Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения




НазваниеОбщение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения
страница1/4
Дата публикации30.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4
Тема 4.Общение как специфическая разновидность деятельности
Вопросы:

  1. Понятие, структура и задачи общения.

  2. Характеристика общения. Функции.

  3. Средства общения.

  4. Общая характеристика речи и языка, их функции.

  5. Значение общения в профессиональной деятельности врача.



1.Понятие, структура и задачи общения.
Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, как равными партнерами, и приводящая к возникновению между ними психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, особая форма взаимодействия.

^ Человеческое общение это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнерами по общению информации (вербальной или невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания.

Коммуникация - способность человека к обмену информации.

^ Стороны общения:

  1. Коммуникативная – заключается в обмене информации между партнерами. (разговор)

  2. Интерактивная – заключается в организации взаимодействия между общающимися партнерами. (взаимосвязь)

  3. Перцептивная – организует взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию общения.



Структурные компоненты общения:

    • Предмет общения;

    • Потребность общения, стремление человека к пониманию и оценки других людей, а через них и к самопониманию;

    • Коммуникативные мотивы – то, ради чего, предпринимается общение;

    • Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, адресованные другому человеку:

- инициативные действия,

- ответные действия;

  • Задачи общения – это цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия;

  • Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

  • Продукт общения – это образование материального и духовного характера, создающегося в итоге общения.

Задачи общения:

  • Эффективное получение информации (хорошо владеет навыками слушания)

  • Эффективная передача информации (умение говорить)

  • Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждение его к определенным действиям (владение ораторскими приемами, речевыми тактиками)

  • Получение дополнительной информации о собеседнике (умение точно воспринимать поведение человека)

  • Позитивное самопредставление (способность человека производить хорошее впечатление)


^ 2.Характеристика общения. Функции.

1. Содержание общения

- передача от человека к человеку информации;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка партнерами друг друга;

- взаимовлияние;

- взаимодействие;

- управление групповой или массовой деятельностью.

2.Манера

- поведение (сдержанность, беспокойство, неуверенность, скованность);

- тон (спокойный, властный, взволнованный);

- дистанция (зависит от темперамента, интра-, экстраверсии, от культуры):

  • Интимная - 15-45см (негромкий голос, тактильный контакт)

  • Личная – 45-120см (общение обыденное, зрительный контакт)

  • Социальная – 120-360см ( общение в офисе, в кабинете)

  • Общественная – 360см и более (аудитория).

  1. Стиль – индивидуальные типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле находят выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или человеком, психологическая или социальная индивидуальность человека, особенности партнера по общению.

  • Деловой,

  • Публичный,

  • Дружеский,

  • Творческо-продуктивный,

  • Требовательный.

  • Позиционный.

Функции общения

Выделяют в соответствии с содержанием общения 4 – основных и 3 – дополнительных функции общения.

1. инструментальная – общение выступает как механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия

2. синдикативная – общение оказывается средством объединения людей

3. самовыражения – общение выступает как форма взаимопонимания

4. трансляционная - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

5. экспрессивная – взаимопонимание эмоциональных состояний

6. социальный контроль – регуляция поведения и деятельности

7. социализация - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

^ 3. Средства общения


    1. Лингвистические – речевые.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше, а также внимательное отношение к тезаурусу. Известно, что использованию речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания: возможность использования двух типов значений: денотативных (формальные определения, дефиниции: «молоток» — инструмент для забивания гвоздей) и коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями: «молоток» — нечто тяжелое, холодное); полисемия (многозначное толкование одного и того же слова) и синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того же явления). Естественно, что особое значение эти процессы приобретают в условиях межкультурной коммуникации, т.е. при общении представителей двух различных культур.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию. Способом подачи информации при помощи речи является текст. С точки зрения отношения к тексту можно выделить два процесса: «говорение» и «слушание» (термины введены И. А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации [Зимняя, 1991]).

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения линия К — С — Р (коммуникатор — сообщение реципиент) асимметрична. Это можно пояснить на схеме (рис. 4.1).



Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как «говорящий» сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования; раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

    1. Оптико-лингвистические - невербальные (жесты, мимика).

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. Истоки знакомства с этими средствами восходят к древности, на что обратил внимание французский просветитель XV11I в. Жан-Батист Дюбо, обозначив особую науку НЕМА, представляющую собой «искусство говорить, не раскрывая рта». Так же достаточно давними являются и представления о хирономии— правилах жестикуляции и умении «читать» жесты.

В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации [Лабунская, 1989]. Основные из них следующие: 1) оптико-кинетическая; 2) пара- и экстралингвистическая; 3) организация пространства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в процесс коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской речи это отрицание, и наоборот.) Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Так, например, специальному исследованию подвергаются различные проявления мимики (выявлена связь между проявлением какой-либо эмоции и положением определенной «зоны» лица — П. Экман), жестикуляции (изучается частота и сила жестов у представителей разных культур — М. Аргайл), поз (выявлены и описаны открытые и закрытые позы, выражающие либо включение в ситуацию, либо доминирование, либо противостояние, специфика походки, «твердой» или «тяжелой» — А. Пиз). Различные проявления мимики, жестикуляции и пантомимы выполняют все те функции по дополнению и замещению речи, о которых говорилось выше. Они сигнализируют партнеру по общению об эмоциональном состоянии участника коммуникативного процесса, о предпочитаемом типе отношений с партнером, о желаемом уровне общения.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз», или визуальное общение. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в области зрительного восприятия — движением глаз.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируют в различных культурах. Так, мера допустимости пристального взора — «глаза в глаза» - различается, например, в Великобритании и Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание (в США это вызывает одобрение, на Востоке рассматривается как дурная привычка). Число таких примеров можно умножить.

«Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать «контакт глаз».

Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга (аналог глаз). Не говоря уже о медицинской практике, явление это оказывается весьма важным и в других профессиях, например в работе педагогов и вообще лиц, имеющих отношение к проблемам руководства.

Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

Как известно, в общей теории информации вводится понятие «семантически значимая информация». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация — это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема решена полностью на сегодняшний день. Однако различные попытки ее решения предпринимаются.

Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бёрдвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

На основании предложения Бёрдвистла были построены своего рода словари телодвижений, даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Но сам Бёрдвистл пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный словарь телодвижений не удается: само понятие кина оказалось неопределенным и спорным. Более локальный характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не решается), но тем не менее определенный «каталог» жестов в различных национальных культурах удается описать [Стефаненко, 1999].

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализации» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделено на восемь зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы — кины - были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.

Несколько более скромный вариант, как уже отмечалось, предложен для записи выражений лица, мимики. Вообще в литературе отмечается более 20000 описаний выражения лица.

Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом и получившая название FAST — Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения (рис. 4.2).
«Зоны» лица

Радость Гнев Удивление

Отвращение Страх Грусть

Эта методика получила распространение в медицинской (патопсихологической) практике, в настоящее время есть ряд попыток применения ее в нормальных ситуациях общения. Вряд ли можно считать, что и здесь проблема кодов решена полностью.

Другой важной методологической проблемой является проблема интерпретации невербального поведения. По сравнению с речью интерпретировать различные невербальные проявления весьма сложно. Это обусловлено не только значительными культурными различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации (контекста), многозначность, спонтанность, ненамеренность, что обусловлено индивидуальными психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом, принадлежностью к разным субкультурам в одной культуре и т.п. Столь же трудным является и умение распознавать согласование и рассогласование вербальных и невербальных проявлений (когда слова звучат одни, а жесты, мимика, тональность свидетельствуют совсем о другом). Из-за этого актуальной проблемой при интерпретации невербального поведения является проблема доверия/недоверия. Конечно,

известную помощь при интерпретации невербального поведения может оказать внимательное изучение обратной связи, подаваемой партнерами по общению. Но вряд ли в каждом коммуникативном акте каждый из партнеров способен хорошо ее фиксировать, поэтому в целом искусство адекватной интерпретации — достаточно сложное дело, следствием чего является немалое количество драматических событий в человеческой жизни.



    1. Паралингвистические (диапазон, качество, тональность голоса).

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.

Паралингвистика — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, — спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека [Куницына и др., 2001. С. 80].



    1. Экстралингвистические (смех, плач, паузы, темп речи).

Экстралингвистика — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст («Слово — серебро, молчание — золото!»). Все эти проявления увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами. Проявление этих знаковых систем трудно поддается контролю, поэтому допускает различные интерпретации, в частности, в случае рассогласования названных механизмов со звучащей речью, что используется при исследованиях лжи [Экман, 2000].


    1. Пространственновременные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconКонцепция делового общения. Семинар 1
Типы и виды общения: деловое и бытовое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное...

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconВопросы к экзамену п «и по дисц. «Особенности альтернативного разрешения споров»
...

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconРешение проблемы общения является весьма специфичным в рамках отечественной...
Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные...

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconДеловое общение как явление. Основные характеристики делового общения с голландцами
Деловое общение – важнейшая составляющая бизнес-коммуникации, которая подчиняется своим нормам и правилам

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconПеречень вопросов для подготовки к зачету
Деловое общение и его особенности. Специфика делового общения по сравнению с другими типами общения

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconТипичные проблемные ситуации и рецепты их решения
Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения,...

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения icon10. деловое общение и деловая этика >10 Психологические основы общения
В социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения icon1. цель и задачи курса. Понятие «гостиничные услуги и их структура»
Жизненно необходимым в этой связи становится серьезное повышение качества оказываемых этими предприятиями услуг и в целом совершенствование...

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения icon4. Дискуссионные вопросы предмета теории государства и права
Характеристика теорий происхожденш государсть. Государственная власть как особая разновидность оциальной власти. Законодательство...

Общение как специфическая разновидность деятельности Вопросы: Понятие, структура и задачи общения iconКонтрольные вопросы Преподаватель: А. Н. Петрунева Система арбитражных...
Арбитражный процесс (арбитражное процессуальное право): понятие; общая характеристика

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов