Скачать 2.75 Mb.
|
![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) В.Н.Доронькин, Ю.Ф.Мигаль, В.А.Февралева РЕПЕТИЦИОННЫЕ ТЕСТЫ ПО ХИМИИ Учебное пособие Ростов-на-Дону 2009 ![]() Р ![]() Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) В.Н.Доронькин, Ю.Ф.Мигаль, В.А.Февралева РЕПЕТИЦИОННЫЕ ТЕСТЫ ПО ХИМИИ Учебное пособие Утверждено методическим советом университета Ростов-на-Дону 2009 ![]() УДК 541: 378 ^ Репетиционные тесты по химии : учебное пособие / В.Н.Доронькин, Ю.Ф.Мигаль, В.А.Февралева ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2009. – 150 с. Библиогр. : 4 назв. Учебное пособие предназначено для подготовки студентов РГУПС к промежуточной и итоговой аттестации по общей химии, проводимой в тестовой форме. В пособии подробно разбирается методика поиска ответов на демонстрационные тесты, а также приводятся репетиционные тесты, предназначенные для подготовки к аттестации. Книга предназначена для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Химия». Рецензенты: д-р хим. наук, проф. А.Г. Бережная (ЮФУ); канд. техн. наук, доц. Г.Н. Соколова (РГУПС) © Ростовский государственный университет п ![]() Введение Для подготовки к решению тестов по химии студентам следует изучать теоретический материал по учебникам общей химии, рекомендованным для использования в РГУПС [1 – 3], Пособию по общей химии (под ред. В.М. Виленского) [4] и, безусловно, по лекциям. Содержание тестов соответствует государственному образовательному стандарту (ГОС) по химии, однако материал приводится в той последовательности, в которой читается курс общей химии в РГУПС. В пособие включены как авторские разработки преподавателей кафедры химии, апробированные в последние годы в центре тестирования РГУПС, так и тесты, позволяющие осуществить углубленное изучение материала и, в частности, подготовку к интернет-экзамену по химии1. Внимательное изучение предлагаемых в этом пособии тестов позволит вам познакомиться с большинством заданий, которые могут встретиться при выполнении экзаменационного тестового опроса. По содержанию тесты можно условно разделить на «тесты на узнавание» и тесты, требующие самостоятельного решения различных задач. Методика решения разъясняется в приводимых ниже демонстрационных примерах. ^ Д1. Формулы нерастворимых оснований, солей и кислот соответственно указаны в ряду:
Основаниями называются сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксильных групп, например KOH, Ba(OH)2, Al(OH)3. Кислотами называются сложные вещества, в состав которых входят атомы водороды, способные замещаться на атом металла, и кислотные остатки, например, HNO3, H3PO4, H2CO3. Солями называются сложные вещества, в состав которых входят атомы металла (или катионы NH+4) и кислотные остатки, например FeSO4, NH4NO3, CuCl2, NaHCO3, (CuOH)2CO3. а) Mg(OH)2 – нерастворимое (проверяем по таблице растворимости) основание HCl – растворимая кислота Вывод: одно из веществ не соответствует условию. б) Cu(OH)2 – нерастворимое основание H2SiO3 – нерастворимая кислота Вывод: нарушен порядок веществ, предложенный в условии – основание – соль – кислота. в) Fe(OH)2 – нерастворимое основание BaSO4 – нерастворимая соль H2SiO3 – нерастворимая кислота. Вывод: все вещества соответствуют условию. Ответ: в). Д2. Сокращенное ионное уравнение Al(OH)3 + 3H+ = Al3+ + 3H2O соответствует взаимодействию
Составляем молекулярные и ионные уравнения реакций: а) Al(OH)3 + H2CO3 б) Al(OH)3 + CH3COOH = Al(OH)2CH3COO + H2O Al(OH)3 + CH3COOH = Al(OH)2+2 + CH3COO– + H2O в) Al(OH)3 + H2S г) Al(OH)3 + 3HNO3 = Al(NO3)3 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+ = Al3+ + 3H2O Ответ: г). Д3. Система – это группа тел, которые а) находятся в окружающей среде и отделены от окружающей среды поверхностью; б) взаимодействуют друг с другом и изменяются в результате взаимодействия с окружающей средой; в) находятся во взаимодействии и мысленно или фактически обособлены от окружающей среды; г) находятся во взаимодействии, обособлены от окружающей среды и совершают работу против внешних сил. «Системой называется совокупность находящихся во взаимодействии веществ, мысленно (или фактически) обособленных от окружающей среды». ([1], § IV.1 «Основные понятия и величины в химической термодинамике. Внутренняя энергия и энтальпия».) Ответ: в). Д4. Изохорный процесс протекает при постоянном (ой)
«В зависимости от условий перехода системы из одного состояния в другое в термодинамике различают изотермические, изобарические, изохорические и адиабатические процессы. Первые – протекают при постоянной температуре (T = const), вторые – при постоянном давлении (P = const), третьи – при постоянном объеме (V = const), четвертые – в условиях отсутствия обмена теплотой между системой и окружающей средой (q = const)» ([1], § IV.1 «Основные понятия и величины в химической термодинамике. Внутренняя энергия и энтальпия».) Ответ: в). Д5. Мгновенную скорость гомогенной реакции вычисляют по формуле
«В химической кинетике различают среднюю и истинную (или мгновенную) скорость реакции. Средняя скорость ![]()
Истинная скорость химической реакции ![]()
([1], § V.1 «Скорость химической реакции».) Ответ: в). Д6. Скорость прямой реакции CO2(Г) + СТВ 2CO(Г) ... , если увеличить давление в 4 раза.
«Современная формулировка закона действующих масс такова: при постоянной температуре скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных стехиометрическим коэффициентам в уравнении реакции». ([1], § V.1 «Скорость химической реакции».) Концентрацию твердых веществ в выражение для скорости, составленное по закону действующих масс, не включают; для газов вместо концентраций можно использовать парциальные давления, поэтому ![]() Следовательно, ![]() Ответ: а) Д7. В какой системе увеличение концентрации водорода смещает химическое равновесие влево?
«Направление смещения положения равновесия определяется принципом Ле-Шателье: если на систему, находящуюся в равновесии, оказывать внешнее воздействие, то равновесие смещается в том направлении, которое ослабляет оказанное воздействие». ([1], § V.5 «Кинетические представления о химическом равновесии».) На положение равновесия влияют только три фактора – концентрация (для растворов и газов), давление (для газообразных веществ) и температура. Любое другое воздействие – катализатор, ингибитор, перемешивание … – положение равновесия не изменяет, а только изменяет время его установления. В качестве модели влияния концентрации удобно рассматривать систему сообщающихся сосудов:
При увеличении концентрации H2 положение равновесия будет смещаться в системе: а) C(ТВ) + 2H2(Г) CH4(Г) – вправо, к продуктам реакции б) 2NH3(Г) N2(Г) + 3H2(Г) – влево, в сторону исходных веществ Ответ: б). Д8. В какой системе при повышении давления химическое равновесие сместится в сторону исходных веществ? а) N2(Г) + 3H2(Г) 2NH3(Г) + Q б) C(ТВ) + 2H2(Г) CH4(Г) в) CO2(Г) + H2(Г) CO(Г) + H2O(Г) + Q г) N2O4(Г) 2NO2(Г) – Q Направление смещения положения равновесия определяется принципом Ле-Шателье. Давление условно можно связывать с количеством газообразных веществ, входящих в состав равновесной системы. Очевидно, что при повышении давления система должна переходить в состояние с меньшим числом газообразных веществ, ослабляя оказанное воздействие. Вычисляем количества газообразных веществ в левой и правой частях уравнения реакции:
Ответ: г). Д9. Какая электронная конфигурация внешнего энергетического уровня соответствует атому элемента VА группы?
Используя правила заполнения атомных орбиталей в многоэлектронном атоме (правила Клечковского), составляем полные электронные формулы атомов, находим число электронов и, следовательно, заряд ядра атома: а) Э – 1s22s22p63s23p6, число электронов (2 + 2 + 6 + 2 + 6 = ) 18, следовательно Э = 18Ar, находится в главной подгруппе 8-й группы (группа 8А) 3-го периода. б) Э – 1s22s22p5 , число электронов (2 + 2 + 5 = ) 9, следовательно, Э = 9F, находится во 2-м периоде, главной подгруппе 7-й группы (группа 7А). в) Ожидаемая электронная формула Э – 1s22s22p63s23p64s23d4, однако более устойчивой (обладающей меньшей энергией) является 1s22s22p63s23p64s13d5 (происходит «проскок» электрона). Порядковый номер элемента 24, соответствует 24Cr, находится в 4-м периоде, побочной подгруппе 6-й группы (6Б группа). г) Э – 1s22s22p63s23p64s23d104p3, элемент – 33As, находится в 4-м периоде, главной подгруппе 5-й группы (5А группа). Ответ: г). Д10. В каком ряду химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?
Определяем положение элементов в периодической системе и закономерность изменения радиуса атома в группе элементов. а) Li – находится в главной подгруппе 1-й группы 2-го периода Be – находится в главной подгруппе 2-й группы 2-го периода B – находится в главной подгруппе 3-й группы 2-го периода C – находится в главной подгруппе 4-й группы 2-го периода ^ элементы одного периода, радиус атома в рассматриваемой последовательности уменьшается. б) Sb – находится в главной подгруппе 5-й группы 5-го периода As – находится в главной подгруппе 5-й группы 4-го периода P – находится в главной подгруппе 5-й группы 3-го периода N – находится в главной подгруппе 5-й группы 2-го периода ^ элементы одной группы, радиус атома в рассматриваемой группе уменьшается. в) Mg – находится в главной подгруппе 2-й группы 3-го периода Si – находится в главной подгруппе 4-й группы 3-го периода Cl – находится в главной подгруппе 7-й группы 3-го периода Ar – находится в главной подгруппе 8-й группы 3-го периода ^ элементы одного периода, радиус атома в рассматриваемой последовательности уменьшается. г) O – находится в главной подгруппе 6-й группы 2-го периода S – находится в главной подгруппе 2-й группы 3-го периода Se – находится в главной подгруппе 4-й группы 4-го периода Te – находится в главной подгруппе 5-й группы 5-го периода Вывод: элементы одной группы, радиус атома в рассматриваемой группе увеличивается. Ответ: г). Д11. Кислотные свойства водородных соединений усиливаются в ряду:
По периоду кислотно-основные свойства летучих водородных соединений изменяются в следующей последовательности: соединения элементов 4-й группы (CH4 …) индифферентны, то есть не взаимодействуют с кислотами и щелочами; водородные соединения элементов 5-й группы проявляют основные свойства (NH3, PH3, …) и далее, при переходе к элементам 7-й группы, происходит усиление кислотных свойств (HF, HCl,…). ![]() а) I находится в главной подгруппе 7-й группы 5-го периода Br находится в главной подгруппе 7-й группы 4-го периода Cl находится в главной подгруппе 7-й группы 3-го периода F находится в главной подгруппе 7-й группы 2-го периода ^ соединения образованы элементами одной группы, кислотные свойства ослабевают. б) Cl находится в главной подгруппе 7-й группы 3-го периода S находится в главной подгруппе 6-й группы 3-го периода P находится в главной подгруппе 5-й группы 3-го периода Si находится в главной подгруппе 4-й группы 3-го периода ^ соединения образованы элементами одного периода, кислотные свойства ослабевают. в) F находится в главной подгруппе 7-й группы 2-го периода N находится в главной подгруппе 5-й группы 2-го периода O находится в главной подгруппе 6-й группы 2-го периода C находится в главной подгруппе 4-й группы 2-го периода ^ соединения образованы элементами одного периода, кислотные свойства изменяются не закономерно. г) O находится в главной подгруппе 6-й группы 2-го периода S находится в главной подгруппе 6-й группы 3-го периода Se находится в главной подгруппе 6-й группы 4-го периода Te находится в главной подгруппе 6-й группы 5-го периода Вывод: соединения образованы элементами одной группы, кислотные свойства усиливаются. Ответ: г). Д12. Вещества с ковалентной полярной связью находятся в ряду:
Ковалентные полярные связи образуются между атомами различных неметаллов (H–Cl, N–H, P–O, …). Взаимодействие атомов металла и неметалла приводит к возникновению ионной связи (Na–Cl, Mg–O, K–S,…). а) C – неметалл, O – неметалл, в CO связь ковалентная полярная H – неметалл, F – неметалл, в HF связь ковалентная полярная N – неметалл, в N2 – связь ковалентная неполярная (простое вещество, образованное одинаковыми атомами) ^ не удовлетворяет условию задания. б) K – металл, F – неметалл, в KF связь ионная Вывод: прекращаем рассмотрение этой группы веществ, так как KF не удовлетворяет условию. в) N – неметалл, H – неметалл, в NH3 связь ковалентная полярная S – неметалл, F – неметалл, в SF6 связь ковалентная полярная H – неметалл, S – неметалл, в H2S связь ковалентная полярная Вывод: все вещества удовлетворяют условию задания. Ответ: в). Д13. Низшую степень окисления хром проявляет в соединении:
Степень окисления – формальный заряд атома в молекуле, вычисленный исходя из предположения что все электронные пары смещены в сторону атома с большей электроотрицательностью. Cтепень окисления водорода в соединениях с неметаллами +1, кислорода –2 (кроме пероксидов), калия и натрия +1, фтора –1; для определения соединения, в котором степень окисления хрома минимальная, составляем уравнения электронейтральности молекулы и определяем значения степеней окисления хрома: а) K2Cr2O7: K+2CrX2O–27 2(+1) + 2X +7(–2) = 0, X = +6, Cr+6 б) CrO3: CrXO–23 X + 3(–2) = 0, X = +6, Cr+6 в) Na[Cr(H2O)2F4]: Na +[CrX (H+2O–2)2 F–4] +1 +X + 2[2(+1) + (–2)] + 4(–1) = 0, X = +3, Cr+3 г) Cr(OH)2: CrX(O–2H+)2 X + 2[(–2) + (+1)] = 0, X = 2, Cr+2 Ответ: г). Д14. Оксид серы (IV) является восстановителем в реакции:
Восстановитель в окислительно-восстановительной реакции окисляется, отдает электроны и повышает свою степень окисления. Вычисляем степени окисления и находим уравнение реакции, в которой сера, входящая в состав SO2, повышает свою степень окисления. а) S+4O–2 + Ca+2O–2 = Ca+2S+4O–23 б) 2S+4O–2 + O02 = 2S+6O3 Ответ: б). Д15. Среда раствора карбоната лития:
Гидролизом называется реакция обменного взаимодействия соли с водой, в результате которой образуется слабый электролит (схема 1). Этот процесс происходит при растворении соли в воде. ![]() В результате гидролиза изменяется кислотность среды в кислую (pH < 7) или щелочную (pH > 7) сторону. Принципы определения возможности протекания гидролиза и ионные уравнения приведены на схеме 1. ( М – металл, Аn – кислотный остаток) ![]() Схема 1. Общая схема гидролиза солей
Ответ: а). Д16. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза этой соли.
Определение возможности протекания процесса гидролиза было подробно рассмотрено в вопросе Д15 и схеме 1. 1) (NH4)2CO3 – карбонат аммония – образован слабым основанием NH4OH и слабой кислотой H2CO3, гидролиз происходит и по катиону, и по аниону (а – 3). 2) NH4Cl: – хлорид аммония – образован слабым основанием NH4OH и сильной соляной кислотой, гидролиз происходит по катиону (б – 1). 3) Na2CO3 – карбонат натрия – образован сильным основанием NaOH и слабой угольной кислотой H2CO3, гидролиз происходит по аниону (в – 2). 4) NaNO2 – нитрит натрия – образован сильным основанием NaOH и слабой азотистой кислотой HNO2, гидролиз по аниону (г – 2). Ответ: а – 3; б – 1; в – 2; г – 2. Д17. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде при электролизе её водного раствора.
Электролизом называется окислительно-восстановительная реакция, которая протекает на электродах при пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока. На катоде более легко восстанавливаются частицы с наибольшим электродным потенциалом. Продукты восстановления определяются величиной стандартного электродного потенциала металла (схема 2). ![]() Схема 2. Катодные процессы при электролизе На аноде может происходить либо процесс окисления материала растворимого (металлического, кроме платины) анода, либо окисление бескилородного аниона или молекул воды (схема 3). ![]() Схема 3. Последовательность процессов окисления на аноде 1) Al(NO3)3 – нитрат алюминия – образован катионом алюминия и анионом кислородсодержащей кислоты, анодная реакция (см. схему 3) 2H2O – 4e = O02 + 4H+ Вывод: выделяется O2 и в растворе накапливается HNO3 (а –2). 2) LiBr – бромид лития – содержит катион Li+ (Li в ряду активности находится левее, чем Al) и бескислородный анион Br–; анодная реакция (см. схему 3) 2Br– – 2e = Br02 Вывод: ответ б – 6. 3) Ca(NO3)2 – нитрат кальция, образован катионом Ca2+ и анионом кислородсодержащей кислоты, анодный процесс (см. схему 3) 2H2O – 4e = O02 + 4H+ Вывод: образуется O2, ответ в – 2. 4) KCl – хлорид калия – образован катионом K+ и бескислородным анионом Cl–; анодный процесс (см. схему 3) 2Cl– – 2e = Cl02 Вывод: ответ г – 5. Ответ: а – 2; б – 6; в – 2; г – 5. Д18. Какие из металлов – алюминий, никель, серебро, магний – можно использовать для защиты железа от атмосферной коррозии?
При контакте двух металлов более активный из них окисляется (разрушается), а на менее активном происходит процесс восстановления окислителя и этот металл защищен от коррозии. По величинам стандартных электродных потенциалов ( ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Ответ: а, в. Д19. Анодный процесс, протекающий при коррозии железных пластин, скрепленных алюминиевыми заклепками, во влажном воздухе, описывается уравнением:
При контакте двух металлов более активный из них окисляется (разрушается) и является анодом, а на менее активном (катоде) происходит процесс восстановления окислителя. По величинам стандартных электродных потенциалов определяем: алюминий более активный металл, чем железо ( ![]() ![]()
Электронные уравнения процессов:
4Al0 + 3O02 + 6H2O = 4Al3+ + 12OH– Молекулярное уравнения: Первичный процесс коррозии: 4Al + 3O2 + 6H2O = 4Al(OH)3 Вторичный процесс, протекающий при коррозии: гидроксид алюминия разлагается с выделением H2O 2Al(OH)3 ![]() Ответ: а). ![]() |
![]() | Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ![]() | Л. А. Каминская. Курс лекций по биоорганической химии: Учебное пособие для студентов 1 курса очного обучения. Специальности: 060101... |
![]() | Учебное пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и разработанной... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия... |
![]() | Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по курсу Экология на технических специальностях. Учебное пособие... | ![]() | Тесты составлены доцентами кафедры фармацевтической химии Л. И. Котловой, Т. А. Смолянюк, канд фарм наук В. И. Семериковой, ассистентом... |
![]() | Григорьев А. В. Егэ по обществознанию. Практика – а (учебное пособие для выпускников и абитуриентов). – Изд. 3-е., переработанное.... | ![]() | Учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Теоретические основы электротехники» студентами энергетических... |
![]() | Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с | ![]() | ... |