономического интереса между предприятиями, научно-исследовательскими институтами и ВУЗами; отсутствие средне- и долгосрочных стратегий развития у предприятий и регионов; низкий уровень развития бизнес-климата, уровня образования и квалификации населения и инфраструктурной базы.

Стратегия и приоритеты регионального и кластерного развития на федеральном и региональном уровне в России не определены, а инструменты региональной экономической политики находятся в зачаточном состоянии. Следовательно, стратегия муниципальных образований может носить адаптивный характер в условиях стихийной регионализации. Это предопределяет необходимость ориентироваться, с одной стороны, на действующие федеральные и региональные целевые программы и проекты, с другой стороны, создавать инструменты и институты развития на местах в целях формирования нового качества экономического потенциала территории.

В качестве основного института территориального развития следует рассматривать создание групп стратегического планирования, включающих представителей местной власти и бизнеса, привлеченных специалистов, представителей общественных организаций и потенциальных инвесторов. Задачей группы стратегического планирования является методическое, организационное и техническое сопровождение и поддержка реализации стратегии на всех этапах. Этапы стратегии территориального развития предусматривают постепенный переход от тактики «ценовой конкуренции», предполагающей снижение операционных издержек на территории, к тактике создания собственной «конкурентной ниши». В качестве экономического механизма реализации стратегии рассматриваются инновационно-предпринимательские кластеры.

Основными видами инновационных предприятий предполагаются малые и средние предприятия различных правовых форм, так как именно подобные предприятия наиболее эффективно занимаются внедрением инноваций на стадии имитации новшеств и их модернизации. При создании инновационно-предпринимательского кластера предлагается ориентироваться не только на местный потенциал, но и привлечение стратегических партнеров, в числе которых должны быть вузы, иностранные и отечественные производители, способные дать импульс инновационного и эффективного развития.


^ 13.2. Обоснование вариантов экономического развития Очерского городского поселения
Одной из задач создания генерального плана поселения является определение перспектив развития всех сфер экономики на средне- и долгосрочный период и обоснование вариантов территориального развития. Ввиду отсутствия полных данных, содержащих предложения по размещению новых и развитию существующих предприятий, рассматриваются два возможных сценария развития.

^ Инерционный сценарий будет иметь место, если сохранятся негативные тенденции, связанные с недостаточными объемами инвестиций, как в основной капитал предприятий, так и в инфраструктуры и социальную сферу. Если со стороны государства не будут предприняты попытки в части поддержки промышленности и инновационного процесса, а также не сформируется внятная государственная политика поддержки малых и исторических городов России, то реальный рост экономики не станет явлением скорого времени.

Относительное благополучие Очерского городского поселения связано с тем, что на его территории существуют действующие промышленное и сельскохозяйственные предприятия. По мере развития инерционного сценария, в течение нескольких лет можно предполагать дальнейший спад производственной деятельности, испытывающих наибольшие трудности в новых экономических условиях. Большая часть предприятий без финансовой и законодательной поддержки, а также в связи с мировым финансовым кризисом, переживает не лучшие времена, поэтому инерционный вариант развития предусматривает также возможность ликвидации некоторых объектов промышленности, а также объектов культурно-бытового обслуживания, социальной инфраструктуры. Вследствие этого может быть потеряна часть рабочих мест, повыситься уровень безработицы, увеличиться миграционный отток населения, желающего устроить свою жизнь в другом месте.

Постепенный выход Очерского городского поселения из инвестиционного кризиса будет сопровождаться продолжением падения производства в отраслях и на предприятиях, производящих нерентабельную продукцию. Рост будет наблюдаться в рентабельных производствах, интересных для инвестора, чья продукция пользуется стабильным спросом.

Наиболее вероятным в развитии профилирующих производств может быть расширение производств, при некотором сокращении численности занятых на них и высвобождении трудовых ресурсов для расширения спектра предприятий малого и среднего бизнеса. На сохраняющихся производствах будет проводиться совершенствование технологий производства, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда.

Основная характеристика среднесрочного периода – продолжение структурной перестройки экономики, появление новых или возобновление ликвидированных производств, прежде всего в пищевой промышленности, строительстве, транспорте и связи, производстве стройматериалов. В данных отраслях рост прогнозируется, прежде всего, за счет привлечения бюджетных инвестиций в рамках национальных и региональных проектов. Опережающими темпами должна развиваться торговля. В меньшей мере будет наблюдаться рост в обрабатывающей промышленности, несмотря на то, что произойдет расширение номенклатуры продукции существующих производств, поскольку предприятия будут искать свои ниши на рынке.

Будет предпринята попытка подготовки инвестиционных площадок для создания новых предприятий в сфере ЖКХ и повышения качества и перечня предоставляемых населению коммунальных услуг. Однако при отсутствии устойчивых механизмов рыночного саморегулирования бюджетные вливания в некоторые отрасли экономики не смогут обеспечить импульс сбалансированного развития городского поселения. Отсутствие понятной для инвестора экономической политики на местном уровне, отсутствие ярко выраженной концепции и стратегической направленности экономического развития также не способствуют привлечению инвестиций.

Развертка рекреационной, туристической, транспортной инфраструктур будет иметь второстепенный характер в сравнении с индустриальным развитием. Медленное усовершенствование законодательства и рыночной инфраструктуры не позволит развернуть широкий слой малых предприятий, поэтому процесс установления рыночных механизмов хозяйствования растянется во времени.

^ Целевой сценарий необходим, чтобы дать адекватные ответы на следующие вызовы:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconПояснительная записка (обосновывающие материалы)
Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочёредного...

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconПояснительная записка (обосновывающие материалы)
Схема функционального зонирования территории. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Схема первоочередного...

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconПояснительная записка (форма 16) 81. Форма 16 "Пояснительная записка"...
Форма 16 "Пояснительная записка" согласно приложению 34 к настоящей Инструкции оформляется получателем (распорядителем) бюджетных...

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconПояснительная записка 3 II план практики 8 III задания на практику...
Программа практики разработана кафедрой государственного и муниципального управления

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconПояснительная записка должна быть создана средствами текстового процессора
Объем пояснительной записки квалификационной работы не должен превышать 125-130 страниц, а курсовой работы – 40 страниц машинописного...

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconПояснительная записка
Учебная программа комплексного государственного экзамена для студентов специальностей

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconКурсовая работа пояснительная записка
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Гражданское право, часть вторая»
Пояснительная записка

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconРазработка рациональной методики
Пояснительная записка содержит 74 листа, 25 рисунков, 11 таблиц, 6 листов формата A1, 8 источников

Пояснительная записка (обосновывающие материалы) iconРемонт корпуса автосцепки
Всего пояснительная записка включает 55 страниц, рисунки, таблицы, список использованных источников

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов