Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы




Скачать 269.4 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы
страница1/3
Дата публикации07.07.2013
Размер269.4 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Химия > Методические рекомендации
  1   2   3
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ КУЛИНАРИИ»

ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:

2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:

2-91 01 01-01 31 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУХНИ

КВАЛИФИКАЦИЯ

СПЕЦИАЛИСТА: ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ

МИНСК, 2011

Разработчик: С.С, Гавриченкова, преподаватель

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии

Рекомендовано к использованию учащимися заочной формы получения образования

по специальности «Производство продукции и организация общественного питания»

Учреждение образования

«Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии», 2011

^ Пояснительная записка

Дисциплиной «Физическая и коллоидная химия» предусматривается изучение связи между химическими и сопровождающими их физическими явлениями, структурой и свойствами дисперсных систем, строением и свойствами органических веществ, составляющих основу пищевых продуктов.

Дисциплина изучается в тесной связи с такими дисциплинами, как «Химия», «Физика», «Математика», «Органическая химия», «Аналитическая химия», «Стандартизация и контроль качества продукции общественного питания», «Стандартизация и контроль качества продукции», «Технический контроль хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий» и др.

В результате изучения дисциплин учащиеся должны знать на уровне представления:

  • Физический смысл основных законов физической коллоидной химии;

  • Области применения законов и их принципиальные возможности для управления технологическими процессами производства продукции пищевых производств и общественного питания;

  • Физические процессы и сопровождающие их химические явления, лежащие в основе технологии хранения, переработки сырья, производства пищевой и кулинарной продукции;

  • Структуру дисперсных систем;

Должны знать на уровне понимания:

  • Основные термодинамические параметры веществ и процессов;

  • Важнейшие физические и химические характеристики веществ;

  • Кинетику химических реакций, её роль в хранении, переработки сырья, производстве пищевой и кулинарной продукции;

  • Катализ, его разновидности, значение для пищевых производств;

  • Свойства растворов и их практическое применение в тех. процессах производства пищевой и кулинарной продукции;

  • Роль поверхностных явлений, термодинамическую характеристику и количественные закономерности адсорбционных процессов, их практическое использование;

  • Классификацию, свойства дисперсных систем и их практическое использование;

  • Особенности свойств растворов высокомолекулярных веществ.

Должны уметь:

  • Производить расчёты физико-химических величин, определять их опытным путём;

  • Получать дисперсные системы и выявлять роль стабилизаторов;

  • Создавать условия хранения и производства пищевой и кулинарной продукции с учётом различных факторов;

  • Проводить эксперимент по исследованию адсорбции;

  • Получать коллоидные системы, эмульсии, пены и использовать их свойства в тех. процессах производства пищевой и кулинарной продукции.

В процессе изучения дисциплины необходимо обеспечить воспитание у учащихся трудолюбия, аккуратности при выполнении расчётов и экспериментов, ответственности за результаты работы.

В учебном процессе следует широко использовать технические дидактические средства обучения.

В целях приобретения учащимися прочных профессиональных навыков необходимо рассматривать на занятиях нестандартные ситуации и способы их решения.

Тематика лабораторных работ обусловлена задачей формирования у учащихся навыков самостоятельной экспериментальной работы.

^ Перечень рекомендуемой литературы

Основная

  1. Горбунцова С.В., Муллоярова Э.А., Оробейко Е.С., Федоренко Е.В. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании) М.: Альфа-М, 2008

  2. Липатников В.Е. Физическая и коллоидная химия. М.: Высш. шк., 1981

  3. Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия. М.: Химия, 1980

  4. Балезин С.А. Практикум по физической и коллоидной химии М: Просвещение, 1980

Дополнительная


  1. Гамеева О.С. Сборник задач и упражнений по физической и коллоидной химии. М.: Высш. шк., 1980

  2. Киреев. В.А. Краткий курс физической химии М.: Химия, 1978

  3. Малахова А.Я. Практикум по физической и коллоидной химии М.: Высш. шк., 1974

  4. Шамшин Д.Л. Физическая и коллоидная химия. М.: Высш. шк., 1968

^ Тематический план дисциплины


Раздел, тема

Количество учебных часов

Время на самос-

тоятельную работу учащих-ся (часов)

Всего

В том числе

для дневной формы

для заочной формы

на обзор-

ные занятия

на

лабора-

торные, практи-

ческие занятия

Введение

Раздел 1. Физическая химия

1.1 Агрегатные состояния веществ

1.2. Основы химической термодинамики

1.3. Фазовые равновесия. Растворы.

1.4. Основы химической кинетики и катализа

Обязательная контрольная работа
Раздел 2. Коллоидная химия

2.1. Поверхностные явления. Адсорбция.

2.2. Коллоидные системы

2.3. Грубодисперсные системы

2.4. Высокомолекулярные соединения и их растворы
ИТОГО

1

30

5

6
10

8
1
37

9
12

8

8

68/18

0,5

8,5

1

2
1.5

4


11

2
4

4

1

20/6

0,5

6,5

1

2
1.5

2


7

2
2

2

1

14




2

2

2


6


0,5

20,5

4

4
8,5

4


26

7
8

4

7

47

^ Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы

Л-1 , стр. 5-9

Введение

Цели и задачи дисциплины «Физическая и коллоидная химия». История развития химических наук. Важнейшие открытия ученых. Значение физической и коллоидной химии для развития технологии пищевых производств, производства продукции общественного питания и для охраны окружающей среды.

^ РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.

Тема 1.1 Агрегатные состояния веществ.

Л-1 , стр.11-32

Общая характеристика агрегатных состояний веществ. Газообразное состояние. Идеальные и реальные газы. Сжижение газов. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Жидкое состояние. Внутренне давление и поверхностное натяжение жидкостей. Методы определения поверхностного натяжения. Вязкость жидкостей. Уровнение Ньютона и Пуазейля (без вывода). Методы определения вязкости жидкостей. Вязкость пищевых продуктов.

Твердое состояние. Кристаллические и аморфные тела.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Приведите доказательство молекулярного строения газа.

  2. Перечислите макро- и микроскопические свойства тела. Объясните их взаимосвязь.

  3. Докажите, что температура и давление, входящие в состав уранения идеального газа, являются абсолютными величинами.

  4. Назовите свойства, отличающие идеальный газ от реального.

  5. Идеальный газ сжимается неограниченно. Почему невозможно сжать так же реальный газ?

  6. Что такое абсолютная шкала температур?

  7. От чего зависит давление насыщенного пара?

  8. Какая температура является температурой кипения?

  9. Объясните на основании кинетической теории и межмолекулярного взаимодействия различия между жидкостью и газом.

  10. Почему жидкости практически несжимаемы? Какое давление необходимо, чтобы произошло значительное сжатие жидкости?

  11. Почему газы не обладают поверхностью?

  12. Объясните, почему невозможно существование жидкости при температуре выше критической?

  13. Объясните на основании теории строения жидкости, почему теплота парообразования всегда положительная (энергия затрачивается).

  14. Какие микросвойства жидкости сообщают ей большую вязкость?

  15. Как влияет присутствие примесей в жидкости на коэффициент поверхностного натяжения?

  16. Объясните, как влияет увеличение внутреннего давления: а) на нормальную температуру кипения; б) на давление насыщенного пара; в) на поверхностное натяжение; г) на вязкость; д) на теплоту парообразования.

  17. В чем состоит различие между кристаллическими и аморфными телами?

  18. Что представляют собой вандерваальсовы силы?

  19. В чем заключается различие связей между кристаллами ионного и атомного типов?

  20. Что такое водородная связь?

  21. Опишите тип связи в кристаллических решетках следующих тел: а) твердый диоксид углерода – сухой лед; б) алмаз; в) каменная соль; г) парафин (свечной); д) лед; е) кусок меди.

  22. Почему теплота плавления всегда положительная?

  23. Объясните способность твердых тел испаряться.

Тема 1.2. Основы химической термодинамики. Термохимия.

Л-1 , стр.34-64

Основные понятие термодинамики. Внутренняя энергия. Первое начало термодинамики. Энтальпия. Тепловые эффекты химических реакций. Закон Гесса. Теплота образования и сгорания химических соединений. Вычисление тепловых эффектов химических реакций.

Второе начало термодинамики. Энтропия. Факторы, определяющие направление химических реакций. Изобарно-изотермический потенциалы. Максимальная работа реакции и химическое сродство. Условия самопроизвольного течения процесса.
Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем ограничится применение термодинамического метода?

  2. Приведите примеры термодинамических систем, имеющих различную окружающую среду.

  3. Приведите примеры гомо- и гетерогенных систем, где бы вода играла роль: а) среды; б) фазы.

  4. Какие признаки имеет экзотермическая реакция? Приведите примеры.

  5. Какие виды энергии не учитываются при определении внутренней энергии термодинамической системы?

  6. Какое значение принимает внутренняя энергия в случае кругового процесса и почему?

  7. Почему при участии в реакции тел в различных агрегатных состояниях изменение объема твердых и жидких тел можно пренебречь?

  8. Для чего нужны значения теплот химических реакций?

  9. При каком соотношении энтальпий системы в исходном Нисх. и конесном Нкон состоянии разность имеет: а) положительное значение; б) отрицательное значение?

  10. Зависит ли изменение энтальпии системы от температуры?

  11. В чем заключается неравноценность работы и теплоты?

  12. Почему при данных условиях самопроизвольно могут протекать только процессы, приводящие к равновесию?

Тема 1.3. Фазовые равновесия. Растворы.

Л-1, стр. 66-87

Фазовые переходы (процессы сублимации, плавления, испарения) Правило фаз Гиббса, его основные понятия. Однокомпонентные системы. Диаграмма состояния воды.

Общая характеристика растворов. Растворы газов в жидкостях. Влияние давления и температуры на растворимость газов в жидкостях.

Взаимное растворение жидкостей. Влияние на этот процесс различных факторов. Распределение растворенного вещества между двумя несмешивающимися жидкостями. Экстракция. Критическая температура растворения. Растворы твердых тел в жидкостях.

Диффузия и осмос в растворах. Практическое значение диффузии и осмоса в технологических процессах производства пищевой и кулинарной продукции. Осмотическое давление. Уравнение Вант-Гоффа.

Давление пара над растворами. Закон Рауля.

Криоскопия и эбуллиоскопия. Температура кипения и замерзания растворов.

Ионное произведение воды. Водородный показатель. Влияние рH на течение ферментативных процессов, технологических процессов производства пищевой и кулинарной продукции.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что общего в свойствах растворов и химических соединений?

  2. Какой из компонентов будет считаться растворителем в плазме крови, в слюне?

  3. Что происходит в точке критической температуры растворения?

  4. Можно ли приготовить насыщенный раствор анилина в воде? Что для этого нужно сделать?

  5. Как влияет на взаимную растворимость двух жидкостей введение в систему третьего компонента?

  6. Чем объясняется возможность повышения и уменьшения растворимости твердых веществ с ростом температуры?

  7. Как изменится концентрация насыщенного раствора при добавлении некоторого количества растворителя при постоянной температуре?

  8. Как влияет полярность веществ на их взаимную растворимость?

  9. В результате, какого процесса происходит засахаривание варенья?

  10. Опишите осмотические процессы, происходящие при заваривании пакетированного чая.

  11. Что такое процесс экстракции? Какую роль играет в общественном питании? Приведите пример.

  12. Как можно понизить давление насыщенного пара?

  13. Как влияет увеличение концентрации раствора на давление насыщенного пара?

  14. Чем объясняется тот факт, что повышение температуры кипения и понижение температуры отвердевания раствора не зависят от природы веществ?

  15. Благодаря чему происходит очищение воды при многократных циклах ее замораживания и размораживания?

Тема 1.4. Основы химической кинетики и катализа.

Л-1, стр. 89-115

Скорость химической реакции, зависимость ее от концентрации реагирующих веществ и температуры. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Активные молекулы и энергия активации.

Понятие о фотохимических реакциях, цепных реакциях.

Катализ и его виды: Автокатализ, гомогенный, гетерогенный, ферментативный катализ. Их сущность. Применение катализа в пищевых производствах.

Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

^ Лабораторная работа № 1 Определение зависимости скорости реакции от температуры
Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие процессы могут принимать участие в цепных реакциях?

  2. Что представляют собой свободные радикалы и в чем заключается их участие в процессе цепной реакции?

  3. Как можно инициировать начало цепной реакции?

  4. Как можно повлиять на скорость цепной реакции?

  5. Какова главная особенность участия катализатора в химическом процессе?

  6. Объясните механизм действия катализатора на примере реакции окисления сернистого газа.

  7. Какую роль выполняют активные центры на поверхности катализатора?

  8. Возможно ли усиление действия катализатора? Приведите пример.

  9. Перечислите характеристики гомогенного катализа.

  10. Что происходит с энергией активации при гетерогенном катализе и почему?

  11. Как химическая посуда может повлиять на скорость химической реакции?

  12. Сравните активность неорганических и биологических катализаторов.

  13. Чем характеризуется каталитическая активность фермента?

  14. Объясните принцип избирательности ферментативного катализа.

  15. В чем заключаются сходства и различия однокомпонентных и двухкомпонентных ферментов.


^ РАЗДЕЛ 2. КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы
Программа дисциплины «Микробиология» предусмотрена для подготовки специалистов по специальности 2-91 0101 «Производство продукции...

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы...
Сопротивление материалов: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы: 270800. 62 «Строительство»

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconБезопасность жизнедеятельности
...

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы
Физиология питания учебная и научная дисциплина, которая изучает влияние пищи на организм человека, устанавливает потребность человека...

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней...
Программа дисциплины предназначена для подготовки специалистов по специальности 2-91 01 01 «Производство продукции и организация...

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения выполнены в соответствии...

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconОсновы финансовой математики методические указания по изучению дисциплины...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов всех форм обучения

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания...
Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания...
«Основы философии», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 07. 06. 2010 г

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению домашней контрольной работы icon«Математика»
Физика: Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы: 270800. 62"Строительство", 230400. 62 "Информационные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов