Метод опроса в социологическом исследовании




Скачать 191.98 Kb.
НазваниеМетод опроса в социологическом исследовании
Дата публикации07.07.2013
Размер191.98 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
доц. Масленников Е.В.

Рассылочный материал по теме

Метод опроса в социологическом исследовании
Содержание
1. Виды опроса в прикладной социологии (таблица)

2. Виды вопросов анкеты, интервью (таблица)

3. Этапы и процедуры опроса

4. Критерии экспертной оценки вопроса

5. Типичные ошибки и трудности в проведении опроса

6. Некоторые типичные ошибки в ходе разработки программы

социологического исследования

7. Инструкции интервьюерам.


Этапы и процедуры опроса

1.Подготовка опроса

1.1.Разработка теоретических предпосылок (проекта исследования)

1.2.Составление плана и сетевого графика работ

1.3.Проектирование инструментария (анкеты, классификатора

контент-анализа открытых вопросов, кодировочных листов)

1.4.Апробация (пилотаж) инструментария, его корректировка

1.5.Размножение инструментария

1.6.Уточнение выборки. Установление правил отбора респондентов.

Составление списков респондентов, маршрутных листов анкетеров.

Построение таблиц и графиков по обоснованию и коррекции

выборки

1.7.Разработка заданий статистического анализа данных

1.8.Подготовка технических средств: аудиовизуальных средств общения

с респондентами, регистрации и обработки данных

1.9.Составление инструкций анкетеру, респонденту, другим лицам,

участвующим в опросе

1.10.Подбор и подготовка анкетеров, кодировщиков. Комплектование

рабочих групп по проведению опроса, их инструктаж, обучение,

репетиция процедур опроса. Подготовка анкетеров включает:

инструктаж, разбор вопросника, пробный и показательный опрос с анализом ошибок, достоинств и недостатков. После завершения отчета по исследованию анкетерам сообщается оценка достоверности и надежности данных опроса

1.11.Организация условий проведения опроса. Выдача анкетерам

наряд-заданий на проведение опроса.

2.Сбор данных в ходе опроса

2.1.Общее знакомство анкетера с местом проведения опроса. Уточнение

адреса

2.2.Установление контакта с респондентами, получение их согласия на

участие в опросе. Уточнение места и времени проведения опроса

2.3.Инструктаж респондентов по заданиям опроса. Мотивация участия

в опросе

2.4.Опрос респондентов по вопроснику, регистрация ответов

в соответствии с инструкциями

2.5.Уточнение анкетерами записей после беседы с респондентами.

Фиксация сопутствующих факторов, характеризующих поведение

респондентов, обстановку проведения опроса

2.6.Обработка аудиовизуальных технических записей

2.7.Контроль над ходом выполнения требований программы, инструкций,

сетевого графика. Выборочная проверка работы анкетеров.

Самоконтроль анкетеров

2.8.Сбор учетных документов. Проверка, первичная обработка анкет,

вопросников, кодировочных листов, их подготовка к машинной

обработке

3.Обработка и анализ данных, полученных в ходе опроса

3.1.Ручная обработка данных

3.2.Обработка и контент-анализ открытых вопросов

3.3.Перевод данных на машинные носители и компьютерная обработка

3.4.Статистическая обработка по программе анализа. Построение

и исчисление показателей. Вычисление коэффициентов

устойчивости, согласия, надежности и достоверности данных

3.5.Составление характеристики опрошенных, определение

репрезентативности данных опроса

3.6.Проверка гипотез на основе полученных данных. Построение

выводов в соответствии с полученными показателями

3.7.Сопоставление показателей и полученных выводов в данном

исследовании с выводами и показателями, полученными в ходе

аналогичных опросов, с помощью других методов сбора

информации

3.8.Анализ и оценка эффективности применения метода опроса.

Степень соответствия полученных данных целям исследования.

Выявление ошибок, новаций, их объяснения. Разработка

рекомендаций по совершенствованию методики опроса для

дальнейшего ее использования. Перевод данных инструментария

и опроса в банки данных.
Конкретизация процедуры проектирования анкеты (п.1.3)

1.Формулировка заданий к проектированию анкеты. Выделение следствий из гипотез, которые требуется проверить на основе данных опроса. Определение ключевых понятий, раскрывающих содержание этих следствий. Выдвижение гипотез-следствий как предположений о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными. Схематизация и концептуализация выделенной совокупности понятий, обоснование ее полноты и непротиворечивости. Поиск необходимых и достаточных для исследования эмпирических индикаторов, характеризующих предполагаемые зависимости в виде некоторых показателей

2.Эмпирическая интерпретация исследовательских вопросов и перевод их в вопросы анкеты. Операциональная интерпретация ключевых понятий (перевод в операциональные определения). Определение (реконструкция) состава жизненных ситуаций (респондентов), которые соответствуют разработанным индикаторам и показателям для переменных исследования. Закрепление за каждым элементом (реконструированной) жизненной ситуации респондентов (входящих в объект исследования) признаков альтернатив возможных отношений (включая следующие из гипотез) данных респондентов с учетом использования тех типов шкал, которые адекватны методам статистического анализа данных, планируемым

3.Построение блока анкеты - “паспортичка”, фиксирующего объективные данные изучаемой совокупности опрашиваемых. Определение социально-демографических, социально-профессиональных, социально-культурных и других показателей, характеризующих отношение респондентов к выделенным жизненным ситуациям (фактам, объектам, явлениям). Ограничение круга показателей исследовательскими задачами, выделение фиксируемых индикаторов каждого показателя

4.Проектирование блока программно-тематических вопросов

4.1.Выделение разделов (блоков) по темам, заданным проектом исследования. Общая конструкция тематического блока вопросов, в котором воспроизводится типичная жизненная ситуация опрашиваемых, раскрывающая и иллюстрирующая данные темы. В структуру тематического блока вопросов входят, по меньшей мере, четыре типа вопросов (элементов блока):

  • Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в конкретную ситуацию (процесс, вид деятельности и т.п.). Например, “Занимаетесь ли Вы бегом?”, “В какой форме Вы занимаетесь бегом?”, “Какова продолжительность, регулярность таких занятий?”, “Подписываетесь ли Вы на газеты и журналы?”, “Какую газету Вы получаете по подписке в текущем году?”

  • Вопросы, указывающие на мотивы включенности (участия). Например: “Что побудило Вас заниматься бегом?”, “Почему при подписке Вы выбрали данную газету?”

  • Вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью (участием). Например: “Удовлетворены ли Вы своими занятиями бегом?”, “Удовлетворяют ли Вас материалы, публикуемые в данной газете?”

  • Вопросы, раскрывающие планы (ожидания), дальнейшей включенности (участия). Например: “Есть ли у Вас намерения начать (или продолжать) заниматься бегом?”, “Что бы Вы порекомендовали начинающим заниматься бегом?”, “Предполагаете ли Вы продолжить подписку на данную газету?”, “Какие материалы Вам хотелось бы чаще встречать на страницах данной газеты?”

4.2.Конструирование вопроса

4.2.1.Выбор вида и формирование вопроса. Перевод исследовательской задачи на язык вопроса к респонденту

4.2.2.Построение вариантов ответов на вопросы с использованием определенных типов шкал

4.2.3.Терминологическое уточнение вопроса с вариантами ответа: обеспечение доступности для понимания респондетом языка вопроса, соответствие языка вопроса языку, которым пользуется респондент

4.2.4.Анализ конструкции вопроса по содержанию требований, предъявляемым в форме вопроса

4.2.5.Анализ конструкции вопроса по методическим критериям:

  • Правильное понимание вопроса респондентом. Содержание вопроса должно соответствовать уровню компетентности респондента. Неясные формулировки недопустимы. Для облегчения понимания трудных элементов смысла вопроса приводятся пояснения

  • Возможность выбора респондентом адекватного ответа. Устраняются элементы навязывания ответа, установок исследователя

  • Исключение в формулировке вопроса элементов, задевающих достоинство личности респондента, вызывающих смущение и т.п.

4.2.6.Апробация вопросов и вариантов ответов, их уточнение.

4.3.Компановка вопросов в тематическом блоке

4.3.1.Согласование формулировок вопросов по смыслу

4.3.2.Введение по необходимости: процедурных вопросов - вопросов-фильтров, контрольных, наводящих вопросов, а также пояснений, указаний, иллюстраций

4.3.3.Апробация компоновки тематического блока. Его уточнение

4.4.Компановка анкеты из тематических блоков. Согласование вопросов различных тематических блоков. Принцип расположения тематических блоков: усложнение от начала к середине (здесь помещаются самые актуальные и важные для исследования вопросы) и облегчение от середины к концу анкеты

5.Составление обращения и инструкции респонденту для заполнения анкеты. Обращение к респонденту содержит:

  • указание на цель и задачи опроса

  • данные об организации, проводящей опрос

  • просьбу принять участие и оказать помощь в достижении целей исследования

  • указание на практическую значимость и ценность ожидаемой от респондента информации. В массовых опросах подчеркивается анонимный характер сведений о респондентах.

В инструкции по заполнению анкеты указывается: на необходимость внимательного прочтения вопроса в целом, указаний, относящихся к вопросу и всех выделенных вариантов ответа на него; только после этого рекомендуется делать выбор ответа и соответствующие пометки в анкете. Иногда рекомендуется перед заполнением предварительно ознакомиться со всей анкетой. В инструкции обращается внимание на необходимость самостоятельного заполнения анкеты, без обращения за помощью к окружающим (кроме анкетера). В вводной части и в конце анкеты выражается признательность за участие в опросе

6.Построение общей композиции анкеты и сценария по работе респондента с анкетой

Введение по необходимости контактных вопросов, вопросов-пауз, пояснений, указаний респонденту и анкетеру, рисунков. Структура анкеты должна учитывать особенности восприятия заполняющих ее. Начинается анкета с обращения к респонденту и инструкции по ее заполнению. Далее помещают вопросы, имеющие не только содержательные, но и контактные функции одновременно. Содержательные вопросы чередуются с вопросами-фильтрами, контрольными, функционально-психологическими. Завершать анкету лучше специальными заставками или вопросами, снимающими напряжение

7.Кодирование вопросов и вариантов ответов респондентов с учетом требований компьютерной программы - использование порядковой или позиционной системы кодирования

8.Графическое оформление анкеты, ее тиражирование для апробации.

9.Определение необходимости и целесообразности применения технических средств в ходе опроса

10.Апробация (“пилотаж”) и корректировка проекта анкеты

11.Обсуждение и утверждение проекта анкеты рабочей группой социологов

12.Тиражирование утвержденного варианта анкеты

13.Составление инструкций анкетеру.

Виды вопросов, используемые при проектировании анкеты

1.Основные вопросы по содержанию темы

2.Вопросы, имеющие функциональное назначение

2.1.Вопросы-фильтры - дают возможность выделить часть респондентов по

определенному признаку

2.2.Контрольные вопросы - служат проверке устойчивости и

непротиворечивости ответов респондентов

2.3.Наводящие вопросы - предназначены помочь респонденту точнее понять

смысл основного вопроса, дать более точный ответ

3.Вопросы, отражающие конструктивные особенности вариантов ответа

3.1.Дихотомические вопросы типа “Да-нет”, альтернативные. Ответы носят

взаимоисключающий характер

3.2.Поливариантные вопросы типа “меню”. Набор вариантов предполагает

любое сочетание в ответе

3.3.Прожективные вопросы-диалоги - составляются из высказываний

воображаемых лиц

4.Вопросы, различающиеся по степени стандартизации ответов

4.1.Закрытые вопросы - предполагают выбор предложенных респонденту

вариантов ответа на вопрос

4.2.Полузакрытые вопросы - предполагают, что, если из ряда предложенных

респонденту вариантов ответа, он не находит подходящий, то может

написать свой вариант

4.3.Открытые вопросы. Возможный ответ не сформулирован, респондент

должен самостоятельно дать ответ.
Критерии экспертной оценки вопроса

(логико-познавательные критерии анализа вопроса)

  1. Какова познавательная задача вопроса? В какой мере выполняется индикаторная функция вопроса?

  2. Какая информация ожидается от респондента в качестве ответа на данный вопрос?

  3. Достаточно ли обосновано использование данной информации от респондента в качестве индикатора выбранной переменной (понятия, принимающего различные значения)

  4. Обеспечивает ли формулировка вопроса однозначность трактовки его смысла для респондента? Нет ли в формулировке терминов, допускающих различное истолкование?

  5. Не является ли формулировка вопроса внушающей однозначный ответ?

  6. Соответствует ли техника регистрации ответов содержанию вопроса? (Например, указание на число возможных ответов; возможность уклониться от ответа; соответствие делений шкалы смыслу формулировки и т.п.)

  7. Сбалансированы ли шкалы, нет ли смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы?

  8. Нет ли смещения оснований в вопросах, требующих выбора варианта ответа из предложенного списка по заданному критерию? Если есть, то отражены ли они в программе?

  9. Обозначен ли адресат вопроса в тех случаях, когда вопрос предназначен не для всей совокупности опрашиваемых, а для какой-либо ее части? Не требуется ли вопрос-фильтр?


Лингвистические и психологические критерии анализа вопроса

  1. Выдержаны ли требования к вопросу с точки зрения языка опрашиваемого? Нет ли в формулировке вопроса сложных, непонятных терминов?

  2. Ясно ли респонденту то что выступает в вопросе в качестве эмпирических индикаторов?

  3. Компетентны ли опрашиваемые, чтобы иметь информацию, необходимую для ответа на данный вопрос? Не следует ли использовать фильтры на компетентность?

  4. Не предъявляет ли вопрос непосильных требований к памяти опрашиваемого?

  5. Нет ли опасности получить стереотипный ответ?

  6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?

  7. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемого?

  8. Не задевает ли вопрос личного или каких-либо интимных сторон жизни достоинства респондента?


Типичные ошибки и трудности в проведении опроса

1.Для опроса используется анкета, применявшаяся ранее и разработанная с

учетом других конкретных обстоятельств и исследовательской ситуации

1.1.Составление анкеты начинается без разработки проекта исследования

1.2.В качестве вопросов анкеты используются те вопросы, которые

поставлены перед социологами заказчиком

2.Познавательная задача расходится со смысловым содержанием

формулировки вопроса в анкете. Замена индикатора: вместо вопроса об

информированности респондента задается вопрос о самооценке на

информированность

2.1.Вопрос содержит термины, смысл которых непонятен респонденту или по-разному понимается разными респондентами

2.2.Перед респондентом при ответе на вопрос ставятся задачи, к решению

которых он не подготовлен. Например, установить сложные зависимости,

провести ранжирование, классификацию, выявить критерии

2.3.Респонденту задается вопрос об оценке фактов, предварительно не

выявив, какое отношение он имеет к этим фактам (например, о качестве

питания в столовой предприятия спрашивают работника, который

питается дома)

2.4.Получено слишком много одинаковых ответов на вопрос

2.5.Большое количество ответов типа “не знаю”, “затрудняюсь ответить”

2.6.Много неуместных замечаний респондентов к предложенным в анкете

вариантам ответов

2.7.После изменения порядка вопросов (вариантов ответов в вопросе)

произошли существенные отклонения в ответах респондетов

2.8.Ответы на вопросы занимают слишком много времени

2.9.Остается незаполненной значительная часть анкеты

3.В качестве анкетеров привлекаются лица, не прошедшие специальной

подготовки

3.1.Респондент в резкой форме отказывается принять участие в опросе

3.2.Респондент участвует в опросе неохотно, с видимым безразличием

4.Анкеты заполнены неаккуратно, в них много пропусков, неточностей,

ошибок в записях, кодировке

5.В ходе опроса собран большой объем статистической информации, но

такой, которая оказывается, не имеет прямого отношения к гипотезам и

задачам исследования

Некоторые типичные ошибки в ходе разработки программы

социологического исследования
^ 1. В ходе разработки замысла (концепции) исследования:

а) Не сформулирована практическая проблема (и задача), стоящая перед Заказчиком, характеризующая потерю (или снижение) им контроля над состоянием объекта управления, входящего в зону ответственности Заказчика. Без этого не ясно, какие недостающие для успешного управления (выработки и принятия управленческих решений) свойства объекта нужно выявить в ходе прикладного (эмпирического) социологического исследования.

Без определения практической проблемы не ясно в чем будет заключаться познавательная проблема (и задача) исследования и где проходят границы объекта исследования, исходя из наличных ресурсных возможностей Исполнителя (социологической группы).

Отсутствие этого элемента концепции исследования лишает практического смысла и сводит к нулю эффективность дальнейших исследовательских усилий и шагов.

б) Цель исследования обычно формулируется одна, а из нее следует система задач исследования.

^ 2. В ходе разработки методики исследования:

а) разработка анкеты не опирается на процедуру операционализации, соединяющую в единую цепь: исходные понятия – переменные – показатели – эмпирические индикаторы – измерительные шкалы – вопросы анкеты;

б) использование «программных» (исследовательских) вопросов, поставленных от имени Заказчика перед самими исследователями, в виде «прямых» (открытых) вопросов в анкете, является прямым нарушением методики и техники социологического исследования;

в) если основное содержание отчета основано на анализе только открытых вопросов, то это подтверждает нарушение пунктов 1 (а) и 2 (а).

^ О ЧЕМ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ ИНТЕРВЬЮЕР В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ

1. Интервьюер должен знать наименование организации, проводящей исследование, и сказать об этом респонденту вначале беседы;

2. Тоже самое о целях и задачах исследования;

3. К проведению опроса интервьюер должен быть допущен только после того, как у него возникнет четкое представление о роли, задачах, обязанностях, правах и ответственности интервьюера; возникнет мотивация на добросовестную работу;

4. Интервьюер должен знать общую характеристику используемого в опросе инструментария и технических средств;

5. Интервьюер должен уяснить для себя порядок заполнения анкеты (или вопросника), регистрации данных в учетных документах; уметь объяснить это респондентам;

6. Еще до начала опроса интервьюер должен иметь представление о составе респондентов, их общей характеристике и возможных типах отношения к опросу;

7. Интервьюер должен уяснить для себя правила отбора респондентов, замены отсутствующих респондентов или отказавшихся участвовать в опросе;

8. Интервьюер должен знать методические рекомендации по установлению контакта с респондентом (поиск, контакт, согласие на беседу), действия в случае отказа респондента от участия;

9. Интервьюер должен знать и выполнять требования к организации ситуации интервью (наметить место, время опроса, устранить влияние на мнение респондента посторонних, "третьих" лиц);

10. Интервьюер должен владеть приемами стимулирования внимания респондента в ходе беседы;

11. Интервьюер должен знать и выполнять правила завершения беседы;

12. Должен знать и выполнять сроки выполнения наряда-задания;

13. Втечение отведенного на опрос срока интервьюер должен поддерживать связь с организаторами исследования;

14. От организаторов опроса интервьюер должен получить: указание места получения и сдачи наряда-задания, удостоверение интервьюера, список респондентов, анкеты и другой инструментарий.

^ ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ИНТЕРВЬЮЕРАМИ

1. Высказывание личных мнений интервьюера

Одна из наиболее частых ошибок заключается в том, что интервьюер увлекается беседой и начинает говорить сам, произнося обширные монологи. Это большая методическая ошибка, независимо от того, выражает интервьюер в своих монологах согласие или несогласие с респондентом.

Роли интервьюера и респондента принципиально различны: интервьюеру должно быть интересно все, что говорит респондент.

Рекомендации:

• интервьюеру запрещается произносить какие-либо фразы, которые не заканчиваются знаком вопроса. Лишь в некоторых случаях, когда задаваемый вопрос сложен, допускается высказывание нескольких разъясняющих повествовательных предложений, после которых обязательно должно следовать вопросительное;

• интервьюеру вообще следует стремиться, как можно меньше говорить. Запрещается высказывать свое личное мнение, произносить монологи.

2. Чрезмерная активность интервьюера

Она выражается в задавании слишком большого числа вопросов, постоянных прерываниях высказываний респондента. Новый вопрос не должен быть поставлен прежде, чем предыдущая тема будет исчерпана, причем следует прилагать специальные усилия, чтобы убедиться, что эта тема действительно исчерпана. Слишком частая постановка дополнительных вопросов ведет к обрывам тем и к хаотичному их перемешивание.

Рекомендации:

• опытный интервьюер старается задавать как можно меньше вопросов, но получить как можно больше информации от респондента.

3. Ограничение ответов

Для интервьюера, особенно работающего по найму, существует искушение ограничить интервью теми областями, которые обозначены в вопроснике, и отказаться от всех сообщений респондента, которые не относятся к этим областям. Здесь имеется опасность приостановить то, что является самым ценным - непредвиденный релевантный ответ.

4. Навязывание тем

Интервьюеры следуют такой тактике часто потому, что считают себя обязанными осветить все темы из своего вопросника. Они навязывают респондентам вопросы и темы, которые включены в план интервью, но которые не связаны с действительным опытом опрашиваемых и на которые последние просто не могут ответить. Это влечет за собой два негативных последствия:

• не зная, что сказать, респондент начинает импровизировать и фантазировать;

• навязанные темы подавляют ту релевантную информацию, которую респондент мог и хотел сообщить, что отрицательно сказывается на полноте интервью.

5. Ошибка, состоящая в быстрых переходах

Желая добиться как можно более полного охвата заранее предусмотренных тем, интервьюер часто удовлетворяется поверхностным их рассмотрением. Но поверхностное рассмотрение тем редуцирует интервью к набору банальных суждений. Это можно проиллюстрировать известным логическим правилом: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание.

^ ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИНТЕРВЬЮЕРАМ

1. Использование личных качеств

В интервьюировании нет единого стиля. Каждый интервьюер использует свой стиль поведения, который является для него естественным. Респонденту легче раскрыться и откровенно поговорить с человеком, который не боится быть самим собой.

2. Фиксация главной мысли

В ходе интервью очень важно вычленить основные идеи из ответов респондента. Здесь нужен определенный навык, поскольку респонденты редко подают явные сигналы о том, что сейчас будет высказана главная мысль. Такими сигналами могут быть: паузы, жесты, усиление голоса, интонации и т.д. Интервьюер должен уметь воспринимать эти сигналы. Кроме того, важно следить за логикой мысли респондента. Интервьюер должен разобраться в том, что является главной мыслью, а что деталями, примерами и другой дополнительной информацией.

3. Рефлексия чувств

Одним из важнейших умений, необходимых для проведения интервью, является рефлексия чувств. Это избирательная форма слушания, при которой интервьюер различает эмоциональные обертоны сообщений, не делая при этом попытки дать оценку услышанному. Это помогает перевести разговор к тем проблемам, которые являются для респондента источником беспокойства.

4. Комментарии не для записи

Иногда респонденты готовы дать разъяснения или расширенные комментарии лишь в том случае, если их ответ не будет записан. Необходимо уделить внимание респонденту на этом этапе и после окончания интервью восстановить сказанное по памяти, но не использовать этот материал во вред респонденту.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод опроса в социологическом исследовании iconВопросы к экзамену по спецкурсу «Экспертный опрос в социологическом исследовании»
Дайте определение экспертному опросу как методу сбора социальной информации. Раскройте характерные особенности опроса экспертов

Метод опроса в социологическом исследовании iconВопросы к экзамену по спецкурсу «Экспертный опрос в социологическом исследовании»
Дайте определение экспертному опросу как методу сбора социальной информации. Раскройте характерные особенности опроса экспертов

Метод опроса в социологическом исследовании iconВопросы к экзамену по спецкурсу «Экспертный опрос в социологическом исследовании»
Дайте определение экспертному опросу как методу сбора социальной информации. Раскройте характерные особенности опроса экспертов

Метод опроса в социологическом исследовании iconЗадание по курсу «Методология и методика педагогического исследования»...
Понятие опроса. Основные виды опроса как метода сбора информации об изучаемом объекте

Метод опроса в социологическом исследовании iconСеминар Выборочный метод в социологическом исследовании. Социальный...
Разъяснить значение терминов: проблема, объект, предмет, выборка, репрезентативность, анкета, достоверность, чувствительность шкалы,...

Метод опроса в социологическом исследовании iconЕ. В. Масленников эксперт в социологическом исследовании
Среди социологов растет интерес к так называемым «мягким», или качественным, методам, позволяющим глубже понять изучаемое явление...

Метод опроса в социологическом исследовании iconМасленников Е. В. М31 Экспертный опрос в социологическом исследовании....
М31 Экспертный опрос в социологическом исследовании. Учебно-методический комплекс / Е. В. Масленников. – М.: Кду, 2007. – 32 с

Метод опроса в социологическом исследовании iconМетодика исследований в социальной работе содержание
Приложение Отчет о проведенном социологическом исследовании «Отношение преподавателей тпу к девиациям в среде студентов тпу»

Метод опроса в социологическом исследовании iconАнкета религия и суеверия в жизни студента
Факультет социологии и политологии Финуниверситета приглашает Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном проблеме...

Метод опроса в социологическом исследовании iconПрограмма учебного курса экспертное знание
Программа спецкурса «Экспертное знание в социологическом исследовании» (объемом 36 часов) утверждена на заседании кафедры методологии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов