Скачать 291.21 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ ИНСТИТУТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра Проектирования экономических информационных систем Смирнова Г.Н. Методические указания к выполнению деловой игры и курсового проектирования по дисциплине "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ". Для специальности 3514 "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА ПО ОБЛАСТЯМ ПРИМЕНЕНИЯ" Москва 2011 Содержание: 1. Методические указания к выполнению Деловой игры 3 1.1. Общие сведения по организации Деловой игры 3 1.2. Исходные данные к выполнению Деловой игры 3 1.3. Содержание отчета по Деловой игре 9 ^ 2.1. Задачи курсового проектирования и требования к проекту 10 2.2. Организация курсового проектирования 10 2.3. Структура и оформление проекта 11 2.4. Классы тем курсовых проектов. 13 2.5 Список рекомендуемой литературы 14 Основная: 14 Приложение №1 16 Приложение №2 17 Приложение №3 18 Приложение № 4 19 ^ 1.1. Общие сведения по организации Деловой игры Целью проведения Деловой игры является отработка на практике теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса «Проектирование экономических информационных систем», по вопросам разработки локальной ЭИС и ее компонентов на предпроектной стадии и стадии техно-рабочего проектирования с использованием методов и средств канонического проектирования, а также по организации и управлению работой коллектива проектировщиков. Методика ее проведения и выполнения всех операций на двух стадиях рассматривается на примере комплекса функций - «^ », выполняемым работниками бухгалтерии, складов, цехов и отдела материально-технического снабжения. Для выполнения Деловой игры студенты, входящие в состав учебной группы, должны быть поделены на бригады, в составе каждой из которых назначаются бригадиры. Каждая бригада студентов должна выбрать для себя свою собственную предметную область, на примере которой они должны самостоятельно выполнять необходимые работы, входящие в состав двух основных стадий. В качестве предметной области могут служить все виды деятельности, связанные с выполнением функций управления в бухгалтерии или другом подразделении на каком-либо предприятии, фирме, в банке, в налоговой инспекции, пенсионном фонде, страховой компании и т.д. Например:
В процессе выполнения Деловой игры на примере своей предметной области студенты должны выполнить следующие комплексы работ и представить следующие результаты:
III. Выполнить расчеты показателей технико-экономической эффективности предлагаемого варианта, составить таблицы и вывести графики с использованием средств MS Excel. В процессе оформления отчета студенты должны использовать результаты выполнения лабораторной работы №1 с использованием программных средств Designer IDEF 3.5, MS Office и MS Project. Далее приводится пример задания исходных данных для варианта выполнения Деловой игры, рассматриваемого и выполняемого на практических занятиях в аудитории в виде последовательности решаемых задач. ^ 1.2.1. Характеристика предприятия На машиностроительном предприятии реализуется массовое производство 8 видов изделий, технологическая конструкция которых: деталь-узел-изделие. Имеют место постоянные хозяйственные связи данного предприятия с поставщиками сырья и материалов и потребителями готовой продукции, общее число которых составляет около 300 предприятий и организаций, принадлежащих к 10 министерствам. Основное производство предприятия включает 5 цехов (в том числе 1 заготовительный, 2 механических и 2 сборочных цеха). Кроме того, на предприятии имеется инструментальный, тарный, ремонтно-механический, энерго-силовой и транспортный цехи. В аппарат управления входят 5 технических и 6 экономических отделов, в том числе технические: отдел главного механика, отдел главного технолога, отдел главного конструктора, отдел главного энергетика, производственный отдел; экономические: планово-экономический, финансовый, материально-технического снабжения, отдел труда и зарплаты, бухгалтерия, отдел сбыта. На предприятии имеется 7 складов, на которых хранятся следующие виды материальных ценностей: склад N 1- сырье и основные материалы; склад N 2- вспомогательные материалы; склад N 3- строительные материалы; склад N 4- топливо; склад N 5- металл; склад N 6- оборудование; склад N 7- отходы. Номенклатура материальных ценностей охватывает 10 тыс. наименований и характеризуется следующими параметрами (см. табл.1) ^
^ службами и другими подразделениями предприятия при учете движения материальных ценностей 1. Бухгалтерия 1. Контроль за правильным оформлением первичной документации. 2. Контроль за наличием и расходованием материальных ценностей по направлениям затрат. 3. Контроль за своевременным расчетом с поставщиками материальных ценностей. 4. Контроль за использованием лимитируемых и остродефицитных материалов. 5. Синтетический учет движения и заготовления материальных ценностей. 6. Контроль за состоянием аналитического учета материальных ценностей на складах, за правильностью документирования записей по сортовым карточкам в местах хранения материалов. 7. Контроль за соблюдением тождества бухгалтерского и складского учета. 2. Склад 1. Своевременное отражение приходно-расходных операций складского учета. 2. Контроль за наличием материальных ценностей на складах. ^ 1. Контроль за своевременным поступлением материалов от поставщиков и обеспечение бесперебойного снабжения предприятия сырьем и материалами. 2. Контроль за соблюдением норм запаса материальных ценностей на складах. 3. Контроль за использованием лимитируемых и остродефицитных материалов. 4. Цех 1. Контроль за использованием материальных ценностей по направлениям затрат. 2. Контроль за использованием лимитируемых материалов. ^ 1. Содержание потоков информации, отражающих поступление материалов на склад. Поступление материалов от поставщиков оформляется «Приходным ордером», содержащим следующие реквизиты: номер документа, дата его выписки, склад, вид хозяйственной операции, наименование поставщика, станция отправления, номер транспортного документа, на основе которого выписывается «Приходный ордер», и номер счета поставщика, сведения о принятом материале (наименование материала, его номенклатурный номер, единицы измерения, количество по документу и принято, цена, сумма); подписи лиц, оформивших поступление материала. «Приходный ордер» выписывается в одном экземпляре кладовщиком склада на основе транспортных документов и «Счета поставщика» в присутствии экспедитора, который затем ставит свою подпись в данном документе. Если фактический вес материала или число мест расходится с указанным в транспортных документах, то вместо «Приходного ордера» составляется «Акт о приеме материалов», который выписывается в двух экземплярах, один из которых направляется поставщику. Если материал прибыл на склад без «Счета поставщика», то на «Приходном ордере» ставится штамп "неотфактурованные поставки". На склад могут поступать материалы собственного изготовления, материалы оставшиеся неиспользованными в производстве (возврат материалов из производства), материалы, оставшиеся от ликвидации основных средств, отходы производства и т.п. Все они приходуются на основе «Приемо-сдаточных накладных», содержащих следующие реквизиты: номер документа, дата его выписки, цех-отправитель, склад-получатель, вид хозяйственной операции, через кого передается, сведения о материале (наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, количество отправлено, принято, цена, сумма), подписи лица сдавшего и принявшего материал. «Приемно-сдаточные накладные» выписываются цехом-сдатчиком в двух экземплярах, один из которых остается на складе, а второй у цеха сдатчика. Переброска материалов со склада на склад также оформляется «Приемо-сдаточной накладной», однако, в графе "цех-отправитель" ставится номер склада-отправителя. ^ отражающих отпуск материалов со склада Отпуск материалов в производство, требующихся цеху постоянно изодня в день, оформляется с помощью «Лимитных карт». «Лимитная карта» выписывается на каждое наименование материала сроком действия не более одного месяца, подписывается начальником цеха, начальником отдела снабжения и планово-экономического отдела. В ней указывается номер документа; дата его выписки; номер цеха-получателя, наименование материала, его номенклатурный номер, единица измерения, цена, лимит на месяц. Лимит исчисляется исходя из производственной программы цеха и нормы расхода материала. «Лимитная карта» выписывается в двух экземплярах, один из которых передается цеху- получателю, другой на склад. Каждый случай отпуска материалов в цех отмечается на карте. Для получения материала представитель (кладовщик) цеха получателя предоставляет свой экземпляр «Лимитной карты» кладовщику склада, проставив в ней предварительно требуемое количество материала. Кладовщик склада записывает фактический отпуск материала в обоих экземплярах карты и выводит в них остаток неиспользованного лимита. Завершение хозяйственной операции подтверждается подписями представителя цеха-получателя и склада. Возврат цехам неиспользованного лимитируемого материала на склад также фиксируется в «Лимитной карте». Отпуск материалов в производство, потребляемых в течение месяца не систематически, производятся по разовым «Требованиям», в которых указывается номер документа, дата его выписки, склад, вид хозяйственной операции, цех-получатель, направление расходов (наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, количество затребованного и отпущенного материала, цена, сумма). «Требование» выписывается в двух экземплярах цехом-получателем, подписывается начальником цеха, а также кладовщиком цеха и склада при отпуске материала. Один экземпляр «Требования» остается в цехе, а второй на складе. «Требованием» оформляется также отпуск материала сверх лимита, указанного в «Лимитной карте», а также при замене материалов. Отпуск материалов на сторону или в переработку производится в строгом соответствии с заключенными договорами по «Приказам», которые в обязательном порядке подписываются директором предприятия и главным бухгалтером. «^ » (в переработку) содержит следующие реквизиты: номер приказа, дата его выписки, на основании чего производится отпуск материалов, склад- отправитель, вид хозяйственной операции, наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, цена количество, сумма, подпись лица, отпустившего материал и получившего его. ^ материалов на складе Аналитический учет материальных ценностей на складе ведется в разрезе наименований материалов с помощью «Карточек складского учета» типовой формы. «Карточка» содержит подробное наименование материала и его номенклатурный номер. На основании приходно-расходных документов (см.1.3.1.-1.3.2.) кладовщик склада ежедневно производит записи в «Карточки складского учета». Каждая новая запись нумеруется по порядку. В конце дня выводятся остатки материалов по каждой карточке. По мере оформления хозяйственных операций в «Карточках складского учета» все приходно-расходные первичные документы передаются со склада в материальный отдел бухгалтерии, где производится контроль правильности заполнения первичных документов. Поступившие в отдел первичные документы визируются ст. бухгалтером отдела. ^ Для проверки сохранности материальных запасов на складах и соответствия их наличия данным текущего года не реже одного раза в год производится инвентаризация материальных ценностей на складах. Инвентаризация производится специальной комиссией, организованной по приказу директора предприятия. В результате инвентаризации выявляются фактические остатки материалов на складах и фиксируются в «Инвентаризационных ведомостях (описях)». «Ведомости» составляются по каждому складу и материально-ответственному лицу (кладовщику). «Инвентаризационные ведомости» подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. ^ материальных ценностей и расчетов с поставщиками Фактически себестоимость заготовления материальных ценностей определяется на основании «^ ». В этом документе указывается: дата выписки документа, номер документа, наименование поставщика, место его нахождения, сведения о поставляемых материалах: наименование материала, единица измерения, номенклатурный номер, количество, цена, стоимость материала, общая стоимость поставляемых материалов, расходы по упаковке и транспортировке, стоимость тары, расходы по упаковке и транспортировке, стоимость тары, расходы по погрузке, расходы по доставке, всего по счету. Сведения об открытии «Счет - платежное требование» оформляются «Выписками из банка», в которых указывается: дата оплаты, номер счета платежного требования, код поставщика, сумма оплаты по счету.
Параметры потоков информации представлены в таб. 2 и 3. ^
^
^ Результаты выполнения Деловой игры должны быть оформлены в виде отчета, который должен содержать следующие разделы и параграфы: ^ II.Содержание работ на предпроектной стадии. 2.1. Структура и описание работ ТСП этапа «Сбора материалов обследования» (включая отчеты о выполнении каждой операции этого этапа). 2.2. Структура и описание работ ТСП этапа «Анализ материалов обследования и разработка ТЗ» (в том числе, полное отражение результатов формализованного описания материалов обследования выбранной предметной области). Ш. Структура и описание работ ТСП стадии «Техно-рабочего проектирования», в том числе: 3.1. Схема структуры ЭИС; 3.2. Постановка задачи; 3.3. Классификаторы; 3.4. Система документации; 3.5. Состав и структура информационной базы; 3.6 Функциональная блок-схема и схему взаимосвязи программных модулей в пакетном режиме; 3.7. Блок-схемы технологических процессов сбора, хранения и обработки информации в пакетном режиме; 3.8. Сценарий диалога, дерево программных модулей, схема взаимосвязи программных модулей и массивов диалогового режима решения комплекса задач; 3.9. Блок-схемы технологических процессов сбора, хранения и обработки информации в диалоговом режиме. ^ 2.1. Задачи курсового проектирования и требования к проекту Курсовой проект призван выявить знания студентов по проектированию локальных и корпоративных ЭИС, с использованием технологий оригинального, типового и автоматизированного проектирования, проектирования экспертных систем, систем типа СППР и хранилищ корпоративных данных, осуществления реинжиниринга бизнес-процессов и реорганизации организационных структур и умение применять эти знания в проектной работе. В процессе курсового проектирования студент должен проявить свои навыки к самостоятельной работе с научно-технической литературой, к обобщению накопленного опыта и свое умение делать научно-обоснованные выводы и рекомендации. Целью курсового проектирования является:
Проект должен быть разработан с учетом использования методологии выбранной технологии проектирования, современных вычислительной техники и инструментального средства проектирования (ППП, САSE-средств, языков высокого уровня, макросредств, средств RAD-технологии). При этом предполагается, что студент хорошо освоил методику канонического (индивидуального) проектирования всех компонент ЭИС. ^ Студент выбирает тему курсового проекта в соответствии с рекомендуемой кафедрой тематикой (см. раздел 2. 4.). Срок выбора темы и период написания курсового проекта определяется графиком работы студентов, утвержденным деканатом, и уточняется кафедрой. Студенту предоставляется право свободного выбора. Для закрепления выбранной темы студент подает заявление (см Приложение № 4) на имя зав. кафедрой, в котором указывает название данной темы. Для руководства курсовым проектированием студенту выделяется руководитель из числа преподавателей кафедры. После выбора темы и утверждения ее на кафедре студент должен подобрать и изучить литературу, составить предварительный план проекта, используя при этом материал Приложений №3 настоящих методических указаний, в которых дан типовой состав разделов проекта, и включив специфические направления раскрытия соответствующей темы, а также список рекомендуемой литературы. Предварительный план проекта обсуждается с руководителем, после чего руководитель выдает студенту задание (см. Приложение №2), в котором он указывает:
В соответствии с заданием студент составляет уточненный план проекта и приступает к его выполнению. В процессе работы над проектом по каждой теме могут быть найдены различные проектные решения; студент должен самостоятельно выявить их, показать отрицательные и положительные стороны каждого из них и обосновать свой выбор. Руководитель обязан оказывать методическую и научную помощь, систематически контролируя ход курсового проектирования. Законченный курсовой проект в программной части демонстрируется руководителю на ЭВМ, после исправления полученных замечаний и повторной демонстрации оформляется в соответствии с требованиями настоящих методических указаний и передается руководителю на проверку. После проверки проект защищается перед комиссией, назначенной кафедрой. При подготовке к защите студенту следует иметь в виду, что нужно будет кратко изложить поставленную задачу, методику ее решения, полученные результаты и сделать необходимые выводы. Важно отметить, что сдача выполненного проекта руководителю и его защита проводятся строго в сроки, установленные каждому студенту в задании на курсовое проектирование. Общие сроки, регламентирующие организацию работы всего потока студентов над проектом, следующие:
^ Курсовой проект должен содержать программную, текстовую и графическую части. Текстовая часть должна включать следующие компоненты: 1. Введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, т.е. предметной области и выбранной технологии и инструментального средства проектирования. ^ должна быть представлена двумя разделами:
^ должна содержать:
Графический материал должен отражать в соответствии с ГОСТом:
Таблицы, схемы и другие графические иллюстративные материалы должны помещаться там, где о них говорится в тексте. 5. Приложение. Программная часть должна быть реализована с использованием выбранного инструментального средства, отлажена и представлена руководителю:
6. К проекту прилагается список использованной литературы. Общий объем записки к курсовому проекту – 25-30 страниц. Проект переписывается на листы формата А-4. Материал излагается по разделам в соответствии с оглавлением, над каждым разделом дается соответствующее название. Необходимо стремиться к ясности и самостоятельности изложения, не повторять текстов из литературных источников. Все цитаты, заимствованные цифры и факты должны иметь ссылки на источники. Все материалы сшивают в папку, на которую наклеивается титульный лист (см. Приложение №1). Материал проекта располагается в следующем порядке:
На последней странице ставится дата и подпись студента, выполнявшего проект. ^
^ Основная:
Дополнительная:
Приложение №1 Министерство образования Российской Федерации Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Институт компьютерных технологий ^ Курсовой проект на тему: Исполнитель: гр. ____________ ФИО студента ____ ________ ФИО руководителя _ ________ Москва 2011г. Приложение №2 ^ Студенту Романовской Ольге Анатолиевне группы ЗКЕ-201 Тема курсового проекта «АРМ бухгалтера по учету движения материалов на предприятии » Цель разработки проекта
Рекомендуемая литература: ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ^ Дата сдачи проекта 20 июня Дата защиты 25 июня Руководитель проекта Смирнова Приложение №3 Оглавление Введение. ^
^ 2.1. Описание «Постановки задачи». 2.2. Описание компонент проектного решения: а) информационная модель задачи; б) состав и структура классификаторов; в) состав и структуры форм первичных и результатных документов; г) инфологическая модель базы данных; д) даталогическая модель базы данных; е) дерево функций АРМ экономиста; ж) сценарий диалога (дерево меню); з) дерево программных модулей; и) схема взаимосвязи модулей и массивов; к) блок-схема программного модуля; и) блок-схема технологического процесса решения задачи в диалоговом режиме. 2.3. Расчет технико-экономических показателей оценки эффективности применения выбранной технологии и инструментального средства. Заключение. Литература. Приложения. ^ Зав. Кафедры ПЭИС Тельнову Ю.Ф. от студента гр.ЗКЕ-201 Серовой Ольги Анатолиевны (Фамилия И.О.) Заявление Прошу закрепить за мной тему курсового проекта: "Разработка автоматизированного рабочего места с использованием технологий портативного проектирования и средств СУБД "Acсess" и выделить в качестве руководителя: Смирнову Галину Николаевну (звание, Ф.И.О. преподавателя) 18.01.2011 О.А. Серова (И.О. Фамилия студента) Согласен _________________________ 00.00.2000 (И.О. Фамилия ь руководителя) |
![]() | Целью Игры является создание условий для реализации профессионального, научного и творческого потенциала студентов Академии | ![]() | Тема лекции разработка алгоритмов и программ с элементами деловой игры. Игры «Группа разработчиков», «Сценка»,«Улитка», «Японский... |
![]() | «Деловой иностранный язык» (английский язык, немецкий язык, французский язык) для студентов специальности 080507. 65 (061100) заочной... | ![]() | Повышение у школьников мотивации к самостоятельному изучению законодательства по вопросам избирательного права |
![]() | Ель: получение теоретических знаний повышении квалификации мед персонала, многоуровневой системе образования, переподготовки и аттестации... | ![]() | «Взгляд будущего избирателя» среди учащихся общеобразовательных учреждений городского округа Кохма |
![]() | Если менеджер получил качественные знания в начале, то в дальнейшем будет быстро прогрессировать и обязательно станет прибыльным... | ![]() | На практике часто встречаются игровые ситуации, когда один из противников не оказывает сознательного противодействия, а неопределенность... |
![]() | В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика,... | ![]() | Правлению итф по внесению изменений в Правила игры. Правление итф, в свою очередь, даёт предложения Ежегодному Общему Собранию итф,... |