1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис




Название1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис
страница1/9
Дата публикации30.06.2013
Размер0.92 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Экологическое право
1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

1-ой формой взаимодействия исторически является биологическая форма - она заключается в том, что человек существует в природе, а природа со своей стороны обеспечивает условия этого существования.

2-ая форма взаимодействия - социальная, образована значительно позже, свойственна только человеку, заключается в том, что человек использует природу для удовлетворения своих потребностей.

Составляющие: изъятие из природы необходимого вещества и энергии, удаление отходов антропогенного характера в природу, иное взаимодействие.

Данная форма создает конфликт, т.к. человек противопоставляет себя природе.

3-я форма взаимодействия - экологическая, охрана природы:

- консервативная охрана редких и достопримечательных объектов;

- рациональное использование природных ресурсов;

- объект охраны - вся природа.

Экологический кризис - это такой уровень взаимодействия общества и природы, при котором разрушение природы влечет за собой разрушение общества и наоборот.
^ 2. Экологическая функция государства и права.

Функции демократического гос-ва представляют собой основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение гос-ва в обществе. Экологическая функция гос-ва признана теоретиками гос-ва и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского гос-ва. Экологическая функция гос-ва включает в своё содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности гос-ва, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации её качества, охрану экологических прав и законных интересов физ. и юрид. лиц. Функция гос-ва – категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Осуществление функции – деятельность по решению определённых общих задач, стоящих перед обществом и гос-ом. Под формами понимаются методы или способы её осуществления. Выполняя экологическую функцию, гос-во использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится понятие законов и иных НПА по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Названные правовые формы осуществления экологической функции российского гос-ва реализуется в рамках специализированных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. К организационным методам осуществления экологической функции гос-ва относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и др.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, проведение экологической экспертизы.
^ 3. Становление и развитие экологического права.

Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие экологического права в рамках "земельного права в широком смысле"; развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей; современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей. "Первый этап охватывал 1917 - 1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные); второй - с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.), и наконец, коллективно признано наличие экологического права как правовой общности; третий период - с 1988 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву" (Ерофеев Б.В. Экологическое право: Другие авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства: 1917 - 1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов; 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природно-ресурсового направления; 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.; 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе; 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках; 1990 г. - до настоящего времени. Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.
^ 4.Экологические правоотношения. Экологические нормы.

Экологические правоотношения - это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, урегулированные нормами экологического права. Основаниями их возникновения служат юридические факты, подразделяемые на события и действия. События возникают и порождают эколого-правовые отношения помимо воли человека. К ним относятся стихийные бедствия, лесные пожары, наводнения, извержения вулканов и т.д. Участниками экологических правоотношений являются субъекты этих отношений: государство, юридические или физические лица, воздействующие на природную среду. Все субъекты экологических правоотношений действуют как бы в двух направлениях. С одной стороны они – активные природопользователи, с другой стороны - они в той или иной степени участвуют в природоохранных мероприятиях, получая в этой сфере определенные права и обязанности, урегулированные законом РФ “Об охране окружающей среды”. Объектами экологических правоотношений являются природные объекты: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. По содержанию субъекты экологических правоотношений подразделяются на четыре категории. В первой категории находятся природопользователи - носители прав и обязанностей по использованию природных ресурсов. Во второй категории - органы представительной и исполнительной власти, которые специально уполномочены государством для регулирования использования природных ресурсов и контроля охраны природной среды. В третьей категории находятся общественные объединения экологического профиля - общественные контролеры выполнения экологических предписаний. В четвертой категории - органы судебно-прокурорского надзора, которые ведут надзор за законностью экологических правоотношений. Экологические правоотношения могут прекратиться по следующим основаниям: происходящие по воле природопользователя, когда он отказывается от использования природного ресурса; происходящие по воле органов государства, уполномоченных на охрану природной среды, когда они лишают природопользователя права пользования.

Экологические правоотношения подразделяются на отраслевые и комплексные. К первым относятся земельно-охранительные, лесоохранительные, водоохранительные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферного воздуха, ко вторым - правоотношения, связанные с охраной природных территорий, природозаповедного фонда, лечебно-оздоровительных, санитарных зон. Нормы экологического права - это правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. По содержанию юридического предписания нормы подразделяются на следующие 3 вида: нормы - принципы, нормы приоритеты, нормы-правила. К нормам - принципам относятся нормы, закрепляющие основополагающие начала охраны окружающей природной среды. Они изложены в статье 3 Закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 года. К нормам-приоритетам относятся нормы, устанавливающие правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими. Они могут быть отраслевыми, межотраслевыми, общими. Отраслевые устанавливают правовой приоритет охраны внутри природного объекта (к примеру, в водном законодательстве - приоритет пресной воды для питья). Межотраслевые нормы устанавливают приоритеты охраны одного природного объекта перед другими (к примеру, в земельном законодательстве предоставление земельного участка на площади залегания полезных ископаемых возможно только по согласованию с органами геологии и использовании вод, то есть предпочтении даётся полезным ископаемым).Общие нормы устанавливают приоритет охраны здоровья человека. К нормам-правилам относятся нормы-императивы. Они по содержанию подразделяются на: предупредительные; закрепительные; компенсационные (восстановительные); карательные; поощрительные; правомочные; разрешительные; обязывающие. Нормы экологического права подразделяются на три группы: отраслевые, комплексные и экологизированные. Отраслевые нормы регулируют охрану и использование отдельных природных объектов (земли, недр, вод, лесов и т.д.). Комплексные нормы регулируют охрану и использование природных комплексов, природной среды в целом. Экологизированные нормы - нормы других отраслей права, отражающие требования охраны природной среды (административного, уголовного, гражданского кодексов).
^ 5. Метод и способы регулирования экологического права.

Метод экологического права - это совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя. Выделяются следующие методы: экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом); административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования); историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).
^ 6. Система экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права.

Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей.

^ Первая – предмет, источники и объекты экологического права.

Вторая – механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды и экологический контроль.

Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр.

Четвёртая – экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения.

И пятая - механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды.

^ Соотношение экологического права с иными отраслями права. Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного "экологического законодательства" в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром и т.д. не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях. Дискуссионным, на наш взгляд, также является вопрос о возможности одновременно в одной учебной дисциплине изучать правовой режим объектов окружающей среды как экономического природного ресурса (природоресурсный аспект) и как экологического объекта в целях охраны и сохранения природного баланса в целом. Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот.
^ 7. Понятие и общая характеристика источников экологического права.

Источники экологического права - это нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Они образуют систему источников экологического права: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; ФЗ, указы Президента РФ; подзаконные НПА органов исполнительной власти; НПА органов местного самоуправления; НПА субъектов РФ (к примеру, Водный кодекс Башкортостана от 1995 года, Земельный кодекс Карелии от 1991 года); вспомогательные НПА (например, ГОСТы, ТУ, СН). Источники экологического права имеют различные классификации. По юридической силе они подразделяются на законы и подзаконные акты. К первым относятся Конституция РФ, нормативные акты Государственной Думы и Совета Федерации, ко вторым - документы, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами. По предмету регулирования источники классифицируются на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования охватывает как экологические общественные отношения, так и не относящиеся к сфере экологии (Конституция РФ). Специальные источники имеют предметом регулирования только экологические или преимущественно экологические общественные отношения (Земельный Кодекс РФ). По направленности правового регулирования источники подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Процессуальные источники направлены на процедуру обеспечения экопользования. По характеру НПА источники подразделяются на кодифицированные (Лесной кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ) и некодифицированные (большинство нормативных актов). По степени значимости источники подразделяются на основные и вспомогательные. Первые закрепляют в нормативных актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц. Вторые имеют технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. Примерами основного источника может быть земельное законодательство, вспомогательного источника - ГОСТ 26640-85 Земли. Термины и определения. Особое место занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Они имеют приоритетное значение в законодательстве.
^ 8. Экологическое законодательство.

Экологическое законодательство – это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет права окружающей среды. Совокупность таких законов можно подразделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом правового регулирования законов первой группы являются окружающая среда в целом, второй – отдельные природные ресурсы. Законодательство об окружающей среде новое явление для России. Наряду с Законом «Об охране окружающей природной среды» к нему относятся: ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе»; ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе»; ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». Не последнее место в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. Природоресурсное зак-во – это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов. Оно включает: Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. «Об охране атмосферного воздуха»; Земельный кодекс РСФСР; ФЗ от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»; водный кодекс РФ (принят 16 ноября 1995 г.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис icon19 Экологический кризис и пути выхода из него Экологический кризис
Это достижимо лишь на основе реализации «триединства естественной природы, общества и природы очеловеченной» (Жданов, 1995) на путях...

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconПо мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной
Формы взаимодействия общества и природы сложились на современном этапе исторического развития? Принято выделять две

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис icon1. Формы взаимодействия общества и природы
Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека,...

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconПонятие природы и общества, их единство и отличия. Основные исторические...

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис icon19 Основные формы взаимодействия природы и общества
Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconТематика семинарских занятий по экологическому праву Тема Естественно-научные...
Экологический кризис. Понятие, принципы, формы проявления и пути преодоления мирового экологического кризиса

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconПеречень экзаменационных вопросов по тгп
Задачи и функции теории государства и права на современном этапе развития общества

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconДобровольческий экологический лагерь
Развитие добровольчества и лидерская подготовка, строительство туристических, туристический поход по уникальным местам Башкирской...

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconIi I всероссийская научно-практическая конференция
«проблемы взаимодействия общества, государства и бизнеса в современном поликультурном пространстве»

1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис iconВрачебные ошибки и правовая ответственность врача
Роль, содержание и задание медицинской деонтологии на современном этапе развития общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов