Скачать 269.34 Kb.
|
Информационная записка «О практике работы избирательных комиссий по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, и учету данной категории избирателей, проголосовавших в помещении и вне помещения для голосования избирательного участка при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации 14 октября 2012 года»Одним из важнейших направлений в работе избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации является уточнение сведений об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей на избирательном участке. На основании этих сведений избирательные комиссии совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами социальной защиты населения, общественными организациями инвалидов, иными организациями разрабатывают комплексные планы, включающие мероприятия по информационно-просветительской деятельности среди различных категорий инвалидов, в том числе молодых и будущих избирателей, специальному оборудованию избирательных участков и помещений для голосования, реализации проекта «Дорога на избирательный участок», уточнению необходимого количества социальных такси и многое другое. Совокупность этих мероприятий дает возможность избирателям, имеющим инвалидность, в наиболее полной мере реализовать свои избирательные права, почувствовать себя полноправными членами нашего общества. ^ Для организации вышеназванной работы избирательным комиссиям необходимо располагать наиболее полными и достоверными сведениями об избирателях, являющихся инвалидами, в частности, об их количестве, категории инвалидности (нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата) и месте фактического проживания. Сбор и уточнение сведений об избирателях с инвалидностью, как правило, происходит по следующей схеме: в соответствии с пунктом 161 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) предоставляют в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (далее – ИКСРФ) сведения о количестве избирателей, являющихся инвалидами, в разрезе муниципальных образований; указанные сведения ИКСРФ передают в территориальные избирательные комиссии (далее – ТИК) либо в избирательные комиссии муниципальных образований (далее – ИКМО) с последующей передачей в участковые избирательные комиссии (далее – УИК); помимо этого избирательные комиссии во взаимодействии с органами местного самоуправления, отделениями ПФР, органами социальной защиты населения, ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы», общественными организациями инвалидов, иными организациями уточняют сведения об инвалидах, в частности, выявляя места их фактического проживания, категорию инвалидности. Например, в Белгородской области в избирательных комиссиях муниципальных районов, городских округов сформирована база персональных сведений об избирателях, являющихся инвалидами, которая обязательно уточняется в период избирательной кампании. ИКМО, учитывая сведения, поступившие из областной избирательной комиссии, в свою очередь запрашивают сведения об инвалидах в органах социальной защиты населения, МУ «Центр социального обслуживания населения», управлениях ПФР, обществах инвалидов и ветеранов. Рабочие группы на местах совместно со специалистами КСА ГАС «Выборы» обобщают поступившие данные и обновляют базу персональных сведений об избирателях указанной категории в разрезе поселений и избирательных участков по категориям инвалидности. В сельских поселениях Карачаево-Черкесской Республики избирательные комиссии уточняли сведения об инвалидах, взаимодействуя с местными отделениями общественных организаций (при их наличии), администрациями поселений, фельдшерско-акушерскими пунктами. В Курской области помощь в уточнении сведений в сельских поселениях оказывали представители ФГУП «Почта России», а в Брянской области – работники библиотек; располагая уточненными сведениями, члены ТИК, УИК во взаимодействии с представителями органов социальной защиты населения проводят индивидуальную работу с избирателями данной категории в основном посредством поквартирного обхода, телефонной связи. В Белгородской области в период подготовки к выборам 14 октября 2012 года для осуществления персональной работы в участковые избирательные комиссии вместе со списками избирателей были переданы списки инвалидов по форме:
В Ярославской области в период проведения избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2012 году члены УИК при доставке именных приглашений уточняли сведения об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей на избирательном участке, используя следующую форму:
Избирательная комиссия Новгородской области отмечает, что на территориях муниципальных районов с небольшой численностью избирателей (до 5 тысяч) члены УИК знают, как правило, поименно всех избирателей, являющихся инвалидами. В Алтайском крае между участковыми избирательными комиссиями осуществляется обмен информацией. С учетом фактического места проживания указанной категории избирателей планируется работа УИК в день голосования, разрабатываются оптимальные маршруты для организации голосования вне помещения для голосования, определяется необходимое количество транспортных средств. В Новосибирской области избирательные комиссии совместно с работниками социальных служб, руководствуясь Методикой взаимодействия избирательных комиссий с органами социальной защиты населения Новосибирской области (утверждена решением Избирательной комиссии Новосибирской области от 26.05.2011 № 66/746), сверяют список избирателей со списками инвалидов, представленными отделением ПФР по Новосибирской области, органами социальной защиты и местными отделениями общественных организаций инвалидов по форме:
Многие ИКСРФ (Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Калининградская, Новгородская, Тверская области) отмечают, что сбору и уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, помогает реализуемый на соответствующей территории проект «Дорога на избирательный участок». Практически все ИКСРФ отмечают, что благодаря сложившемуся за последние годы тесному взаимодействию (создание рабочих групп, составление планов совместной деятельности) большую помощь избирательным комиссиям в сборе информации об избирателях, являющихся инвалидами, оказывают общественные организации инвалидов. 2. Деятельность избирательных комиссий по организации учета избирателей с инвалидностью, проголосовавших в помещении и вне помещения для голосования избирательного участка Сбор статистических сведений о количестве избирателей с инвалидностью, принявших участие в голосовании, позволяет проследить динамику их электоральной активности, сделать выводы о целесообразности использования тех или иных форм и методов работы по обеспечению избирательных прав данной категории избирателей, своевременно откорректировать указанную деятельность. В настоящее время Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не располагает достаточными и полными сведениями для масштабного и глубокого анализа электоральной активности инвалидов. Тем не менее, нижеприведенные цифры говорят сами за себя. По данным избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году в 83 субъектах Российской Федерации проголосовали 5 375 445 избирателей, являющихся инвалидами (7,5 % от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе 4,8 % – в помещении для голосования), что на 633 000 избирателей указанной категории больше, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва в 2011 году. Доля проголосовавших инвалидов на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году составила около 45 процентов от представленного ПФР общего числа совершеннолетних граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами. На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрании Российской Федерации шестого созыва в 2011 году эта цифра составила около 40 процентов. По данным электоральной статистики, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрании Российской Федерации пятого созыва в 2007 году для избирателей, являющихся инвалидами, были оборудованы 470 избирательных участков, на которых проголосовали 23 438 избирателей указанной категории; на выборах Президента Российской Федерации в 2008 году в помещениях для голосования проголосовали 1 407 075 избирателей, являющихся инвалидами, что составляет 1,9 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании. О возросшей активности избирателей с инвалидностью как результате проводимой работы свидетельствуют данные, приведенные председателем Избирательной комиссии Белгородской области Н.Т. Плетневым в ходе обсуждения вопроса «О практике работы избирательных комиссий по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, и учету данной категории избирателей, проголосовавших в помещении и вне помещения для голосования избирательного участка» на состоявшемся 30 ноября 2012 года совместном заседании Рабочей группы по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов и профильной секции Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России. На выборах губернатора Белгородской области 14 октября 2012 года в голосовании приняли участие более 90 процентов избирателей, имеющих категории инвалидности, обусловленные нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата. 25 процентов инвалидов данных категорий проголосовали непосредственно в помещении для голосования избирательного участка – это больше, чем на федеральных выборах. А в шести муниципальных образованиях проголосовало 100 процентов инвалидов этих категорий. Сведения о количестве избирателей, являющихся инвалидами, представляемые ПФР, включают в себя всех инвалидов, в том числе и по общим заболеваниям. Очевидно, что эта группа инвалидов, как правило, не нуждается в особом подходе для реализации своих избирательных прав со стороны организаторов избирательного процесса. Тем не менее, при сборе сведений об участии в голосовании эти избиратели учитываются многими избирательными комиссиями. На дому в основном голосуют инвалиды, которые не могут самостоятельно реализовать свое избирательное право непосредственно в помещении для голосования избирательного участка по причине достаточно серьезных функциональных нарушений здоровья. Число граждан, проголосовавших вне помещения для голосования, более точно отражает реальную ситуацию участия в голосовании инвалидов, для реализации избирательных прав которых необходимы особые, специальные условия. Увеличение количества инвалидов, принявших участие в голосовании в помещениях для голосования, можно объяснить значительно возросшим количеством специально оборудованных избирательных участков, интенсивной информационно-просветительской деятельностью, реализацией проекта «Дорога на избирательный участок», иными факторами. Вопрос учета количества проголосовавших инвалидов требует более глубокого, детального изучения. Поэтому очень важно отрегулировать данный вопрос. Учет избирателей, являющихся инвалидами, проголосовавших в помещении для голосования и вне помещения для голосования избирательного участка, ведется на основании ранее полученных уточненных данных. Кроме того, дополнительно сбор информации осуществляется в день голосования непосредственно на избирательном участке. Ряд УИК пользуются в этих целях специально разработанными формами. Например, в Саратовской области при получении списка избирателей на избирательном участке составляется Лист учета избирателей по категориям: с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие. В день голосования каждый член участковой избирательной комиссии на момент учетного времени делает отметку о голосовавшем инвалиде в составленном заранее Листе учета и передает сведения секретарю участковой избирательной комиссии. ^ Л И С Т учета проголосовавших избирателей с ограниченными физическими возможностями по книге Списка избирателей №____ на избирательном участке №______
Таблица для учета проголосовавших избирателей с ограниченными физическими возможностями на выборах депутатов Саратовской областной Думы пятого созыва 14 октября 2012 г.
В Московской области в ходе голосования УИКи ведут учет избирателей, проголосовавших в помещении/вне помещения для голосования избирательного участка, используя нижеприведенные формы. Таким образом, собираются статистические данные и ведется учет избирателей, являющихся инвалидами. ^ (при небольшом количестве избирателей-инвалидов)
^ (при большом количестве избирателей-инвалидов)
|
![]() | Об итогах конкурса среди молодежных избирательных комиссий при территориальных избирательных комиссиях Чувашской Республики на лучшую... | ![]() | Ознакомление слушателей с правовыми основами избирательного права и процесса, приобретение навыков работы участковых избирательных... |
![]() | Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий | ![]() | Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансового права. Целью изучения данной... |
![]() | «Российская государственность: историко-правовые аспекты становления, развития и современного функционирования» | ![]() | Подробно изложена клинико-педагогическая характеристика данной категории детей. Определены этапы и направления логопедической работы... |
![]() | Работа по составлению этой брошюры свелась к двум действиям c документами, взятыми с сайта цик | ![]() | Данная информационная брошюра предназначена для специалистов, работающих в сферах социальной работы и педагогики и профессионально... |
![]() | Инфо совокупность полезных сведений, являющихся объектом сбора, регистрации, хранения, передачи и преобразования | ![]() | Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов |