Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом




Скачать 133.91 Kb.
НазваниеРешение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом
Дата публикации08.07.2013
Размер133.91 Kb.
ТипРешение
zadocs.ru > Информатика > Решение
Актуальные проблемы информационного общества

Тема 1
Характерные черты информационного общества:

  • решение проблемы информационного кризиса, т.е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

  • обеспечение приоритета информации по сравнению с другими ресурсами;

  • главной формой развития станет информационная экономика;

  • в основу общества будут заложены автоматизированные накопление, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

  • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  • сформируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

  • с помощью средств информатики реализуется свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Кроме положительных моментов возникают и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией. США стали информационным обществом в 1974 году (в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения), приближаются к ним Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы. Процесс информатизации начался в США с 60-х гг., с 70-х гг. - в Японии и с конца 70-х - в Западной Европе.

В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

В информационной сфере СНГ занято около 40% трудоспособного населения.

Роль информатизации в развитии общества

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX века. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации становилось все труднее ориентиро­ваться. Появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно.

Сложилась весьма парадоксальная ситуация - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информацион­ный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

^ Информатизация общества – организованный социально-экономичес­кий и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации.

^ Информационная культура

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

^ Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

  • в овладении основами аналитической переработки информации;

  • в умении работать с различной информацией;

  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Развитие информационных технологий

Можно выделить следующие этапы в развитии информационных технологий:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

^ 2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструмен­тарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии – акцент начинает перемещается с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной техноло­гии задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основной инструментарий – персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

^ Классификация информационных технологий

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества, необходима их предварительная классификация.

Возможны следующие классификации информационных технологий:

  • по типу обрабатываемой информации;

  • по типу пользовательского интерфейса;

  • по степени взаимодействия.

Информационная технология классифицируется по типу информации (рис.1.2.).



Нельзя ограничиться представленной выше схемой. Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.

Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями.

^ В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.

Представленная классификация видов ИТ в известной мере условна, поскольку большинство этих информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Так, в текстовых процессорах предусмотрена возможность выполнения примитивных расчетов, табличные процессоры могут обрабатывать не только цифровую, но и текстовую информацию, а также обладают встроенным аппаратом генерации графики. Однако каждая из этих технологий все-таки в большей мере акцентирована на обработке информации определенного вида.

Классификация информационных технологий по типу пользовательского интерфейса (совокупность приемов взаимодействия с компьютером), реализующегося операционной системой:

Командный - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды;

WIMP - (Window-окно, Image-изображение, Menu-меню, Pointer-указатель) окно на экране, содержащее образы программ и меню дейчтвий;

SILK - (Speech-речь, Image-изображение, Language-язык, Knowledge-знание) при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

Классификация по степени взаимодействия:



Кроме того, возможны другие признаки классификации. Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем , например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

^ Процедуры обработки информации

Информационная технология включает следующие процедуры, отличающиеся как по функциям, так и по времени их выполнения:

  • сбор и регистрация информации;

  • передача информации к месту обработки;

  • машинное кодирование информации;

  • хранение и поиск информации;

  • вычислительная обработка;

  • размножение информации;

  • принятие решений и выработка управляющих воздействий.

Обычно экономическая или любая другая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случаев некоторые процедуры могут отсутствовать. Последовательность их также может быть различной, при этом некоторые процедуры могут повторяться. Состав процедур зависит от рассматриваемого объекта.

Рассмотрим особенности выполнения основных процедур преобразования информации.

^ Сбор и регистрация информации происходит по-разному в различных объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах предприятий, учреждений, фирм и т.п., где производится сбор и регистрация первичной учетной информации, которая отражает деятельность объекта. Большое значение при этом имеет достоверность, полнота и своевременность первичной информации. На предприятиях сбор и регистрация информации происходят при выполнении хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Учетные данные получаются в результате подсчета количества обработанных деталей, изделий, выявления бракованных деталей и т.д. Для сбора фактической информации выполняются измерение, подсчет, взвешивание объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации сопровождается ее регистрацией на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись в первичные документы осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации являются наиболее трудоемкими. С использованием и развитием технических средств сбора и регистрации могут быть автоматизированы операции количественного измерения, регистрации, накопление и передача информации по каналам связи с ЭВМ для формирования первичных документов.

Необходимость передачи информации вызвана тем, что сбор и регистрация информации нередко территориально отделены от ее обработки. Сбор и регистрация информации производятся на рабочих местах (местах зарождения информации), а обработка - в вычислительных центрах. Современными средствами сбора и регистрации данных могут быть: сканеры, портативные регистраторы данных, устройства идентификации, считыватели пластиковых карточек.

^ Передача информации может осуществляться разными способами: курьером, пересылкой по почте, доставкой транспортом, дистанционной передачей по каналам связи. Для осуществления последнего способа, присущего всем информационным системам, необходимы специальные технические средства.

Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так и результатная с мест ее обработки. В этом случае результатная информация может отражаться на различных устройствах: дисплеях, табло, печатающих устройствах. Поступление информации по каналам связи в центр обработки может осуществляться на машинном носителе и непосредственно в ЭВМ по каналам связи при помощи специальных программных и аппаратных средств.

Дистанционный способ передачи имеет большое значение в многоуровневых системах, где применение дистанционной передачи значительно ускоряет прохождение информации с одного уровня управления на другой и сокращает время обработки данных. Дистанционный способ передачи данных осуществляется через модемы, факс-модемы.

Способ поступления информации на машинные носители связан с кодированием информации - процедурой машинного представления (записи) информации на машинных носителях в кодах, принятых в ЭВМ. Запись информации на машинные носители является трудоемкой операцией, в процессе которой возникает наибольшее количество ошибок. Для устранения ошибок используются операции контроля записи разными методами на специальных устройствах или на ЭВМ.

^ Хранение и накопление информации вызвано многократным ее использованием, а также необходимостью постоянного наличия и обобщения первичных данных до их обработки. Хранение информации осуществляется на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по определенному признаку. Для хранения информации в настоящее время используют базы данных (БД) и средства управления БД – системы управления базами данных (СУБД).

Поиск данных – это выборка нужных данных из хранимой информации, которая может корректироваться или изменяться. Процедура поиска информации выполняется на основе запроса на нужную информацию.

^ Обработка информации на ЭВМ чаще производится централизованно, а на мини- и микроЭВМ – в местах возникновения информации, где создаются автоматизированные рабочие места специалистов различного профиля в соответствии с функциями объектов управления (бухгалтерия, плановый отдел, отдел снабжения и т.п.). Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста включает персональный компьютер, набор программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.

В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с машинной программой формируются результатные сводки, которые могут быть отпечатаны на печатающем устройстве. Современными средствами выдачи информации являются: принтеры, плоттеры (графопостроители). Печать сводок может сопровождаться процедурой тиражирования, если документ с результатной информацией необходим нескольким пользователям.

^ Принятие решения в автоматизированной системе управления осуществляется, как правило, специалистами без применения технических средств на основе анализа результатной информации, полученной на ЭВМ. Благодаря применению персональных компьютеров повышается надежность анализа обрабатываемых сведений, а также обеспечивается переход к автоматизации выработки оптимальных решений в процессе диалога пользователя с вычислительной системой.

^ Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме

При внедрении информационной технологии необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.

^ Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы, приспосабливая информационную технологию к организационной структуре (происходит лишь модернизация методов работы). Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.

Основной недостаток такой стратегии – необходимость непрерывных изменений формы представления информации, приспособленной к конкрет­ным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение "вязнет" на различных этапах информационной технологии.

К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты.

^ Вторая концепция – ориентировка на будущую структуру фирмы (существующая структура будет модернизирована).

Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.

К основным ее недостаткам следует отнести:

  • существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;

  • наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.

Достоинствами данной стратегии являются:

  • рационализация организационной структуры фирмы;

  • максимальная занятость всех работников;

  • высокий профессиональный уровень;

  • интеграция профессиональных функций за счет использования
    компьютерных сетей.

Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconРешение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие...
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconРазрешение противоречий между инф лавиной и инф голодом
Информатика это наука, изучающая структуру и свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, передачей,...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconИнформатика. Определения. 19. 12. 2012
Совокупность программного обеспечения и электронного информационного хранилища, разрабатываемая как единая система и предназначенная...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconДоктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом...
О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconПакет информационного Партнера пакет включает в себя
Представление информационного спонсора Фестиваля в перерывах между выступлениями конкурсантов

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconПрограмма по предмету: Л
Покажите принципиальные отличия таких отношений между понятиями как противоположность и противоречие

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconПеречень вопросов к вступительному экзамену по специальности 23. 00. 04
...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconДля решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: для...
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconТеория информационного оружия
В рамках данного подхода данная статья постулирует теорию информационного оружия в общем контексте средств вооруженной борьбы и предлагает...

Решение проблемы информационного кризиса, т е. будет разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом iconПрограмма «норна»
Проблемы и перспективы россии в контексте глобального цивилизационного кризиса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов