Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена»




Скачать 120.65 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине «гигиена»
Дата публикации03.08.2013
Размер120.65 Kb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Химия > Вопросы к экзамену
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИГИЕНА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВОПРОСЫ ПО ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ:

1. Гигиена как наука. Современная дифференциация гигиены. Связь с другими науками. Методы гигиены. Понятие "Здо­ровье". Первичная, вторичная, третичная профилактика.

2. История развития гигиены. Основоположники зарубежной и отечественной гигиены. Представители современной отечественной гигиены.

3. Гигиеническое нормирование факторов окру­жающей среды. Основные принципы гигиенического нормирования. ПДК.

4. Гигиеническое нормирование вредных веществ в воде, атмосферном воздухе, почве. Комбинированное, комплексное, сочетанное воздействие факторов окружающей среды.

5. Характер токсического действия химических соединений (две группы). Классы опасности, критерии опасности. Комбинированное, комплекс­ное, сочетанное воздействие химических веществ.

6. Физиологическое, санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое значение воды. Роль водного фактора в распространении инфекционных, паразитарных заболеваний, а также заболеваний, связанных с химическим составом воды.

7. Источники и системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. ГОСТ 2761-84. «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические и технические требования и правила выбора». Его значение и применение. Зоны санитарой охраны водоисточников.

8. «Питьевая вода. Гигиениче­ские требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества 2.1.4.1074-01" - основные положения и примене­ние. Способы обработки во­ды (очистка и обеззараживание воды). Специальные способы улучшения качества воды.

9. Этапы и способы обработки воды на водопроводных станциях.

10. Эколого-гигиеническое значение почвы. Эпидемиологическое значение почвы.

11. Состав и свойства почвы. Процессы самоочищения. Санитарные показатели чистоты почвы.

12. Санитарная очистка населённых мест. Классификация отбросов. Системы канализации. Сравнительная характеристика хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.

13. Канализационная и вывозная система очистки населённых мест. Обработка сточных вод на станциях аэрации и почвенны­ми методами.

14. Обезвреживание жидких отходов на станциях аэрации (механическая и биологическая обработка). Почвенные методы очистки сточных вод.

15. Проблема удаления и обезвреживания твердых отходов (сбор, удаление, методы обезвреживания).

16. Биологическое действие и гигиеническое значение видимого света.

17. Биологическое действие и гигиеническое значение инфракрасной части солнечного спектра.

18. Биологическое действие и гигиеническое значение ультрафиолетовой части солнечного спектра.

19. Гигиена питания. Проблемы питания в современном мире. Виды питания. Концепция и основные принципы рационального питания. Алиментарные заболевания и их профилактика.

20. Составные части пищевых продуктов. Значение жиров в обеспечении жизнедеятельности организма.

21. Значение углеводов в обеспечении жизнедеятельности организма. Простые и сложные углеводы, их источники.

22. Значение белков в обеспечении жизнедеятельности организма. Белки животного и растительного происхождения, источники.

23. Минеральные вещества, их роль в питании человека. Роль гигиенических мероприятий в профилактике эндемических забо­леваний.

24. Биомикроэлементы и их роль в возникновении эндемических заболеваний. Биогеохимические провинции.

25. Эндемический флюороз, роль гигиенических мероприятий в профилактике эндемического флюороза.

26. Эндемический зоб. Причины возникновения. Способы определения напряженности зобной эндемии (Индекс Ленца-Бауэра, коэффициент Коломийцевой). Профилактика эндемического зоба.

27. Значение витаминов в питании человека. Формы витаминной недостаточности.

28. Водорастворимые витамины.

29. Жирорастворимые витамины.

30. Концепция и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноценность питания, сбалансированность рациона.

31. Алиментарные заболевания. Алиментарная дистрофия. Квашиоркор. Избыточное питание, его роль в возникновении хронических неинфекционных заболеваний. Профилактика алиментарных заболеваний.

32. Пищевые отравления: концепция, классификация. Профилактика микробных пищевых отравлений.

33. История возникновения и развития городов. Современные принципы градостроения. Гигиенические проблемы современных крупных городов.

34. Генплан и его гигиенические задачи. Зонирование города. Типы застройки квартала. Гигиенические требования к застройке микрорайона. Категории городов.

35. Особенности жизни в крупных городах и их влияние на здоровье населения. Особенности планировки сельских мест.

36. Гигиена лечебно-профилактических учрежде­ний. Профили и системы больничных сооружений. Выбор местности. Зонирование больничного участ­ка.

37. Палатная секция как основное звено больничного отделения (требования к палатам, коридорам, лестницам). Санитарно-гигиенические требования к освещению, отоплению, микроклимату, канализации, водоснабжению больниц.

38. Меры борьбы с внутрибольничными инфекциями.

39. Гигиена инфекционных больниц и инфекционных отделений. Размещение больных. Методы борьбы с внутрибольничной инфекцией.

40. Труд и здоровье населения. Профессиональные заболевания.

41. Классификация опасных и вредных факторов производства.

42. Оздоровительные мероприятия на производстве: законодательные и административные; организационные; технологические; санитарно-технические; средства индивидуальной защиты; лечебно-профилактические.

43. Гигиена умственного и физического труда. Основы физиологии труда. Работоспособность. Утомление, переутомление, их профилактика. Профессиональные заболевания.

44. Физиологические особенности умственного труда. Умственное утомление. Физиолого-гигиенические основы организации умственного труда.

45. Профессиональные заболевания, связанные с пылевым фактором. Пневмокониозы, их клас­сификация. Профилактика пневмокониозов.

46. Промышленные яды, их классификация. Классы опасности. Критерии опасности. Пути проникновения и трансформации в организме. Основные направления профилактики.

47. Гигиена труда медицинских работников.

48. Гигиена труда врачей хирургического профиля.

49. Радиационная гигиена. Основные понятия: радиоактивность, ионизирующее излучение, виды доз.

50. Главные закономерности действия ионизирующих излучений (ИИ) на организм человека. Действие ИИ на клеточном уровне и на целостный организм.

51. Эффекты биологического действия ИИ: детерминированные и стохастические; соматические и наследственные; острые (ранние) и отдаленные.

52. Принципы защиты персонала и пациента при проведении рентгенодиагностических процедур. Мероприятия по снижению доз облу­чения персонала и пациента.

53. Классификация опасных и вредных факторов среды обитания. Химическое, физическое и биологическое загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания. Меры борьбы.

54. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в современном мире. Влияние на здоровье населения. Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха.

55. Загрязнение окружающей среды. Вторичные явления окружающей среды (смог, фотохимический туман, кислотные дожди, разрушения озонового слоя, парниковый эффект).

56. Гигиенические проблемы акклиматизации человека к условиям Крайнего Севера (вредные факторы климата, физиологические реакции организма, организация жилища, питания, режима труда и отдыха, гигиенические требования к одежде и обуви).

57. Гигиенические проблемы акклиматизации человека к условиям жаркого климата (вредные факторы климата, физиологические реакции организма, организация жилища, питания, режима труда и отдыха, гигиенические требования к одежде и обуви).

58. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническое значение.

59. Состояние здоровья детей и подростков. Влияние социальных и экономических факторов на состояние здоровья. Критерии и группы здоровья.

^ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАТИКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:

1. Гигиеническая характеристика местного (нецентрализованного) водоснабжения. Источники местного водоснабжения. Требования к устройству шахтного колодца. «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана водоисточников» - СанПиН 2.1.4.1175-02.

2. Органолептическое исследование воды (запах, цветность, вкус, прозрачность, мутность). «Питьевая вода. Гигиениче­ские требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества 2.1.4.1074-01" - основные положения и примене­ние.

3. Очистка воды, методы. Сущность механизма коагуляции. Выбор оптимальной дозы коагулянта.

4. Методы обеззараживания воды. Хлорирование воды. Способы хлорирования. Выбор оптималь­ной дозы хлора при хлорировании нормальными дозами хлора. Хлорирование воды повышенными дозами хлора.

5. Гигиеническая оценка микроклимата закрытых помещений. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха. Механизмы терморегуляции. Гипертермия и гипотермия. Приборы, используемые для измерения температуры и влажности воздуха. Нормы для различных помещений.

6. Атмосферное давление, влияние его колебаний на здоровье человека. Гипобария. Причины возникновения, симптомы, компенсаторные реакции организма. Профилактика высотной болезни.

7. Декомпрессионная (кессон­ная болезнь), механизм её развития. Профилактика.

8. Гигиеническое значение движения воздуха. Приборы, правила измерения, нормы для различных помещений. Роза ветров.

9. Методы комплексной оценки микроклимата (метод кататермометрии и метод эффективных эквивалентных температур). Определение ЭЭТ по номограмме.

10. Химический состав атмосферного воздуха. Изменение состава воздуха, связанное с длительным пребыванием людей в помещениях (герметично и негерметично замкнутых). Оценка санитарного состояния воздуха жилых помещений. Определение концентрации СО2 в воздухе помещений и ее гигиеническая оценка.

11. Вентиляция. Виды. Оценка эффективности венти­ляции расчетным методом и по содержанию диоксида углерода в воздухе.

12. Гигиеническая оценка естественного освещения помещений. Мероприятия строительного и планировочного характера, обеспечивающие его достаточность. Показатели достаточности естественного освещения и их нормативы для различных помещений.

13. Искусственное освещение помещений. Основные электрические источники света. Типы светильников, системы ис­кусственного освещения. Показатели достаточности искусственного освещения, методы их определения, нормы для различного рода помещений.

14. Суточный расход энергии человека, его сос­тавляющие. Основной обмен, способы и условия его измерения. Энергозатраты, связанные с приемом пищи и профессиональной деятельностью человека. Измерение суточного расхода энергии.

15. Виды питания. Основные принципы рационального питания. Принципы составления рациона. Оценка меню-раскладки.

16. Оценка адекватности индивидуального пита­ния. Критерии адекватности индивидуального питания (росто-весовые индексы, биохимические показатели мочи и крови, состояние здоровья как показатель адекватности питания). Понятие о пищевом статусе, его виды.

17. Гигиеническая экспертиза молока. Органолептическое исследование молока. Определение плотности и жирности молока. Проба на крахмал. Определение свежести молока (определение кислотности, проба на редуктазу, алкогольная проба, проба на кипячение). Проба на соду.

18. Гигиеническая экспертиза мяса. 25-бальная система оценки мяса. Органолептическое, химическое и бактериоскопическое исследование мяса. Проба с реактивом Несслера. Пробы, помогающие выявить запах мяса. Проба Андриевского. Исследование мяса на гельминтозы.

19. Гигиеническая экспертиза рыбы, консервов. Органолептическое и химическое исследование рыбы. Определение доброкачественности консервов. Бомбаж (истинный и ложный). Определение герметичности консервов.

20. Гигиеническая экспертиза муки. Органолептическое исследование. Определение влажности, клейковины, кислотности. Нормы. Проба Говаловского. Обнаружение металлических примесей и насекомых-вредителей.

21. Гигиеническая экспертиза хлеба. Органолептическое исследование хлеба. Определение влажности, кислотности, пористости. Нормы для ржаного и пшеничного хлеба.

22. Витамин С. Биологическая роль. Суточная норма. Факторы внешней среды, способствующие сохранению и разрушению витамина С. Группы пищевых продуктов в зависимости от содержания в них витамина С. Состояния организма, связанные с недостаточным или избыточным поступлением витамина. Способы приготовления пищи, способствующие максимальному сохранению витамина С в продуктах.

23. Пищевые токсикоинфекции. Этиология, источники и пути зараже­ния, клиническая картина, профилактика.

24. Бактериальные токсикозы. Ботулизм. Возбудители, источники заражения, клиника и профилактика бактериальных ток­сикозов.

25. Стафилококковый токсикоз. Возбудители, источники заражения, клиника, профилактика.

26. Пищевые микотоксикозы. Афлотоксикозы, фузариотоксикозы, эрготизм. Этиология, симптоматика, профилактика.

27. Пищевые отравления продуктами растительного и животного происхождения ядовитыми по своей природе. Этиология, симптоматика. Профилактика.

28. Пищевые отравления продуктами растительного и животного происхождения ядовитыми при определенных условиях. Этиология, симптоматика. Профилактика.

29. Пищевые отравления солями тяжелых металлов. Отравления свинцом, цинком, медью. Этиология, клиника, профилактика.

30. Пищевые отравления нитратами и нитритами. Пути поступления и трансформация в организме. Нитрато-нитритная метгемоглобинемия. Профилактика.

31. Санитарные требования к объектам обществен­ного питания (типы пищеблоков, группы помещений, основные требования к их планировке и режиму эксплуатации; условия доставки, хранения и способы обработки продуктов, способы мытья посуды; медицинское обследование персонала пищеблока.

32. Физическое развитие детей и подростков. Особенности физического развития на современном этапе. Биологическая и социальная возрастная периодизации. Частота медицинских осмотров детей в различные возрастные периоды. Группы показателей физического развития. Соматоскопические, соматометрические, физиометрические показатели физического развития, правила их измерения и оценка.

33. Оценка физического развития детей и подростков сигмальным методом с построением профиля физи­ческого развития. Недостатки метода.

34. Оценка физического развития детей и подрост­ков комплексным методом.

35. Гигиенические требования к общеобразовательным школам. Размещение школьного участка по отношению к другим объектам города. Зонирование школьной территории. Требования к школьному зданию и размещению классов и лабораторий. Гигиенические требования к классам (размеры, освещение, вентиляция, параметры микроклимата).

36. Гигиенические требования к классам, лабораториям, школьной мебели. Основные размеры школьной парты. Маркировка школьной мебели. Требования к микроклимату и освещению учебных классов.

37. Гигиена учебного процесса в общеобразовательных школах. Гигиеническая оценка школьного расписания. Утомление и переутомление. Профилактика возникновения переутомления. Организация учебного процесса (уроки, пере­мены, условия выпол­нения домашних заданий).

38. Вибрация, ее влияние на организм человека в условиях производства. Меры профилактики.

39. Шум, его влияние на организм человека в условиях производства. Меры профилактики вредного воздействия шума.

40. Пневмокониозы. Классификация пневмокониозов. Силикозы. Профилактика вредного воздействия пыли на производстве.

41. Факторы, формирующие биологический эффект ионизирующих излучений (ИИ). Категории населения, подвергающиеся воздействию ИИ. Основные принципы радиационной безопасности (принципы обоснования, нормирования, оптимизации).

42. Приборы дозиметрического контроля. Определение радиоактивности различных объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды и продуктов питания).

43. Эколого-гигиеническое значение почвы. Комплексные гигиенические показатели санитарного состояния почвы.

44. Основные элементы здорового образа жизни. Формирование и пропаганда ЗОЖ среди студенческой молодежи.

45. Закаливание. Основные принципы и методы закаливания.

46. Личная гигиена и ее элементы (физическая культура, гигиена кожи, ногтей, волос, гигиена обуви и одежды)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»
Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена...
Содержание учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», ее значение для работы педагога

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Право»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Право» по направлению подготовки «Бакалавр экономики»

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconПеречень экзаменационных вопросов итогового контроля по дисциплине...
Гигиена как основная профилактическая дисциплина; предмет, цели, задачи гигиены. Значение гигиенических мероприятий в деятельности...

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Фундаментальная культурология» для студентов 4 курса специальности «Культурология (по направлениям)»...

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Организация производства»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Организация производства» (итф 5 курс – молоко, мясо)

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Технологии гостиничного сервиса»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Технологии гостиничного сервиса» для студентов 2 курса сгф,зф направления 101100 «Гостиничное дело...

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Гигиена»
Гигиеническое нормирование, как основное звено в профилактике заболевания населения, обусловленных условиями жизни, труда

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Механика грунтов, основания и фундаменты»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Механика грунтов, основания и фундаменты» для студентов специальности пгс IV курс (дневная форма...

Вопросы к экзамену по дисциплине «гигиена» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Информационные системы в экономике» для студентов 3 курса всех специальностей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов