Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010




НазваниеЧжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010
страница1/18
Дата публикации16.08.2013
Размер2.38 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Чжан Бо-Дуань, Лю И-Мин - Раскрытие секретов даосской алхимии

Москва 2010

УДК 1 (540) ББК87.7 Б21

Перевод с китайского В. Биногродской

Чжан Бо-Дуань, Лю И-Мин

Б21 Раскрытие секретов даосской алхимии ; пер. с кит. В. Ви- ногродской. / — М.: Издательство «Ганга», 2010. — 192 с.

ISBN 978-5-98882-104-5
Чжан Бо-Дуань (984—1082) почитается как один из родоначальников даосской внутренней алхимии, а Лю И-Мин (1734—1821) — мастер в 11-м поколении направления Драконовых Врат школы Полноты Истинного — получил известность как яркий интерпретатор и лучший комментатор этой сложной для понимания эзотерической традиции.

В книге содержится полный перевод на русский язык общего трактата о языке алхимии «Разрешение сомнений о языке образов» Лю И-Мина и небольшой, но емкий классический текст Чжан Бо-Дуаня «Четыреста иероглифов золотой киновари» с параллельным комментарием Лю И-Мина. В этих работах раскрыто сущностное значение традиционных образов внутренней алхимии и описан весь алхимический процесс получения «золотой киновари», исходя из подлинного понимания, простым и понятным языком. Картина мира в традиционном китайском мировоззрении рассматривается во вступительной статье, общий очерк текстовой традиции «канонов киновари», начиная с Вэй Бо-Яна (II в.), приводится в приложении.
УДК 1 (540) ББК 87.7

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© В. Виногродская, перевод, 2008 ISBN 978-5-98882-104-5 © ООО «Издательство Ганга», 2010


ВВЕДЕНИЕ 7

1. По пути на Пэнлай 8

2. Картина мира 14

3. Представители традиции 24

^ ЧАСТЬ 1. РАЗРЕШЕНИЕ СОМНЕНИЙ

О ЯЗЫКЕ ОБРАЗОВ 29

Предисловие 30

Цзюань верхняя 33

О движении по потоку и вспять 38

О снадобьях 40

О периодах огня 42

1. Состояние зародыша 46

2. Состояние младенца 47

3. Состояние ребенка 48

4. Разделение-различение инь и ян 49

5. Разделение по позициям Пяти переходов 50

6. Господство посленебесного 51

7. Чистый инь, без ян 51

1. Переплавка себя и закладывание основы 52

2. Небесно-благое истинное сознание 53

3. Рост ян и иссякание инь 55

4. Группировка Пяти переходов 56

5. Слияние инь и ян 57

6. Слитно-единое ци 58

7. Великая пустота, пустотное отсутствие 58

Цзюань нижняя 60

Золотая киноварь 60

Сознание Неба и Земли 61

Печь растущей Луны 62

Жертвенник киноварного песка 63

Врата изначального и женского 65

Единое отверстие изначальной заставы 66

Дух долины 67

Золотой жертвенник и нефритовая печь 68

Снадобья ворона и зайца 69

Встреча дракона и тигра 70

Переворачивание Кань и Ли 71

Переворачивание Пяти переходов 73

Желтая женщина-сваха 74

Пара дуг двух восьмерок 74

Жемчужина с зернышко проса 76

Образы-гексаграммы периодов огня 77

Двери рождения Я 79

Врата смерти Я 80

Отверстие деяния 82

Наитончайшее недеяния 84

Слияние с обыденным и гармонизация света 85

Возвращение снадобья в котел Почвы 86

Кристаллизация совершенномудрого зародыша 88

Совершенство зародыша через десять месяцев 88

Появление младенца 89

Перемещение печи и смена жертвенника 90

^ ЧАСТЬ 2. ЧЕТЫРЕСТА ИЕРОГЛИФОВ

ЗОЛОТОЙ КИНОВАРИ 93

Четыреста иероглифов золотой киновари 94

Толкование «Четырехсот иероглифов золотой

киновари» 98

Песня об истинном смысле построчных

комментариев к «Четыремстам иероглифам» 135

Двадцать четыре ключа для изучающих 142

Двадцать четыре секрета дхармы киновари 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 157

Самосознание традиции. Комментарии в традиции «канонов киновари» от Вэй Бо-Яна до Лю И-Мина (II-XIXBB.) 158

Иероглифический индекс. Имена, термины и

названия книг 174

Китайские династии 181

24 сельскохозяйственных сезона 183



Введение

Выплавляя квинтэссенцию, преобразуют ци, выплавляя ци, преобразуют дух — откуда в чистоте и пустоте взяться осадку?

Чжан Чао

Тени ускользающих снов
1. По ПУТИ НА Пэнлай

Стремиться к свободе так же свойственно человеку, как заблуждаться или любить что бы то ни было. Бессмертие воспринималось китайцами как свобода от бренности, мимолетности, социума, практически никогда не теряя привлекательности — на уровне культуры в целом и отдельной личности, в памяти потомков и на физическом плане.

Конфуцианская традиция поставила все на бессмертие рода, на бесконечное продолжение череды сыновей, исполняющих ритуалы в храме предков. Стремление к личному бессмертию проявилось во всенародной любви к иероглифу шоу «долголетие», ведь даже просто долго жить далеко не просто.







Иероглиф Шоу — Долголетие

Ну а быть бессмертным — явное неоспоримое свидетельство совершенства индивидуума и личной свободы. В иероглифесянъ «бессмертный», «бессмертие» слева стоит графема «человек», а справа — «гора». Даосы издавна изощрялись в своем поиске путей на остров-гору Пэнлай и другие горы бессмертных, которые могли быть совсем рядом — за соседним склоном, но в ином измерении, в ином состоянии сознания. Проникшиеся даосскими идеями императоры готовы были снаряжать экспедиции к райским чертогам или есть волшебные снадобья с риском для жизни.











Но чем бы ни оборачивался реальный опыт для конкретных людей — манящей легендой или скорбной эпитафией — с тех пор как возник этот соблазн, как оформился идеал вечной жизни, он сохранял власть над умами, воспроизводился и множился в мириадах школ, сект и направлений, в создании, переписке и комментировании текстов алхимической традиции канонов киновари (дат, цзин).

За два тысячелетия активного творчества написано было много, но, если конфуцианцы жу хоть и терпеть не







могли профанацию, все же стремились донести знание совершенномудрых и достойных до максимально широкой аудитории, даосы обычно в лучшем случае предпочитали притчи и метафоры или же эстетически не менее прекрасные и безусловно глубокие, но абстрактные и парадоксальные рассуждения в стиле своего основоположника Лао-цзы. Кому надо — поймут, кто понял — тому и надо.







Даосы-алхимики шли еще дальше. Подобно крестьянскому и ремесленническому люду, они любую информацию окружали максимальной секретностью — чтобы не понял и тот, кому надо, но только адепт, уже получивший описываемое знание изустно в личном контакте от учителя. Поэтому именно среди канонов киновари встречаются крайние проявления герметичности в сочетании с конфуцианским символизмом и развернутыми во все стороны классификационными рядами, почерпнутыми из ценимого и любимого всеми «Канона Перемен» (Ицзин).







Даосская алхимия пережила кардинальные превращения своей сути. На смену внешней киновари (всш дань) химических реакций, эликсиров и психоделиков пришла внутренняя киноварь (нэй дань) медитативных практик. Но эксплуатация неувядающих методологических оснований и идеологических установок вместе с общекитайской бесконечной способностью к перетолковыванию позволила сохранить принципиально символический и эзотерический язык. Разве что еще буддийской терминологии добавилось, а в золотой книжный фонд потребовалось включить еще парочку древних трактатов по медитации, например «Канон Желтого двора» (Хуан тин цзин). (Об этом и других аспектах традиции «канонов киновари» подробнее смотри статью в приложении «Самосознание традиции. Комментарии в традиции канонов киновари от Вэй Бо-Яна до Лю И-Мина».)

Последний поворот традиции ознаменовался грандиозным проектом Лю И-Мина (1734—1821), который прокомментировал почти все значимые алхимические тексты. Он решил, что настала пора убрать все ненужные тайны, снять все покровы, всем раскрыть глаза на сущностное содержание канонов киновари. А кому удастся достичь бессмертия, тому и надо.

В согласии с этим подходом наша серия даосской алхимии открывается знаменитым трактатом Лю И-Мина «Разрешение сомнений о языке образов» (Сян янь по и) и классическим трудом внутренней киновари Чжан Бо- Дуаня (984—1082) «Четыреста иероглифов золотой киновари» (Цзинъ дань сы бай цзы) с подробными комментариями Лю И-Мина, в которые включены самые общие рекомендации для практикующих — «Двадцать четыре ключа для изучающих» (Сюэ жэнъ эр ши сы яо) и «Двадцать четыре секрета дхармы киновари» (Дань фа эр ши сы цзюэ). В переводах максимально сохраняется языковая ткань, что позволяет лучше отразить логику рассуждений и избежать искажения смысла многочисленных метафор.

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все вещи. Все вещи несут инь и обнимают ян, посредством ци в них — гармония. «Канон Дао-дэ» (Дао-дэ цзин), 42-й чжап

Китайская космология разворачивается из тотальной неопределенности в бесконечную вариативность ограниченного набора принципов и рядов. Это мир неизменной сути в необозримых и неостановимых переменах всего явленного.

1

Отсутствие предела (_)■ цзи)







До какого бы то ни было начала можно говорить только о беспредельном или любом другом чем-то, не поддающемся описанию и концептуализации.


1-2






Начало почти так же невообразимо. Пропасть между единицей и двойкой может заполнить только Великий Предел (Тай цзи).

Он заключает в себе неразрывную пару инь-ян.

)

Простой тест, насколько вы настоящий китаец: инь и ян — это две сущности или одна? А дальше можно притвориться, будто двойка действительно существует.

2

Наличие-отсутствие (ю-у). Эти категории аналогичны, но не равнозначны западным бытию и небытию. Отсутствие отсылает к до-началу, наличие указывает туда, где есть мы с вами.

Прежденебесное (сянь тянь) и посленебесное (хоу тянь) в контексте «канонов киновари» описывают качества и свойства соответственно до появления на свет и после. Мы живы ровно настолько, насколько в нас сохраняется до- начального. Мы живем в этом мире, естественным образом следуя путям посленебесным. Прежценебесное — это тело/основа (/ян), посленебесное — это применение/функция (юн).

Даосская алхимия предлагает не плыть по течению к неминуемой смерти, т. е. не следовать по потоку (шунъ), но двигаться вспять (ни) и восстановить в себе прежденебесное. Тогда естественным станет бессмертие.

Кроме того, человеческая жизнь зависит от таких факторов, как природа (син) и жизненность/судьба (мин). Природа — это в самом общем виде сущность человека, данная ему Небом; жизненность — реализация человеческого существа на уровне Земли, будь то срок его жизни, призвание или рок. Для конфуцианцев на протяжении тысячелетий оставался животрепещущим вопрос о природе человека: добро в нем заложено или зло, или сущность его нейтральна. Алхимиков больше волновала трактовка отношений в паре син-мин, школы и направления различались часто именно и исключительно тем, как делилось внимание между природой и жизненностью, чем в первую очередь полагалось заняться адепту, чтобы достичь совершенства в истинном.

3

Вне зависимости от конкретных ответов, когда доходило до практики, и в медицине, и в алхимии, и в цигуне работали с тремя функциональными составляющими человека — квинтэссенция, ци и дух (цзин ци шэнь). Цзин (квинтэссенция, семя, эссенция) — это тончайшая субстанция, обеспечивающая прохождение физиологических процессов, суть материи в противовес грубой вещественности. Квинтэссенция цзин отвечает за материальный план, ци за энергетический, а дух, или божественность шэнь, за духовный. Алхимический процесс выражается метафорой «закалки и выплавки» (дустъ-лянь), в результате чего получается киноварь и обретается бессмертие.

Тройственность мира находит выражение в концепции сань цай, что переводится как «три дара», «три материала», «триада» и т. п. Это три плана существования
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconБа Дуань Цзин Оздоровительный цигун Ба Дуань Цзин (восемь отрезов парчи) Оздоровительный цигун
История комплекса Ба Дуань Цзин (дословный перевод – восемь отрезов парчи) восходит к временам правления династии Сун (960–1279)....

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconИнструкция по учету и отчетности для специальных формирований здравоохранения...
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов 3 курсА лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов...

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconИнн 7715859587 кпп 771501001
Декабря, Москва-Минск. Сбор группы на Белорусском вокзале. Отправление в 23 ч 34 мин поездом №131 Москва-Минск

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconОб общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации
ФЗ, от 27. 12. 2009 n 365-фз, от 05. 04. 2010 n 40-фз, от 08. 05. 2010 n 83-фз, от 27. 07. 2010 n 191-фз, от 27. 07. 2010 n 237-фз,...

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconИсаенко Надежда Алексеевна Телефон: +79857710578 Москва Дата рожд.: 05. 10. 1987
Время: от 15 мин до 2 часов в зависимости от целей. Если целью является вышеперечисленное, то время массажа для достижения этих результатов...

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconУкраин ы градостроительств о планировкаизастройк а городскихисельски Х поселени й
Затраты времени на передвижения от мест проживания до мест приложения труда для 90 трудящихся (в один конец), как правило, не должны...

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconМ. А. Кронгауз Исчезновение слова: когнитивный подход
Когнитивные науки: проблемы и перспективы. Материалы российско-французского семинара. Москва, 21 – 22 сентября 2010 г. – М. Рггу,...

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconАфганистан 2010 Москва 2010 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАН ИНСТИТУТ...
Редколлегия: д п н. Шарипов У. З. (отв ред.), д э н., проф. Заир-Бек В. А., д и н., проф. Хазанов А. М

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconПриказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской...
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-фз "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства...

Чжан Бо-Дуань, Лю и-мин Раскрытие секретов даосской алхимии Москва 2010 iconТемы является ознакомление студентов с сущностью изучаемого предмета,...
Тема 1: Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и Средневековья

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов