Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем




НазваниеИтак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем
страница1/9
Дата публикации13.07.2013
Размер0.87 Mb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Химия > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
© Альтшуллер Г.С. В сб. "Нить в лабиринте". - Петрозаводск: Карелия, 1988. - С. 165-230.

МАЛЕНЬКИЕ НЕОБЪЯТНЫЕ МИРЫ: СТАНДАРТЫ НА РЕШЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
СТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (76 стандартов)

КЛАСС 1. ПОСТРОЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ВЕПОЛЬНЫХ СИСТЕМ
КЛАСС 2. РАЗВИТИЕ ВЕПОЛЬНЫХ СИСТЕМ
КЛАСС 3. ПЕРЕХОД К НАДСИСТЕМЕ И НА МИКРОУРОВЕНЬ
КЛАСС 4. СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ СИСТЕМ
КЛАСС 5. СТАНДАРТЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ
ЗАДАЧИ НА ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ
^ КОНТРОЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
С самого начала разработки ТРИЗ было ясно - необходимо иметь мощный информационный фонд, включающий прежде всего типовые приемы устранения технических противоречий. Работа по его созданию велась много лет: было проанализировано свыше 40000 изобретений, выявлено 40 типовых приемов (вместе с подприемами - более 100).
В глубине технических противоречий - противоречия физические. По самой своей сути физические противоречия (ФП) предъявляют двойственные требования к объекту: быть подвижным и неподвижным, горячим и холодным и т.п. Неудивительно, что изучение приемов устранения ФП привело к выводу, что должны существовать парные (двойственные) приемы, более сильные, чем одинарные. Информационный фонд ТРИЗ пополнился списком парных приемов (дробление - объединение и т. д.).
В дальнейшем выяснилось, что решение сложных задач обычно связано с применением комплексных приемов, включающих несколько обычных (в том числе и парных) приемов и физические эффекты. Наконец, были выделены особо сильные сочетания приемов и физэффектов - они и составили первую, еще немногочисленную группу стандартов на решение изобретательских задач.
Первые стандарты были найдены эмпирически: некоторые сочетания приемов и физэффектов встречались в практике столь часто и давали решения столь сильные, что сама собой напрашивалась мысль о превращении их в стандарты.
^ Итак, стандарты - это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем.
Поначалу стандарты не были упорядочены: они включались в фонд по мере выявления. Число их быстро увеличивалось: 5, 9, 11, 18... В 1979 году была составлена первая система, включающая 28 стандартов. Систематизация велась с позиций вепольного анализа. Определились основные классы стандартов:

стандарты на изменение систем (и изменения в системах);

стандарты на обнаружение и измерение систем (и в системах);

стандарты на применение стандартов.
К концу 1984 года в большинстве школ ТРИЗ применялись системы, включающие 54, 59 и 69 стандартов. Практика показала, что стандарты - весьма сильный инструмент ТРИЗ. Наметилась перспектива: основная часть задач должна решаться по стандартам, в то время как АРИЗ следует использовать преимущественно для анализа нестандартных задач и получения информации, помогающей формировать новые стандарты. Кроме того, появилась надежда, что при дальнейшем усовершенствовании система стандартов превратится - в отличие от АРИЗ - в инструмент прогнозирования развития технических систем.
В 1983-1986 годах велась интенсивная работа по изучению законов развития технических систем. По современным представлениям развитие систем идет -по линии: неполные вепольные системы - полные веполи - сложные веполи - форсированные веполи - комплексно-форсированные веполи. В любом звене этой цепи возможен как переход <вверх> - на следующий системный уровень, так и переход <вниз> - на более низкий системный уровень. Удалось вскрыть некоторые механизмы, реализующие эту общую схему: переход к би- и полисистемам, операции свертывания, переход на микроуровень и т. д. Новые знания о законах развития технических систем позволили внести коррективы в структуру системы стандартов, пополнить ее новыми сильными стандартами. Нововведения были опробованы на семинарах в 1984-1986 годах. Оказалось возможным перейти к системе, включающей 76 стандартов.
Отличия новой системы:
Классификация стандартов приведена в соответствие с общей схемой развития технических систем: простые веполи - сложные веполи - форсированные веполи - комплексно-форсированные веполи - переход в надсистему и к подсистемам.
Введен ряд новых стандартов. Появление некоторых из них обусловлено углублением знаний о законах развития технических систем, подсказано логикой самой системы стандартов (заполнение <пустых> клеток).
Значительно увеличено число типичных примеров на стандарты. Примеры дополняют общую формулу стандарта практически важными тонкостями и нюансами. С этой же целью в текст стандартов включены 15 учебных задач.
Стандарты - истребители технических и физических противоречий. Их цель - преодоление противоречий, в крайнем случае - их обход. Победить противоречие, совместить несовместимое, осуществить невозможное - в этом смысл стандартов.
Хочется верить, что знакомство с системой 76 стандартов даст новатору сильные инструменты творческого решения практических производственных задач.
^ КЛАСС 1. ПОСТРОЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ВЕПОЛЬНЫХ СИСТЕМ

1.1. Синтез веполей

1.1.1. Синтез веполя

1.1.2. Переход к внутреннему комплексному веполю

1.1.3. Переход к внешнему комплексному веполю

1.1.4. Переход к веполю на внешней среде

1.1.5. Переход к веполю на внешней среде с добавками

1.1.6. Минимальный режим действия на вещество

1.1.7. Максимальный режим действия на вещество

1.1.8. Избирательно-максимальный режим

1.2. Разрушение веполей

1.2.1. Устранение вредной связи введением постороннего вещества

1.2.2. Устранение вредной связи видоизменением имеющихся веществ

1.2.3. Оттягивание вредного действия поля

1.2.4. Противодействие вредным связям с помощью поля

1.2.5. "Отключение" магнитных связей
^ 1.1. СИНТЕЗ ВЕПОЛЕЙ

Главная идея этого подкласса четко отражена в стандарте 1.1.1: для синтеза работоспособной технической системы необходимо - в простейшем случае - перейти от невеполя к веполю. Нередко построение веполя наталкивается на трудности, обусловленные различными ограничениями на введение веществ и полей. Стандарты 1.1.2 - 1.1.8 показывают типичные обходные пути в таких случаях.

1.1.1. Синтез веполя
Если дан объект, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия не содержат ограничений на введение веществ и полей, задачу решают синтезом веполя, вводя недостающие элементы.
НАПРИМЕР:


Авторское свидетельство № 283885.

Способ деаэрации порошкообразных веществ, отличающийся тем, что с целью интенсификации процесса деаэрацию проводят под действием центробежных сил.
Даны два вещества - порошок и газ - сами по себе невзаимодействующие. Введено поле, образовался веполь:


Другой ПРИМЕР.

Гравитационное поле и спиленное дерево еще не образуют вепольной системы - нет второго вещества, поэтому поле не обрабатывает дерево. По авторскому свидетельству № 461722 падающее дерево встречает на своем пути ножевое устройство, которое срезает сучья:


Чтобы дозированно подавать сыпучие или жидкие вещества, необходимо нанести их ровным слоем на легкоудаляемый материал (например, бумагу). При подготовке такого "бутерброда" происходит переход от одного вещества к двум, а для удаления основы веполь достраивают введением поля (например, теплового или механического).
Авторское свидетельство № 305363.

Способ непрерывного дозирования сыпучих материалов по весу в единице объема, например абразива, при ускоренных износных испытаниях двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что с целью повышения точности абразив предварительно наносят равномерным слоем на поверхность гибкой ленты из легковоспламеняющегося вещества, подают ее с заданной скоростью в зону нагрева и сжигают, а абразив отводят к испытуемому объекту.
Аналогично проводят микродозирование по авторскому свидетельству № 421327: раствор биохимических препаратов наносят на бумагу, а получение необходимой микродозы осуществляют отделением требуемой площадки плоского носителя.
ЗАДАЧА 1

При горячей прокатке надо подавать жидкую смазку в зону соприкосновения металла с валками. Существует множество систем подачи смазки: самотеком, с помощью разного рода "щеток" и "кистей", под напором (т. е. струйками) и т. д. Все эти системы очень плохи: смазка разбрызгивается, поступает в нужные места неравномерно и в недостаточном количестве, большая часть смазки теряется, загрязняет воздух. Нужно иметь десять разных режимов смазки - известные способы не обеспечивают такую регулировку.
Требуется способ смазки, который обеспечит поступление в нужные зоны необходимого количества смазки - без ее потерь и без существенного усложнения оборудования.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ 1 по СТАНДАРТУ 1.1.1:

Способ подачи жидкой смазки в очаг деформации при горячей прокатке отличается тем, что с целью исключения загрязнения окружающей среды и сокращения расхода жидкой смазкой пропитывают носитель, который подают в очаг деформации с прокаливаемым металлом. В качестве носителя используют материал, ликвидирующийся при температуре деформации, например, в результате сгорания или испарения (в частности, бумажную ленту).
Веполи часто приходиться образовывать при решении задач на выполнение операций с тонкими, хрупкими и легко деформирующимися объектами. На время выполнения этих операций объект объединяют с веществом, делающим его твердым и прочным, а затем это вещество удаляют растворением, испарением и т.д.
Авторское свидетельство № 182661.

Способ изготовления тонкостенных трубок из нихрома, включающий волочение и промежуточные отжиги в вакууме, отличающийся тем, что с целью получения трубок с толщиной стенок 0,01 мм и обеспечения при этом допуска отклонения по толщине стенки в пределах 0,002-0,003 мм, повышения выхода годного волочение на последних операциях доводки осуществляют на алюминиевом стержне, удаляемом после обработки вытравливанием щелочью.
Авторское свидетельство № 235979.

Способ изготовления резиновых шаров-разделителей путем формования и вулканизации резиновой оболочки на ядре, отличающийся тем, что с целью придания шару необходимых размеров ядро формируют из смеси измельченного мела с водой с последующей просушкой и разрушением твердого ядра после вулканизации жидкостью, вводимой с помощью иглы.
1.1.2. Переход к внутреннему комплексному веполю
Если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, и условия задачи не содержат ограничений на введение добавок в имеющиеся вещества, задачу решают переходом (постоянным или временным) к внутреннему комплексному веполю, вводя в В1 или В2 добавки, увеличивающие управляемость или придающие веполю нужные свойства:


Здесь В1 - изделие, В2 - инструмент, В3 - добавка; скобками обозначена внутренняя комплексная связь (внешняя комплексная связь обозначается без скобок).
Авторское свидетельство № 265068.

Способ проведения массообменных процессов с вязкой жидкостью. Жидкость предварительно газируют.
Авторское свидетельство № 1044879.

Клапан для токсичных и взрывчатых веществ. Клапан заполнен легкоплавким припоем, в который введены ферромагнитные частицы (с внешней стороны установлен электромагнит).
Пояснения. Нередко по условиям задачи даются два вещества, причем оба они плохо взаимодействуют с полем. Веполь как бы есть (все три элемента заданы) и его как бы нет, он не "складывается". Простейшие обходные пути в этом случае состоят во введении добавок - внутренних (в одно из веществ) и наружных (на одно из веществ). Такие веполи получили название комплексных (стандарты 1.1.2 и 1.1.3).
Иногда одно и то же решение - в зависимости от постановки задачи - может быть записано и как постройка веполя и как постройка комплексного веполя. Например: "Как визуально обнаружить маленькие капельки жидкости?" Решение: синтез веполя - в жидкость предварительно вводят люминофор и освещают зону поиска ультрафиолетовым светом (Авторское свидетельство № 277805). Возможна иная постановка той же задачи: "Как обнаружить неплотности в агрегате холодильника?" Здесь веществами являются "неплотности" и протекающие сквозь них капли жидкости. Люминофор - добавка, образующая внутренний комплекс с веществом жидкости.
^ 1.1.3. Переход к внешнему комплексному веполю
Если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, а условия содержат ограничения на введение добавок в имеющиеся вещества В1 или В2, задачу решают переходом (постоянным или временным) к внешнему комплексному веполю, присоединяя к В1 или В2 внешнее В3, увеличивающее управляемость или придающее веполю нужные свойства:





Предположим, в условиях задачи на обнаружение неплотностей в агрегате холодильника имеется ограничение: люминофор нельзя вводить в жидкость. В этом случае вещество-обнаружитель может быть расположено на наружной поверхности агрегата (Авторское свидетельство № 311109). Возникает внешний комплексный веполь.
^ 1.1.4. Переход к веполю на внешней среде
Если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, а условия содержат ограничения на введение в него или присоединение к нему веществ, задачу решают достройкой веполя, используя в качестве вводимого вещества имеющуюся внешнюю среду.
Авторское свидетельство № 175835.

Саморазгружающаяся баржа по авторскому свидетельству № 163914 отличается тем, что с целью повышения надежности возврата баржи в исходное положение после разгрузки при любых углах крена и опрокидывания она выполнена с балластной килевой цистерной, имеющей в наружных стенках отверстия, постоянно сообщающиеся с забортным пространством.
Нужно иметь тяжелый киль и нельзя иметь тяжелый киль. Выход: сделать киль из воды. В воде такой киль ничего не весит, а когда баржа опрокинута, киль оказывается в воздухе и приобретает вес. Вода не успевает вытечь из отверстий - киль возвращает баржу в нормальное положение.
Если необходимо менять вес движущегося тела, а это сделать нельзя, то телу надо придать форму крыла и, меняя наклон крыла к направлению движения, получить дополнительную направленную вверх или вниз силу.
Авторское свидетельство № 358689.

Центробежный датчик угловой скорости, содержащий двуплечие рычаги и грузы, отличающийся тем, что с целью уменьшения габаритов и веса грузы выполнены в виде крыла для создания дополнительной подъемной силы при вращении.
Авторское свидетельство № 167784.

Центробежный тормозного типа регулятор числа оборотов роторного ветродвигателя, установленный на вертикальной оси ротора, отличающийся тем, что с целью поддержания скорости вращения ротора в малом интервале числа оборотов при сильном увеличении мощности грузы регулятора выполнены в виде лопастей, обеспечивающих аэродинамическое торможение.
Авторское свидетельство № 526399.

Дебалансный вибратор, содержащий вал, дебаланс и устройство для крепления дебаланса к валу на заданном расстоянии от вала, отличающийся тем, что с целью увеличения возмущающей силы дебаланс выполнен в виде тела, имеющего в поперечном сечении профиль крыла.
^ 1.1.5. Переход к веполю на внешней среде с добавками
Если внешняя среда не содержит веществ, необходимых для построения веполя по стандарту 1.1.4, эти вещества могут быть получены заменой внешней среды, ее разложением или введением в нее добавок.
Авторское свидетельство № 796500.

В опорном узле скольжения используют смазку (в данном случае - это внешняя среда). Для улучшения демпфирования смазку газируют, разлагая ее электролизом.
^ 1.1.6. Минимальный режим действия на вещество
Если нужен минимальный (дозированный, оптимальный) режим действия, а обеспечить его по условиям задачи трудно или невозможно, надо использовать максимальный режим, а избыток убрать. При этом избыток поля убирают веществом, а избыток вещества - полем. Избыточное действие обозначено двумя стрелками:


Авторское свидетельство № 242714.

Для получения тонкого слоя краски на изделие наносят избыточное покрытие, окуная изделие в бак с краской. Затем изделие вращают, и центробежные силы сбрасывают избыток краски.
Авторское свидетельство № 907503.

Способ дозирования тонера (включающий добавку в двухкомпонентный проявляющий состав тонера) по мере его расхода в процессе проявления, отличающийся тем, что с целью повышения качества изображения добавку тонера осуществляют в количестве, превышающем максимальный расход тонера на проявление одной копии, а из проявляющего состава одновременно с проявлением удаляют избыточное количество тонера.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconНазначение стандарта исо 9000: 2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
В состав стандартов серии входят стандарты непосредственно представляющие требования, стандарты, представляющие справочную информацию...

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем icon1. Лекция: Основные понятия, концепции ос
В данной лекции вводится понятие операционной системы; рассматривается эволюция развития операционных систем; описываются функции...

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconС. К. Стафеев перечень экзаменационных вопросов по магистерской программе...
Основные понятия теории систем. Искусственные и естественные системы. Классификации систем. Модели систем

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconВ чем заключается отличия открытых от закрытых информационных систем?
Т специали­стов требуется умение применять для построения информационных систем вы­сокотехнологичные изделия различных компаний,...

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем icon1. Исследование механизмов функционирования клеток, тканей, органов,...
Физиология (физис природа) это наука о нормальных процессах жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем,...

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Разработка...
С помощью этих средств осуществляется оперативное взаимодействие людей с объектами контроля и управления, происходит диалог пользователей...

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconРоль и место экономических информационных систем в управлении экономикой, финансами
Оизводством материальных и нематериальных благ, т к они жизненно важны для развития общества. Именно производственные процессы совершенствуются...

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconИсследование происхождения и развития, предсказание дальнейших судеб...
Астрономия наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconПравила и нормы охраны труда, техники безопасности для рабочего места...
Особенности современных методов и средств проектирования информационных систем, основанных на использовании case-технологии 12

Итак, стандарты это правила синтеза и преобразования технических систем, непосредственно вытекающие из законов развития этих систем iconЭволюция систем органов хордовых
В учебно-методическом пособии по эволюции указан филогенез и соотношение онто- и филогенеза в развитии кожных покровов и скелета,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов