Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск




НазваниеПособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск
страница1/11
Дата публикации26.08.2013
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Т. А. Федорцова
ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Пособие

для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 – 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент»

Минск


БГУ

2012



УДК 338.48-32(075.8)

ББК 77я73

Ф336

Рекомендовано Ученым советом

географического факультета

29 сентября 2010 г., протокол № 1


Рецензенты:

кандидат географических наук, доцент Д. Г. Решетников,

кандидат географических наук, доцент Н.В Гагина.

^ Федорцова Т.А.

Ф336 Экскурсионный менеджмент: пособие для студентов географических факультетов, обучающихся по специальности 1-31 02 01 – 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» / Т. А. Федорцова. – Минск: БГУ, 2012. - 99 с.

ISBN


В пособии «Экскурсионный менеджмент» рассмотрены особенности экскурсионного менеджмента как важного элемента управления экскурсионным туризмом, теоретические и практические аспекты управления разработкой, организацией и проведением экскурсий.

Предназначено для студентов, обучающихся на географическом факультете БГУ по специальности 31 02 01 – 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» специализации «География туризма и экскурсионный менеджмент».
^




ISBN © Федорцова Т. А., 2012


© БГУ, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, туризм является одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста.

Республика Беларусь не является исключением, поэтому правительство нашей страны стремится ориентировать свое хозяйство в направлении туристской специализации. В настоящее время рынок экскурсионного туризма в Беларуси развивается довольно интенсивно, а экскурсия является важной составляющей туристско-экскурсионного обслуживания. В этой связи изучение экскурсионного менеджмента становится важным фактором в подготовке всесторонне образованных специалистов туризма.

Для успешной подготовки специалистов в сфере туризма в Республике Беларусь изучение дисциплины «Экскурсионный менеджмент» является важной составляющей для получения навыков формирования и реализация туристского продукта, определяет научные понятия теории и практики управления и организации экскурсионной работой.

В предлагаемом пособии представлен понятийно-терминоло-гический аппарат экскурсионного менеджмента, анализируются особенности туризма как объекта управления, рассмотрены типы туристских предприятий их особенности и место в производстве туристских и экскурсионных услуг. В пособии описаны функции управления в экскурсионной работе туристской фирмы, их особенности, изложена сущность планирования и управления и контроля в экскурсионной работе, особенности разработки новых экскурсий и экскурсионных программ, технология принятия и реализации управленческих решений в экскурсионном менеджменте, формы контроля качества экскурсионной деятельности.
§1.ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

На первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона, туристкой организации, туристкой услуги то же самое, что и менеджмент любого предприятия. Однако управление в туризме специфично и существенно отличается от управления в других отраслях. Эта отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.

Особенности менеджмента туризма обусловлены спецификой самого туризма как неоднозначного, многогранного явления. Туризм имеет ряд присущих только ему черт, многие из которых проявляются через специфику туристского продукта.

Специфика туристского продукта связана со спецификой спроса. Спрос этот неоднороден в силу трех основных причин, таких как:

  • непостоянство качества туристского продукта. На изменчивость качества услуг оказывают влияние как сам турист, его индивидуальные особенности, так и тот, кто эту услугу оказывает;

  • разнообразие потребителей туристских услуг. Разные категории туристов имеют различные цели поездки, требования к туристским услугам, а также суммы, которые они готовы и в состоянии заплатить. На спрос туруслуг очень сильно влияют доход, структура семьи, возраст ее членов, их образование и профессия;

  • высокая значимость общественных факторов: социальных, экономической ситуации в стране, экологии.

Кроме этого необходимо учитывать то, что туристская услуга – сложна по своей структуре, это комплекс услуг (как материальных, так и нематериальных), составляющих туристский продукт и формирующих туристский спрос. Для туриста этот комплекс услуг составляет цель путешествия.

Еще одной особенностью туризма является сезонность – зависимость объема туристских услуг от сезона года, а точнее от природно-климатических условий стран и регионов. В зависимости от сезона объём туристских услуг может значительно колебаться. Туристские организации в связи с этим предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов. Например: сезонная дифференциация цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные для межсезонья и пониженные для несезонного времени), развитие видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (конгрессный, деловой и т.д.).

Как уже было отмечено выше, необходимо считаться с тем, что туризм как отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. В связи с этим можно выделить следующие особенности, которые необходимо учитывать в управлении любым туристским предприятием.

Во-первых, при планировании туристской деятельности в центре внимания должны быть нужды, потребности и индивидуальность туристов.

Во-вторых, непервичность туристкой услуги. Хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал ещё товаром первой необходимости.

В-третьих, в туристской отрасли очень большее значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга с использованием всех его инструментов.

В-четвёртых, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, т. е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость.

В-пятых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не представляется возможным). Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т.д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по-разному.

Эти особенности делают управление операциями в туризме более трудным делом, чем в других сферах.

§2.ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИИ КАК ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconБиология» и«География», специальностям «Биология», «Ботаника», «География» ббк 28 0-28
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов учебных заведений,...

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconМетодические указания по написанию и оформлению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconВыпускная квалификационная работа. Порядок выполнения и оформления...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 Менеджмент организации

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconУчебное пособие Допущено Министерством образования и науки Российской...
Учебное пособие предназначено для студентов II этапа обучения автомобилестроительных факультетов средних профессиональных учебных...

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconКурс «Производственный менеджмент» является базовым для студентов...
Курс «Производственный менеджмент» является базовым для студентов специальности 080507 – «Менеджмент организации», а также может...

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconМетодическое пособие для студентов факультета «менеджмент организаций»

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconМетодические указания разработаны на кафедре “Менеджмент” и предназначены...
Приведен перечень тем курсовых работ, методика выполнения, требования к содержательной части и оформлению, а также рекомендуемый...

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconПрограмма прохождения практики по профилю для студентов факультета...
Программа практики по профилю для студентов факультета среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Технология...

Пособие для студентов географического факультета, обучающихся по специальности 31 02 01 02 03 «География туризма и экскурсионный менеджмент» Минск iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы для студентов экономического...
Методическое пособие одобрено методической комиссией экономического факультета вгсха (протокол от )

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов