Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань




НазваниеУчебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань
страница1/22
Дата публикации31.01.2014
Размер2.92 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Химия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра химии и экологии в строительстве



ХИМИЯ

Учебно-методическое пособие

и контрольные задания

для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения

Казань

2012

Составители: Л.И. Лаптева, Н.Н. Комлева Н.С. Громаков,

О.В. Спирина, Н.К. Мурафа


Химия: Учебно-методическое пособие и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения /Каз.гос.арх.-строит. университет; сост. Л.И. Лаптева, Н.Н. Комлева, Н.С. Громаков, О.В. Спирина, Н.К. Мурафа. Казань, 2012. 165с.

В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы по основным разделам программы по дисциплине «Химия», даны контрольные задания для студентов-заочников инженерно-технических специальностей с решением типовых задач.


Рецензенты профессор Фридланд С.В.

доцент Ушакова Г.Г.

Ó Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2012г.

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Без применения достижений науки, и в частности химии, невозможно развитие современной промышленности и сельского хозяйства. Знание химии необходимо для плодотворной творческой деятельности инженера любой специальности. Изучение химии позволяет получить современное научное представление о материи и формах ее движения, о веществе, как одном из видов движущейся материи, о механизме превращения химических соединений, о свойствах технических материалов и применении химических процессов в современной технике.

Необходимо прочно усвоить основные теоретические законы химии, овладеть техникой химических расчетов, выработать навыки самостоятельного выполнения химических экспериментов и обобщений. Знание химии необходимо для успешного последующего изучения общенаучных и специальных дисциплин.

Основной вид учебных занятий студентов-заочников - самостоятельная работа над учебным материалом и слагается из следующих элементов:

- изучение теоретических основ дисциплины;

- выполнение контрольной работы;

- выполнение лабораторных работ;

- индивидуальные консультации;

- посещение лекций;

- сдача лабораторного практикума и контрольных работ;

- сдача экзамена по всему курсу.

^ Контрольные задания. В процессе изучения курса химии студент должен выполнить контрольные работы. Контрольные работы не должны быть самоцелью: они являются формой методической помощи студентам при изучении курса. К выполнению контрольной работы можно приступить только тогда, когда будет усвоена определенная часть курса и тщательно разобраны решения примеров типовых задач, приведенных в данном пособии по соответствующей теме.

Решения задач и ответы на теоретические вопросы должны быть коротко, но четко обоснованы, за исключением тех случаев, когда по существу вопроса такая мотивировка не требуется, например, когда нужно составить электронную формулу атома, написать уравнение реакции и т.п. При решении задач нужно приводить весь ход решения и математические преобразования. Работы должны быть датированы, подписаны студентом и представлены в институт на рецензирование. Если контрольная работа не зачтена, ее нужно выполнить повторно в соответствии с указаниями рецензента и передать на рецензирование вместе с незачтенной работой.

Таблица вариантов контрольных заданий приведена в конце пособия. Номера заданий контрольной работы соответствуют двум последним цифрам зачетной книжки студента. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не засчитывается как выполненная.

^ Лабораторные занятия. Для глубокого изучения химии как науки, основанной на эксперименте, необходимо выполнить лабораторный практикум. Он развивает у студентов навыки научного экспериментирования, исследовательский подход к изучению предмета, логическое химическое мышление. Студенты выполняют лабораторный практикум параллельно с изучением курса, в период лабораторно-экзаменационной сессии.

Консультации. В случае затруднений при изучении курса следует обращаться за консультацией в университет к преподавателю, рецензирующему контрольные работы, или – к преподавателю на кафедре ХИЭС, преподающему теоретический курс по дисциплине. Консультации можно получить по вопросам организации самостоятельной работы и по другим организационно-методическим вопросам.

Лекции. В помощь студентам читаются лекции по важнейшим разделам курса, на которых излагаются не все вопросы, представленные в программе, а глубоко и детально рассматриваются принципиальные понятия и закономерности, составляющие теоретический фундамент курса химии. На лекциях даются также методические рекомендации для самостоятельного изучения студентами остальной части курса. Студенты, не имеющие возможности посещать лекции одновременно с изучением курса по книге, слушают лекции в период установочных или лабораторно-экзаменационных сессий, а также могут пользоваться учебно-методическим пособием по химии для студентов заочного отделения.

^ Допуск к экзамену. Выполнив лабораторный практикум, студенты получают допуск к экзамену. Для получения допуска к экзамену необходимо уметь изложить ход выполнения опытов, объяснить результаты работы и выводы из них, уметь составлять уравнения реакций.

Экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, которые выполнили контрольные и лабораторные работы. Экзаменатору студенты предъявляют зачетную книжку, направление на экзамен, лабораторный журнал и зачтенные контрольные работы.

Программа. Содержание курса и объем требований, предъявляемых студенту при сдаче экзамена, определяет программа по химии для инженерно-технических (нехимических) специальностей высших учебных заведений. Настоящая программа курса химии составлена в соответствии с современным уровнем химической науки и требованиями, предъявляемыми к подготовке высококвалифицированных специалистов для подготовки инженеров-строителей.

^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

РАЗДЕЛ 1. МОЛЬ. ЭКВИВАЛЕНТЫ И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ МАССЫ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ. ЗАКОН ЭКВИВАЛЕНТОВ.

Законы стехиометрии. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Закон кратных отношений. Закон простых объемных отношений. Молярные объемы газов и паров. Закон Авогадро. Число Авогадро. Относительная плотность газов. Эквивалент, молярная масса эквивалента, молярный объем эквивалента. Закон эквивалентов.

Таблица 1.1

^ Основные физические величины

Физическая

Величина

Единица

Измерения

Условное

обозначе-

ние

Масса

Килограмм

Грамм

M

Количество вещества

Моль

Т

мкмоль

Кмоль


n (x)

Молярная масса вещества

г/моль

кг/моль

M(x)

Относительная молекулярная масса

Безразмерная

Mr(x)

Относительная атомная масса

Безразмерная

Ar(x)

Эквивалент вещества

Безразмерная

Э(x)

Фактор эквивалентности вещества

Безразмерная

fЭ(x)

Молярная масса эквивалента вещества

кг/моль

г/моль

MЭ (x)

Количество вещества эквивалента

Моль

Ть

мкмоль

Кмоль


nЭ(x)

Эквивалентный объем вещества

Л

м3

VЭ(x)

    1. Основные понятия


Моль – количество вещества, содержащее столько реальных или условных частиц, сколько атомов содержится в 12 граммах углерода-12.

Символ количества вещества – n. Количество вещества x записывают как n(x).

Реальные частицы – это атомы, молекулы, ионы, электроны, радикалы и т. Д.

^ Условные частицы –- это какая-то часть реальной частицы, например,1/5 молекулы.

Экспериментально установлено, что в 12 граммах углерода-12 содержится 6,022 ×1023 атомов углерода. Эта величина носит название числа Авогадро. Следовательно, 1 моль атомов, молекул, ионов или каких-либо других объектов содержит Авогадрово число этих объектов, например:

1 моль атомов ^ Mg=6,022×1023 атомов магния,

1 моль ионов Mg2+=6,022×1023 ионов магния,

1 моль молекул KМnO4= 6,022×1023 молекул перманганата калия.

^ 1.2. Теоретическая часть.

Стехиометрия - раздел химии, в котором рассматриваются количественные, массовые или объемные отношения между реагирующими веществами.

Основу стехиометрии составляют следующие стехиометрические законы:

1) закон сохранения массы веществ

2) закон постоянства состава

3) закон кратных отношений

4) закон простых объемных отношений

5) закон Авогадро

6) закон эквивалентов
Закон сохранения массы веществ: Общая масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна общей массе веществ, получающихся в результате реакции.

С точки зрения атомно-молекулярного учения, этот закон объясняется следующим образом: масса веществ является суммой масс составляющих их атомов. Так как при химических реакциях сами атомы не меняются и не меняется их общее количество, то сохраняется постоянной и соответствующая им общая масса.

Например:

СаO + СО2 = СаСО3

56 г 44 г 100 г

100 г

Cu(OH)2 = CuO + Н2О

98 г 80г 18г

98 г

Закон сохранения массы вещества является частным случаем более общего закона природы - закона сохранения материи и движения:

Материя вечна, она не исчезает и не возникает из ничего, а только переходит из одной формы в другую.

Закон сохранения массы вещества служит основой для осуществления реакций между различными веществами. Исходя из него, можно производить разнообразные расчеты по уравнениям химических реакций.

^ Закон постоянства состава: Всякое чистое вещество молекулярной структуры, независимо от способов его получения, имеет постоянный качественный и количественный состав.

В настоящее время известен целый ряд веществ, например оксидов, сульфидов, нитридов (соединений металлов с азотом), карбидов (соединений металлов с углеродом), силицидов (соединений металлов с кремнием) и других кристаллических неорганических соединений, которые имеют немолекулярную структуру, их состав зависит от условий получения. Так, оксид титана (II) в действительности имеет состав от ТiO0,7 до ТiO1,3. Такого типа вещества немолекулярной структуры закону постоянства состава не подчиняются.

^ Закон кратных отношений: Если два элемента образуют друг с другом несколько химических соединений, массы одного из элементов, приходящиеся в этих соединениях на одну и ту же массу другого, относятся между собой как небольшие целые числа.

Способность элементов вступать в соединения лишь определенными порциями свидетельствует о дискретном строении вещества. Например, азот и кислород дают 5 оксидов:

N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5.

Количества кислорода в них, приходящиеся на одно и то же количество азота, относятся как целые числа – 1 : 2 : 3 : 4 : 5. Это объясняется тем, что одинаковое количество атомов азота в молекулах разных оксидов связано с различным числом атомов кислорода.

^ Закон простых объемных отношений: Объемы вступающих в реакцию газов относятся друг к другу, а также к объемам образующихся газообразных продуктов реакции, как небольшие целые числа.

Например, в реакции синтеза хлористого водорода из элементов, протекавшей по уравнению:

1 моль 1 моль 2 моль

Н2 + Сl2 = 2НС1

22.4 л 22.4 л 2 ∙ 22.4 л

один объем водорода реагирует с одним объемом хлора и образуется два объема хлористого водорода (при одинаковых условиях)

V(Н2) : V(Сl2) : V(НС1) = 1 : 1 : 2.

Закон Авогадро: В равных объемах любых газов и паров при одинаковых условиях содержится одинаковое количество молекул.

Закону Авогадро подчиняются только газообразные вещества. В газах промежутки между молекулами велики по сравнение с их размерами, а собственный же объем молекул очень мал. Общий объем газов определяется, главным образом, расстояниями между молекулами, примерно одинаковыми у всех газов (при одинаковых внешних условиях).

Если вещество находится в твердом или жидком состоянии, то его объем зависит от размеров самих молекул. Допустим, мы имеем моль воды и моль этилового спирта. Учитывая, что молярная масса воды М (Н2О) = 18 г/моль, а плотность воды равна примерно 1 г/мл, найдем, что 1 моль воды, имеющий массу m = 18 г, займет объем при комнатной температуре:

V = m/r = 18 г/1 г/мл = 18 мл.

Моль этилового спирта, имеющий массу 46 г и плотность при тех же условиях r (С2Н5ОН) = 0,8 г/мл, займет объем:

V = m/r = 46 г/0,8 г/мл = 57,5мл.

Если же воду и спирт испарить и полученные объемы паров привести к нормальным условиям, то они будут равны и составят 22400 мл, то есть увеличатся в среднем в 1000 раз. Это говорит об увеличении расстояний между молекулами веществ при переходе их из твердого или жидкого состояния в газообразное.

Из закона Авогадро выведены следующие следствия:
Следствие I: Моль любого газа при нормальных условиях занимает один и тот же объем, равный приблизительно 22,4 л.

Этот объем называется молярным объемом и обозначается Vмол :

Vмол = 22,4 л/моль = 22,4 м3/кмоль.

Масса одного и того же объема газа тем больше, чем больше масса его молекул. Если в равных объемах газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул, то, очевидно, что отношение масс равных объемов газов будет равно отношению их молекулярных масс или отношению численно равных им молярных масс, то есть

m1/m2 = M1/M2,

где m1 - масса объема первого газа, m2 - масса такого же объема второго газа, М1 - молярная масса первого газа, М2 - молярная масса второго газа.

Отношение массы определенного объема одного газа к массе такого же объема другого газа, взятого при тех же условиях, называется относительной плотностью первого газа ко второму (обозначается буквой - D).

D = m1/m2 при V1 = V2.

Относительная плотность первого газа по второму газу может быть рассчитана как отношение молярных масс этих газов

^ D = M1/M2,

откуда

М1 = М2D.

Обычно плотность газов определяют по отношению к водороду М(H2) = 2 г/моль или к воздуху М (возд.) = 29 г/моль.

В итоге получим:

М1 = 2DH2 и

М1 = 29D возд.

Таким образом, зная плотность газа по водороду или по воздуху, можно легко определить его молярную, а, следовательно, и относительную молекулярную массу и сформулировать 2-е следствие из закона Авогадро.

^ Следствие II. Молярная масса вещества (М), а значит, и относительная молекулярная масса (Мr) вещества в газообразном состоянии численно равна удвоенной плотности паров этого вещества по водороду.

Измерения объемов газов обычно производят при условиях, отличных от нормальных.

^ Нормальными условиями считаются:

давление Р0 = 101,325 кПа (760 мм Т. Ст., 1 атм. ),

температура Т0 = 273 К (t0 = 0 °С).

Для приведения объема газа к нормальным условиям можно пользоваться уравнением, объединяющим газовые законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:



где ^ V - объем газа при давлении Р и температуре Т, V0 - объем газа при нормальном давлении Р0 = 101,3 кПа и температуре Т0 = 273 К.

Закон эквивалентов: Из закона постоянства состава следует, что химические элементы соединяются друг с другом в строго определенных количественных соотношениях.

Возьмем, например, ряд соединений, в состав которых входит элемент водород: HCl – хлористый водород, H2O – вода, NH3 – аммиак, CH4 - метан.

Атомы водорода соединяются со строго определенным числом атомов другого элемента, а поскольку атом каждого элемента имеет вполне определенную атомную массу, то количества соединяющихся друг с другом элементов строго определены. Так, в приведенных соединениях, формулы которых НС1, Н2О, NH3 и СН4, на 1 атом водорода приходится: 1 атом хлора, 1/2 атома кислорода, 1/3 атома азота, 1/4 атома углерода.

Химическим эквивалентом элемента называется реальная или условная частица, которая может присоединять, замещать, высвобождать или каким – либо другим образом быть равноценна одному иону водорода H+ в ионообменных реакциях или одному электрону в окислительно-восстановительных реакциях.

Исходя из определения, эквивалент для водорода равен 1 атому, а все, что соединяется, замещает или иным образом соответствует 1 атому водорода, будет эквивалентом другого вещества.

Так, в вышеприведенных соединениях НСl, Н2О, NН3 и СН4 эквивалент хлора будет равен 1 атому, кислорода – 1/2 атома, азота – 1/3 атома и углерода – 1/4 атома. 3 последние частицы являются не реальными, а условными.

Эквивалент элемента в соединении легко рассчитать по формуле:

Э = 1/В, где

Э – эквивалент элемента;

В – валентность элемента в соединении.

Количество эквивалентов вещества выражают в молях.

Масса 1 моль эквивалентов вещества называется молярной массой его эквивалента (Mэкв).

Размерность молярной массы эквивалента – [г/моль].

Молярную массу эквивалента элемента можно рассчитать по формуле:

Mэкв = М/В,

где Mэкв – молярная масса эквивалента элемента; М – молярная масса элемента; В – валентность элемента в соединении.

Так, в приведенных выше примерах молярные массы эквивалентов хлора, кислорода, азота и углерода соответственно равны:

Мэкв (Cl) = 35,5/1 = 35,5 г/моль,

Мэкв (O) = 16/2 = 8 г/моль,

Мэкв (N) = 14/3 = 4,66 г/моль,

Мэкв © = 12/4 = 3 г/моль.

Понятия об эквивалентах и молярных массах эквивалентов распространяются также на сложные вещества.

Эквивалентом сложного вещества называется такое его количество, которое взаимодействует без остатка с одним эквивалентом водорода или с одним эквивалентом любого другого вещества.

Для определения эквивалентов простых и сложных веществ удобно использовать понятие фактор эквивалентности f.

^ Фактором эквивалентности для вещества (f) называется число, показывающее какая доля частицы (атома, молекулы) этого вещества равноценна одному иону водорода H+ в реакциях обмена или одному электрону в окислительно-восстановительных реакциях.

Эквивалент элемента можно рассчитать по формуле:

Э = 1 ∙ fэлем. = 1/В.

В свою очередь, фактор эквивалентности может быть найден:

для элемента – fэлем. = 1/валентность элемента

для кислоты – fкислоты = 1/основность кислоты

для основания – fоснования = 1/кислотность основания

для соли (средней) – fсоли. = 1/nВ,

где n – число атомов металла, В – валентность металла.

Таким образом, эквиваленты и молярные массы эквивалентов простых и сложных веществ можно рассчитать по формулам, приведенным в табл. 1.1.

Как видно из приведенных формул, молярная масса эквивалента, как элемента, так и сложного вещества не всегда является постоянной величиной. Эквивалент и молярная масса эквивалента элемента зависят от валентности, которую проявляет элемент в соединении.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconМетодические указания, программа и контрольные задания для студентов...
Для студентов заочной формы обучения инженерно – педагогических и инженерно – технических (нехимических)

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconНурсубин М. С., Валиев А. А. Программирование и офисные приложения...
Методическое пособие предназначено для студентов заочников всех специальностей, изучающих предметы «Информатика», «Информатика и...

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconНемецкий язык методические указания и контрольные задания для студентов...
Немецкий язык : методические указания и контрольные задания для студентов 2 курса железнодорожных специальностей заочной формы обучения...

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальностей...
Статистика: методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-26 02 02 «Менеджмент» и 1-26 02 03 «Маркетинг»...

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconМетодическое пособие Информационные системы и технологии: Обработка...
Методическое пособие предназначено для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconПрограмма и контрольные задания для студентов I и II курсов заочной...
Математика: программа и контрольные задания / В. Б. Грахов, М. Минькова, В. Б. Соловьянов. Екатеринбург: гоу впо угту-упи, 2005....

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
Статистика: методические указания и контрольные задания к выполнению контрольных работ для студентов специальностей 1-25 01 08 «Бухгалтерский...

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconУчебно-методическое пособие по самостоятельному изучению дисциплины...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальностей 030501. 62 «Юриспруденция»,...

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconКонтрольная работа состоит из двух частей: теоретического вопроса и практического задания
Контрольные работы по русскому языку и культуре речи для студентов заочной формы обучения (всех специальностей)

Учебно-методическое пособие и контрольные задания для студентов инженерно-строительных специальностей заочной формы обучения Казань iconМетодические указания и контрольные задания Обработка полевого материала...
Методические указания предназначены для студентов сгутикд всех строительных специальностей, изучающих Инженерную геодезию как дневной,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов