Скачать 1.68 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Оскотская Э.Р., Сенчакова И.Н. ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ I) Учебное пособие для студентов Орел 2008 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ^ Оскотская Э.Р., Сенчакова И.Н. ПРАКТИКУМ ПО АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ (ЧАСТЬ I) Учебное пособие для студентов Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032300 (050101) - химия Орел 2008 УДК 543 Печатается по решению РИС Орловского государственного университета Протокол №2 от 17.11.2005 Составители: Оскотская Э.Р., Сенчакова И.Н. Научный редактор: проф. Оскотская Э.Р. Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Пособие предназначено для проведения лабораторных и семинарских занятий по аналитической химии. В нем дан полный перечень лабораторных работ по качественному анализу (кислотно-щелочная система анализа катионов). Рассмотрены основные принципы и методы качественного анализа, приведена классификация качественных реакций. Весь материал пособия разбит по занятиям, к каждому из которых прилагаются вопросы и задачи для самоподготовки студентов. © Оскотская Э.Р., 2008 ^ МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА Основная задача качественного анализа — обнаружение атомов, ионов, молекул, находящихся в исследуемом материале. Обнаруживают вещества с помощью химических реакций или по физическим аналитическим свойствам. В соответствии с этим различают химические и физические методы качественного анализа. Анализируемые вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном агрегатных состояниях. В зависимости от этого меняется методика проведения качественных реакций, которые могут выполняться с сухими веществами и в растворах. С сухими веществами проводят пирохимические реакции — пробы окрашивания пламени, получение окрашенных стекол или «перлов», металлических «корольков», а также применяют растирание веществ с твердым реактивом. В практике качественного анализа наибольшее распространение получили реакции, происходящие в растворах. Вещества сначала переводят в раствор, затем проводят качественные реакции. Реакции сопровождаются различным аналитическим эффектом: выпадением или растворением осадка, образованием кристаллов определенной формы, образованием или изменением окраски, экстракцией окрашенных веществ, выделением газов. В соответствии с этим различают осадочные, цветные, экстракционные, микрокристаллоскопические, газообразующие реакции. Примером цветной реакции является обнаружение йода раствором крахмала, который приобретает синий цвет в присутствии I2. Катионы Рb2+ обнаруживают осадочной реакцией с иодидом калия. При этом образуется осадок PbI2, имеющий золотисто-желтый цвет. Микрокристаллоскопические реакции применяют при обнаружении катионов К+, Na+, Mg2+. Выделение газов используется при обнаружении соединений аммония, сероводорода, угольной кислоты. Из физических методов качественного анализа наибольшее развитие получил спектральный анализ, с помощью которого наблюдают спектры поглощения или испускания вещества. По характеру спектров делают заключение о веществе. К спектральным примыкают люминесцентные методы, основанные на способности некоторых веществ светиться в ультрафиолетовом излучении. Обнаружение ионов и веществ возможно также полярoграфическим путем, когда присутствие вещества определяют по электрохимическим явлениям, возникающим в растворе. При исследовании смесей веществ и различных материалов применяют дробный или систематический анализ. Дробный анализ проводят с отдельными порциями раствора или порошка пробы в присутствии всех компонентов пробы. Для проведения дробного анализа используют характерные качественные реакции, которые присущи только данному иону или веществу, или применяют маскирование мешающих веществ. Систематический анализ предусматривает разделение смесей групповыми реактивами, позволяющими отделить группу веществ и проводить их обнаружение после разделения или выделения. При анализе смесей часто применяют хроматографические и экстракционные способы их разделения. В хроматографическом анализе используют различную способность веществ к адсорбции или распределяться между несмешивающимися жидкостями. В экстракционных методах к водному раствору смеси добавляют органический растворитель, не смешивающийся с водой. При этом некоторые вещества или продукты реакций, особенно типа комплексных соединений, избирательно переходят в органическую фазу. Существенное значение имеет навеска анализируемой пробы, от которой зависит техника анализа. В зависимости от ее величины методы качественного анализа делят на макро-, полумикро-, микро- и ультрамикро-методы. Макроанализ (грамм-метод) проводят с несколькими кубическими сантиметрами раствора (около 0,1 г вещества) в пробирках, осадки отделяют на воронках с бумажными фильтрами. При полумикроанализе (сантиграмм-метод) вещества берут в 10 — 20 раз меньше, для работы используют микропробирки, осадки отделяют центрифугированием, реактивы добавляют каплями. Полумикроанализ получил большое распространение, так как значительно ускоряет проведение анализа и экономит реактивы. В микрохимическом (микрограмм-метод) анализе (навески вещества 0,001 г и меньше) реакции выполняют в специальной посуде, на предметных и часовых стеклах. Ультрамикрохимическим (пикограмм-метод) методом анализируют 10-6 — 10-12 г пробы, анализ проводят в специальных капиллярах под микроскопом. По способу выполнения различают реакции пробирочные, капельные, микрокристаллоскопические, пламенные, растирания, в газовой камере и др. ^ В качественном анализе большое значение имеет чувствительность аналитических реакций. Под чувствительностью реакций понимают то наименьшее количество вещества (иона), которое можно открыть с помощью данного реактива. Количественно чувствительность реакций характеризуется тремя взаимно связанными показателями: открываемым минимумом (m), предельной концентрацией (спред) или же предельным разбавлением (Vпред) и минимальным объемом предельно разбавленного раствора (Vмин). ^ называется наименьшее количество вещества (иона), которое при определенных условиях можно открыть действием данного реактива. Так как в аналитических реакциях величина открываемого минимума очень мала, то ее выражают не в граммах, а в микрограммах (мкг), т. е. в миллионных долях грамма: 1 мкг = 1 . 10-6 г = 1 . 10-3 мг. Чем меньше открываемый минимум, тем чувствительнее реакция, тем полнее и быстрее она протекает. ^ называется отношение массы определяемого иона к массе наибольшего количества растворителя, выраженной в тех же единицах. Так как обычно растворителем является вода, то массу воды, выраженную в граммах, можно заменить числом миллилитров ее. В этом случае предельная концентрация показывает отношение 1 г определяемого иона к максимальному объему воды в миллилитрах. Предельная концентрация выражается в г/мл и обозначается через спред. Величина, обратная предельной концентрации, называется предельным разбавлением. Предельное разбавление показывает, в каком количестве миллилитров водного раствора содержится 1 г определяемого иона. Предельное разбавление выражается в мл/г и обозначается через Vпред. Исследуемый раствор, с которым реакция открытия удается на 50%, называется предельно разбавленным, а его концентрация — предельной или минимальной.. ^ величина, обратная предельной концентрации. Реакция будет тем чувствительнее, чем меньше предельная концентрация или чем больше предельное разбавление исследуемого раствора. Если тот или иной ион открывается двумя или несколькими реакциями, то более чувствительной будет та реакция, которая удается с раствором, имеющим наименьшую предельную концентрацию или наибольшее предельное разбавление. Третьим показателем чувствительности реакции является минимальный объем предельно разбавленного раствора. ^ (Vмин) предельно разбавленного раствора называется объем раствора, содержащий открываемый минимум определяемого иона. Между открываемым минимумом т, предельной концентрацией спред предельным разбавлением Vпред и минимальным объемом Vмин существует определенное соотношение, так как все эти показатели характеризуют одно и то же свойство — чувствительность аналитической реакции. По данным И. М. Коренмана и А. П. Крешкова, взаимосвязь между показателями чувствительности реакции может быть выражена формулами, которые при использовании принятых нами обозначений имеют следующий вид: m = спред Vмин . 106 Если вместо предельной концентрации спред дано предельное разбавление Vпред, то Vмин . 106 m ![]() Vпред Пользуясь этими формулами, можно рассчитать любой из трех показателей чувствительности реакции, если известны два из них. В таблице 1 приведена чувствительность основных методов качественного анализа. Таблица 1 ^
^ Иногда для ускорения качественного анализа применяют растирание анализируемой пробы с сухим реактивом. В сухих реактивах и веществах всегда присутствуют небольшие количества влаги, что создает необходимые условия для проведения реакций методом растирания. Качественные реакции этим методом выполняют на фарфоровых пластинках, растирание осуществляют осторожно стеклянной палочкой. Можно также применить растирание на бумаге стеклянной палочкой. Реакции растирания обладают высокой чувствительностью (до 5 . 10-6 г). В случае необходимости при их выполнении применяют маскирующие реактивы. Для проведения анализа методом растирания бывает необходимо перевести вещества в форму, способную растворяться в воде. Для этого их растирают с гидросульфатом калия KHSO4. Например, оксиды и сульфиды многих металлов не дают реакций методом растирания, но после смешивания с гидросульфатом калия переходят частично в гидросульфаты катионов, способные вступать в характерные реакции. При проведении реакций растиранием кроме влаги большую роль играет местный нагрев, который также способствует проведению реакций. Некоторые реакции обнаружения ионов методом растирания приведены в табл. 2. Таблица 2 ^
^ Ряд методов качественного анализа основан на проведении пирохимических реакций, проводимых сплавлением, нагревом на древесном угле, в пламени газовой горелки или паяльной лампы. При этом вещества окисляются кислородом воздуха, восстанавливаются оксидом углерода СО, атомарным углеродом пламени или древесного угля. Окисление и восстановление может привести к образованию окрашенных продуктов (оксидов или свободного металла). Одной из наиболее употребительных пирохимических реакций является проба окрашивания пламени. Для проведения таких проб петлю из платиновой или нихромовой проволоки погружают в концентрированную НСl, прокаливают (для очистки), затем захватывают петлей немного вещества и вносят в пламя. Пламя окрашивается в характерный для катиона цвет. Окраска пламени, вызываемая некоторыми катионами, приведена в табл.3. Таблица 3 ^
При проведении проб окрашивания пламени желтая окраска, вызываемая натрием, мешает обнаружению других цветов. Поэтому предварительно платиновую петлю обрабатывают НСl и прокаливают до исчезновения желтой окраски. Если в пробе присутствует натрий, пламя рассматривают через синее стекло (или раствор индиго), избирательно поглощающее желтую часть спектра. Быстрые ориентировочные сведения о составе вещества можно получить с помощью «перлов». Чаще всего используют перлы буры и фосфатов, перлы получают, нанося на платиновую петлю, смоченную раствором пробы, буру или гидрофосфат натрия-аммония и сплавляя смесь в окислительной, затем в восстановительной зоне пламени. Цвет перлов в буре и в фосфате получается одинаковым и зависит от металла, характера зоны пламени горелки (окислительная или восстановительная) и от того, расплавлен или охлажден перл (табл.4). Иногда используют получение металлических «корольков», которые получают прокаливанием пробы вещества с содой на древесном угле с помощью паяльной трубки. Корольки в зависимости от металла получаются либо в виде блестящего кусочка сплавленного металла (легкоплавкие металлы — Ag, Sn, Pb, Bi, Sb), либо в виде губчатой массы (тугоплавкие металлы — Fe, Со, Ni, Сu). Цвет, вид королька и возгона оксида, образующегося около него на угле, может дать некоторую информацию о характере анализируемой пробы. Например, соли Сu образуют губчатые корольки красного цвета; соли Fe, Ni — блестящие белые; соли Sn, Ag, Sn — серые губчатые. |
![]() | Щая теоретические основы и методы химического анализа. Это не просто дисциплина, накапливающая и систематизирующая знания; это наука... | ![]() | Учебное пособие предназначено для подготовки студентов ргупс к промежуточной и итоговой аттестации по общей химии, проводимой в тестовой... |
![]() | Л. А. Каминская. Курс лекций по биоорганической химии: Учебное пособие для студентов 1 курса очного обучения. Специальности: 060101... | ![]() | Лабораторный практикум предназначен для лучшего усвоения студентами программного материала общетеоретической и прикладной части курса... |
![]() | Практикум з психології : короткий конспект з дисципліни, укладені ст викладачем кафедри практичної психології Черепєхіною О. А | ![]() | ... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия... | ![]() | Налоги и налогообложение. Учебное пособие для студентов специальности «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» /Ефименко... |
![]() | Учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Теоретические основы электротехники» студентами энергетических... | ![]() | Пособие для самостоятельной работы предназначено для студентов специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» |