Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз»




Скачать 470.64 Kb.
НазваниеЛекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз»
страница1/4
Дата публикации02.07.2013
Размер470.64 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4




Лекция 6. Управление общественными отношениями и средства массовой информации
Вопросы лекции:

  1. Информационная политика РФ – проблемы и тенденции развития.

  2. Система взаимодействия со СМИ.

  3. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз»

  4. Пресс-служба как центр работы со СМИ.

  5. Принципы взаимодействия и работа с прессой.

  6. Порядок подготовки и проведения пресс-конференции (брифинга).

  7. Сущность и структура пресс-релиза, порядок подготовки.

  8. Сущность, структура и порядок подготовки пресс-кита.

  9. Структура базы журналистов.

  10. Программа пресс-тура.

  11. Веб-сайт: сущность, структура и порядок подготовки.

  12. Индекс Фога. Формула Флеша.


I. Информационная политика РФ – проблемы и тенденции

развития.
Информационная политика государства предполагает регулирование рынка информационной продукции и услуг. В мировой практике сложились следующие тенденции:

  • поощрение конкуренции, борьба с монополизмом;

  • обеспечение прав и технических возможностей доступа к информации всего населения;

  • защита национального культурного наследия и языка, противостояние культурной экспансии;

  • охрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством на рынке информационной продукции и услуг;

  • обеспечение информационной безопасности.

Общество и государство должны развиваться без социальных катаклизмов. Для этого необходима адекватная требованиям времени система обмена информацией и грамотной реакции на эту информацию как с одной, так и с другой стороны. Следовательно, государственная власть (как субъект информационной политики) должна сделать информацию доступной для граждан, поддерживать множественность источников информации о жизни и состоянии o6щества.

^ II. (18) Система взаимодействия со средствами массовой информации
Нам предстоит из всего многообразного мира СМИ выделить «свою общественность». Нужно хорошо знать «кухню» сегодняшней прессы — ее внешние и скрытые системы отношений и зависимостей.

Что необходимо учесть? Общие тенденции в развитии современных СМИ. Например, к концу 90-х годов прошлого столетия в нашей стране, как в большинстве стран, проявилась тенденция уменьшения влияния массовой (бульварной) прессы, больше стало качественной прессы, рассчитанной на более образованные круги населения. Возрастает популярность специализированных изданий, рассчитанных на узких профессионалов, экспертов-аналитиков. Появились издания, которые сочетают разные типовые модели: аналитические материалы для интеллектуальной аудитории и развлекательную информацию для массовой. Одновременно продолжается процесс регионализации СМИ: московские, так называемые центральные газеты становятся все менее востребованными в глубинке, а местные издания прочно держат свои позиции, появляются новые городские и областные (краевые) газеты. Особо следует сказать о местных муниципальных (окружных, районных) и корпоративных фирменных газетах (прежде их называли многотиражками). В них нет материалов о международных политических событиях, о крупных политиках страны. Но рассказывается о решениях местных властей, о проблемах коммунального хозяйства, о событиях, происходящих рядом, «на соседней улице». Как показывает опыт проведения выборных кампаний, публикации именно в таких газетах, наиболее приближенных к читателю, оказываются порой самыми эффективными.

При выборе СМИ мы также учитываем ареал распространения (печатные издания), диапазон вещания (электронные СМИ).

Печатные издания по ареалу распространения подразделяются на следующие виды: международные, общенациональные, межрегиональные, региональные, городские и районные, окружные,. корпоративные (внутренние). Сложнее учитывать диапазон вещания телеканалов. Некоторые студии в рекламных целях завышают свои технические возможности, особенно в регионах. Поэтому важно собрать достоверную информацию о том, на каких территориях действительно смотрят передачи тех или иных каналов.

^ Вопрос — какова реальная аудитория того или иного издания или канала — самый важный для нас. Но на него порой трудно получить точные ответы. Сегодня нельзя полагаться на цифры объявленных тиражей или рейтинги ТВ-каналов, иногда удачно «подгоняемые» под конъюнктуру. Как добыть реальные сведения? На общефедеральном уровне это сделать проще, так как существуют профессиональные центры анализа СМИ. На региональном уровне таких центров меньше, поэтому ПР-специалисту нужно быть вхожим в посвященные круги. Вот почему высоко котируются в ПР опытные работники СМИ, много лет проведшие в среде журналистов. Начинающему в этой области очень сложно ориентироваться. Но уж если начинать, то с неформального общения. Постарайтесь войти в круг журналистов, постарайтесь быть полезным и интересным для них. Тогда многое упростится.

Итак, вы определились, какие СМИ нужны для продвижения имиджа организации. Теперь предстоит еще более сложный процесс — определиться с персоналиями. В нашей базе данных должны быть сведения о руководителях редакций и студий, желательно и — с указанием телефонов приемных, имен секретарей и помощников. Кто из популярных журналистов владеет нашей тематикой и будет нам полезен? Изначально большинство журналистов настроены к нам нейтрально, но среди остальных мы встретим и негативно, и положительно настроенных. В процессе контактов и планомерной работы нам предстоит нашу журналистскую общественность изучить и «разнести по категориям».

^ Определившись с именами, формируем небольшое досье на каждого: признание заслуг, наиболее удачные статьи или передачи. Почему бы не иметь у себя удачные публикации, аннотации на удачные передачи популярных журналистов? Перед визитом к ним вы можете подготовиться и быть искренними в своих похвальных отзывах об их работах. Это очень хорошее начало для добрых отношений. Потому что любой творческий человек нуждается в позитивной оценке своего труда.

В досье следует иметь полные — по возможности — сведения и контактные телефоны журналистов. Впрочем, не только журналистов: ответственного секретаря и выпускающего редактора (газеты), классного оператора ТВ или фоторепортера, чья манера съемки вам кажется особенно выразительной. А почему бы не иметь в этом досье даты дней рождения работников СМИ, включая их руководителей? Надо ли объяснять — зачем? Досье должно быть не столько объемным, сколько практичным: а вдруг однажды... в полночь вам понадобится срочно искать выход в утренний эфир местного ТВ — и вы находите нужных людей, договариваетесь...

^ Одним словом, подготовка базы данных целевой аудитории, называемой «представители СМИ», — это большая и творческая работа. И она не приостанавливается никогда. Ведь мир СМИ так же динамичен, изменчив, как сама жизнь. Закрытие традиционных СМИ, открытие новых, конфликты и скандалы в редакциях и студиях — ничто не должно ускользнуть от внимания профессионала ПР. В решающий момент данная информация может оказаться существенной.

Однако владения информацией о СМИ недостаточно, чтобы грамотно построить взаимодействие с ними. Необходимо создать определенную СИСТЕМУ работы с журналистами, которая включает в себя:

^ 1. Наличие точно ориентированной на ПР-проект базы данных СМИ.

2. Спланированная на год периодичность проведения пресс-конференций (брифингов), приемов для журналистов.

В зависимости от характера нашей организации, масштабов ее деятельности мы определяем, сколько можно планировать пресс-конференций. Достаточно ли будет серьезных информационных поводов, способных привлечь широкое внимание? Если придем к выводу, что таких поводов не будет, не следует отказываться от приглашения журналистов. Существует такая форма общения с представителями СМИ, как прием. Руководитель организации (совет директоров) может устроить прием для журналистов в связи с новогодними праздниками или по поводу своего профессионального праздника (Дня строителя, Дня медицинского работника и др.). Самим фактом проведения приема организация демонстрирует свое уважение к представителям СМИ, подчеркивает значимость их в общественной жизни. Целями такого приема могут быть не только создание информационного повода, но прежде всего закрепление дружественных отношений с журналистами, обмен информацией и более близкое знакомство лидеров организации с наиболее популярными журналистами. Это обогащает дальнейшие взаимоотношения. В ходе таких приемов рождаются новые темы для журналистских материалов и сюжетов. Подобные встречи могут стать регулярными. Тогда можно создать пресс-клуб. Для журналистов также устраивают дни открытых дверей, пресс-туры (своего рода экскурсии по заданному маршруту). Семинар, круглый стол также могут быть проведены для СМИ, но чаще эти мероприятия проводят для специалистов, экспертов с участием СМИ.

^ 3. Регулярная рассылка пресс-релизов.

Планируя работу со СМИ, мы задаемся вопросом: будут ли нашей организацией издаваться и рассылаться пресс-релизы? Если в СМИ и будет приходить только один пресс-релиз организации в полгода — реального эффекта от такой работы ждать не стоит. Как минимум ежемесячно должна поступать информация о компании, организации. В таком случае мы показываем, с одной стороны, стремление базисного ПР-субъекта к открытости своей деятельности, с другой — насыщенность и общественную значимость этой деятельности. Регулярное информирование СМИ о жизни организации — хорошая норма ПР. Следовательно, «взвешиваем» ресурсы и вносим в план текущей работы выпуск пресс-релизов.

^ 4. Наличие договоров со СМИ по поводу освещения деятельности организации.

Одной из распространенных форм работы со СМИ является заключение договоров на информационное' обслуживание с отдельными редакциями и студиями. Выбираются, как правило, наиболее авторитетные и важные для наших целей СМИ. Договор может быть комплексным, включающим не только освещение журналистами отдельных фактов, акций, но и размещение информации на правах рекламы, закупка площадей или эфирного времени и т.д. Договорные отношения — хорошая основа для текущей работы: проще решать вопросы творческого участия журналистов в ПР-проектах организации.

^ 5. Мониторинг СМИ, отслеживание обратной связи.

Система работы со СМИ требует постоянного анализа информационного рынка. Во-первых, важен контроль за «прохождением» отправляемой нами информации: получает ли ее читатель и зритель? Во-вторых, мы должны заботиться о контексте размещения нашей информации: всегда ли происходит это в нужное время (ТВ и радио), на значимых или второстепенных полосах газет, а также в ряду с какими материалами. Наконец, нам нельзя пропустить момент наступления конкурентов на наши позиции. Если ресурсы позволяют, надо организовать мониторинг СМИ в своей ПР-службе. Но есть возможность заключить договор с какой-либо фирмой, специализирующейся на анализе СМИ. Сегодня это не проблема в крупных и средних городах.

^ 6. Создание информационных поводов для СМИ, которые вызовут интерес и будут освещены.

Мы не можем рассчитывать на то, что в нашей организации всегда найдется «что-то интересное» для журналистов. Чтобы грамотно управлять процессом информационного обеспечения деятельности организации с учетом имиджевых задач, мы должны заранее спланировать информационные поводы. Если в текущей жизни организации их недостаточно, мы планируем и создаем такие события или поводы.

^ 7. Правовое обеспечение взаимоотношений со СМИ (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).

В наше время трудно рассчитывать на «безоблачное» пребывание в информационном пространстве. Однажды может появиться едкий комментарий или острая реплика по поводу нашей организации. Мотивы недоброжелательного, откровенно негативного освещения могут быть самые разные.

Современные СМИ стремятся привлечь внимание читателя. Считается, что негативная информация, обнажение проблем, конфликтов, темной стороны жизни привлекает больше, чем описание позитивных процессов и примеров. Но не у всех журналистов хватает профессионализма для «добычи» действительно важной и достоверной проблемной информации, вызывающей симпатию зрителей и читателей. Многие, к сожалению, идут более легким путем — смакуют лежащие на поверхности негативные проявления, детали, иногда используют слухи или непроверенные данные. К тому же ваша организация может оказаться под прицельным огнем критики СМИ, организованной конкурентами.

Готовы ли мы к выяснению отношений со СМИ? Нашего опыта может оказаться недостаточно. Необходимо иметь консультанта-юриста, знающего данную сферу законодательства. Если юрист с такой квалификацией окажется в основной юридической службе организации — это идеальный случай. Если не будет своего юриста, можно заранее заключить договор с внешним консультантом.

Тактика нашего поведения в случае появления негативного материала в СМИ в любом случае одна: сохранить добрые отношения с редакцией важнее, чем формально доказать свою правоту. Прежде всего, не следует звонить в редакцию сразу, на волне эмоций. Лучше сначала разобраться в причинах появления негатива в СМИ. Является ли он следствием ошибки неопытного журналиста или результатом спланированной акции? А может быть, критика основана на реальных фактах и вполне справедлива? Если последнее — лучше проявить зрелость и социальную ответственность, поблагодарить редакцию за своевременное обнажение недоработок и показать, как вы собираетесь исправлять ситуацию. Ведь у журналиста и организации должна быть одна платформа — защита интересов потребителя, гражданина. А ошибки бывают в любом деле. Имидж организация от такого честного поведения не только не пострадает — выиграет. Другое дело — если критика несправедлива и дезинформирует читателей, наносит ущерб правам и достоинству руководителей организации. Возможны судебные разбирательства, в которых ПР-специалист участвует вместе с юристом.

К вопросам правового обеспечения работы со СМИ относится и проблема аккредитации журналистов в организации. В органах власти и крупных компаниях существует практика аккредитации журналистов. На основе существующего законодательства разрабатывается и утверждается руководящим органом организации Положение об аккредитации, в котором оговариваются условия взаимодействия организации и журналистов. Аккредитация, с одной стороны, позволяет улучшить условия работы аккредитованных представителей СМИ, повышает ответственность обеих сторон, с другой — является порой основанием для упреков со стороны независимых правозащитников в том, что организация создает «фильтры» для отсеивания нежелательных журналистов. Поэтому важно грамотно составить текст Положения об аккредитации, не давать поводов для огульной критики.

^ 8. Подготовка выступлений шефа или других лидеров организации в СМИ.

Особо можно выделить направление работы ПР-службы, связанное с продвижением имиджа руководителя организации в СМИ. Разумно отдельно спланировать серию выступлений, передач, которые будут учитывать созданную ПР-концепцию.

^ 9. Создание и обслуживание интернет-представительства (сайта). Хотя с правовой точки зрения сети Интернет еще не получили статуса СМИ в нашей стране, сегодня трудно представить без них информационную деятельность. Поэтому в систему работы со СМИ необходимо органично включить ведение сайта вашей организации. Это должна быть визитная карточка базисного ПР-субъекта, позволяющая активно использовать обратную связь с определенными Целевыми аудиториями.

^ III. Основы жанрового своеобразия журналистики

и «паблик рилейшнз»
Материалы, публикуемые в прессе и появляющиеся на телеэкране, в радиоэфире, играют огромную роль в управлении отношениями с общественностью. На начальном этапе развития ПР в России не придавалось должного значения различиям журналистики и ПР. Действительно, они тесно взаимосвязаны, те и другие информационные продукты широко представлены в информационном пространстве. Постепенно пришло понимание, что при всей внешней схожести, например, журналистские тексты и ПР-тексты имеют разную методологическую основу, жанровое своеобразие и формальные признаки отличия. То же можно сказать о телевизионных сюжетах и радиопередачах.

^ Сравним функции журналиста и ПР-специалиста, чтобы понять основы жанрового своеобразия текстов.

1. Журналист нацелен на адекватное отражение событий. ПР-специалист создает текст, специально ориентированный, безусловно лояльный по отношению к базисному ПР-субъекту.

2. Журналист в творчестве стремится к максимальному самовыражению. Он выделяет себя как личность среди других авторов, ищет для этого выразительные средства. ПР-специалист стремится своим текстом внести вклад в имидж базисного ПР-субъекта. Его имя, его личность вторичны по сравнению с ПР-замыслом.

3. Журналистика персонализирована, информационные продукты в журналистике всегда идентифицируются с именем автора (в отдельных случаях с названием издания). Авторство информационных продуктов в ПР более опосредовано, не имеет такого значения. Информационные продукты в ПР — часть целого, носители имиджа организации.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconВопрос № Современные тенденции развития международной журналистики...
Средства массовой информации находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных исследователей. Современным тенденциям...

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconВопросы лекции: Формы правового регулирования массовых коммуникаций и сми в США
Iii. Управление общественными отношениями в различных сферах жизни общества

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconНаучно-просветительская Школа работников сми
Книжном доме «Глагол». В рамках Школы организованы лекции, тренинги и форумы, а также встречи с учеными, церковнослужителями и общественными...

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconУправление общественными отношениями темы рефератОВ
Источники и методы получения информации о конкурентах при установлении связей с общественностью

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconСправочник по Паблик Рилейшнз «Абельмас Н. В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз»
В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал...

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconЭкзаменационные вопросы по Управлению общественными отношениями
Источники и методы получения информации о конкурентах при установлении связей с общественностью

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconПаблик рилейшнз: Что это такое?
Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? Пер с англ. — М.: Модино Пресс, 1990. — 239 с

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconЗаконодательства Понятие и предмет Особенной части уголовного законодательства
Этот Закон устанавливал и строгие штрафные санкции, налагаемые на средства массовой информации, опубликовавшие оскорбительные или...

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconЛекция Часть Технологии успешной работы пресс-службы со средствами массовой информации
Сми происходит распространение необходимой информации и устанавливается обратная связь, благодаря которой появляется информация о...

Лекция Управление общественными отношениями и средства массовой информации Вопросы лекции: Информационная политика РФ проблемы и тенденции развития. Система взаимодействия со сми. Основы жанрового своеобразия журналистики и «паблик рилейшнз» iconПресс-конференция и брифинг
Пресс-конференция один из важнейших инструментов pr, один из наиболее распространенных и эффективных способов организации связей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов