Скачать 200.68 Kb.
|
Вопросы по биохимии на 2009-2010 учебный год I. Введение в предмет. Строение и функции белков
II. Ферменты.
III. Витамины
^
^
53. Взаимосвязь различных видов обмена. Регуляция метаболизма. 54. Общие понятия о биологическом окислении. Значение работ советских ученых в открытии и развитии учения о биологическом окислении. АТФ - универсальная форма энергии в клетке. 55. Понятие об окислительном и субстратном фосфорилировании. Локализация пунктов фосфорилирования. 56. Современная схема терминальной фазы биологического окисления (тканевого дыхания). Структура дыхательной цепи. Характеристика переносчиков электронов дыхательной цепи. 57. Строение митохондрий. Структурная организация цепи переноса электронов и протонов. Механизм сопряжения дыхания и фосфорилирования. Общая характеристика химиосмотической гипотезы окислительного фосфорилирования Митчела-Скулачева. 58. Понятие о метаболических путях. Общие и специфические пути катаболизма углеводов, жиров, аминокислот.
59.Основные углеводы животных, их содержание в тканях, биологическая роль. 60.Классификация углеводов. Примеры. 61.Гомополисахариды. Строение и свойства гликогена, как основного резервного гомополисахарида. 62.Гетерополисахариды. Отдельные представители. Биологическая роль. 63.Основные углеводы пищи. Переваривание углеводов. Характеристика ферментов.
79.Понятие о липидах. Биологическая роль. Классификация липидов. 80.Нейтральные жиры. Простые и смешанные триацилглицерины. 81.Высшие жирные кислоты, структура, свойства, биологическая роль. Понятие о полиненасыщенных жирных кислотах.
109.Пищевые продукты - источники белков. Нормы белка в питании. Биологическая ценность белков. Понятие об азотистом балансе. 110.Переваривание белков в желудке, характеристика ферментов. Роль соляной кислоты. 111.Переваривание белков и полипептидов в кишечнике. Характеристика протеиназ. 112.Бактериальное разложение аминокислот в кишечнике. Обезвреживание. 113.Бактериальное разложение аминокислот в кишечнике. Обезвреживание ядовитых продуктов в печени. Диагностическая ценность пробы Квика. 114.Всасывание аминокислот. Судьба всосавшихся аминокислот. 115.Общие пути обмена аминокислот. Трансаминирование. Наиболее важные представители трансаминаз. Значение трансаминирования.
121. Судьба углеводородного скелета аминокислот. Глюкопластические и кетопластические аминокислоты. 122.Особенности обмена серусодержащих аминокислот. 123.Синтез креатина и креатинина, креатинфосфат - дополнительный источник энергии мышечного сокращения. 124.Специфические пути обмена фенилаланина и тирозина. 125.Патология белкового обмена. Белковое голодание. Причины и последствия. 126.Врожденные нарушения обмена некоторых аминокислот (фенилкетонурия, алкаптонурия, цистиноз и цистинурия). VIII. Обмен сложных белков. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. 127.Обмен нуклеопротеидов. Переваривание и всасывание. 128.Распад нуклеиновых кислот в тканях. Катаболизм пуриновых оснований. 129.Распад нуклеиновых кислот в тканях. Катаболизм пиримидиновых нуклеотидов. 130.Биосинтез пуриновых нуклеотидов в тканях. Регуляция. 131.Биосинтез пиримидиновых нуклеотидов в тканях. 132.Нарушения обмена пуриновых нуклеотидов. Подагра. 133.Нарушения порфиринового обмена. Порфирии. 134.Катаболизм гемоглобина в тканях. 135.Билирубин. Путь обезвреживания. Понятие о « прямом» и « непрямом» билирубине. 136.Нарушения обмена билирубина. Желтухи: надпеченочная, печеночная, подпеченочная ( гемолитическая, паренхиматозная, обтурационная). 137.Биосинтез гема.
Х. Биохимия крови. 139..Белки сыворотки крови. Белковый коэффициент и его значение. 140.Белки сыворотки крови. Отдельные представители. Биологические функции. 141.Отдельные белки плазмы крови. Белки «острой» фазы и их диагностическое значение. 142.Иммуноглобулины: классы, строение, синтез и биологическая роль. 143.Небелковый органический состав плазмы крови, остаточный азот. Азотемия: продукционная и ретенционная. 144.Липопротеиновый состав плазмы крови, характеристика и клиническое значение определения липопротеинов. Гиперлипопротеинемии. 145.Ферменты крови. Ферменты в диагностике заболеваний. Примеры. 146.Трансаминазы. Методы определения, коэффицент де Ритиса, клиническое значение ХI. Биохимия почек. 147.Роль почек в регуляции водно-солевого обмена. Вазопрессин, альдостерон, ренин-ангиотензиновая система. 148.Физико-химические свойства мочи в норме и ее химический состав. 149.Роль почек в регуляции кислотно-основного состояния. Глутаминаза почек: образование, выделение солей аммония из организма, изменение активности при ацидозе. 150.Патологические компоненты мочи. Клиническое значение анализа мочи.
151.Эндогенная вода. Компартментализация жидкостей в организме. Значение воды в организме. 152.Биологическая роль Na+ и К+. Их содержание в плазме крови и тканях. Биологическая роль, регуляция уровня. 153.Биологическая роль кальция и фосфора. Их содержание в крови и тканях. Биологическая роль, регуляция уровня. 154.Регуляция уровня Са++ в крови ( паратгормон, кальцитонин, 1,25- диоксихолекальциферол ). 155.Железо, его концентрация в сыворотке крови. Биологическая роль. Определение железа в сыворотке крови. 156.Микроэлементы и их биологическая роль. 157.Роль минеральных веществ в организме.
158.Количественное определение активности амилазы слюны. 159.Определение активности сукцинатдегидрогеназы и изучение конкурентного ингибирования. 160.Принцип количественного метода определения глюкозы в крови ( глюкозооксидазный метод). 161.Количественное определение холестерина в сыворотке крови. 162.Количественное определение активности пепсина желудочного сока. 163.Количественное определение мочевины в крови. 164.Принцип метода количественного определения прямого билирубина в сыворотке крови. 165.Количественное определение Са++ в крови. 166.Количественное определение железа в крови. 167.Определение активности АлАТ и АсАТ сыворотки крови и клиническое значение. 168.Количественное определение белка в крови и моче. 169Определение желчных пигментов в моче.
Задача №1 В желудочном соке больного обнаружена молочная кислота. Какие заболевания предполагают присутствие этого компонента? Какие компоненты желудочного сока нужно определить дополнительно, чтобы уточнить диагноз? задача №2 В моче больного обнаружено значительное количество гомогентизиновой кислоты. Дефект какого фермента обмена тирозина можно предположить. Какую реакцию катализирует этот фермент? задача №3 На основании представленных данных сделайте вывод о заболевании и возможных причинах его: У ребенка 1,5 месяцев в крови содержание фенилаланина составляет 35 мг/дл (норма 1,4 – 1,9 мг/дл), содержание фенилпирувата в моче – 150 мг/ сутки (норма 5-8 мг/сутки) Задача №4 Животному ввели смесь аминокислот, атомы углерода которых были мечены (С14). Через некоторое время в крови обнаружили гистамин с меченными углеродными атомами. Метаболизм какой аминокислоты привел к образованию этого соединения? Напишите реакцию, укажите фермент. Перечислите функции гистамина в организме человека. Задача №5 У ребенка вялость, слабость, малая подвижность. Определение активности трансаминаз в сыворотке показало, что активность АСАТ увеличена по сравнению с нормой в 1, 6 , а АлАТ – в 3,5 раза. Ординатор А. выписал матери ребенка направление на госпитализацию, предполагая скрытую форму гепатита (слизистые, кожа нормальной окраски). Ординатор К. решил, что это слишком решительные меры, что увеличение активности ферментов в крови объясняется прорезыванием зубов у ребенка, т.к.десны у него были припухлые, болезненные. Учитывая, что в тканях десен активность трансаминаз невысока, предположите, кто из них прав и почему? Задача №6 Человек получил 250 г углеводов за один прием пищи и в течение 2 ч не совершал физической работы. Ответьте на вопросы: 1.Какой процесс – синтез или распад жирных кислот – будет активироваться в жировой ткани через 1,5-2 ч после еды? 2.Какой гормон стимулирует этот процесс? Задача №7 Существует несколько типов подавления активности ферментов (ингибирования). К какому типу ингибирования можно отнести следующие примеры? а) Взаимодействие малоновой кислоты с ферментом сукцинатдегидрогеназой б) Взаимодействие дииизопропилфторфосфата с ацетилхолинэстеразой. Задача №8 У больного при исследовании активности ферментов крови было установлено, что коэффициент де Ритиса (АсАТ/АлАТ в норме равно 1.33) увеличен. О какой патологии, можно подумать и какие, дополнительные методы нужно провести. Задача №9 В клетках печени идет интенсивный синтез белка, для которого необходимы аминокислоты, образующиеся в результате трансаминирования. Назовите какой витамин в виде какого кофермента участвует в этой реакции. ^ Почему при гиповитаминозе С наблюдается кровоточивость мелких сосудов? Задача №11 Больной не переносит молока. Как только он его выпьет, у него сразу начинается рвота и понос. Проведен тест на толерантность к лактозе. У больного в этом тесте концентрация глюкозы и галактозы в крови не возрастала, а оставалась постоянной. Назовите дефектный фермент и дайте соответствующие рекомендации, выбрав их из предложенного перечня. Укажите на чем основано ваше решение. Объясните, почему у здоровых людей концентрация глюкозы и галактозы в крови сначала растет, а затем снижается. Почему у больного таких изменений не происходит? Ферменты активность которых нарушена: а) фосфофруктокиназа мышц б) фосфоманноизомераза в) галактозо-1-фосфат уридилтрансфераза г) фосфорилаза печени д) лактаза слизистой кишечника Рекомендации:
Задача №12 При напряженной работе мышечная ткань потребляет гораздо больше АТФ, чем в состоянии покоя. В Белых скелетных мышцах, например, в мышцах ног у кролика, почти весь АТФ образуется в процессе анаэробного гликолиза. АТФ образуется во второй стадии гликолиза в ходе двух ферментативных реакций, катализируемых фосфоглицераткиназой и пируваткиназой. Представим себе, что в скелетной мышце отсутствует лактатдегидрогеназа (ЛДГ). Могла бы мышца в этом случае напряженно работать, то есть с большой скоростью генерировать АТФ путем гликолиза? Аргументируйте ответ. Учтите, что лактатдегидрогеназная реакция не требует участия АТФ. задача №13 1) Больной А., 16 лет. Обратился к врачу эндокринологу с жалобами на жажду, сухость во рту, повышенное мочеотделение, похудание (за 3 недели похудел на 6 кг), окружающие отмечают неприятный запах изо рта (запах ацетона). При обследовании выявлено – уровень глюкозы крови – 10,2 ммоль/л. За сутки объем выделяемой мочи – 2800 мл, глюкоза мочи – 2 ммоль/л, кетоновые тела + 3. Какой предположительно можно поставить диагноз, какие методы обследования необходимо назначить данному больному. 2) Назовите причины и последствия ацидоза и обезвоживания при сахарном диабете. ^ В клинике, куда пациент поступил с жалобами на острые боли в области мелких суставов, у него была диагностирована подагра и назначено лечение аллопуринолом. Объясните, почему аллопуринол облегчает состояние больного. ^ У больных с генетическим дефектом ключевого фермента гликолиза – пируваткиназы – наблюдается желтуха, вызванная гемолизом эритроцитов. Каким типом желтухи страдают эти пациенты? Для ответа на вопросы: Укажите причину разрушения эритроцитов. Объясните, как изменится уровень прямого и непрямого билирубин в крови при гемолизе эритроцитов. ^ Женщине в период беременности врач назначил препарат «Кальций Адванс», содержащий витамин Д3, магний и др. Объясните, почему врач назначил беременной этот препарат. Для ответа на этот вопрос укажите:
^ Адрено-генитальный синдром (врожденная дисфункция коры надпочечников) проявляется преждевременным половым созреванием мальчиков и развитием вторичных половых признаков у девочек. При указанной наследственной патологии определяется дефект 21-гидроксилазы (реже 11-гидроксилазы). Определить как изменяется соотношение гормонов: кортизола, альдостерона, андрогенов при указанном дефекте ферментов (обосновать ответ в виде схемы). ^ Женщина 35 лет обратилась к эндокринологу с жалобами на частые головные боли, боли в конечностях, изменение внешности, рост волос по мужскому типу, апатия, сонливость. При осмотре врач обратил внимание на избирательную локализацию жира на лице (лунообразное, багровое лицо). На животе, груди полосы растяжения красно-фиолетового цвета (стрии).Какую патологию эндокринной системы Вы можете предположить? ^ К эндокринологу на консультацию участковым врачем была направлена больная женщина 28 лет с жалобами на учащенное и обильное мочеиспускание, резкое повышение кровяного давление. Определите, нарушение функций какого гормона коры надпочечников у больного по лабораторным данным. Содержание: Моча: альдостерона-300 мкг/сут (в норме-5-20 мкг/сут) К -100 ммоль/л (в норме 50-70 ммоль/л) Nа- 80 –ммоль/л (в норме-100-200 ммоль/л) 17-КС – 25 мг/сут (в норме5-18 мг/сут) Кровь:К-2,8 ммоль/л (в норме-3,5 -5 ммоль/л ) Nа -180 ммоль/л (в норме 136-145 ммоль/л) ^ В годы первой Мировой войны на заводах в странах Западной Европы, где для производства взрывчатых веществ использовали 2,4-динитрофенол, среди рабочих наблюдались случаи тяжелого заболевания, сопровождающиеся подъемом температуры, часто со смертельным исходом. Чем можно объяснить возникновение такого заболевания? ^ В суспензию митохондрий добавили малат и АДФ. Как будут изменяться концентрации этих веществ при инкубации? Какие продукты из них образуются? Ка- кие ферменты катализируют эти реакции? Какой может быть максимальная величина коэффицента Р/О ? ^ Два брата-студента вернулись вечером домой. Один поужинал и лежит на диване с книжкой. Другой отложил ужин и совершает двадцатиминутную пробежку. Опишите различия в обмене углеводов у этих студентов. Опишите различия в обмене жиров у этих студентов. ^ В суспензию митохондрий добавили малат , АДФ.и 2,4 динитрофенол. Как будут изменяться концентрации этих веществ при инкубации ? Какие продукты из них образуются? Какие ферменты катализируют эти реакции ? Какой может быть максимальная величина коэффицента Р/ О ? ^ Студент, который по вечерам предпочитал лежать на диване, третий день ничего не ест, чтобы похудеть, и с завистью смотрит на брата, который после двадцатиминутной пробежки поужинал и теперь сидит у телевизора. Укажите различия в обмене жиров у этих братьев. ^ На дистанции два бегуна: спринтер завершает стометровку, стайер бежит 10-й километр. Укажите различия в энергетическом обеспечении работы мышц у этих бегунов. ^ Для чего и как определяют толерантность к глюкозе Задача №27 Укажите сходство и различия в роли гликогена и жиров как запасных форм энергетического материала. Дополнительные вопросы для педиатрического факультета.
|
![]() | Объекты изучения и задачи биохимии. Ведущая роль биохимии в установлении молекулярных механизмов патогенеза болезней человека | ![]() | Лекция Предмет и методы биохимии. Строение, свойства и биологические функции углеводов и липидов |
![]() | Предмет и задачи биологической химии. Объекты биохимического исследования. Место биохимии среди других биологических дисциплин. Основные... | ![]() | Биохимия наука о веществах, входящих в состав живой природы и их превращениях, лежащих в основе жизненных явлений |
![]() | Н. Н. Чернов, Т. Т. Березов, С. С. Буробина, Е. В. Лукашева, И. П. Смирнова, С. П. Сяткин, В. А. Занин, О. М. Кузнецова, Н. П. Куркина,... | ![]() | Автор книги один из ведущих специалистов по биохимии и физиологии питания спортсменов, кандидат биологических наук Анатолий Иванович... |
![]() | Автор книги – один из ведущих специалистов по биохимии и физиологии питания спортсменов, кандидат биологических наук Анатолий Иванович... | ![]() | Автор книги – один из ведущих специалистов по биохимии и физиологии питания спортсменов, кандидат биологических наук Анатолий Иванович... |
![]() | Успешное развитие биохимии позволяет решить проблемы сохранения здоровья человека, выяснить причины различных болезней и изыскать... | ![]() | При установлении диагноза, предоперационной подготовке больного и послеоперационном лечении используются новейшие достижения физиологии,... |