Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия»




Скачать 106.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия»
Дата публикации06.09.2013
Размер106.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Химия > Методические рекомендации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
Кафедра биологической химии, клинической лабораторной диагностики,

общей и клинической иммунологии



УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

протокол №___ от «___»__________2013г
Заведующий кафедрой _____________

________________ Е.В. Просекова


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию № 33

Модуль VI: Биохимия органов и тканей
учебной дисциплины «Биологическая химия»

^ Направление подготовки (специальность) 060105 Медико-профилактическое дело

курс II семестр IV


Составитель: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

Рецензент: Артюкова О.А., к.б.н., доцент

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)



Владивосток – 2013 г.

^ Практическое занятие №33

Тема: Биохимия нервной системы

Мотивация изучения темы.

Нервная ткань регулирует деятельность других тканей и органов, их взаимосвязь и их связь с внешней средой. Понимание специфики биохимических процессов в нервной ткани необходимо для последующего изучения заболеваний нервной системы и методов их диагностики, лечения и профилактики.

^ Цели занятия.

Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060105 Медико-профилактическое дело (ПК-28) через формирование знаний и представлений об особенностях метаболизма нервной ткани.

^ Цель и исходный уровень знаний.

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать»

  • Энергетические субстраты нервной ткани

  • Химическую природу нейромедиаторов

  • Механизм синаптической передачи нервного импульса

  • Биохимические показатели, отражающие функционирование нервной ткани

«Уметь»

  • Интерпретировать биохимические изменения в головном мозге при неврологической и психической патологии

  • Интерпретировать роль нейромедиаторов в функционировании головного мозга 

  • Интерпретировать функции и биохи-мический состав нервной ткани

  • Интерпретировать особенности энергетического обмена в нервной ткани

«Владеть»

Основными терминами и понятиями: нейрон, синапс, синаптическая щель, нейроглия, миэлиновые волокна, нейромедиатор, ацетилхолин, ацетилхолинэстераза, ГАМК, дофамин, опиоидные пептиды, блокаторы передачи нервных импульсов, протеинорахия, паркинсонизм, депрессанты, антидепрессанты, нейротоксин, нейропептид.
^ Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Анатомия, гистология, физиология: клеточный состав нервной ткани, механизм проведения нервного импульса
^ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:

1. Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

  • Особенности обмена – энергетического, углеводного, липидного, белкового, аминокислотного, нуклеотидного и нуклеиновых кислот.

  • Биохимические основы нервной деятельности, механизмы передачи нервного импульса по нервному волокну.

  • Виды синапсов и рецепторов

  • Обмен нейромедиаторов и механизмы передачи нервного импульса через синапсы.

  • Физиологически активные пептиды головного мозга и биохимические основы эмоций, памяти, боли, сна.

  • Нарушения обмена биогенных аминов при психических состояниях.

  • Биохимические показатели крови, мочи, отражающие функциональное состояния нервной ткани.

2. Оформить лабораторную работу

Тесты для самоконтроля подготовки к практическому занятию. Выберите один правильный ответ:

1. Для образования биогенных аминов необходимы ферменты:

а. аминотрансферазы

б. оксидазы

в. декарбоксилазы

г. Дегидрогеназы

^ 2. При функционировании холинэргических синапсов нейромедиатором служит

а. ДОФА

б. ГАМК

в. серотонин

г. ацетилхолин

^ 3. При функционировании адренергических синапсов нейромедиатором служит

а. ацетилхолин

б. ГАМК

в. серотонин

г. дофамин

^ 4. Медиатором, вызывающим процессы торможения в нейронах, является

а. ДОФА

б. ГАМК

в. серотонин

г. ацетилхолин

^ 5. Инактивация ацетилхолина в синаптической щели происходит под действием фермента

а. холинацетилтрансферазы

б. фосфолипазы А2

в. декарбоксилазы

г. ацетилхолинэстеразы


^ Ориентировочная основа деятельности студентов (ООД) для проведения лабораторной работы:

Работа №1.Определение белка в спинномозговой жидкости

^ Принцип метода: Для определения белка в спинномозговой жидкости используются некоторые реакции осаждения - реакция Нонне-Апельта-Шумма, проба Пенди. Реакция основывается на осаждении глобулинов при полунасыщении сернокислым аммонием посредством смещения разных частей спинномозговой жидкости и насыщенного раствора сернокислого аммония.

^ Порядок выполнения работы:

  1. Реакция Нонне-Апельта-Шумма. К 20 каплям спинномозговой жидкости прибавляют равный объем сульфата аммония. В осадок выпадают глобулины.

  2. ^ Проба Пенди. На предметное стекло наносят несколько капель реактива Пенди (насыщенного раствора карболовой кислоты). Рядом помещают 1-2 капли ликвора. Палочкой мешают капли реактива и исследуемого раствора. При наличии белка возникает помутнение, интенсивность которого пропорциональна концентрации белка. Препарат рассматривают через 2-3 минуты на темном фоне.

^ Клинико-диагностическое значение: Определение белка и белковых фракций является самым важным исследованием ликвора. Количество белка в ликворе (протеинорахия) при органических заболеваниях ЦНС и мозговых оболочек тем больше, чем острее процесс и чем сильнее затронуты мозговые оболочки. Самое большое количество белка (до 5000мг%) встречается при компрессиях спинного мозга (застойный ликвор)
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОДУЛЮ VI: БИОХИМИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ

Этапы проведения практического занятия.

п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

  1. Вводная часть занятия

5-10 %



Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

5



Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов

  1. ^ Основная часть занятия

    1. %

1

2

3

4




Контроль исходных знаний, умений и навыков

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков

5




Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе

5



Управляемая СРС в учебное время

Лабораторная работа


Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

20



Реализация планируемой формы занятия (контрольная работа)

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

50

  1. ^ Заключительная часть занятия

5-10 %



Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия

5 мин



Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

^ Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

а) обязательная

Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. - М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003 – 784 с.

Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004. -566 с.

Северина Е.С. Биохимия. Под ред. 2007 г.,М.

Северин Е.С., Алейникова Т.А. Осипов Е.В. Биохимия. 2005 г. «Медицина»

Биохимия. Тесты и задачи: учебное пособие Под редакцией Северина Е.С. 2010 г. М. «ВЕДИ»

б) дополнительная

Филиппович Ю.Б., Коничев А.С., Севастьянов Г.А., Кутузова Н.М. / Биохимические основы жизнедеятельности человека: учеб. Пособие/ М.:ВЛАДОС, 2005.-404

Хасина М.А., Хасина М.Ю. Словарь-справочник по клинической биохимии. 2008 г. «Медицина ДВ»

Хасина М.А., Артюкова О.А., Хасина М.Ю. Витамины и минеральные вещества в жизни человека. 2008 г. «Медицина ДВ»

Лекции по дисциплине

http://www.xumuk.ru/biologhim/252.html

http://www.biokhimija.ru/

Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (таблицы, слайды)

б) приборы, аппараты, оборудование и др.

в) технические средства обучения (проектор, компьютер)

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
^ БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ: «СПИННОМОЗГОВАЯ ЖИДКОСТЬ».

Исследование спинномозговой жидкости имеет большое значение для диагностики, прогноза и лечения ряда заболеваний центральной и периферической нервной системы и мозговых оболочек. Исследования важны при заболеваниях нервной системы: сосудистых заболеваний мозга; опухоли головного и спинного мозга; гидроцефалии; эпилепсии; дегенеративно-дистрофических и хронических прогрессирующих заболеваниях.

Качественный состав спинномозговой жидкости почти одинаков с составом крови, но количественное соотношение составных частей совсем другое.

1.Большая часть веществ спинномозговой жидкости находится в меньших концентрациях, чем в крови (белки, сахар, Са, К, фосфор и др.). Но есть вещества, концентрация которых в спинномозговой жидкости выше, чем в крови (хлориды, магний и др.).

2. Состав спинномозговой жидкости значительно колеблется в зависимости от места прокола, сделанного для ее получения (люмбальная, цистернальная, вентрикулярная). Состав ликвора зависит и от возраста. С 6-го месяца и до глубокой старости состав ликвора остается приблизительно одинаковым. Но у маленьких детей до 6-ти месяцев, особенно у новорожденных ее состав обнаруживает значительные особенности; особенно у недоношенных детей. У новорожденных (в большинстве случаев) из-за повышенной проницаемости мозгового барьера по отношению к билирубину ликвор имеет ксантохромную окраску. После 8 дней жизни пигмент исчезает, и ликвор становится бесцветным. Желтая окраска ликвора у недоношенных детей – постоянное явление и сохраняется дольше (от двух недель до месяца). У некоторых детей спинномозговая жидкость может быт кровавой.

^ Состав спинномозговой жидкости

Количество

100-200 мл

Вид

Прозрачная

Общий белок

200-400 мг/л

Проба Пенди

( - )

Альбумины

150-300 мг/л

Глобулины

40-90 мг/л

А/Т

0.15-0.30

Аммоний

4.0-26.0 мкмоль/л

Глюкоза

2.5-3.89 мкмоь/л

Лактат

1200-2100 мкмоль/л

ЛДГ

5-28 ИЕ/л

Лизоцим

Менее 1.5 мг/л

К+

2.6-3.3 мкмоль/л

Са++

1.09-1.37 мкмоль/л

Mg++

0.5-1.2 мкмоль/л

CI-

120-130 мкмоль/л

рН

7.4-7.5




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию №32...
Правильная оценка функционального состояния печени с использованием различных биохимических тестов позволяет установить факт заболевания...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема: «черепно-мозговая травма»
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной диагностики,лечения черепно-мозговой...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления дифференциальной диагностики пароксизмальных состояний, лечения эпилепсии...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации по работе с учебной литературой и другими...
Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса "Страхование" для студентов, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, дифференциальной диагностики, лечения острых инфекционных...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения и профилактики...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов Тема...
Формирование клинического мышления студента для осуществления диагностики, в том числе и дифференциальной, лечения опухолей головного...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» icon20 Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы
Мастит. Дисгормональные, опухолевые заболевания молочной железы. Методические рекомендации к практическому занятию для студентов...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов 36
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №33 Модуль VI : Биохимия органов и тканей учебной дисциплины «Биологическая химия» iconМетодические рекомендации для обеспечения контролируемой самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса факультета славянских и германских языков при организации кср по теме...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов