Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим




НазваниеФормировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим
страница1/10
Дата публикации06.07.2013
Размер1.52 Mb.
ТипЗадача
zadocs.ru > Химия > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Занятие № 1. «Введение в курс»
Цель занятия: сформировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим материалом; изучить правила техники безопасности при работе в биохимической лаборатории.
Экспериментальная работа.
Опыт 1 . Определение рН растворов.

Для нормального протекания биологических процессов большое значение имеет активная кислотность. Это концентрация свободных ионов водорода в растворе. Активная кислотность зависит от степени диссоциации, находящихся в растворе кислот или других кислореагирующих веществ и характеризуется величиной рН. От величины рН зависит протекание биохимических процессов.

^ В настоящее время большое значение приобрел потенциометрический метод определения рН растворов, который позволяет быстро и точно ( 0,1 pH) определять значения pH даже при исследовании мутных и окрашенных растворов.
Приборы. 1. Пластиковые стаканчики.

2. рН – метр.

Реактивы. 1. Дистиллированная вода.

2. Моча.

3. Молоко.

4. Раствор яичного белка, 1%-ный.



  1. Определение рН-метром проводите в пластиковых стаканчиках.

  2. Измерьте рН следующих биологических жидкостей: вода, моча, молоко, слюна, раствор яичного белка. Запишите полученные значения в таблицу.

  3. Добавьте во все исследуемые жидкости (20 мл) по 1 мл дистиллированной воды и снова измерьте рН. Запишите полученные значения в таблицу.

  4. Во все исследуемые жидкости (20 мл) добавьте по 4 капли 0,1 н раствора соляной кислоты. Измерьте рН и запишите полученные величины в таблицу.

  5. Во все исследуемые жидкости (20) добавьте по 4 капли 0,1 н раствора гидроксида натрия. Измерьте рН и запишите полученные величины в таблицу.

№ п/п

Вид биологической

жидкости

рН

рН после

добавления

воды

рН после

добавления

кислоты

рН после

добавления

щелочи



























































































Какой вывод можно сделать на основе полученных данных? Какая исследуемая жидкость обладает наибольшей буферной емкостью? По отношению к каким веществам (кислоте или щелочи) выражена больше буферная емкость у биологических жидкостей и почему? Почему важно поддерживать кислотно-основное равновесие внутренней среды организма?

Опыт 2. Коагуляция органических коллоидов.

Белки, сложные углеводы являются органическими коллоидами. Они обладают электрическим зарядом и гидратационной оболочкой. Если органические коллоиды лишить электрического заряда и гидратационной оболочки, то произойдет коагуляция – процесс агрегации коллоидных частичек с последующим выпадением их в осадок.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Стеклянная палочка.

3. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Дистиллированная вода.

2. Белок куриного яйца, 2%-ный раствор.

3. Сульфат меди, 5%-ный раствор.

4. Сульфат аммония, насыщенный раствор.

5. Ацетон.


  1. Возьмите три пробирки. В каждую налейте по 2 мл коллоидного раствора белка.

  2. В первую пробирку налейте 2 мл раствора сульфата меди; во вторую – 2 мл насыщенного раствора сульфата аммония; в третью – 2 мл ацетона.

  3. Запишите результаты в таблицу.

  4. В каждую пробирку добавьте 5 мл дистиллированной воды и тщательно перемешайте содержимое.







Сульфат меди

Сульфат аммония

Ацетон


Вид осадка














Вид осадка

после добавления воды












Объясните причину выпадения осадка в каждом конкретном случае. Что изменилось после добавления воды? Почему?

Опыт 3. Получение эмульсии жира в воде.

Эмульсией называется дисперсная система, состоящая из взаимно нерастворимых жидких фаз. Вещества, образующие различные фазы, должны сильно отличаться по своей полярности. Как правило, эмульсии являются грубодисперсными системами, устойчивыми только в присутствии эмульгаторов (стабилизаторов).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

Реактивы. 1. Дистиллированная вода.

2. Растительное масло.

3. Мыло, 5%-ный раствор.



  1. Возьмите пробирку. До половины заполните ее дистиллированной водой. Добавьте несколько капель растительного масла.

  2. Встряхните пробирку до образования нестойкой (расслаивающейся) эмульсии.

  3. Добавьте в пробирку несколько капель раствора мыла. После взбалтывания смеси образуется стойкая (нерасслаивающаяся) эмульсия.


Объясните, почему мыло стабилизирует эмульсию?

Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________

^ Занятие № 2. «Физико-химические свойства углеводов»
Цель занятия: изучить качественные реакции углеводов, лежащих в основе их количественного определения в биологическом материале.
^ ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:

  1. Функции углеводов. Роль моно-, олиго- и полисахаридов в обеспечении жизнедеятельности организма животного.

  2. Классификация и строение углеводов.

  3. Физико-химические свойства углеводов (моно-, олиго- и полисахаридов).

  4. Принципы классификации производных углеводов: гликопротеиды, гликолипиды, протеогликаны и др. Биологическая роль данных соединений.

  5. Углеводы как составные элементы нуклеиновых кислот, коферментов, витаминов.

  6. Качественные реакции моно-, олиго и полисахаридов.



Дата выполнения______ Балл _____Подпись преподавателя ____________

Экспериментальная работа.
Опыт 1. Качественная реакция Молиша на пентозную группировку.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.

2. Сахароза, 1%-ный раствор.

3. Крахмал, 1%-ный раствор.

4. -нафтола, 0,1%-ный раствор.

5. Серная кислота, концентрированная.

6. Яичный белок, 10%-ный раствор.

7. Уксусная кислота, концентрированная.


  1. В пробирку добавьте 5 капель 1%-ного раствора углевода (глюкозы или сахарозы).

  2. Добавьте 2 капли свежеприготовленного 0,1%-ного спиртового раствора -нафтола (или 1%-ного спиртового раствора тимола). Смесь слегка мутнеет из-за выпадения -нафтола в осадок.

  3. Осторожно из пипетки по стенке пробирки прилейте 1 мл концентрированной серной кислоты так, чтобы она опустилась на дно, не смешавшись с водным слоем. При наличии в исследуемой пробе углеводов на границе слоев появляется красно-фиолетовое кольцо.

  4. Повторите пункт 1-3 с 5-ю каплями 10%-ного яичного белка.

  5. Повторите пункт 1-3 с муцином слюны. Для получения последнего соберите в пробирку приблизительно 2 мл слюны и по каплям (4-5 капель) прилейте концентрированную уксусную кислоту. После осторожного отделения жидкости на дне пробирки остается сгусток муцина.


Объясните результаты опыта.

Опыт 2. Реакция Троммера на редуцирующие сахара.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.

2. Сахароза, 1%-ный раствор.

3. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.

4. Сульфат меди, 1%-ный раствор.



  1. Возьмите две пробирки.

  2. В одну из 2-х пробирок поместите 1 мл 1%-ного раствора глюкозы, во вторую – 1 мл 1%-ного раствора сахарозы.

  3. В обе пробирки добавьте по 5 капель 10%-ного раствора гидроксида натрия и 2 капли 1%-ного раствора сульфата меди (II).

  4. Нагрейте пробирки до кипения (не кипятите!).


Объясните, почему глюкоза дает положительную пробу Троммера (желтый или красно-коричневый осадок), а сахароза нет?

Опыт 3. Обнаружение лактозы в молоке.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Молоко.

2. ТХУ, 10%-ный раствор.

3. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.

4. Сульфат меди, 1%-ный раствор


  1. В пробирку налейте 3 мл молока.

  2. Добавьте 10%-ную трихлоруксусную кислоту (ТХУ) до осаждения белков молока.

  3. Отфильтровать полученную массу.

  4. К 10 каплям фильтрата добавьте 10 капель 10%-ного раствора гидроксида натрия и 5 капель 1%-ного раствора сульфата меди (II).

  5. Нагрейте полученную смесь.

  6. Объясните полученный результат.

Опыт 4. Гидролиз крахмала в кислой среде.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

3. Водяная баня, кипящая.

4. Секундомер.

5. Стеклянная палочка.

Реактивы. 1. Глюкоза, 1%-ный раствор.

2. Дистиллированная вода.

3. Крахмал, 1%-ный раствор.

4. Соляная кислота, концентрированная.

5. Люголя раствор.

  1. В пробирку налейте 3 мл 1%-ного раствора крахмала и 3 капли концентрированной соляной кислоты. Хорошо перемешайте содержимое пробирки.

  2. Поставьте пробирку в кипящую водяную баню.

  3. Через 2 минуты возьмите 3 капли раствора пипеткой и вылейте в пробирку с 5-тью мл дистиллированной воды. Сюда же добавьте 1 каплю раствора Люголя. Занесите в таблицу наблюдаемую окраску раствора.

  4. Пробирку с раствором крахмала кипятите еще 3 минуты, и снова проведите такую же пробу с йодом.

  5. Описанную последовательность действий проводите до тех пор, пока реакция с йодом не будет отрицательной (жидкость окрашивается в желтый цвет).




Время с момента начала кипения

Цвет раствора крахмала с реактивом Люголя























































  1. С гидролизатом крахмала (нейтрализованного по лакмусу) проведите реакцию Троммера (см. опыт 2).


Объясните результаты эксперимента.

Опыт 5. Выделение гликогена из печени.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Жир.

2. Сливочное масло.

3. Растительное масло.

4. Хлороформ.

5. Йод, 0,001 н спиртовой раствор

  1. Взвесьте 0,5 г печени.

  2. Поместите ее в ступку.

  3. Добавьте 3 мл 5%-ного раствора ТХУ и растирайте пестиком в течение 10 мин.

  4. К полученной массе добавьте 5 мл дистиллированной воды.

  5. Суспензию перемешайте и фильтруйте через бумажный фильтр, смоченный водой.

  6. С фильтратом проделайте реакцию с раствором Люголя.

  7. Объясните полученный результат.


Дата выполнения ______ Балл ______ Подпись преподавателя ____________

Занятие № 3. «Физико-химические свойства липидов»
Цель занятия: cформировать знания о физико-химических свойствах липидов.
^ ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:

  1. Биологические и биохимические функции липидов в организме животных.

  2. Классификация и строение липидов.

  3. Физико-химические свойства липидов.

  4. Строение и функции липопротеидов.

  5. Строение и функции фосфопротеидов.

  6. Строение и функции полиненасыщенных жирных кислот.


Опыт 1. Образование жирной капли и её экстракция.
Приборы. 1. Фильтровальная бумага.

2. Капилляры.

Реактивы. 1. Диэтиловый эфир.

2. Ацетон.

3. Растительное масло.

4. Хлороформ.

5. Вода дистиллированная.


  1. На фильтровальную бумагу нанесите 3 отдельные капли масла, размером около 1 см.

  2. К центру первой капли дотроньтесь стеклянным капилляром содержащим диэтиловый эфир (хлороформ), ко второй - ацетон, к третьей - воду.

  3. Опишите результаты опыта и сделайте выводы.

Опыт 2. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Жир.

2. Сливочное масло.

3. Растительное масло.

4. Хлороформ.

5. Йод, 0,001 н спиртовой раствор.


  1. Возьмите три сухие пробирки.

  2. В первую пробирку поместите 0,5 г свиного сала, в другую  0,5 г сливочного масло, в третью  0,5 мл растительного масла.

  3. Ко всем пробиркам добавьте по 3 мл хлороформа.

  4. Титруйте полученные смеси 0,001 н спиртовым раствором йода до отчетливой розовой окраски.


Запишите число капель йода, пошедшего на титрование каждого вида жира и расположите жиры в порядке убывания степени насыщенности. Объясните принцип определения степени ненасыщенности жиров.

Опыт 3. Изомеризацию олеиновой кислоты (демонстрация).
Жидкая олеиновая кислота, содержащаяся в маслах и жирах, представляет собой цис-изомер. Под влиянием оксидов азота она изомеризуется в твердую элаидиновую кислоту – транс-изомер. На этом превращении основана так называемая элаидиновая проба.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Растительное масло.

2. Азотная кислота, 20%-ный раствор.

3. Нитрит натрия, насыщенный раствор.


  1. Налейте в пробирку около 1 мл растительного масла.

  2. Прилейте 10-15 капель 20%-ного раствора азотной кислоты.

  3. Добавьте 1-2 мл нитрита натрия (NaNО2).

  4. Смесь перемешайте (осторожно!).

  5. Запишите Ваши наблюдения.



Опыт 4. Качественное исследование жира: проба на глицерин.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Держатель для пробирок.

Реактивы. 1. Сало.

2. Азотная кислота, 20%-ный раствор.

3. Нитрит натрия, насыщенный раствор.


  1. К кусочку сала добавьте кристаллический сульфат калия или борную кислоту.

  2. Внесите смесь в сухую пробирку.

  3. Нагрейте пробирку на пламени горелки.

  4. Отметьте резкий характерный запах акролеина.

  5. Напишите схемы реакций наблюдаемых процессов. Где в быту можно столкнуть с подобной реакцией?



Опыт 5. Выделение жира из молока.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Чашка для выпаривания.

Реактивы. 1. Молоко.

2. Натрия карбонат, 10%-ный раствор.

3. Эфир.


  1. К 6 мл цельного молока добавьте 2 мл 10%-ного раствора Na2CO3.

  2. Хорошо перемешайте.

  3. Добавьте 5 мл эфира. Взболтайте.

  4. Эфирный слой поместите в чашечку для выпаривания на водяную баню (под тягой).

  5. Что остается в чашке после испарения эфира?

Опыт 6. Омыление жиров.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Держатель для пробирок.

Реактивы. 1. Сало.

2. Гидроксид натрия, 35%-ный раствор.

3. Вода дистиллированная.


  1. В фарфоровую чашечку поместите 0,5 мл касторового масла (жира) и 4 капли 35%-ного раствора гидроксида натрия.

  2. Тщательно размешайте смесь стеклянной палочкой до получения однородной эмульсии и поставьте на песчаную баню.

  3. Продолжайте тщательно размешивать смесь до получения однородной прозрачной слегка желтоватой жидкости.

  4. Затем добавьте 2 мл дистиллированной воды и вновь нагрейте, тщательно перемешивая до полного удаления воды.

  5. Что получилось в результате? Объясните почему Вы сделали такой вывод.


Дата выполнения ______ Балл ______ Подпись преподавателя ____________

^ Занятие № 4. «Строение и физико-химические свойства аминокислот и белков»
Цель занятия: cформировать знания о физико-химических свойствах аминокислот и белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Провести реакции осаждения белка и объяснять их механизмы. Сформировать знания о структурной организации белков
^ ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:

  1. Природные аминокислоты. Строение и классификация.

  2. Природные аминокислоты. Биологическое значение и функции.

  3. Охарактеризуйте уровни организации белковой молекулы и химические связи их стабилизирующие.

  4. Классификация белков. Функции белков различных классов в осуществлении биохимических реакций.

  5. Физико-химические свойства аминокислот и белков. Изоэлектрическая точка и состояние. Раскройте важность амфотерной природы аминокислот и белков в биологическом отношении.

  6. Денатурация и ренатурация белков.



Дата выполнения______ Балл _____Подпись преподавателя ____________

Экспериментальная работа.
Опыт 1. Реакция среды аминокислот и яичного белка в водном растворе (демонстрация).
Приборы. 1. Пластиковый стаканчик, 100 мл.

2. Мензурка.

3. рН-метр.

Реактивы. 1. Глицин, 1%-ный раствор.

2. Серин, 1%-ный раствор.

3. Лизин, 1%-ный раствор.

4. Яичный белок, 1%-ный раствор.



  1. Возьмите три стаканчика на 100 мл.

  2. Налейте в первый стаканчик 10 мл свежеприготовленного раствора глицина, во второй – 10 мл раствора серина, в третий – 10 мл раствора лизина, в четвертый – 10 мл раствора яичного белка.

  3. Измерьте величину рН.


Объясните полученные результаты.


Опыт 2. Амфотерные свойства глицина.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Глицин, 1%-ный раствор.

2. Метиловый красный, раствор.

3. Формальдегид, 10%-ный раствор.



  1. В пробирку налейте 0,5 мл раствора глицина.

  2. Добавьте 1 каплю метилового красного.

  3. Затем в пробирку добавьте 2 капли раствора формальдегида.



Почему изменился цвет индикатора? Напишите схему реакции взаимодействия глицина с формальдегидом. Почему аминокислоты проявляют амфотерные свойства? Каким образом организм животных использует это свойство аминокилот?

Опыт 3. Обнаружение ароматических и гетероциклических аминокислот (ксантопротеиновая реакция).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

3. Водяная баня, кипящая.

4. Газовая горелка.

Реактивы. 1. Тирозин, 1%-ный раствор.

2. Глицин, 1%-ный раствор.

3. Яичный белок, 1%-ный раствор.

4. Азотная кислота, концентрированная.

5. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.


  1. Возьмите три пробирки.

  2. В первую пробирку налейте 0,5 мл 1%-ного раствора тирозина, во 2-ю 0,5 мл 1%-ного раствора глицина, в 3-ю - 0,5 мл 1%-ного раствора яичного белка.

  3. В каждую пробирку добавьте по 3 капли концентрированной азотной кислоты и осторожно (!) кипятите.

  4. После охлаждения пробирок до комнатной температуры в каждую из них добавьте по 0,5 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия.


Объясните результаты опыта. Какой структурный фрагмент молекулы -аминокислоты выявляется с помощью ксантопротеиновой реакции? В какой из пробирок появилось оранжевой окрашивание после добавления NaOH и почему?

Опыт 4. Обнаружение аминокислот, содержащих слабосвязанную серу (реакция Фоля).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

3. Газовая горелка.

4. Держатель для пробирок.

Реактивы. 1. Яичный белок, 1%-ный раствор.

2. Шерстяная нитка.

3. Желатин, 1%-ный раствор.

4. Гидроксид натрия, 30%-ный раствор.

5. Ацетат свинца, 5%-ный раствор.


  1. В пробирку налейте 1 мл 1%-ного раствора яичного белка (или поместите кусочек шерстяной нити).

  2. Добавьте 1 мл 30%-ной щелочи и 3-4 капли 5%-ного раствора ацетата свинца.

  3. Нагрейте пробирку до кипения. Нагревайте до тех пор, пока в пробирке не увидите изменений.

  4. Повторите пункт 1-3 с 1%-ным раствором желатина.


Объясните причину постепенного потемнения раствора.

Опыт 5. Обнаружение пептидной группы (биуретовая реакция).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

Реактивы. 1. Глицин, 1%-ный раствор.

2. Яичный белок, 1%-ный раствор.

3. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.

4. Сульфат меди, 2%-ный раствор.



  1. Возьмите две пробирки.

  2. В 1-ю пробирку поместите 5 капель 1%-ного раствора глицина, во 2-ю – 5 капель 1%-ного раствора яичного белка.

  3. В каждую пробирку добавьте равный объем 10%-ного раствора гидроксида натрия, а затем по 2-3 капли 2%-ного раствора сульфата меди (II).


В какой из пробирок появляется сине-фиолетовое окрашивание и почему? Напишите реакцию образования пептидной связи между двумя аминокислотами.

Опыт 6. Реакции осаждения белков.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

3. Стеклянная палочка.

4. Водяная баня, кипящая.

Реактивы. 1. Яичный белок, 1%-ный раствор.

2. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.

3. Ацетон.

4. Сульфат аммония, насыщенный раствор.

5. Дистиллированная вода.

6. Уксусная кислота, 1%-ный раствор.

7. Уксусная кислота, 10%-ный раствор.

8. Трихлоруксусная кислота, 10%-ный раствор.

9. Ацетат свинца, 5%-ный раствор.

а) Обратимое осаждение белков сернокислым аммонием (высаливание).


  1. В пробирку налейте 0,5 мл раствора яичного белка.

  2. Добавьте равный объем насыщенного раствора сернокислого аммония.

  3. Взболтайте.


Объясните причину выпадения осадка.



  1. К раствору с осадком белков добавьте равный объем дистиллированной воды, хорошо перемешайте.


Почему наблюдается постепенное исчезновение осадка белков?

б) Осаждение белков при кипячении.


  1. Возьмите четыре пробирки.

  2. В каждую налейте по 0,5 мл раствора белка.

  3. Первую пробирку оставьте без изменений, во 2-ю добавьте 1 каплю 1%-ной уксусной кислоты, в 3-ю – 5 капель 10%-ной уксусной кислоты, в 4-ю – 5 капель 10% гидроксида натрия.

  4. Содержимое всех пробирок перемешайте и поставьте на 5 мин в кипящую водяную баню.

  5. Сравните характер изменения растворов при нагревании.


Запишите в таблицу результаты осаждения белков при кипячении в различных средах (отметьте положительный результат осаждения плюсом, а отрицательный  минусом) и укажите в каждом случае причины появления или отсутствия осадка белка.





Нейтральная

среда

Слабокислая

среда

Сильнокислая

среда

Щелочная

среда

Результат осаждения











Причина














в) Осаждение белков солями тяжелых металлов, концентрированными минеральными кислотами, органическими растворителями.


  1. Возьмите три пробирки.

  2. В каждую налейте по 0,5 мл раствора белка.

  3. В первую пробирку добавьте 2 капли 5%-ного раствора уксуснокислого свинца, во 2-ю – 2 капли 10%-ного раствора трихлоруксусной кислоты (ТХУ), в 3-ю – 1 мл ацетона.


Результаты реакций осаждения белков запишите в таблицу:


Название веществ, осаждающих белки

Характер и цвет осадка

Чем обусловлена реакция и ее особенности























Опыт 7. Определение изоэлектрической точки белка (демонстрационный).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.

2. Набор пипеток.

3. Стеклянная палочка.

Реактивы. 1. Дигидрофосфат калия, 0,2 М раствор.

2. Лимонная кислота, 0,1 М раствор.

3. Желатин, порошок.


  1. Возьмите 7 пробирок одинакового диаметра.

  2. Насыпьте в каждую пробирку меркой по 1 мл измельченного в порошок желатина.

  3. Прилейте в каждую пробирку по 10 мл буферного раствора с определенной величиной рН (см. таблицу).




рН буферного раствора

2

3

4

5

6

7

8

0,2 М р-р КН2РО4 (мл)



2

4

5

7

8

10

0,1 М р-р лимонной к-ты (мл)

10

8

6

5

3

2




Через 15-20 мин измерьте высоту каждого столбика набухшего желатина. Постройте график зависимости степени набухания от величины рН и определите изоэлектрическую точку желатина (рI).


























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Дата выполнения _______Балл _______Подпись преподавателя ____________

^ Занятие № 5. «Ферменты»
Цель занятия: Сформировать знания о природе, свойствах и механизмах действия ферментов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconЛабораторно – практические занятия по биологической химии
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconЭкзаменационные вопросы по биохимии для 2 курса лечебного факультета...
Предмет и задачи биологической химии. Объекты биохимического исследования. Место биохимии среди других биологических дисциплин. Основные...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconОбратимые электроды и электролиз
Стороженко Валентина Николаевна; кандидат химических наук, доцент кафедры органической, биологической и физколлоидной химии Летичевская...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconВопросы к экзамену по химии для студентов фбо (ЗП)
...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconПрактикум по биологической химии, изданный в 1986 году, подвергся...
Практикум содержит лабораторные работы разной степени сложности, позволяющие студентам приобрести навыки самостоятельного биохимического...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconМатериалы для подготовки к лабораторной работе №1 «Исследование дисперсии...
Цель работы: экспериментальное определение частотной дисперсии электропроводности биологической ткани, определение импеданса биологической...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconПостановление от 19 июня 2012 г. N 602 об аккредитации органов по...
По сертификации и испытательных лабораторий (центров),выполняющих работы по подтверждению соответствия,аттестации экспертов по аккредитации,...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconСамостоятельная работа студентов по биологической химии Методические...
Методические рекомендации предназначены для студентов-медиков и являются руководством в самостоятельной подготовке к семинарам и...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconМетодические указания к проведению лабораторных работ по биологической...
Методические указания составлены сотрудниками кафедры биохимии и фармакологии медицинского факультета БелГУ: кандидатом биологических...

Формировать у студентов представление о предмете и задачах биологической химии, специфике биохимических лабораторий и особенностях работы с биологическим iconВопросы по биохимии
Предмет и задачи биологической химии. Место биохимии среди других биологических наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов