Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости”




Скачать 224.71 Kb.
НазваниеИркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости”
Дата публикации10.07.2013
Размер224.71 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Химия > Методические указания


Министерство образования и науки РФ

Иркутский государственный технический университет

Кафедра химической технологии




АВИАЦИОННЫЕ ТОПЛИВА, СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

Методические указания по курсу:

“Трибохимические процессы в транспортных системах”

для студентов очной, вечерней и заочной формы обучения

Специальность:

160901 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» 160201 «Самолето- и вертолетостроение»


Иркутск 2011

Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости”

Методические указания
Составители: Дошлов О.И., Угапьев А.А. - Иркутск, 2011. - 16 с.

Представлен материал по основным правилам безопасной работы в химической лаборатории с нефтепродуктами и методам исследования эксплуатационных и контрольных свойств авиационных топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Предназначены для студентов специальностей ЭЛ 160901 и СМ 160201 очной, вечерней и заочной формы обучения

Библиогр. 7 назв. Табл.1
Иркутский государственный технический университет, Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Оглавление:


1.

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

Правила безопасной работы в химической лаборатории

Методы исследования нефтепродуктов

Определение плотности топлив и масел нефтеденсиметрами

Определение вязкости топлив

Определение фракционного состава топлив

Определение температуры вспышки и воспламенения

Определение коксуемости масел

Определение содержания воды в масле

Определение анилиновой точки

Определение температуры каплепадения смазок

Определение теплоты сгорания расчетным способом

Список литературы


4

5

5

7

9

11

12

12

13

14

14

16


^ 1. Правила безопасной работы в химической лаборатории

При работе в лаборатории необходимо защищать одежду и тело, от воздействия химических реактивов. Кроме того, при проведении опытов, сопровождающихся вспышками и небольшими взрывами, разбрызгиванием, необходимо надевать очки.

При аккуратном обращении с нагревательными приборами и правил ном пользовании реактивами возможность пожара сводится к минимуму. Кроме того, в лаборатории для случая пожара имеются:

у г л е к и с л о т н ы й огнетушитель, представляющий собой металлический баллон, заполненный углекислым газом. Для приведения огнетушителя в действие его снимают со стены, придерживая за пласт массовую оболочку металлического рожка, направляют рожок на пламя и открывают вентиль. Выделяющийся углекислый газ прекращает доступ кислорода воздуха к горящему объекту;

а с б е с т о в о е о д е я л о, которое накидывается на горящий прибор;

п e c о к , которым засыпают горящие предметы.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ТУШЕНИЕ ГОРЯЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ ВОДОЙ! НАПРИМЕР: горящий бензин или другие не смешивающиеся с водой жидкости будут плавать на поверхности воды, и цель не будет достигнута.

Приступать к выполнению лабораторной работы можно лишь после тщательного ознакомления с ее описанием и после подготовки всего требуемого оборудования и материалов.

При любом несчастном случае работающие в лаборатории студенты, самостоятельно принимая необходимые меры, должны немедленно обра- титься к преподавателю или лаборанту.

При работе с нефтепродуктами, которые легко воспламеняются, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

I. Сосуды, с нефтепродуктами (приемники, колбы, бюретки и т.д.) нельзя держать вблизи от. огня и нагревательных приборов.

2. При сборке приборов необходимо уплотнять места соединения частей, чтобы не допускать утечки жидкости, паров или газа.

3. Легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, бензол и т.д.) нужно нагревать только на закрытой плите или водяной бане.

4. На рабочем месте в лаборатории горючего материала должно быть ровно столько, сколько необходимо для данного опыта или анализа.

5. При ожогах обожженное место смазывают специальной мазью или смачивают крепким раствором перманганата калия.

6. В лабораториях с легко воспламеняющимися нефтепродуктами и растворителями запрещается использовать электроприборы с нарушенной изоляцией проводов, неисправными вилками.

7. При прекращении подачи тока все электроприборы должны быть выключены.

8. При загорании проводов или электроприборов следует немедленно выключить ток и использовать средства пожаротушения (асбестовое одеяло или при сильном загорании - огнетушитель).

9. Все работы с растворителями и летучими веществами проводить под тягой.

10. При работе с кислотами и щелочами надо соблюдать осторожность. При попадании на кожу они могут вызвать ожоги, при попадании в глаза - ПОТЕРЮ ЗРЕНИЯ! Поэтому эти продукты необходимо наливать в емкость очень осторожно, без разбрызгивания. Брать склянки с кис лотами и щелочами нужно осторожно, поддерживая дно. При ожогах кислотой обожженное место обмывают слабым раствором соды, при ожогах щелочью - водой или раствором слабых кислот (уксусной, лимонной).

11. Использованные ядовитые вещества, кислоты, щелочи, а так же легковоспламеняющиеся растворители и нефтепродукты нужно ВЫЛИВАТЬ В СПЕЦИАЛЬНО ПРЕДНАЗНАЧЕННУЮ ДЛЯ ЭТОГО ПОСУДУ, а не раковину.

^ 12. ВСЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОГНЕОПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ!!!

ПАРЫ НЕФТЕПРОДУКТОВ ОБРАЗУЮТ ВЗРЫВЧАТЫЕ СМЕСИ! Кроме того, ПАРЫ НЕФТЕПРОДУКТОВ ОБЛАДАЮТ ТОКСИЧНЫМИ СВОЙСТВАМИ И МОГУТ ВЫЗЫВАТЬ ОТРАВЛЕНИЕ ИЛИ УДУШЬЕ!

Более подробные правила безопасной работы с различными химическими веществами, электрооборудованием и приборами приведены в других инструкциях по технике безопасности.


  1. ^ Методы исследования нефтепродуктов




    1. Определение плотности топлив и масел нефтеденсиметрами


Абсолютной плотностью вещества называют количество массы, содержащейся в единице объема. В системе СИ плотность выражается в кг/м3. За единицу плотности принимается масса 1м дистиллированной воды при температуре 4°С.

^ Относительной плотностью вещества называется, отношение его к массе чистой воды при 40° С, взятой в том же объеме. Численные значения абсолютной и относительной плотности совпадают, но относительная плотность - величина безразмерная.

Экспериментально установлено, что нефтепродукты и вода имеют неодинаковые коэффициенты расширения. Поэтому необходимо при определении плотности указывать температуру воды, нефтепродукта, при ко торой проводилось определение. В СССР плотность нефти и нефтепродуктов определяют при 20С и относят к плотности воды при 4°С. Плотность принято обозначать через . На практике очень часто приходится определять плотность при температуре, отличающейся от 20°С. Чтобы получить сравнимые результаты, необходимо проводить пересчет плотности в по формуле

(1)

где - плотность при температуре испытания, кг/м2;

-средняя температурная поправка плотности на 1°С (см. таблицу);

t - температура, при которой проводится опыт, °С.
Формула (1) бала предложена Д. И. Менделеевым. Она показывает, что плотность нефти и нефтепродуктов уменьшается с повышением температуры и увеличивается с ее понижением .

Плотность является нормируемым показателем для некоторых неф­тепродуктов. К ним относятся топлива для реактивных двигателей (T-1,

ТС-1, :Т-2, Т-5, РТ, Т-6), топливо котельное, топливо для газотурбинных установок, некоторые марки мазута, бензины-растворители, авиационные, отдельные марки дизельных масел и т.д.

Применение нефтеденсиметров основано на законе Архимеда, согласно которому на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная массе вытесненной жидкости в объеме погруженной части тела. Нефтеденсиметр представляет собой стеклянную трубку с делениями, в нижнюю часть которой помещен груз. За счет груза и симметричной формы нефтеденсиметр всегда находится в вертикальном положении. Нефтеденсиметры выпускаются с ценой деления от 0,0005 до 0,005 с термометрами и без них. Масса денсиметра подбирается таким образом, чтобы при погружении в испытуемые жидкости он не тонул и не всплывал бы выше

той части, где нанесена градуировочная шкала плотности. Таким об разом, по закону Архимеда, плавая в жидкости, нефтеденсиметр будет погружаться на наибольшую глубину в более легкой жидкости и на наименьшую - в более тяжелой. В равновесном состоянии по верхнему краю мениска отсчитывают на шкале плотность жидкости.
В стеклянный цилиндр, диаметр которого в два и более раза больше диаметра поплавка нефтеденсиметра, осторожно по стенке или по палочке наливают испытуемый нефтепродукт, причем в таком количестве, чтобы при погружении в него нефтеденсиметра уровень жидкости не поднялся выше края цилиндра. Чистый и сухой нефтеденсиметр берут за верхний конец и осторожно помещают в жидкость. После того, как нефтеденсиметр установится и прекратятся его колебания, производят отсчет по верхнему краю мениска. Глаз наблюдателя при этом должен находиться на уровне мениска.

Одновременно с этим отмечают температуру нефтепродукта. Если плотность определяют не при 20°С, а при какой-нибудь другой температуре, то полученную так называемую видимую плотность пересчитывают по формуле (I) в. При этом значение температурной поправки для нефтепродуктов берут из таблицы.

В очень вязкие нефтепродукты (более 200 мм2/с при 50°С) нефтеденсиметр не погружается. Предварительное нагревание нефтепродукта выше 40°С не дает должного эффекта, т.к. погрешность при вы­числения действительной плотности по формула (I) может превысить допускаемую. Поэтому перед определением плотности вязкие нефтепро­дукты предварительно разбавляют равным объемом тракторного или осветительного керосина. Плотность разбавителя должна быть опре­делена тем ке нефтеденсиметром.

Принимая, что плотность испытуемого вязкого продукта и разбавителя равны и подчиняются правилу аддитивности, т.е. плотность смеси равна среднему, арифметическому из плотнос­ти компонентов:, находим .
Таблица 1 - Температурные поправки при определении плотности


Плотность, кг/м3

Поправка на 1°С, кг/м3

Плотность, кг/м3

Поправка 1ºС, кг/м3

700-710

711-720

0,897

0,884

831-840

841-850

0,725

0,712

721-730

0,870

851-86:0

0,699

731-240

0,857

867-870

0,686

741-750

0,644

871-880

0,673

751-760

0,831

881-890

0,660

761-770

0,818

891-900

0,647

771-780

0,805

901-910

0,633

761-790

0,792

911-920

0,620

791-800

0,778

921-930

0,607

801-810

0,765

931-940

0,594

811-820

0,752

941-950

0,581

821-830

0,738









^ 2.2. Определение вязкости топлив
Вязкость, или коэффициент внутреннего трения, является очень важной физико-химической константой, характеризующей эксплуатаци­онные свойства дизельных и котельных топлив, нефтяных топлив и ря­да других нефтепродуктов.

Наибольшее распространение для контроля-качества нефтепродук­тов и различных расчетов получила кинематическая вязкость. ^ Кинематической вязкостью называют отношение абсолютной, или динамической вязкости жидкости, к ее плотности при одной и той же температуре. Кинематическая вязкость в системе СИ выражается в м3/с. В техни­ческих требованиях вязкость чаще всего нормируется при 50 и 100°С, реже при 20°С для маловязких масел. В отдельных случаях необходимо контролировать вязкость при 0°С и даже при -50°С (для гидротормоз­ных масел АМГ-10 и ГТН). В научно-исследовательских работах опре­деляют также динамическую вязкость, выражаемую в Па.с.

Для ряда нефтепродуктов значение вязкости нормируется в услов­ных градусах, а не в абсолютных величинах. Условной вязкостью называется отношение времени истечения из вискозиметра типа ВУ 200 мл испытуемого нефтепродукта при температуре испытания ко времени истечения 200 мл дистиллированной воды при температуре 20°0 (вязкость воды при 20,2°С равна I МПа.с). Значение этого отношения выражается как число условных градусов (вязкость условная) .
^ Определение кинематической вязкости в капиллярных вискозиметрах
Приборы для определения вязкости называются вискозиметрами. Чаще всего используют стеклянные вискозиметры, в которых испытуе­мая жидкость протекает через капиллярные трубки определенного диа­метра. Отмечая время протекания жидкости через капилляр, можно вы­числить ее вязкость.

В основе этого метода лежит известная формула Пуазейля для динамической вязкости:

(2)

где р - давление, при котором происходит истечение жидкости на капилляра; r - радиус капилляра;

V - объем жидкости, про­текающей через капилляр; τ - время истечения жидкости в объеме V; Z - длина капилляра.

При определении кинематической вязкости жидкость протекает через капилляр под давлением собственной массы, которое можно под­считать, зная высоту столба жидкости h и ее плотность ρ

Р=q·h·ρ, где q - ускорение силы тяжести. Подставив в формулу Пуазейля значение Р и разделив обе части уравнения на ρ, получаем выражение для кинематической вязкости:




(3) (3)

Учитывая, что величины h , r , V имеют постоянные значения для данного вискозиметра, можно обозначить .

Тогда V=C·τ , или С = . Величина С называется постоянной вискозиметра.

Для определения постоянной вискозиметра пользуются эталонными жидкостями с известной кинематической вязкостью. Замеряя на данном вискозиметре время истечения эталонной жидкости τЭ, определяют постоянную вискозиметра в мм3/с: С = .

Каждый вискозиметр снабжается паспортом, в котором указана его постоянная.

В зависимости от прозрачности нефтепродукта и уровня его вяз­кости по ГОСТ 33-82 следует применять вискозиметры различных кон­струкций.

Выбранный вискозиметр тщательно промывают последовательно бензином, петролейным эфиром и высушивают в сушильном шкафу.

Методика определения вязкости нефтепродукта для конкретного типа вискозиметра приведена в инструкции, прилагаемой к прибору.

Кинематическая вязкость испытуемого нефтепродукта (мм2/с) при температуре

(4)

где С - постоянная вискозиметра, мм22 ; τt - среднее арифмети­ческое учитываемых отсчетов времени истечения жидкости, с; q -ускорение свободного падения в месте измерения вязкости, см/с2 ;

980,7 - нормальное ускорение силы тяжести, см/с2 ; К - коэффи­циент, учитывающий изменение гидростатического напора жидкости в результате расширения ее при нагревании для вискозиметров типа ВПЖ-4 (К=1 + 0,00004 , где - разность между темпера­турой заполнения вискозиметра и температурой нефтепродукта при определении вязкости).

Поправки, вносимые в расчетную формулу и зависящие от q и К, не значительны. Поэтому при измерении вязкости в учебных целях можно дробь q·К /980,7 принимать за единицу.
^ 2.3. Определение фракционного состава топлив.
Фракционированием называется разделение сложной системы компо­нентов на смеси более простого состава или, в пределе, на индиви­дуальные составляющие. Применительно к нефти такое разделение мож­но проводить различными методами, основанными на различии в физико-химических свойствах веществ нефти: температуре кипения (перегон­ка и ректификация), скорости испарения, зависящей главным образом от молекулярной массы (молекулярная перегонка, тонкослойное испа­рение), склонности к адсорбции на.; пористых телах (хроматография), растворимости в различных растворителях экстракция , температуре плавления (кристаллизация из растворов) и др.

В технических условиях для авиационных и автомобильных бензи­нов, авиационных, тракторных и осветительных керосинов, дизельных теплив, а также растворителей одним из важнейших показателей явля-

ются фракционный состав. Обыкновенно для этих продуктов при прове­дении разгонки в стандартных условиях нормируется: температура начала кипения, при которой отгоняется 10, 50, 90 и 97,5% (об.) от загрузки, а также остаток (в %) и иногда конец кипения.

Фракционный состав моторных топлив имеет очень важное эксп­луатационное значение, так как характеризует их испаряемость в двигателях и давление паров при различных температурах. Топливо для двигателей с зажиганием от искры должно иметь такую испаряе­мость .Которая обеспечила бы легкий запуск двигателя при низких температурах, быстрый прогрев двигателя, его хорошую устойчивость к переменам режима и равномерное распределение топлива по цилиндрам.

Топливо для воздушно-реактивных двигателей должно быть утяже­ленного состава (порядка 150-280°С) для обеспечения надежной рабо­ты системы подачи топлива на больших высотах без образования па­ровых пробок. Вместе с тем, топливо должно отличаться хорошей ис­паряемостью в камере сгорания и полнотой сгорания.

Поясним для примера значение нормируемых температур: темпе­ратура начала кипения и особенно температура выкипания (10%) топли­ва характеризуют пусковые свойства топлива, то есть чем ниже эта температура, тем, следовательно, больше в топливе легкоиспаряющихся веществ и тем легче при более низкой температуре можно запус­тить холодный двигатель. Однако чрезмерное облегчение фракционного состава, особенно для авиационных топлив, недопустимо, так как приводит к образованию газовых пробок в топливоподающей системе . и прекращению подачи топлива в камеру сгорания. Поэтому темпера­тура к началу кипения нормируется всегда не ниже определенного значения.

Температура выкипания 50% топлива оказывает решающее влияние на быстроту прогрева запущенного на холоде двигателя и на расход топлива для этой цели.

Не меньшее значение имеет и полнота испарения топлива, кото­рая по данным стандартной разгонки хорошо характеризуется температурами выкипания 90, 97-98% топлива и конца кипения. При повы­шении этих температур уменьшается полнота сгорания топлива, что влечет за собой неравномерность в его распределении по цилиндрам двигателя, разжижения смазки, увеличения расхода топлива и масла.

Определение фракционного состава авиационных и автомобильных бензинов, топлив для реактивных двигателей, дизельного топлива проводят в стандартном аппарате.
В чистую сухую колбу с помощью мерного, цилиндра наливают 100 мл испытуемого нефтепродукта. Бросают туда 2-3 кусочка фарфо­ровых битых колец для обеспечения равномерного кипения жидкости. В холодильник пускают воду, включают электроплитку и ведут пере­гонку.

С помощью термометра отмечают температуру, при которой в мер­ный цилиндр падает первая капля — температура начала кипения. Дальнейшая интенсивность нагрева должна обеспечивать равномерную скорость перегонки с отбором 4-5 капель дистиллята и минуту, что примерно соответствует 20-25 каплям в 10 с.

Результаты определения, фракционного состава записывают в соот­ветствии с температурой, при которой уровень жидкости в приемнике соответствует определенным количествам отгонки, (в %), чаще всего н.к. 10, 20, 50, 70, 98 и к.к. Для учебных целей отмечают температуру начала кипения топлива и температуру отгонки последующих 10% объема дистиллята.

Строят кривую перегонки, выражающую зависимость между количе­ством отогнанных фракций в % об. (ось абсцисс) и температурой (ось ординат).
^ 2.4. Определение температуры вспышки и воспламенения
Огнеопасность топлива определяется по температуре вспышки и по температуре самовоспламенений.

Температурой вспышки называется минималь­ная температура, при которой пары нефтепродукта, нагреваемого в стандартных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспы­хивающую при поднесении к ней пламени.

Температура, при которой продукт при поднесении пламени за­горается и продолжает спокойно гореть в течение некоторого времени, называется температурой воспламенения. Очевидно, что температура воспламенения выше температуры вспышки.

^ Температурой самовоспламенения называется минимальная температура, при которой топливо загорается само, без постороннего открытого источника огня. Температура само­воспламенения не является величиной постоянной и сильно зависит от применяемого метода оценки. В государственных стандартах темпе­ратура самовоспламенения топлив не нормируется.

Воспламенение смеси паров нефтепродуктов с воздухом происходит только при вполне определенной минимальной концентрации паров неф­тепродукта в воздухе, которая соответствует нижнему пределу взры-ваемости.

Вспышка представляет собой не что иное как взрыв в малых раз­мерах.. Вспышка всех нефтепродуктов, за исключением бензинов, проис­ходит при нижнем пределе взрываемости, так как при комнатной тем­пературе они не обладают достаточным давлением паров, необходимым для. образования взрывчатой смеси. Тогда к вспышке приходят путём нагревания продукта. Давление паров бензина при комнатной темпера­туре слишком велико, поэтому при определении температуры их вспыш­ки необходимо понижать температуру, уменьшая давление паров, чтобы приблизить состава смеси с воздухом к верхнему пределу взрываемости.

Прибор состоит из металлического закрытого тигля, который по­мещают в чугунную ванну с электронагревом. Крышка тигля имеет за­слонку с двумя отверстиям, гнездом для термометра, зажигательным приспособлением, пружинным рычагом и мешалкой с гибкой передачей. При повороте пружинного рычага открываются заслонки и наклоняется в паровое пространство тигля зажигательное приспособление.

В тигель наливают нефтепродукт до отметки и закрывают крыш­кой. При периодическом помешивании нагревают прибор, повышая тем­пературу со скоростью 85-8°С/мин для продукта о температурой вспыш­ки от 50 до 150°С и 10-12°С/мин - для температуры продукта выше 150°С. При приближении к температуре вспышки поворачивают рычаг 6 на I с и наблюдают за появлением синего, быстро исчезающего пла­мени над поверхностью нефтепродукта. Отмечаемую при этом темпера­туру фиксируют как температуру вспышки. Перемешивание во время испытания на вспышку не проводят, но продолжают его в периоды меж­ду включениями зажигательного устройства.

Получив первую вспышку, нагревание продолжают и через 1-2°С повторяют зажигание. Расхождение между параллельными определения­ми не должно превышать 1-2°С.

^ 2.5. Определение коксуемости масел
Сущность определения заключается в нагревании пробы до высокой температуры без доступа воздуха, т.е. в проведении своеобраз­ной сухой перегонки. Масло при этом испаряется в тигле прибора оста­ется только коксообразный остаток - продукт высокотемпературной конденсации и зола.

Чем больше в масле содержится смолисто-асфальтовых веществ и высокомолекулярных полициклических углеводородов с ненасыщенными кольцами, тем выход кокса будет больше.

По этому методу фарфоровый тигель с навеской нефтепродукта помещают в два стальных тигля с крышками. Вся система тиглей на­гревается электрической муфельной печью.

Фарфоровый тигель прокаливают до постоянной массы. В него помещают 10 г испытуемого нефтепродукта с точностью до 0,01 г. За­тем тигель с навеской помещают с железными тиглями в муфель и на­гревают. Пары и газы выходят из верхней трубы колпака. По охлажде­нии тигель взвешивают.

Коксуемость испытуемого продукта

(6)

у1- масса кокса, г;

у2- навеска испытуемого нефтепродукта.

Вычисления производят с точностью до 0,1%. Расхождение между, двумя параллельными определениями для масел не должно превышать 10% от меньшего результата.
^ 2.6. Определение содержания воды в масле
Метод азеотропной перегонки заключается в отгонке вода и растворителя в градуированный приемник на два слоя. В качестве раство­рителя берут обезвоженный бензин.

Прибор для определения содержания воды в нефтепродукте со­стоит из колбы, приемника - ловушки и холодильника.

В сухую и чистую колбу отвешивают с отечностью до 0,1 г около 100 г испытуемого продукта, приливают 100 мл растворителя и пере­мешивают. Для равномерного кипения в колбу помещают несколько ку­сочков разбитых фарфоровых колец. В холодильник пускают воду и на­чинают нагревает колбу. Нагрев регулируют тая, чтобы в приемник-ловушку из холодильника стекали 2-4 капли концентрата в 1с. Ес­ли в испытуемом нефтепродукте имеется вода, то она, испаряясь из колбы и конденсируясь в холодильнике, вместе с растворителем также попадает в ловушку, где вследствие разности плотности будет быстро отстаиваться в нижнем слое.

Содержание воды (% масс) вычисляют по формуле

, (5)

где V - объем воды в ловушке, мл; y - навеска испытуемого вещества, г.

^ 2.7. Определение анилиновой точки
Анилиновая точка - температура, при которой топливо и анилин () смешиваются между собой в любых соотношениях. Определение анилиновой точки основано на неодинаковой растворимости различных углеводородов в полярных растворителях. Критическая температура 'растворения фракции парафиновых углеводородов, кипящих при темпе­ратуре 95-122°С, в анилине 70°С; нафтенов 40,3°С, а ароматических углеводородов 15°C.

Существует два метода определения анилиновых точек: метода равных объемов и максимальных анилиновых точек,

метод анилиновых точек применяют для количественного опреде­ления ароматических углеводородов. При увеличении содержания аро­матических углеводородов в топливе анилиновая точка снижается.

Прибор для определения анилиновой точки состоит из двух про­бирок, внутренняя вставлена во вторую при помощи пробки. Оборка из двух пробирок устанавливается в стакан с водой. Во внутреннюю пробирку введены термометр и проволочная, мешалка. Обогрев стакана проводят на плитке. В чистую сухую пробирку помещают 1мл анилина и 1 мл исследуемого нефтепродукта, плотно закрывают пробкой с термометром и мешалкой и укрепляют на плитке в стакан с водой. Продукт и анилин берут при помощи пипетки емкостью 1 мл. Термометр поме­щают так, чтобы середина ртутного шарика находилась на линии раз­дела слоев анилина, и продукта. Воду в стакане нагревают, содержи­мое пробирки перемешивают мешалкой. Отмечают температуру, полного смешения жидкостей (прозрачный раствор), прекращают нагревание и дают воде медленно охладиться. Корда в пробирке появятся первые следы разделения двух фаз (муть), снова начинают перемешивать ме­шалкой. В начале муть при перемешивании исчезает, но затем наступает момент общего помутнения. Как "анилиновую точку" отмечают наивысшую температуру, при которой муть не исчезает при перемешивании. Определение анилиновой точки с новым образцом продукта в сухой и чистой пробирки повторяют. Расхождения между показаниями термометра в повторном опыте не должно превышать 0,2°С.
^ 2.8. Определение теплоты сгорания расчетным способом
Одной из важнейших проблем определения энергетических характеристик топлив, является определение теплоты сгорания.

^ Теплота сгорания является функцией химиче­ского состава и молекулярной массы топлива.

Теплоту сгорания жидких топлив определяют экспериментально сжиганием топлива в калориметре. Кроме того, для реактивных топлив, за исключением марки Т-6, теплоту сгорания подсчитывают по значе­ниям плотности и анилиновой точки (ГОСТ 11065-75).

Теплота сгорания зависит от химического состава топлива и косвенно отражает содержание ароматических углеводородов в нем. Известно, что ароматические углеводороды имеют большие плотности и наименьше анилиновые точки, а также обуславливают наибольшую теплоту сгорания на единицу массы.

Между плотностью, анилиновой точкой и низшей теплотой сгора­ния топлива (кДж/кг) установлена следующая зависимость:

(7)

где t - равнообъемная анилиновая точка испытуемого топлива, °С; К - коэффициент, который вычисляется с точностью до 0,01 по формуле

(8)

(здесь - плотность испытуемого топлива, г/мл; - сред­няя температурная поправка (см. таблицу).

Следовательно, при расчете теплоты сгорания этим методом не­обходимо экспериментально определить анилиновую точку и плотность топлива.
^ 2.9. Определение температуры каплепадения смазок
Температурой каплепадения называется температура, при которой из капсуля термометра Уббелоде в ре­зультате нагревания в стандартных условиях падает первая капля испытуемой смазки.

Определение проводят со стандартным термометром Уббелоде, в нижнюю часть которого наглухо вделана металлическая гильза, снабженная нарезкой, на которую навинчивается металлическая трубка о отверстием. В это отверстие вставляется стеклянный капсюль (ча­шечка).

Испытуемую смазку вмазывают в капсюль, следя за тем, чтобы в продукте не было воздушных пузырьков, и срезают излишки ножом. Вставляют заполненный и обернутый снаружи капсюль в гильзу тер- . мометра. Верхний край капсюля должен упереться в бортик гильзы. Избыток смазки, вытекающей из нижнего отверстия, срезают. На дно сухой и чистой пробирки кладут кружок белой бумаги и вставляют в эту пробирку, подготовленный термометр так, чтобы нижний край капсюля отстоял от бумаги на 25 мм от кружка бумаги на дне про­бирки. Переносят пробирку в водяную баню (глицериновую) и нагре­вают со скоростью 1°С/мин. За температуру каплепадения принимают температуру, при которой упадет первая капля, или дна пробирки . коснется столбик нефтепродукта, выступивший из отверстия капсюля. Расхождение между двумя параллельными определениями не должно превышать 1°С.

Список рекомендуемой литературы


  1. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. - Уфа.: 2002.-672 с.

  2. Аксёнов А.Ф. Авиационные топлива, масла и специальные жидкости. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. Аксенов А.Ф. Изд-во “Транспорт”, 1970 г.-256 с.

  3. Химмотология в гражданской авиации: Справочник.- М.: Тран­спорт, 1983.- 248 с.

  4. Папок К.К. Химмотология топлив и смазочных масел.- М.: Воениздат, 1980.- 192 с.

  5. Белянин Б.В., Эрих В.Н. Технологический анализ нефтепродук­тов.- Д.: Химия, 1973,- 220 с.

  6. Практикум по технологии переработки нефти и газа /Под ред. З.В.Смидович, И.33.Лукашевич,- М,: Химия, 1978.- 286 с.

  7. Резников М.Е. Топлива и смазочные материалы для летательных аппаратов. М.: Воениздат, 1973.- 233 с.

  8. Пискунов В.А., Зрелов В.Н. Испытания топлив для авиационных реактивных двигателей. М., Машиностроение, 1974.- 200 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconКраткий отчёт регионального отделения «Иркутск-Космопоиск» за 2010...
На данный момент в состав научно-исследовательской группы «Иркутск-Космопоиск» входят

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconВопросы к экзамену по Гидравлике для специальностей ад, С, Т, В....
Важнейшие физические свойства жидкостей: плотность, вязкость, сжимаемость, объемное расширение

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” icon1 Химические реакции при сгорании топлива
Для полного сгорания массовой или объемной единицы топлива необходимо вполне определенное количество воздуха, которое называется...

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconВопрос Выделение гпд из оксидного топлива в процессе его выгорания
ПД(накоплением). У них меньш плотность чем окс топливо. Теплоёмкость ухудшают Xe и Kr. Твердое распухание зависит от: 1)Глубины выг-я...

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconДвигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный,...
Двигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения...

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconПолный список Группы и подгруппы компонентов
Информация о температуре охлаждающей жидкости различные охлаждающие жидкости и выработка электрического тока

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconМетодические указания по написанию курсовой работы Иркутск 2009 г
Ф 34, к 34 Маркетинг-Менеджмент: методические указания. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2009. – 20с

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconСведения
Лакокрасочные материалы— вязкие жидкости (реже порошки), которые после нанесения превращаются в твердую пленку на поверхности окрашиваемого...

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconКонтроль за транспортом и точным расходом топлива
...

Иркутск 2011 “ Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости” iconКакой научный труд по механике жидкости времен античности дошел до наших дней и кто его
Кто первым из ученых эпохи возрождения начал исследования в области механики жидкости и газа?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов