Лекция Информационная безопасность Российской Федерации




Скачать 188.99 Kb.
НазваниеЛекция Информационная безопасность Российской Федерации
Дата публикации15.07.2013
Размер188.99 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Информатика > Лекция
Лекция 7. Информационная безопасность Российской Федерации
1. Доктрина информационной безопасности.

2. Обеспечение защиты человека и общества от информационно-психологических угроз.
7.1. Доктрина информационной безопасности
В течение первой половины ве­ка широко использовался термин "защита информации". В 60-е годы возникло понятие "компьютерной безопасности", в 70-е - "безопас­ность данных". В настоящее время более полным понятием, связан­ным с безопасностью в компью­терных системах и информацион­ных технологиях, является понятие "информационная безопасность". (10/25).

Определение понятия "информационная безопасность" дает нам Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, под которой понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. (2/136).

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г является основным нормативным актом в данной сфере. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. (2/135).

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации служит основой для:

формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Для достижения этого требуется:

повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития;

усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.

Вторая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Третья составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Для достижения этого требуется:

развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;

развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;

развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации,

телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;

обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Четвертая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

В этих целях необходимо:

повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Реализация этих направлений национальной политики в области обеспечения информационной безопасности должна способствовать наиболее эффективному развитию информационной сферы в Российской Федерации.

Однако необходимо отметить, что в данном нормативном акте выделены только основные направления в обеспечении информационной безопасности, в данном нормативном акте отсутствует механизм реализации данной политики, поэтому ждать быстрых результатов от такой политики не приходится.

Также важно выделить основные проблемы обеспечения информационной безопасности в РФ.

Актуальность пробле­мы информационной безопасности возрастает в связи с парадок­сальной ситуацией того, что в на­стоящее время электронные ре­сурсы в России практически не ох­раняются и, например, достать более новую информацию в элек­тронном виде легче и дешевле, чем печатную продукцию, меньшую по объему и менее актуальную.

Рынок электронной продукции практически не контролируется и не охраняется. Любая утечка более или менее ценной информации приводит к тому, что эта информа­ция становится достоянием прак­тически неограниченного числа пользователей. (10/25).

Такая ситуация на рынке электронной продукции способствует росту компьютерных преступлений.

Виды компью­терных преступлений чрезвычайно многообразны. Это несанкционирован­ный доступ к информации, хранящейся в компьютере, ввод в программное обеспечение «логических бомб», которые срабатывают при выполнении оп­ределенных условий и частично или полностью выводят из строя компью­терную систему, разработка и распространение компьютерных вирусов, хищение компьютерной информации и многое другое. (1/174).

В связи с чем необходимо отметить о неразвитости Российского уголовного законодательства. Так Уголовный кодекс РФ от 24.03.96 предусматривает ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации всего лишь по трем статьям (272-274). Также важно отметить, что в связи с отсутствием необходимой технической базы у правоохранительных органов, достаточно трудно доказать факт совершения преступлений в сфере компьютерной информации. (9/163).

С технической точки зрения также становится важна проблема реализации защищенности платформы – операционной системы. (11/11).

Основным критерием классификации угроз информационным ресурсам систем является возможность их устранения, поэтому они делятся на устраняемые и неустраняемые.

Под устраняемыми будем понимать угрозы, об­наружение которых дает возможность таким обра­зом воздействовать на них, чтобы полностью уст­ранить данные угрозы как таковые. К устраняемым угрозам относятся ошибки и закладки в тех­нических средствах, прежде всего в программном обеспечении информационных серверов.

К неустраняемым угрозам могут быть отнесены реализованные возможности доступа к информа­ции, которыми без соответствующих санкций мо­жет воспользоваться злоумышленник. В отличие от первых данные угрозы не­возможно устранить (устранение предполагает за­прет доступа к информации), можно лишь пытать­ся реализовать защиту информации от несанкцио­нированного доступа к ней со стороны злоумышленника. (5/40).

Важной остается проблема несанкционированного доступа к информации. Так выделяют следующие каналы несанкционированного доступа к информации:

1. Электромагнитный канал. Причиной его возникновения является электромагнитное поле, связанное с протеканием электрического тока в аппаратных компонентах автоматизированной системы. Электромагнитное поле может индуцировать токи в близко расположенных проводных линиях.

2. Акустический (виброакустический) канал. Связан с распростране­нием звуковых волн в воздухе или упругих колебаний в других средах, возникающих при работе устройств отображения информации автоматизированной системы.

3. Визуальный канал. Связан с возможностью визуального наблюде­ния злоумышленником за работой устройств отображения информации автоматизированной системы без проникновения в помещения, где расположены компоненты систе­мы. В качестве средства несанкционированного доступа к информации в данном случае могут рассматриваться фото-, видеокамеры и т. п.

4. Информационный канал. Связан с доступом (непосредственным и телекоммуникационным) к элементам автоматизированной системы, к носителям информации, к са­мой вводимой и выводимой информации (и результатам), к программному обеспечению (в том числе к операционным системам), а также с подклю­чением к линиям связи. (8/25).

Некоторые авторы основной проблемой безопасности информационной сферы выделяют потенциальную уязвимость информационных систем, обусловленной их распределенной топологической структурой, слож­ностью (как следствие - невоз­можность контроля всех объек­тов и операций в системе в каж­дый момент времени) и большим числом каналов несанкционированного доступа к информа­ции в различных физических по­лях (побочные электромагнитные излучения и наводки, специально организованные с использованием программно-аппаратных средств каналы несанкционированного доступа к информации и др.). Следствием уязвимости информационной системы яв­ляются разработка и применение злоумышленниками специальных способов и средств нарушения нормального функционирования информационной системы в целях установления контро­ля над преобразуемой в информационной системе ин­формацией. (4/13).

Необходимо также отметить, что система шиф­рования полностью не решает проблему обеспечения конфиденциальности информации. Однако стоит рассмотреть некоторую последовательность дейст­вий злоумышленника:

• некий злоумышленник получает доступ к ком­пьютеру, на котором обрабатывается конфи­денциальная информация;

• злоумышленник создает небольшой програм­мный модуль, который отслеживает обращения к ключевой дискете, перехватывает и фиксирует (записывает) где-либо ключевую информацию;

• при следующем своем визите на чужой компь­ютер злоумышленник, используя полученные ключи, имеет доступ ко всей конфиденциаль­ной информации.

Защита ключевой информации паролем в этом случае не спасает, поскольку пароль можно анало­гичным образом перехватить при его вводе.

Отсюда следует, что решение задачи защиты конфиденциальности информации с помощью систем шифрования не является аб­солютно надежным. (6/15).

Важно отметить и то, что заявления о доступности всей необходимой зарубежной информации через Интернет не соответ­ствует действительности. Достаточно указать, что только 15 процентов российских исследователей и разработчиков владеют иностранным языком на­столько, чтобы работать в Интернете. В большин­стве случаев непреодолим экономический барьер. Цены на доступ к специализированным банкам дан­ных, содержащим профессиональную информацию, на заказ поиска информации и особенно на копии документов и публикаций «не по карману» большин­ству российских ученых и научных организаций. (3/4).

^ 2. Обеспечение защиты человека и общества от информационно-психологических угроз
Крупные аварии на промышленных объектах в 70-80-ые годы XX сто­летия способствовали развитию законодательной деятельности в области промышленной безопасности в экономически развитых странах В 90-е го­ды международные организации продолжили активную деятельность по урегулированию вопросов предупреждения промышленных аварий.

Достаточно вспомнить Конвенцию Международной организации труда (МОТ) по безопасности труда и здоровья № 155/1981 г., Конвенцию МОТ о службе по медицине тру­да № 161/1985, директиву Европейского со­общества 1989/391 EEC; Глобальную стра­тегию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье рабочих к 2000 году", принятую в 1966 г., и др. Все они явились ориентиром для последующих изме­нений в области законодательства и практи­ческой работы. (3/2).

Приня­тые Конвенция МОТ по предотвращению крупных промышленных аварий и Конвенция ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий обязывают страны, подписавшие их, разработать политику в области обес­печения промышленной безопасности. (1/164).

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий от 17 марта 1992 года применяется в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. (6/132).

Согласно Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий стороны, учитывая усилия, уже предпринятые на национальном и международном уровнях, принимают соответствующие меры и сотрудничают в рамках настоящей Конвенции в целях защиты людей и окружающей среды от промышленных аварий путем предотвращения таких аварий, насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьезности и смягчения их воздействия. С этой целью применяются меры по предотвращению аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, включая восстановительные меры.

Стороны посредством обмена информацией, консультаций и других совместных мер разрабатывают и осуществляют без необоснованного промедления политику и стратегии для снижения риска промышленных аварий и совершенствования мер по их предотвращению, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, включая восстановительные меры, принимая при этом во внимание усилия, уже предпринимаемые на национальном и международном уровнях, с целью исключения ненужного дублирования.

Стороны обеспечивают положение, при котором оператору вменяется в обязанность принятие всех мер, необходимых для исключения риска при осуществлении опасной деятельности и предотвращения промышленных аварий.

Для осуществления положений настоящей Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий стороны принимают соответствующие законодательные, регулирующие, административные и финансовые меры в целях предотвращения аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий.

Необходимо отметить, что данную Конвенцию подписали 27 стран, в том числе Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Теперь непосредственно рассмотрим законодательное регулирование промышленной безопасности в Великобритании и в Европейском союзе.

Так, основополагающим нормативным актом в облас­ти регулирования промышленной безопасности в Ве­ликобритании является Закон об охране здоровья и безопасности на рабочем месте (The Health and Safety at Work Act) 1974 г. Он определяет основ­ные принципы, права и обязанности в области обес­печения безопасных и здоровых условий труда на производстве. Этот закон возлагает ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья ра­бочих на руководителя предприятия, который обя­зан создать на производстве систему управления безопасностью в целях снижения риска травматизма работников или нанесения вреда их здоровью. (8/60).

В 1985 г. на основании директивы № 82/501/ЕЭС «Об опасности крупномасштабных аварий при осу­ществлении производственной деятельности оп­ределенного вида» (директива «Севезо») было при­нято законодательство по предупреждению круп­ных аварий, распространяемое на объекты, на которых обращаются, производятся или хранятся опасные вещества, и именуемое системой норма­тивных правовых актов CIMAN (The Control of Industrial Major Accident Hazards Regulations). Эта система ус­танавливает необходимость разработки и представ­ления деклараций безопасности (декларация долж­на быть представлена не позднее чем за 3 мес. до начала эксплуатации опасного производственного объекта), информирования общественности о воз­можных чрезвычайных ситуациях, составления пла­нов локализации аварий и ликвидации их последствий.

На базе Закона об охране здоровья и безопас­ности на рабочем месте в Великобритании были созданы Комиссия по охране здоровья и Инспекция по охране здоровья и без­опасности, осуществ­ляющие государственное регулирование и надзор за безопасностью работ во многих отраслях про­мышленности.

Комиссия по охране здоровья и безопасности подотчетна Министерству по охране окружающей среды, транспорта и регионов Великобритании, а также другим министерствам, под­падающим под действие Закона об охране здоро­вья и безопасности на рабочем месте. Эта комис­сия осуществляет общий надзор за деятельностью Инспекции по охране здоровья и безопасности. В ее состав входят девять человек, возглавляемых пред­седателем.

Инспекцию по охране здоровья и безопасности возглавляет генеральный директор, число работни­ков – около 4000 чел., из которых около 1500 ин­спекторов. (8/61).

Вместе с тем в Великобритании действует ряд управлений, которые осуществляют надзор за безопасностью в отдельных отраслях промышленности:

Управление опасных промышленных объектов осуществляет над­зор на объектах горнодобывающей (разрабатывае­мых закрытым способом), нефтедобывающей, хи­мической и нефтеперерабатывающей промышлен­ности; на предприятиях, на которых обращаются, изготовляются или хранятся опасные вещества; на трубопроводном транспорте нефти, газа и нефте­продуктов.

Так, одиним из опасных геодинамических процессов, возникающих при ведении горных работ, - эндо­генные пожары. Проблема обнаружения опасных самонагреваний углей и углесодержащих скоплений до сих пор остается актуальной для угольной про­мышленности. Решение ее важно и для рудодобывающих предприятий цветной металлургии. Необхо­димость оценки опасности эндогенных пожаров воз­никает еще на стадии проектирования предприятий и организации технологических процессов и горных работ. При эксплуатации угольных шахт надо посто­янно выявлять и прогнозировать самонагревание уг­лей в целях предотвращения эндогенных пожаров и их профилактики. Состояние и развитие эндогенных проявлений должно контролироваться при управле­нии технологическими процессами в случае ликви­дации эндогенных пожаров. (6/52).

Управление ядерной безопасности осуществляет надзор и контроль на пред­приятиях, использующих атомные реакторы, прово­дит научные исследования. В управлении работают около 250 сотрудников.

Железнодорожное управление отвечает за безопасность работников железнодорожного транспорта и пассажиров при пользовании им.

Управление здравоохранения изучает воздействие различных вредных веществ и процессов на организм человека, проводит профи­лактические мероприятия по предотвращению слу­чаев возникновения профессиональных заболеваний на производстве.

Основные функции Инспекции по охране здоро­вья и безопасности:

проведение инспекционных проверок на подконт­рольных предприятиях и объектах;

расследование несчастных случаев, аварий и слу­чаев профессиональных заболеваний и оценка ус­ловий труда на предприятиях;

разработка инструкций, стандартов, руководств по безопасному ведению работ в различных отрас­лях промышленности;

выдача разрешений на использование некоторых видов оборудования, применяемого на предприяти­ях подконтрольных отраслей промышленности;

сбор и анализ информации об авариях, несчаст­ных случаях, инцидентах и случаях профессиональных заболеваний в различных отраслях промышлен­ности. (8/62).

Одна из основных функций инспекции – разра­ботка политики и стандартов в области промышлен­ной безопасности. Суть этой деятельности состоит в формировании основ законодательства об охране здоровья и безопасности на рабочих местах, в под­готовке руководств, которые принимаются как орга­нами управления отраслями промышленности, так и органами власти, а также, если это необходимо, во внесении соответствующих предложений в Европей­ский союз и другие международные организации.

Европейский союз (ЕС) – сообщество государств, образованное в 1993 г. в соответствии с Маастрихт­ским Договором 1992 г. на базе Европейских сооб­ществ (Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии и Ев­ропейское объединение угля и стали). В настоящий момент в ЕС входят 15 государств: Германия, Вели­кобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Ав­стрия, Швеция, Люксембург и Финляндия.

Основные институты ЕС – Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС), Европейский парламент (законодательный орган ЕС), Европейский суд (су­дебный орган ЕС высшей инстанции). (9/56).

Основополагающим законом в области промыш­ленной безопасности в Европейском союзе являет­ся директива № 96/82/ЕЭС от 9 января 1996 г. о контроле за крупными промышленными авариями на объектах с опасными веществами, на основании которой в странах-членах ЕС действуют; законода­тельство по предупреждению крупных аварий, Предписание по аварий­ным ситуациям и т.д.

Цель данной директивы – предотвращение круп­ных промышленных аварий и ограничение влияния их последствий на окружающую среду и население стран-членов Европейского союза.

Согласно положениям данной директивы, государ­ства-члены ЕС должны назначать компетентный орган по вопросам промышленной безопасности, в обя­занности которого входит организация системы инс­пекционных проверок или принятие других мер кон­троля на предприятиях, подпадающих под действие директивы. Причем компетентный орган по вопро­сам промышленной безопасности в случае, когда на предприятии, подпадающем под действие этой директивы, не принимаются необходимые меры по предотвращению возникновения крупной промыш­ленной аварии, может приостановить эксплуатацию предприятия.

Европейской комиссией была создана Система сообщения о крупных авариях – Major Accident Reporting System (MARS). Сведения о крупных ава­риях, которые содержатся в MARS, включают ин­формацию об авариях, происшедших на террито­рии Европейского союза, анализ причин их возник­новения, а также профилактические меры, необходимые для предотвращения подобных чрез­вычайных происшествий.

Основные задачи системы:

быстрое распространение информации об авариях;

информирование компетентных органов власти о результатах анализа причин возникновения крупных промышленных аварий;

предоставление организациям информации о ме­роприятиях, необходимых для предотвращения ава­рий;

взаимодействие с организациями, способными оказать содействие или предоставить какую-либо информацию, касающуюся вопросов возникновения, предотвращения или снижения последствий крупных промышленных аварий. (9/57).

Однако, необходимо отметить, что в Европейском союзе нет общей организации, занимающейся вопросами промышленной безопас­ности. Смежными с промышленной безопасностью областями занимаются европейские агентства по окружающей среде и по безопасности и охране здоровья на рабочем месте, являющиеся консуль­тативными органами Европейской комиссии.

По мнению ряда авторов на предприятии необходимо создать систему управления промышленной безопасностью. Основными принципами системы управления промыш­ленной безопасностью являются:

управление промышленной безопасностью рас­сматривается как высший приоритет предприятия;

оценка характеристик безопасности и их соот­ветствие политике, целям и задачам организации в области промышленной безопасности и охраны труда;

планирование соответствующих и достаточных ресурсов, а также оценка процессов, состояния оборудования, систем защиты, необходимых для достижения требуемого уровня промышленной без­опасности; требования к набору и обучению обслуживаю­щего персонала;

разработка соглашений по ответственности пер­сонала за промышленную безопасность; обеспечение управления рисками и чрезвычайны­ми ситуациями, системой охраны предприятия; мониторинг за выбросами опасных веществ на объектах. (11/7).

По мнению ряда авторов важной проблемой промышленной безопасности в Великобритании и США является стресс, который является следствием конкуренцией, высокими темпами, не­стабильностью занятости, возросшими требования­ми к квалификации. Согласно оценкам, из ежегодно теряемых в про­мышленности США 550 млн. рабочих дней более половины в той или иной мере связаны со стрес­сом.


Необходимость изменить условия труда с целью ослабления стрес­са официально признана межправительственными органами, например Европейским союзом, который в 1989 г. принял директиву «Принятие мер с целью улучшить охрану и гигиену труда». (2/62).

В США также большое значение в обеспечении промышленной безопасности имеет профилактика заболеваний, которые связаны с перенапряжения зрения и позвоночника, с трав­мами, растяжениями и последствиями монотонных движений.

В США повреждения и заболевания позвоночника составили 27 % всех несмертельных производствен­ных травм и болезней, вызвавших невыходы на рабо­ту в 1993 г. Кроме того, до 30 % трудящихся США регулярно выполняют работу, которая может вызвать травмы нижней части позво­ночника, а половина занята на рабочих операциях, которые со временем могут привести к травматичес­ким изменениям.

В связи с этим разрабатываются программы профилактики данных заболеваний. Согласно правительственным исследова­ниям, общие издержки для общества от этого оцени­ваются в 50– 100 млрд. долл. в год. (9/61).

Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Э.М. Соколов, Е.И. Захаров, И.В. Панферова, А.В. Макеева. – Тула: Гриф и К, 2001. – 279с.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Энциклопедия Российского права: Федеральный выпуск, 09.2002. – 235с.

3. Кедровский О.В. Неуправляемое развитие // Информационные ресурсы России. – 2001. – N 2. – С. 2-4.

4. Крутских П.П. Анализ распределенной информационной системы, функционирующей в условиях разрушающих информационных воздействий, как объекта исследования // Информационные технологии. – 2001. – N 7. – С. 13-16.

5. Оголюк А. А. Технология и программный комплекс защиты рабочих станций и информационных серверов в Intranet-сетях // Информационные технологии. – 2001. – N 1. – С. 39-48.


6. Панасенко С.П. Комплексная защита информации // Информационные технологии. – 2001. – N 3. – С. 14-16.

7. Сердюк В.А. Интегрированный подход к обеспечению безопасности информационной сферы сети передачи данных // Информационные технологии. – 2001. – N 10. – С. 46-50.

8. Теоретические основы компьютерной безопасности: Учеб. пособие для вузов / П.Н. Девянин, О.О. Михальская, Д.И. Правиков, А.Ю. Щербаков. – М.: Радио и связь, 2000. – 192с.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации. – СПб.: Герда, 1999, 223с.

10. Цветков В.Я. Информационная безопасность и геоинформационные технологии //Информационные технологии. – 2000. – N 7. – С. 25-32.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconДоклад по дисциплине «Информационная безопасность» на тему «Информационная...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный...

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ и подготовки...
Данная контрольная работа является индивидуальным домашним заданием для каждого студента заочного обучения, изучающего курс «Информационная...

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconБезопасность лазерной аппаратуры
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconРасписание семинаров и тренингов в цдр «Профи-Карьера» Безопасность...
В семинаре: понятие "конфиденциальная информация", источники конфиденциальной информации, закон «О коммерческой тайне», контроль...

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconЧто такое информационная безопасность, предмет информационной безопасности и основные цели

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconРоссийской федерации концептуальные взгляды на деятельность вооруженных сил российской федерации
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconВопросы на семинар: раскрыть понятие «информационная безопасность»
Коап рф, гл. 13. – анализ основных составов правонарушений в информационной сфере

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconДисциплина «Информационная безопасность»
Криптоанализ и криптоалгоритмы. Классификация криптоалгоритмов Блочные шифры. Общие сведения о блочных шифрах

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconПеречень теоретических вопросов (экзамен по мдк 04. 01)
Информационная безопасность – формулировка задачи. Базовые технологии безопасности. Классификация угроз

Лекция Информационная безопасность Российской Федерации iconСодействие развитию отрасли жкх «межрегиональное объединение управляющих компаний»
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов