Скачать 340.93 Kb.
|
Кейс-технологии или метод анализа конкретной ситуации Где это только возможно, обучение должно стать переживанием А. Эйнштейн Решение принять решение - это уже решение И. Гете Чтобы научить решать задачи, надо их решать Д. Пойа Учебные цели Изучив данный учебный элемент, Вы будете знать:
уметь:
1. Что означает понятие кейс-технология Кейс (от английского case) — многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от латинского casus), следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Естественно, что в русской литературе для обозначения рассматриваемого метода, наряду с термином кейс-технологии, используется понятие «метод анализа конкретной ситуации». Ведущая роль в распространении метода анализа конкретных ситуаций по праву принадлежит Гарвардской школе бизнеса, где в начале XX века кейс-технологии использовались для практической подготовки в сфере менеджмента и маркетинга. Специально разработанные материалы для исследования ситуаций (кейсы) в то время отсутствовали, поэтому приглашались предприниматели, которые представляли обучающимся случаи из своей повседневной практики. Проблемы анализировались в небольших группах, совместно обсуждались решения и сравнивались с реальными решениями на предприятии или решениями суда. Затем метод перекочевал в профессиональное образование, где успешно используется при подготовке специалистов, например, в области юриспруденции, медицины, экономики и других. С необходимостью оперативно выявлять проблемы и их источники, принимать решения в конкретной ситуации люди сталкиваются не только в профессиональной сфере, они должны принимать решения фактически во всех существующих областях общественной практики и своей личной жизни. Поэтому ситуации (кейсы), в зависимости от дидактических задач, могут быть: организационные, экономические, административно-правовые или социально-психологические. Различают кейсы «полевые», основанные на реальном фактическом материале, и «кресельные» кейсы, которые специально сконструированы. Кейс — это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения (через Видео или DVD) представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы Ситуация — это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения Метод анализа конкретной ситуации — педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации, в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров. 2. Каковы цели применения метода анализа конкретной ситуации в учебном процессе 2.1. Общие учебные цели кейс-технологии В определенном смысле метод кейсов можно назвать тренингом принятия решения, ибо дидактика анализа ситуаций (случаев) имеет прямое отношение к теории принятия решений. Например, принимаемые нами решения зависят от множества факторов, среди которых целевые установки и ценностные ориентации. Причем они существуют и проявляются как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях. Поэтому использование метода анализа конкретных ситуаций не только обеспечивает интеллектуальное развитие, но и активизирует сферу чувств и переживаний в процессе принятия решений. Метод кейса наряду с сообщением специальных (профессиональных) знаний имеет целью дать обучающимся умения, с помощью которых они смогут позже преодолеть самостоятельно жизненные ситуации. Рассмотрим, благодаря чему эти умения приобретаются. Итак, перед учащимися ставится конкретная проблемная ситуация во всем многообразии реальных взаимосвязей, которая требует решения. Тесные связи областей экономики, политики, общества, производства и т. д. показывают обучающимся, что нет, пожалуй, однозначного решения, а также не существует всей необходимой для принятия решения информации. Таким образом, метод кейсов побуждает учащихся фундаментально обосновывать предлагаемые решения. Кроме того, становится очевидной необходимость поиска максимального количества альтернативных решений, значит, развивается умение по анализу фактов, сбору и оценке данных разрабатывать несколько вариантов решений, снабженных комментариями «pro et contra», другими словами, формируется индивидуальная и групповая стратегия принятия решений. Обсуждение, обоснование и выбор предложений по решению проблемы происходит в малой группе и на пленуме (общей дискуссии). Групповая работа дает возможность каждому участнику понять изнутри стратегии решения проблемы и расширить свой «репертуар» стратегий за счет знакомства с иными способами решения проблем, предложенными другими участниками. При анализе конкретной ситуации учащиеся используют имеющиеся знания и умения, а также выявляют недостающие и пополняют имеющиеся пробелы. Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:
2.2. Модификации методики анализа конкретной ситуации и соответствующие им дидактические цели В ходе многолетней практики применения метода анализа конкретной ситуации в обучении появились многочисленные варианты, которые могут различаться по объему представляемой информации, по виду и способу поиска проблемы и по постановке задач для решения проблемы. В настоящее время в профессиональном образовании обычно используется классификация на основе дидактических целей. Принципиально можно выделить 6 различных модификаций кейс-технологий:
помощью предоставленной информации. Акцент ставится на поиске и понимании сути проблемы, лишь затем рассматривается решение. Например: Для обойной фабрики описывается историческое развитие, правовая форма, место расположения, конкуренты, доля рынка, структура персонала и т. д.
^ 3.1. Процедура проведения работы с кейсом Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий возможных в реальной серьезной ситуации. Студенты учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим. Кейс может применяться как для групповой, так и для индивидуальной работы. Преподаватель действует в первую очередь как модератор. Он указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо. Планируя работу с кейсом, целесообразно четко определить этапы учебного процесса. В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются 6 ступеней, содержание, задачи и временные рамки которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей и возможностей учебного процесса. YI ступень – сравнительный анализ:
решением;
реализации решения; Y ступень - презентация решения:
IY ступень – принятие решения:
III ступень – рассмотрение альтернатив:
II ступень – сбор информации:
I ступень – введение в проблему:
предложении; Рассмотрим каждую из шести ступеней процесса анализа конкретной ситуации и восхождения к решению выявленных проблем более подробно. I ступень – введение в проблему. На первой ступени учебного процесса в центре внимания находится осмысление проблемной ситуации. Цель этой ступени – краткое описание ситуации и представление сути проблемы. Лишь после этого можно начать основную работу с кейсом. Причем обучающиеся получают задание проанализировать ситуацию таким образом, чтобы выделить важные аспекты для дальнейшего хода событий среди несущественных фактов. Подобная деятельность требует особых умений учащихся, усиленное внимание преподавателя должно быть направлено на развитие способности чувствовать и понимать важность проблемы. Идентифицируя проблему и определяя первопричины, учащиеся как бы «ставят диагноз», для чего необходимо понимание взаимозависимостей и функциональных связей в анализируемой ситуации. После того, как учащиеся поняли существующую проблемную ситуацию, они получают задание сформулировать цели дальнейшей работы с кейсом, что происходит в ходе групповой дискуссии. II ступень — сбор информации Дидактически обработанные кейсы содержат наряду с описанием ситуации краткое резюме, рабочие задания и вопросы для дискуссии, которые помогают учащимся ориентироваться в течение всего процесса решения проблемы. Комментарии преподавателя позволяют привести в соответствие с индивидуальным уровнем развития учащихся формулировки заданий. Если кейс предоставляет ограниченную информацию, от учащихся требуется самим раздобыть отсутствующую, но необходимую для принятия решения, информацию. Для отбора информации должны быть выработаны критерии. Одна из возможностей получения дополнительной информации — обращение к преподавателю. В таком случае экономится время, преподаватель оперативно получает представление о затруднениях учащихся и пробелах в их знаниях, следовательно, может быстро их устранить. Однако такой подход к получению информации создает опасность, ибо трудно прогнозировать результат его воздействия на последующее решение группы. Другая возможность получения информации — самостоятельный поиск источников, сбор и оценка информации, что требует специальной подготовки учащихся. Следующая возможность — добывание информации вне образовательного учреждения, например, на предприятиях. Так учащиеся заранее знакомятся с различными возможностями реальных рабочих мест, что важно для их будущей профессиональной деятельности. Итак, на данной ступени учащиеся должны не только проанализировать предоставленный фактический материал, но, если это необходимо, самостоятельно собрать и оценить дополнительную информацию. Эта работа проводится в малых группах, которые должны самостоятельно освоить постановку проблемы при анализе ситуации. Преимущество работы в малых группах в том, что учащиеся с разным уровнем подготовки могут взаимно обмениваться своими знаниями и опытом; застенчивые учащиеся получают возможность проявить себя и самоутвердиться; у всех участников группы развивается умение работать в команде, готовность к кооперации и коммуникации. III ступень — рассмотрение альтернатив На этой ступени на переднем плане находится развитие альтернатив действий. Учащийся должен освободиться от одномерного мышления, которое рассматривает только одну возможность или решение как правильное. Необходимо обратиться к творчеству учащихся, чтобы найти как можно больше альтернатив решения для исследования ситуации. Чтобы суметь предложить больше альтернатив от ученика, требуется рассмотреть комплексную проблему под разными углами зрения. Дополнительный эффект состоит в том, что при включении многих точек зрения в комплексную систему требуется увеличение силы воображения учащегося. Задача этой ступени состоит в том, чтобы открыть учащимся разносторонние способы мышления и разъяснить им, что решения всегда принимаются на основе выбора из многих альтернатив. В производственно-экономическом обучении редко существует лишь одно решение проблемы. Учащийся должен становиться более «чувствительным», чтобы в последующей профессиональной и личной жизни не принимать представляемые решения вслепую, а искать возможные альтернативы. Рассмотрение альтернатив происходит в малой группе. IV ступень — принятие решения На этой ступени от учащихся требуется найти совместное решение внутри малой группы. До того, как прийти к этому, учащиеся должны сопоставить все найденные альтернативы решения. Чтобы суметь прийти к решению на фундаментальной основе, они должны принять во внимание преимущества и недостатки каждой отдельной альтернативы, а также их последствия. Если учащиеся в заключение хотят сравнить альтернативы, то имеет смысл письменно зафиксировать преимущества и недостатки, а также последствия отдельных альтернатив. Преимущество здесь в том, что учащиеся сохраняют общее представление, чтобы, исходя из рациональных, по их мнению, критериев найти оптимальное решение. Далее учащимся предлагается письменно зафиксировать факторы и аргументы, которые оказали влияние на их процесс решения. V ступень — презентация решения Презентация решения происходит уже не в малых группах, а перед всем классом. При этом отдельные группы представляют решение, к которому они пришли. Если исследование случая предлагает пространство для нескольких возможностей решения, то нужно исходить из того, что отдельные группы пришли к разным и частично противоположным решениям. Из этого можно развить оживленную дискуссию, при которой каждая группа пытается аргументировать свое решение, но при этом принимает во внимание возражения одноклассников. На основе возражений малая группа может сама контролировать, убедительна ли их цепь аргументов. Так как отдельные малые группы действуют как противники, их задача — с одной стороны, защитить свое решение, а с другой, критически проверить аргументы другой группы. Чтобы «вырасти» для такой возможной «горячей» дискуссии, учащиеся должны сначала научиться искусно владеть языком и аргументами. В этой фазе следует подчеркнуть роль учителя как модератора, который заботится о регулируемом ходе дискуссии. Важным условием здесь является то, что учитель сам должен владеть необходимой компетенцией для осуществления руководства учащимися в рамках дискуссии. VI ступень — сравнительный анализ В рамках этой последней ступени учебного процесса учащимися сравниваются найденные решения с решением, принятым в действительности. Сравнение дает возможность критически рассмотреть как ситуацию, так и принятое решение. Указания в книге решений следует понимать как предложения для решения и как пространство для альтернативных стратегий решения. Возможно, учащиеся решат, что, с критической точки зрения, предложение к решению уже не соответствует современным границам и нормам. Если учащиеся способны к критическим оценкам современного состояния, то они смогут раскрыться как личности, желающие осознанно влиять на будущее развитие. 3.2. Практические рекомендации по разработке кейса Прежде чем приступить к созданию кейса, необходимо решить:
Чья помощь Вам будет необходима при разработке кейса, как будет организовано сотрудничество? Следующее, что необходимо учесть преподавателю при разработке кейса, это специфику дисциплины, в рамках которой планируется работа с кейсом, а также особенности учащихся, при работе с которыми он будет использоваться. Например, по таким критериям:
Далее целесообразно продумать процедуру организации работы учащихся с кейсом, то есть составить план работы и временной регламент. Основой плана может служить алгоритм работы с кейсом (см. п. З.1.), откорректированный с учетом конкретных дидактических задач, специфики группы и временных возможностей. Например, один из вариантов схематически может выглядеть так:
Эффективность работы с использованием метода анализа конкретной ситуации во многом зависит от умения преподавателя организовывать групповую работу: направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех учащихся, обеспечивать продуктивную обратную связь, корректно формулировать вопросы и задания, обобщать результаты и подводить итоги. В этих целях полезно разработать и использовать на занятиях рекомендации для учащихся по работе с кейсом (см. Приложения 5 и 6). Наконец, необходимо корректно составить и оформить собственно сам кейс. Как уже говорилось, содержание кейса обычно состоит из пакета специально подобранных в соответствии с дидактическими целями материалов. Это могут быть: газетные или журнальные статьи, содержащие реальные факты, фото- или видеохроника событий, исторические справки, планы и отчеты организации, результаты социологических или иных исследований, отзывы экспертов, личные наблюдения автора кейса и прочее. Также ситуация может быть смоделирована, но в строгом соответствии с существующей реальностью. Как в любом увлекательном повествовании, в кейсе, дабы вызвать познавательную активность учащихся, должны присутствовать:
Кроме того, изучение рекомендаций европейских специалистов в области разработки и использовании кейсов, позволяет сформулировать ряд «заповедей» для создателей хороших кейсов:
5. Кейс содержит контрасты и сравнения, а также аргументацию важности события. 6. Кейс ориентирован на конкретные дидактические цели и учитывает особенности обучающихся. 7. Кейс – «живой» материал, который после апробации требует корректировки и обновляется параллельно с изменениями, происходящими в реальной жизни. 8. Кейс воплощает личностный подход в обучении и направлен на рациональную сферу, а также на эмоциональную сферу личности. 9. Кейс четко структурирован, легко и понятно изложен, вызывает заинтересованность. 10. Хороший кейс – краткий кейс! |
![]() | Определение дифференциального уравнения первого порядка. Решение, общее решение, интегральная кривая, общий интеграл, задача Коши,... | ![]() | На пути принятия решений можно принять любое решение, но ни одно решение не решает всех вопросов |
![]() | Решить систему методом Жордано Гаусса. Найти общее решение и два частных. Сделать проверку общего решения | ![]() | Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из... |
![]() | Для платежной матрицы определить нижнюю и верхнюю цену игры, минимаксные стратегии и оптимальное решение игры и седловую точку | ![]() | Конституции РФ. Тест состоит из двух частей: первая часть состоит из 20 простых вопросов, на которые предусмотрен только один ответ;... |
![]() | «Изобразительное решение аудиовизуального произведения», но, думается, они будут полезны всем, кто готовится к работе по созданию... | ![]() | Прошу принять меня в члены Белгородского регионального отделения Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие... |
![]() | Зао указанной суммы. Суд вынес решение в пользу истца. Директор зао стропилов отказался исполнять судебный акт, заявив, что решение... | ![]() | Статистика. Практикум «Решение статистических задач в excel» для студентов специальности 080105. 65 (060400), 080109. 65 (060500),... |