НазваниеОгонь играет громадную роль в жизни человека. Применение огня для варки пищи, защиты от холода и производства первобытных орудий позволило человеку перейти на
Дата публикации07.02.2014
zadocs.ru > Химия > Документы
Огонь играет громадную роль в жизни человека. Применение огня для варки пищи, защиты от холода и производства первобытных орудий позволило человеку перейти на новую, высшую ступень развития. Даже в наши дни значение огня и горения огромно. Работа многочисленных современных двигателей внутреннего сгорания, дизелей, паровых машин — основана на использовании реакции горения.

Понятен поэтому тот интерес, который издавна проявлял человек к огню, стараясь изучить его и подчинить себе. От обожествления огня в древнейшие времена человек позднее перешел к попыткам его научного объяснения.

2250 лет тому назад греческий фило­соф Аристотель объяснил процесс горе­ния, исходя из своего учения о четырех началах. Он считал, что все вещества состоят из четырех основных начал: земли, воды, огня и воздуха. Но огонь содержится в веществе не в реальном виде, а в виде «души»— идеи огня, ко­торая может принимать любую форму. При горении вещества заключенная в нем «душа огня» выделяется и принимает форму пламени. В этой форме огонь на­чинает реально существовать.

Через 16 столетий после Аристотеля алхимики дали свое объяснение горению. Они считали, что все вещества состоят из серы и ртути. Эти два элемента со­общают веществам определенные свой­ства. Ртуть сообщает металлам ковкость, плавкость, металлический блеск, а сера — желтый цвет, летучесть и горючесть. По мнению алхимиков, в процессе горения вещества теряют серу и становятся не­горючими.

В начале XVI в. на смену алхимии приходит ятрохимия. Основатель этой науки — Феофраст Парацельс -— считал за­дачей химии применение различных ве­ществ для лечения болезней. Он при­знавал чудодейственные свойства серы и ртути алхимиков, но добавил к ним еще третий элемент — соль.

«Каждое тело, — говорил он, — обра­зуется из трех субстанций, имена кото­рых: сера, меркурий (ртуть) и соль. Если ты возьмешь в руки тело, ты име­ешь три невидимые субстанции. Сожги его. тогда то. что будет гореть, — это сера, то, что будет дымить, — меркурий, а то, что сделается золой, — соль…»

В начале XVII в. ученый монах Ван-Гельмонт проделал много опытов по вы­яснению состава различных веществ. Он открыл и описал углекислый газ, обра­тив внимание на то, что вещество это образуется при горении и дыхании. Ван-Гельмонт не считал огонь элементом и называл его «зажженным дымом». На­блюдательность и точность ученого соче­тались у Ван-Гельмонта с крайним мис­тицизмом и суеверием: он не мог при­знать огонь элементом только потому, что «о его творении ничего не сказано в библии».

В середине XVII в. английский ученый Роберт Бойль поставил специальный опыт для выяснения природы горения. Он нагревал в запаянных ретортах раз­личные металлы. Металлы при этом пре­вращались в «земли». Взвешивая реторты до опыта и после него, Бойль обна­ружил, что после прокаливания вес реторты увеличивался. Это привело его к выводу, что при горении металла «тон­кая материя огня проникает через стекло сосуда, присоединяется к металлу и утя. желяет его».

В начале XVIII в. немецкий химик Сталь создал новую теорию горения. Он считал все горючие тела состоящими из двух элементов — негорючей «земли» и горючего флогистона.

При горении веществ из них выде­ляется флогистон, а «земля» остается в виде золы. Однако, по мнению Сталя, флогистон это не огонь, а только эле­мент, «душа» огня, которая может при­нимать различную форму.

Простота и внешняя убедительность теории флогистона завоевали ей быстрое и всеобщее признание. Однако эта тео­рия пыталась объяснить только, почему горят вещества, и не могла объяснить увеличения веса металлов при их прока­ливании.

В 1748 г. великий русский ученый Ломоносов повторил опыты Бойля по прокаливанию металлов в запаянных ре­тортах. При этом он обнаружил, что вес реторт с прокаленным металлом уве­личивается только ь том случае, если в них попадает наружный воздух. Отсюда он пришел к выводу, что Бойль непра­вильно объяснил увеличение веса метал­ла при прокаливании соединением с ним материи огня. Ломоносов считал, что «частички воздуха, текущего постоянно над обжигаемым телом, соединяются с ним и увеличивают вес его». Это был первый удар по теории флогистона и первый шаг к действительно научному объяснению горения.

Спустя четверть века после Ломоносо­ва французский химик Лавуазье предпри­нял серию обширных исследований про­цессов горения, обращая особое внима­ние на количественную сторону явления. Эти исследования, длившиеся 15 лет, привели Лавуазье к опровержению тео­рии флогистона. Он считал, что воздух состоит из двух газов — активного кисло­рода и инертного азота. А горение веществ есть не что иное, как соедине­ние их с кислородом воздуха. Новая теория объясняла не только горение, но и ряд других процессов — окисление, ржавление, дыхание и образование кис­лот и оснований. Простота, точность и ясность теории Лавуазье обеспечили ей быстрое и всеобщее признание.

В конце XIX в. получила широкое распространение атомно-молекулярная теория строения вещества. По этой тео­рии все вещества состоят из мельчайших частиц — молекул и атомов. При всяком химическом процессе, а следовательно и при горении, атомы соединяются между собой. Это соединение происходит со­ответственно особому свойству атомов — валентности. Так, например, при горении угля четырехвалентные атомы углерода присоединяют к себе по два двухвалент­ных атома кислорода, образуя молеку­лы углекислого газа, в которых все ва­лентности заполнены.

Наука наших дней глубоко проникла в тайны вещества. По современным воз­зрениям, атомы состоят из еще более мелких частиц — электронов, протонов, нейтронов и др. Вокруг центрального ядра атома по замкнутым кривым — орбитам — вращаются электроны. Количе­ство электронов на внешней орбите определяет валентность элемента. При всякой химической реакцииэлектроны одного атома попадают в орбиту друго­го, дополняя в ней количество элект­ронов до восьми. Таким образом, по электронной теории, при горении угля углерод отдает свои электроны двум атомам кислорода, образуя систему из трех ядер и двух орбит.

Огонь играет громадную роль в жизни человека. Применение огня для варки пищи, защиты от холода и производства первобытных орудий позволило человеку перейти на iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история»