Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия»




Скачать 106.02 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия»
Дата публикации10.08.2013
Размер106.02 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Химия > Методические рекомендации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра биологической химии, клинической лабораторной диагностики,

общей и клинической иммунологии



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________2013г
Заведующий кафедрой _____________

________________ Е.В. Просекова


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию № 32

Модуль VI: Биохимия органов и тканей
учебной дисциплины «Биологическая химия»

^ Направление подготовки (специальность) 060105 Медико-профилактическое дело

курс II семестр IV


Составитель: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

Рецензент: Артюкова О.А., к.б.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Владивосток – 2013 г.


^ Практическое занятие №32

Тема: Биохимия печени.
Мотивация изучения темы. Печень является биохимической лабораторией организма. Ей принадлежит ведущая роль в обмене углеводов, липидов, белков. Кроме того, в печени происходит метаболизм гормонов, билирубина. В печени депонируются гликоген, витамины А и В12, железо. Одной из главных функций печени является детоксицирующая или барьерная функция, имеющая самое непосредственное значение для сохранения жизни. В печени обезвреживаются и инактивируются не только субстраты эндогенного происхождения, но и лекарственные вещества, токсические вещества экзогенного происхождения. Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания органа, и отслеживать его течение и проводить профилактические мероприятия, направленные на предотвращение возникновения или обострения нарушений функций печени.

^ Цели занятия.

Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое дело (ПК-28) через формирование знаний и представлений о метаболических функциях печени.

^ Цель и исходный уровень знаний.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать»

  • Основные процессы обмена углеводов, липидов, аминокислот, характерные для печени

  • Биохимические показатели, характеризующие обмен веществ в печени в норме и при заболеваниях органа

  • Роль печени в пищеварении

  • Процессы синтеза и распада гема

  • Роль печени в пигментном обмене

«Уметь»

  • интерпретировать биохимические процессы, которые происходят в печени в процессе обмена веществ, для пояснения их функционирования в норме и патологии, а также для обоснованного применения методов диагностики, профилактики и лечения патологических процессов, затрагивающих печень.

  • Уметь интерпретировать результаты количественного определения билирубина и продуктов его распада в крови и моче в норме и при патологических состояниях для оценки нарушения обмена желчных пигментов при различных формах желтух.

«Владеть»

Основными терминами и понятиями: прямой билирубин, непрямой билирубин, стеркобилин, тимоловая проба, АСТ, АЛТ

^ Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Анатомия, гистология, физиология: особенности строения, микроструктуры и функции печени; анатомо-физиологические взаимоотношения между печенью, желудочно-кишечным трактом и воротной веной;

биоорганическая химия: основные реакции введения функциональных групп в молекулы химических веществ с целью повышения их гидрофильных свойств.


^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  • Роль печени в углеводном, липидном и белковом обменах, в их регуляции и интеграции. Особенности различных видов обмена в печени.

  • Биохимические показатели, отражающие состояние обмена углеводов, липидов и белков в печени (нагрузка фруктозой, галактозой; липидный спектр крови - содержание общих липидов, ТГ, ФЛ, общ-ХС, ХС-ЛПВП, ХС-ЛПНП; содержание общего белка и альбумина, электрофореграмма белков плазмы крови, тимоловая проба, расчет альбумин/глобулинового индекса, общий и остаточный азот сыворотки крови и его компонентов, соотношение азота аминокислот и мочевины, АСТ, АЛТ, коэффициент де Ритиса).

  • Роль печени в пищеварении, экскреции билирубина и холестерина

  • Обмен билирубина и желтухи.

2. Оформить лабораторную работу

Тесты для самоконтроля подготовки к практическому занятию.

1. Выберите правильный ответ. При обтурационной желтухе и желчных свищах часто наблюдается протромбиновая недостаточность. С дефицитом какого вещества это связано?

А. Витамина К

В. Фолиевой кислоты

С. Аскорбиновой кислоты

D. Гема

Е. Гутаминовой кислоты

^ 2. Выберите правильный ответ. У ребенка, страдающего желтухой, в эритроцитах обнаружен НвS. Какой вид желтухи у пациента?

А.Гемолитическая

В.Паренхиматозная

С.Обтурационная


^ 3. Выберите несколько правильных ответов. Какие из перечисленных процессов происходят только в печени?

1. Синтез гликогена.

2. Синтез холестерина.

3. Синтез альбумина.

4. Синтез мочевины.

5. Синтез инсулина.

6. Синтез глюкозы.

7. Синтез кетоновых тел.

8. Синтез фосфолипидов.

^ 4. Выберите правильный ответ. При многих заболеваниях происходит изменение окраски мочи. Каков ее цвет при гемолитической жёлтухе?

А) тёмно-жёлтый

Б) тёмно-бурый

В) зеленовато-жёлтый

Г) соломенно-жёлтый

^ 5. Выберите правильный ответ. У больного инфекционным гепатитом произошло обесцвечивание кала. Отсутствием в кишечнике какого продукта распада билирубина это связано?

А.Копропорфирина

В.Стеркобилина

С. Биливердина

Д.Вердоглобина

Е. Непрямого»билирубина.


Ориентировочная основа деятельности студентов (ООД) для проведения лабораторной работы:

Работа №1

Тимоловая проба.
Тимоловая проба, предложенная в 1944 году Маклаганом. Проба является положительной при уменьшении альбуминов и увеличении β- и γ-глобулинов, которые образуют глобулин-тимол-липидные комплексы ( 40%- глобулинов, 32%- тимола, 18%- холестерина, 10%- фосфолипидов), что является причиной помутнения раствора.

Тимоловая проба проводится набором реактивов Био-Ла-Тест (Чехословакия).

Принцип метода: патологически повышенные β - и γ-глобулины и липопротеиды осаждаются из сыворотки крови при рН = 7,55 буферном раствором, насыщенным тимолом. Измеряют интенсивность помутнения, зависящую от содержания белковых фракций и их количественного соотношения.

Порядок определения: в пробирку вносят пипеткой 3 мл рабочего раствора, добавляют 0,05 мл сыворотки, перемешивают и оставляют стоять ровно 30 мин. Потом содержимое пробирки вновь перемешивают и измеряют оптическую плотность на ФЭКе (кювета - 10мм, длина волны – 620-660мм, светофильтр - красный).

Интерпретация результатов:

Нормальные величины 0-4 единиц помутнения (S-Н).

Границы нормы 4-5 единиц помутнения (S-Н).

Патологические величины – более 5 единиц помутнения (S-Н).

Клинико-диагностическое значение: Проба позволяет диагностировать «синдром воспаления» при поражении печёночной паренхимы. Следует отметить, что этот тест раньше «реагирует» на воспаление печени, чем «печёночная» аланинаминотрансфераза. Тимоловая проба положительна в 90-100% случаев токсического, инфекционного (вирусного) гепатита и болезни Боткина ещё в преджелтушной стадии заболевания и при безжелтушной его форме. При механической желтухе (обтурационной, застойной, холестатической) проба отрицательна (примерно в 75% случаев). На этом основано использование теста при дифференциальной диагностике желтух.

У больных подпечёночной (механической, обтурационной) желтухой проба становится положительной, если процесс осложняется паренхиматозным гепатитом (острый вирусный, инфекционный гепатит; хронический гепатит; первичный билиарный цирроз печени).

У пациентов, перенесших инфекционный гепатит, показатели тимоловой пробы сохраняются повышенными на протяжении 6 мес после выписки из стационара. Поэтому этот тест наряду с определением уробилина в моче можно использовать и в период диспансерного наблюдения за больными с данной патологией.

^ Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

Ответить на каждый вопрос однозначно: «да» или «нет»

  1. Ацетил-КоА необходим для синтеза гема.

  2. Прямой билирубин - это моно- или диглюкуронид билирубина.

  3. Непрямой билирубин входит в состав желчных камней.

  4. Образуется ли стеркобилиноген в печени?

  5. Окрашен ли билирубин?

  6. Нужен ли глицин для биосинтеза гема?

  7. Выводится ли биливердин с мочой?

  8. Печень занимает центральное место в обмене белков, углеводов и липидов.

Активность трансаминаз в сыворотке крови в норме значительно выше,

  1. Общий билирубин определяется как в сыворотке крови, так и в моче.

  2. Присутствует ли стеркобилин в моче?

^ Этапы проведения практического занятия.

п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

  1. Вводная часть занятия

5-10 %



Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

5



Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов

  1. ^ Основная часть занятия

    1. %

1

2

3

4




Контроль исходных знаний, умений и навыков

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков

5




Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе

5



Управляемая СРС в учебное время

Лабораторная работа


Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

40



Реализация планируемой формы занятия (семинар)

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

30

  1. ^ Заключительная часть занятия

5-10 %



Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

5 мин



Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

^ Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

а) обязательная

Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. - М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003 – 784 с.

Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004. -566 с.

Северина Е.С. Биохимия. Под ред. 2007 г.,М.

Северин Е.С., Алейникова Т.А. Осипов Е.В. Биохимия. 2005 г. «Медицина»

Биохимия. Тесты и задачи: учебное пособие Под редакцией Северина Е.С. 2010 г. М. «ВЕДИ»

б) дополнительная

Филиппович Ю.Б., Коничев А.С., Севастьянов Г.А., Кутузова Н.М. / Биохимические основы жизнедеятельности человека: учеб. Пособие/ М.:ВЛАДОС, 2005.-404

Хасина М.А., Хасина М.Ю. Словарь-справочник по клинической биохимии. 2008 г. «Медицина ДВ»

Хасина М.А., Артюкова О.А., Хасина М.Ю. Витамины и минеральные вещества в жизни человека. 2008 г. «Медицина ДВ»

Лекции по дисциплине

http://www.xumuk.ru/biologhim/252.html

http://www.biokhimija.ru/

Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (таблицы, слайды)

б) приборы, аппараты, оборудование и др.

в) технические средства обучения (проектор, компьютер)

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №33...
Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема: «черепно-мозговая травма»
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации по работе с учебной литературой и другими...
Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса "Страхование" для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» icon20 Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы
Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов 36
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №32 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации для обеспечения контролируемой самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса факультета славянских и германских языков при организации кср по теме...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов