Скачать 0.71 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Ижевский государственный технический университет Химия Методические указания, контрольные задания и вопросы для подготовки к экзаменам для студентов – заочников © Кибенко В. Д. 2002 ©Издательство ИжГТУ, 2002 Ижевск 2002 УДК 54 Составитель В. Д. Кибенко Химия Методические указания, контрольные задания и вопросы для подготовки к экзаменам для студентов – заочников. – Ижевск: ИжГТУ, 2002 – 37 с. В работе представлены методические указания по изучению дисциплины ''Химия'', варианты контрольных заданий по основным разделам курса и вопросы, выносимые на экзамен с типовыми задачами. Приведены основные справочные данные, необходимые для решения контрольных заданий и список литературы. Предназначена для студентов – заочников 1 курса всех специальностей, изучающих курс химии в Ижевском государственном техническом университете. Рекомендована к изданию на заседании кафедры ''Химия и химическая технология'' ИжГТУ, 30 мая 2002 г. ^ Химия, являясь одной из фундаментальных естественно - научных дисциплин, изучает материальный мир, законы его развития, химическую форму движения материи. Знание химии необходимо для плодотворной творческой деятельности инженера любой специальности. Основным видом учебных занятий студентов – заочников является самостоятельная работа над учебным материалом. В курсе она включает изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольных заданий, выполнение лабораторных работ, индивидуальные консультации, посещение лекций, сдачу зачетов по лабораторному практикуму и сдачу экзамена по всему курсу. ^ Решение задач – один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала. К выполнению контрольного задания можно приступать только тогда, когда по учебнику и учебным пособиям будет усвоена соответствующая тема курса и тщательно разобраны решения примеров типовых задач по данной теме. При первом чтении темы курса по учебнику не задерживайтесь на математических выводах, составлении уравнений реакций; старайтесь получить общее представление по изучаемым вопросам, а также отмечайте трудные или неясные места. При повторном изучении темы усвойте все теоретические положения, математические зависимости и их выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Вникайте в сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий химии, новые незнакомые термины и названия, формулы и уравнения реакций, математические зависимости и их выводы. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объем конспектируемого материала. Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена. Решение задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы. При решении задач нужно приводить весь ход решения и математические преобразования. Численные значения рассчитанных величин приводить с разумной точностью и указывать их размерность. Для замечаний рецензента надо оставлять широкие поля; писать четко и ясно; номера и условия задач переписывать в том порядке, в каком они указаны в задании. В конце работы следует привести список использованной литературы с указанием года издания. Работы должны быть датированы, подписаны студентом и представлены на рецензирование. Если контрольная работа не зачтена, её нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями рецензента. Исправления следует выполнять в конце тетради, а не в рецензированном тексте. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается как сделанная. К сдаче экзамена допускаются студенты, которые выполнили контрольные задания и сдали зачет по лабораторному практикуму. Экзаменатору студенты предъявляют зачетную книжку и зачтенные контрольные работы. Контрольное задание №1 Тема: «Строение атома»
Контрольное задание № 2 Тема: «Химическая связь»
^ Тема: «Энергетика химических процессов» 1. Вычислить стандартную теплоту образования бензола С6Н6(ж), если известны теплоты сгорания водорода, углерода и бензола. 2. Определить стандартную теплоту образования этилового спирта, если теплоты сгорания углерода, водорода и этилового спирта соответственно равны: –393,51; –285,84;–1366,91 кДж/моль. 3. Вычислите изменение энергии Гиббса при 25° и 727°С для реакции: С(графит) + H2O(г) = H2(г) + CO(г) (Влиянием температуры на ΔН°298 и ΔS°298 пренебречь) а) при каком из указанных температурных условий принципиально возможно протекание реакции? б) какой фактор – энтальпийный или энтропийный – определяет возможность протекания этой реакции? 4. Вычислите ΔН°298 хлорида аммония, если для реакции: NH3(г) + НС1(г) = NН4Сl(т), ΔН°298 = –176,93кДж. 5. Окисление аммиака протекает по уравнению: 4NН3(г) + 3O2(г) = 2N2(г) + бН2O(ж); ΔН°298= –1528кДж. Определите стандартную теплоту образования NН3 и NH4ОН, если теплота растворения NH3 в воде равна –34,65кДж. 6. Восстановление диоксида свинца водородом протекает по уравнению: РЬO2(т) + Н2(г) = РbО(желтый) + H2O, ΔН°298= –182,8кДж. Определите стандартную теплоту образования РbО2(т). 7. Вычислив ΔG°298 системы РbO2(т) + Рb(т) = 2РbО(жёлтый) на основании ΔН°298 и S°298 реагирующих веществ, определите, возможна ли эта реакция. 8. Укажите, какие из приведённых реакций протекают самопроизвольно и являются экзотермическими: а) 2Н2O2(ж) = 2Н2O(ж) + O2(г) б) 3Н2(г) + N2(г) = 2NН3(г) в) N2O4(г) = 2NO2(г) 9. Реакция восстановления Fе2O3 водородом протекает по уравнению: Fе2O3(т) + 3Н2(г) = 2Fe(т) + 3Н2O(г) Возможна ли эта реакция при стандартных условиях. При какой температуре начнётся восстановление Fе2O3? 10. Вычислите ΔН°, ΔS°, ΔG° реакции, протекающей по уравнению: Fе2O3(т) + 3С(т) = 2Fе(т) + 3СО(г). Возможна ли реакция восстановления Fе2O3 углеродом при температуре 500 и 1000К? 11. При какой температуре наступит равновесие системы: 4НС1(г) + O2(г) = 2Н2O(г) + 2С12(г); Хлор или кислород в этой системе являются наиболее сильным окислителем и при каких температурах? 12. Вычислите, сколько теплоты выделится при сгорании 165л (н.у.) ацетилена С2H2, если продуктами сгорания являются диоксид углерода и пары воды. 13. Определите, при какой температуре начнётся реакция восстановления Fе3O4, протекающая по уравнению: Fе3O4(т) + СО(г) = ЗFеО(т) + СО2(г). 14. Реакция горения этилового спирта выражается термохимическим уравнением С2Н5OH(ж) + O2(г) = 2СO2(г) + 3Н2O(ж), ΔН=?. Вычислить тепловой эффект реакции, если известно, что мольная теплота парообразования С2Н5OН(ж) равна +42,36кДж и известны теплоты образования С2Н5OН(г); СО2(г); Н2O(ж). 15. Какие из карбонатов: ВеСО3, СаСО3 или ВаСО3 – можно получить по реакции взаимодействия соответствующих оксидов с СО2? Какая реакция идёт более энергично? Вывод сделайте, вычислив ΔG°298 реакций. 16. Вычислите изменение энтропии для реакций, протекающих по уравнениям: 2СН4(г) = С2Н2(г) + 3Н2(г) N2(г) + 3Н2(г) = 2NH3(г) С(графит) + O2(г) = СО2(г) Почему в этих реакциях ΔS°298>0, <0, = 0? 17. Какой из оксидов: СаО, Аl2О3 или ZnО может быть восстановлен водородом до свободного металла? Ответ подтвердить расчётом ΔG°298 процесса. 18. Для каких оксидов: Rb2О, СuО, МnО или РbО принципиально осуществима реакция восстановления водородом в стандартных условиях. Ответ подтвердите расчётом ΔG°298 процесса. 19. Вычислите, сколько теплоты выделится при гашении 100 г извести при стандартных условиях. 20. Рассчитать ΔG°298 следующих реакций и установить в каком направлении они могут протекать самопроизвольно в стандартных условиях: а) 2ZnO(т) + С(графит) = 2Zn(т) + СО2(г) б) ZnО(т) + Н2(г) = Zn(т) + Н2О(г) в) ZnO(т) + Мg(т) = Zn(т) + МgO(т) 21. Рассчитать ΔG°298 реакции МgО(т) + СО2(г) = МgСО3(т) и установить, в каком направлении она может протекать самопроизвольно в стандартных условиях. Установить температуру, при которой МgО и МgСО3 находятся в равновесии с СO2. 22. Вычислить ΔG°298 реакции Fе3O4(т) + 4Н2(г) = 3Fе(т) + 4Н2O(г) и установить, в каком направлении она может протекать самопроизвольно в стандартных условиях. Определить температуру при которой она начнёт протекать. 23. Вычислите ΔG°298 реакции FеО(т) + Н2(г) = Fе(т) + Н2О(г) и установите, в каком направлении она может протекать самопроизвольно в стандартных условиях. Определите температуру при которой она начнёт протекать. 24. Вычислите ΔG°298 реакции СаО(т) + СО2(г) = СаСО3(т) и установите, в каком направлении она может протекать самопроизвольно в стандартных условиях. Определите температуру, при которой СаО и СаСО3 находятся в равновесии с СО2. 2 ΔH1= –75,36кДж ΔH2= –1206,9 кДж ΔH3= –46,19 кДж ΔH4= –241,83 кДж 5. Определите энтальпию реакции образования цианамида кальция СаСN2, если известны тепловые эффекты реакций: СаСN2(т) + ЗН2О(г) = СаСО3(т) + 2NН3(г) Са(т) + С(графит) + 3/2О2 = СаСО3(т) 1/2N2(г) + 3/2Н2(г) = NН3(г) Н2(г) + 1/2О2(г) = Н2О(г) 26. Исходя из величины ΔG°298 соединений, участвующих в реакции, определите возможно ли самопроизвольное протекание реакции при стандартных условиях: Аl2О3(т) + 3SО3(г) = А12(SО4)3(т) Вычислить температуру равновесия для этой реакции. 27. Вычислить теплотворную способность в кДж/кг и ккал/кг угля, содержащего 10% негорючих примесей. 28. Вычислить тепловой эффект реакции 2С2Н2(г) + 5O2(г) = 4СO2(г) + 2Н2O(г). Сколько теплоты выделится от сгорания 1 л ацетилена? 29 Возможно ли восстановление диоксида титана до свободного металла по схеме: ТiO2(т) + 2С(графит) = Тi(т) + 2СО(г) при температурах 298 и 2500К? 30 Вычислите при какой температуре становится возможным протекание реакции: РСl5(г) = РС13(г) + С12(г). Может ли она протекать самопроизвольно в стандартных условиях? ^ |
![]() | ... | ![]() | Приведены теоретические сведения, методические рекомендации, контрольные вопросы и задания для выполнения лабораторных работ по разделу... |
![]() | Производство электроэнергии. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников | ![]() | Методические указания и контрольные задания по дисциплине Стандартизация норм точности для студентов специальности: 1- 38. 02. 01... |
![]() | Методические указания предназначены для самостоятельного изучения предмета, выполнения контрольных работ и подготовки к экзаменам... | ![]() | Методические указания и контрольные задания по дисциплине "Электротехника и электроника" для студентов спец. 37 01 06 "Техническая... |
![]() | Если все задания выполнены без ошибок, то студент допускается к защите этих работ, которая происходит во время экзаменационной сессии... | ![]() | Методические указания предназначены для выполнения контрольных работ студентами-заочниками специальности 1-70 02 01. Изложено содержание... |
![]() | ... | ![]() | Брестский государственный технический университет, 2002. й политехнический институт |