Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода




НазваниеЛабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода
страница1/20
Дата публикации04.08.2013
Размер1.32 Mb.
ТипЛабораторная работа
zadocs.ru > Информатика > Лабораторная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

ВВЕДЕНИЕ


Самым простым современным языком программирования, безусловно, является язык Бейсик (BASIC - Beginners All purpose Symbolic Instruction Code, т.е. символический командный универсальный код для начинающего).

Даже при небольшом опыте, программы на языке Бейсик можно писать, практически не задумываясь.

Свою историю этот язык программирования высокого уровня начал в далеком 1963 году. Именно тогда небольшой группой студентов последнего курса Дартмутского колледжа под чутким руководством профессора Дж. Кемени и была разработана самая первая версия этого языка. В то время, помимо Бейсика, широко были распространены также Fortran, Cobol, Algol, PL/1, Focal и Pascal. Из них, до настоящего времени дожили, пожалуй, лишь Паскаль и Бейсик, сильно изменившись при этом.

Компания Microsoft способствовала широкому распространению Бейсика, в частности она выпустила на рынок программных продуктов одну из версий языка Бейсик - Quick Basic.

Повсеместное использование операционной системы Windows на PC компьютерах, вынудила к разработке версии Бейсика для Windows приложений. Таким клоном в 1991 году стал Visual Basic, позволяющий визуально создавать прикладные программы, довольно приличного уровня.

С появлением всемирной сети Internet, и языка HTML стало возможным создание активных приложений на веб страницах. Когда свет увидел Microsoft Internet Explorer 3.0, в нем, помимо поддержки языка Java script появилась и поддержка языка Visual Basic Scripting Edition, или просто VBscript.

Язык программирования VBScript очень легок в освоении. Образованному человеку обычно достаточно месяца, а то и меньше, чтобы освоить программирование на VBscript и создавать красивые программы и активные веб страницы, ни чем не уступающие страницам с JavaScript и даже во многим превосходящие их. Поэтому, изучение языка программирования . VBScript рекомендовано студентам факультета экономики и менеджмента и будет полезно им в дальнейшем в их профессиональной деятельности.
^

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА VISUAL BASIC SCRIPT. КОНСТАНТЫ. ПЕРЕМЕННЫЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА И ВЫВОДА.

1.1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ


Познакомиться с алфавитом и типами данных VBScript, научится использовать операторы ввода-вывода, научится писать простые программы на данном языке программирования, научится использовать арифметические операции, понять порядок выполнения арифметических операций.
^

1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Алфавит


Visual Basic Script (далее для краткости мы будем использовать сокращение VBScript) как и любой другой язык программирования, имеет свой алфавит, используемый для написания операторов или предложений. Алфавит VBScript включает:

  • 26 латинских букв: А, В, С, D, Е, F, G, H, I, J, К, L, М, N, О, Р, Q, R, S, Т, U, V, W, X, Y, Z;

  • 10 арабских цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0;

  • 26 символов: ! # $ % & ^ * ( ) + - / \ < > = ? @ _ | : ' . , « » пробел.

Другие символы, определенные на клавиатуре, включая русские, можно использовать только в строках символов и комментариев.
^

Структура программы на VBScript


Программа на VBScript состоит из комментариев и операторов. Структура программы на языке выглядит следующим образом:
[Option Explicit]

[оператор]



[оператор]
[оператор] {объявление переменных (dim), объявление функций, процедур, операторы, комментарии}

Об Option Explicit будет подробно рассказано в данной лабораторной дальше.

Замечание: Обратите внимание на квадратные скобки в данной структуре. Они означают, что в них заключено, является не обязательным элементом.

Переменные


Переменная – это поименованная область памяти, в которой хранится численное или другое значение некоторого объекта. Это значение может изменяться в процессе выполнения программы. Имя переменной называют идентификатором.

При именовании переменных (а также констант, процедур, функций…) в языке Visual Basic следует соблюдать такие правила:

  • Имена должны начинаться с буквы.

  • Имена не могут содержать точки или символы объявления типа.

  • Имена не могут иметь более 255 символов. Причём имена элементов управления, классов не должны превышать 40 символов.

  • Имена не могут совпадать с зарезервированными словами Visual Basic (например, if, loop, for, sub, function и так далее).

Переменные в VBScript могут быть глобальными, то есть доступными из любого места сценария (кода программы на VBScript) и локальными, то есть область действия ограничивается блоком кода, в котором они определены. Все переменные в VBScript имеют стандартный тип Variant. Этот особый тип данных способен содержать различную информацию: текстовые строки, даты, логические значения (True или False), целые числа, числа с плавающей точкой и т.д. Формат значения типа Variant определяется самим значением. Если вы присвоите переменной числовое значение, то её формат будет числовым, значение даты будет храниться в соответствующем формате даты и т.д. Формат значения переменной типа Variant называется подтипом. Объявляются переменные с помощью ключевого слова Dim. Например:

Dim MyVariable
По умолчанию переменные в VBScript можно предварительно не объявлять. Но, программируя в Visual Basic,рекомендуется задать такой режим, при котором у вас не будет возможности использовать ранее необъявленные переменные. Таким образом, если вы случайно введёте имя переменной с ошибкой, это будет воспринято системой, как попытка использовать ранее не объявленную переменную, и при компиляции появится сообщение об ошибке. Для этого и необходимо ввести выражение Option Explicit.

Язык VBScript является регистро-независимым, то есть имена MyVariable и myvariable представляют одинаковые переменные. При выборе имён переменных следует придерживаться следующих правил:

  • Имя переменной должно начинаться с латинской буквы и не должно содержать символа “,”;

  • Имена не могут содержать точки или символы объявления типа.

  • Имена не могут совпадать с зарезервированными словами Visual Basic (например, if, loop, for, sub, function и так далее).

  • Имя переменной не должно превышать 255 символов;
^

Подтипы данных и функции преобразования типов


Хотя в VBScript определён только один тип Variant, внутри этого типа имеется разделение на подтипы, описание которых приведено в Таблице 1. Для преобразования переменных к определённому подтипу нужно использовать соответствующую функцию преобразования, которые также представлены в Таблице 1.
Замечание: когда мы вводим в поле ввода числа типа Double или Single, то десятичная часть числа отделяется от целой при помощи символа запятая ( , ).
Отдельной строкой следует отметить функцию VarType, которая служит для запроса подтипа данных. (Подробная информация о работе функции Visual Basic Script Reference)
Таблица 1 - Подтипы данных и функции преобразования типов

Наименование

Функция преобразования

Описание

Bool

CBool(x)

Только два значения: True или False

Byte

CByte(x)

Положительные числа без десятичных точек (Целые в диапазоне от 0 до 255)

Currency

CCur(x)

Денежные значения от -$922337203685477,5808 до $922337203685477,5807. Четыре знака после запятой обеспечивают правильное округление.

Date/Time

CDate(x)

Значения даты и времени. Дата может находиться в диапазоне от 1 января 100 года до 31 декабря 9999 года.

Double

CDbl(x)

Значения в диапазоне от -1,79769313486232D+308 до 1,79769313486232D+308. (Часто называются числами с плавающей точкой двойной точности)

Integer

CInt(x)

Целочисленные значения в диапазоне от -32768 до +32767.

Long

CLng(x)

Целочисленные значения в диапазоне от -2147483648 до +2147483647

4 байта

Single

CSng(x)

Численные значения в диапазоне от -3,402823Е+38 до +3,402823Е+38. (Часто называются числами с плавающей точкой одинарной точности)

String

CStr(x)

Строки, состоящие из 0-654000 алфавитно-цифровых символов.

Object




Ссылка на объект



Константы


Константы – это данные, значения которых не меняются всё время работы программы (приложения).

Пользовательские константы в VBScript объявляются с помощью ключевого слова ^ Const, например:
Const MyConst=”Это моя константа!”

Const number=45,000098
Кроме того, VBScript поддерживает большое количество встроенных именованных констант (их не нужно дополнительно объявлять в сценарии). Именно для этого и используются в основном константы. В Таблице 2 приведены некоторые из них:
Таблица 2 - Константы для диалоговых окон

Имя

Значение

Описание

vbOkOnly

0

Выводится кнопка OK

vbOkCancel

1

Выводятся кнопки OK и Cancel (Отмена)

vbYesNoCancel

3

Выводятся кнопки Yes (Да), No (Нет) и Cancel (Отмена)










Прочие константы:

vbCr

Chr(13)

Возврат каретки

vbCrLf

Chr(13)&Chr(10)

Возврат каретки и перевод строки

vbNullString

Нулевая строка

Нулевая строка

vbTrue

-1

Логическое значение “истина”

vbFalse

0

Логическое значение “ложь”



^

Встроенная функция вывода данных MsgBox


Используется для вывода информации в специальном окне. Данную функцию можно использовать следующим образом:
MsgBox Текст[,Кнопки],[Заголовок]

или:

MyVar = MsgBox (Текст[, Кнопки],[ Заголовок])

Текстобязательный параметр, определяющий текст, который будет показан в диалоговом окне. Для перевода выводимого текста на новую строку в параметр можно вставить константу VBScript vbCrLf

КнопкиНеобязательный целочисленный параметр, определяющий набор кнопок и вид значка диалогового окна. Если его опустить или установить равным «0», VBScript покажет в окне единственную кнопку – ОК.

Заголовок – Необязательный параметр, определяющий текст заголовка диалогового окна. Если он не задан, Windows выводит в заголовке название приложения.

Замечание: Если необязательный параметр не задан, VBScript использует значение по умолчанию. Чтобы опустить необязательный параметр, надо оставить его место между двумя запятыми пустым.

Посмотрим, что будет, если опустить необязательные параметры. Вот две программы, иллюстрирующие работу функции MsgBox с минимальным набором параметров:

Программа 1: MsgBoxHello, World!”

Данная программа выводит в специальном окне строчку Hello, World!”, а также кнопку ОК.

Программа 2: number = 123,09

MsgBox number
Данная программа выводит в специальном окне число 123,09, а также кнопку ОК.

Обратите внимание, что в данных двух программах текст мы заключили в двойные кавычки, а переменную – нет.

В Таблице 3 представлены некоторые константы, сумма которых определят вид «значка», а также наличие кнопки диалогового окна, создаваемого с помощью MsgBox.
Таблица 3 – Перечень констант

Константа

Значение

Описание

Группа 1




Появляющиеся кнопки

VbOkOnly

0

Кнопка Ok

VbOkCancel

1

Кнопки Ok и Cancel

VbAbortRetryIgnore

2

Кнопки Abort, Retry и Ignore

VbYesNoCancel

3

Кнопки Yes, No и Cancel









Группа 2




Появляющийся значок

VbCritical

16

Критический значок









Группа 3




Кнопка выбранная по умолчанию

VbDefaultButton2

256

Вторая кнопка









Группа 3




Вывод на экран

VbSystemModal

4096

Окно выводится поверх всех открытых окон


Полный список параметров доступен в Visual Basic Script Reference.Сумма значений констант может быть введена следующим образом:

VbYesNoCancel+VbCritical+VbDefaultButton2+VbSystemModal

Или 3+16+256+4096

Или просто 4371

Все эти способы ввода означают одно и тоже.Проиллюстрируем данный пример следующей программой:
^ MsgBox "Запустить отладку?",VbYesNoCancel+VbCritical+VbDefaultButton2+VbSystemModal
После запуска программы, на экран будет выведено окно с тремя кнопками (Yes , No, Cancel), со значком критического сообщения, причём активной будет вторая кнопка, окно выводится поверх всех окон.

Если вам необходимо оставить значение по умолчанию введите 0:
^ MsgBox "Произошла ошибка!"&vbCrLf&"Код ошибки: 120002129",0, "Окно ошибки"
MyVar - означает переменную где будет сохранено возвращаемая функцией информация о нажатой кнопке.

В Таблице 4 представлены некоторые из возвращаемых значений.

Замечание: Если вы используете переменную для хранения информации о нажатой кнопке, то параметры, следующие после ^ MsgBox обязательно заключить в круглые скобки, если нет – то скобки использовать не нужно.

Пример:

K=MsgBox( "Ответ", vbYesNoCancel+vbcritical+vbDefaultButton2+vbSystemModal, "привет")

Если же значение нажимаемой кнопки не является важным, функцию следует вызывать следующим образом:

^ Msgbox "Ответ",vbyesnocancel+vbcritical+vbdefaultbutton2+vbSystemmodal,"привет"

То есть нужно опустить скобки.
Таблица 4 – Перечень возвращаемых значений

Константа

Значение

Нажатая кнопка

VbOk

1

Ok

VbCancel

2

Cancel

vbAbort

3

Abort

vbRetry

4

Retry

vbIgnore

5

Ignore

vbYes

6

Yes

vbNo

7

No



^

Встроенная функция ввода данных InputBox


Используется для ввода данных пользователем.

Синтаксис:
MyVar=InputBox(Текст [,Заголовок] [,Умолчание][,поз- X] [,поз- Y])
Текст – Необходимый параметр, определяющий сообщение, которое выводится в диалоговом окне.

ЗаголовокНеобязательный параметр, определяющий текст заголовка диалогового окна.

Умолчание – Необязательный параметр, задающий значение по умолчанию для текстового поля.

Поз-Х и поз-Y – Необязательные параметры, определяющие положение верхнего левого угла диалогового окна.

MyVar – переменная, в которую передается введённая пользователем строка.

Пример:

User_Input = InputBox (“Введите имя файла: ”, “Создать файл”, “NewFile”,100,200)
Замечание: Если необязательный параметр не задан, VBScript использует значение по умолчанию. Чтобы опустить необязательный параметр, надо оставить его место между двумя запятыми пустым.

Комментарии


Добавление комментариев к сценариям считается хорошим тоном. Действительно, с комментариями написанная программа становится более понятной и удобной, другими словами, более читабельной. Кроме того, если вы хотите заставить VBScript проигнорировать строку или часть оператора, можно просто закомментировать этот оператор. На VBScript комментарии помечаются одинарной кавычкой (') или оператором REM. Обнаружив этот символ, интерпретатор VBScript игнорирует остаток строки. Обе приведённые ниже строки содержат комментарии:

' Эта строка состоит из одного лишь комментария

MsgBox “Hello, World!” ' Комментарий в конце строки


^

Непрерывные строки


Длинные операторы снижают читабельность сценариев. Длина следующего оператора, который выводит сообщение, превышает ширину этой страницы:
MsgBox “Вы ввели не тот тип переменной в текстовое окно предыдущей формы. Пожалуйста, введите значение переменной типа Integer, то есть такое, которое изменяется в пределах от 0 до 255”
Если в программе слишком много длинных строк, при редактировании вы потеряете много времени на горизонтальную прокрутку текста. Лучше переносить операторы на следующую строку с помощью пробелов и символа подчёркивания (_) в конце строки:
MsgBox “Вы ввели не тот тип переменной в текстовое окно предыдущей формы.”&_ “Пожалуйста, введите значение переменной типа Integer, то есть такое, которое ”&_

изменяется в пределах от 0 до 255”
Обнаружив строку, оканчивающуюся символом подчёркивания, обработчик языка считает её непрерывной и рассматривает следующую строку как часть текущего оператора.
^

Операторы и операции


Выражение – комбинация операндов и операций, задающая порядок вычисления некоторого значения.

Операнд в простейшем случае является константой или идентификатором. В общем случае каждый операнд выражения также представляет собой выражение, имеющее некоторое значение.

Операции определяют действия, выполняемые над операндами. Возвращают некоторое значение.

Оператор - это некоторая конструкция, присущая данному конкретному языку, изменяющая состояние памяти компьютера, но ничего не возвращающая.
Замечание: Не стоит путать два таких понятия как оператор и операция. Главное их отличие состоит в том, что операция возвращает значение, а оператор нет.
Оператор присваивания предписывает вычисление выражения, находящегося правее знака (=) и присвоение полученного значения переменной, находящейся левее оператора присваивания. Пример:
' Вычисляется значение арифметического выражения a+b и результат помещается в x

x=a+b
Переменная и выражение должны быть совместимы по типу. В данном примере, переменные x, a и b должны быть числами, в противном случае при исполнении данного оператора возникнет ошибка о несоответствии типа.
Замечание: В одной строке можно вводить несколько операторов подряд, разделяя их двоеточиями (:). Однако не злоупотребляйте этой возможностью, иначе ваши программы станут нечитабельными.
Операции конкатенации:

В VBScript используются такие операции конкатенации строк, как + и &

Пример использования:
n=300 ' присваиваем переменной значение 300

' Функция CStr преобразует числовое значение переменной n в строковое, которое

'можно сложить с другой строкой, а результат присвоить переменной s

s=CStr(n)+" лет Санкт-Петербургу!!!"

msgbox s ' выводим в диалоговом окне значение строки s
Конкатенация строк при помощи операции + не самая хорошая практика. Операция + складывает два операнда (если последние – строки, происходит операция конкатенации). Лучший подход – объединить строки при помощи операции &, так как при объединении операцией & двух значений разного формата VBScript автоматически преобразует типы без использования функции CSrc. Пример:

n=300

s=n&" лет Санкт-Петербургу!!!" ' Ошибка типов в данном примере не возникнет

msgbox s
Арифметические операции возвращают переменной числовое значение. Примеры арифметических операций приведены в Таблице 5:
Таблица 5 – Примеры арифметических операций

Операция

Описание

Пример

^

Возведение в степень

x=y^показатель

+

Сложение

x=a+b

-

Вычитание или знак отрицательного числа

x=-30 или x=a-50

*

Умножение

x=a*40

/

Деление

x=a/b

\

Целочисленное деление

x=a\b

Mod

Остаток от деления

x=a Mod b


Логические операции возвращают переменной значение типа Bool. Примеры логических операций приведены в Таблице 6:

Таблица 6 – Примеры логических операций

Операция

Описание

Пример

Not

НЕ

x=Not y

And

И

x=a And b

Or

ИЛИ

x=a Or b

Xor

Исключающее ИЛИ

x=a Xor b

Eqv

Эквивалентность

x=a Eqv b

Imp

Импликация

x=a Imp b


Операции сравнения служат для сравнения выражений (в которых могут быть числа, строки и т.д.). Смотри Таблицу 7.
Таблица 7 – Перечень операций сравнения

Операция

Описание

Пример

=

Равно

a=b

<=

Меньше или равно

a<=b

>=

Больше или равно

a>=b

<>

Не равно

a<>b


Приоритет операций:

При вычислении значений выражений, состоящих из нескольких операций, синтаксический анализатор VBScript использует старшинство операций, которое приведено в Таблице 8. Чем меньше номер, тем больше приоритет.
Таблица 8 – Старшинство операций

Операторы

Номер

^ (возведение в степень)

1

- (знак отрицательного числа)

2

*

3

/

4

\

5

Mod (остаток от деления)

6

+ (сложение)

7

- (вычитание)

8

+ (конкатенация)

9

& (конкатенация)

10

=, >,<, >=, <=, <>

11

And

12

Or

13

Xor

14

Eqv

15

Imp

16


Замечание: приоритет у операций одинаков, они выполняются по порядку слева направо.
Некоторые встроенные функции приведены в таблице 9:
Таблица 9 – Некоторые встроенные функции

Функция

Пример использования

Возвращённое значение

Описание

Abs(x)

a= Abs(-12,08)

12,08

Абсолютное значение числа

Asc(x)

a= Asc(“s”)

115

ASCI код символа

Chr(x)

a=Chr(115)

s

Символ, соответствующий коду

Fix(x)

a= Fix(-2.9)

-2

Округление до целого

Int(x)

a=Int(-3.1)

-4

Округление до целого

Hex(x)

a=Hex(543)

21F

Шестнадцатеричное представление

Oct(x)

a=Oct(543)

1037

Восьмеричное представление

Sgn(x)

a=Sgn(-1.5)

-1

Знак числа

Date

a=Date

11.04.2003

Текущая дата

Time

a=Time

14:03:42

Текущее время

Now

a=Now

11.04.2003 14:03:42

Текущие дата и время

Atn(x)

a=Atn(0.5)

0,463647…

Арктангенс числа

Tan(x)

a=Tan(0.5)

0,5463024…

Тангенс числа

Cos(x)

a=Cos(15)

-0,759687…

Косинус числа

Sin(x)

a=Sin(15)

0,6502878…

Синус числа

Exp(x)

a= Exp(0.37)

1,447734

Экспонента

Log(x)

a= Log(2.7)

0,993251…

Натуральный логарифм

Sqr(x)

a= Sqr(1024)

32

Квадратный корень

Rnd(x)

a= Rnd(1)

0,34800238…

Случайное число 0..1

Randomize

Randomize




Установка генератора случайных чисел в новое исходное положен ие состояние в зависимости от текущего времени


Замечание: если аргументом функции является десятичное число, то десятичная часть отделяется от целой при помощи символа точка (.)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода iconКраткое содержание с рекомендациями 6 Часть I. Необходимые сведения о компьютере и программе 8
0 Простые (линейные) программы. Операторы ввода-вывода. Переменные величины 30

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода iconVisual Basic for Applications Учебный практикум
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Информатика» ирекомендуется для получения практических навыков использования...

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода iconЛабораторная работа по теме «Тема Средства Visual Studio. Net Ado....
Цель данной работы состоит в изучении технологии ado. Net при разработке проекта средствами Visual Basic. Net (VB. Net) с использованием...

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода icon5. основы программирования на vba (visual basic for application)
Совместное использование средств интеграции приложений, Visual Basic и других языков программирования и vba позволяет создать полностью...

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода icon«утверждаю» Заместитель начальника фкоу впо
Структура dos: базовая система ввода-вывода (bios), прерывания, системный загрузчик

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода icon«Тема Интегрированная среда разработки Visual Studio. Net 2008 и основные понятия»
Информатика: Учебное пособие для студентов мтуси: Раздел Базовые средства программирования на примере Visual Basic в среде Visual...

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода iconЛабораторная работа №1 Архитектура ЭВМ и система команд
Модель ЭВМ включает процессор, оперативную память (озу) и сверхоперативную память (Созу), устройство ввода (увв) и устройство вывода...

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода iconРабочая инструкция
Ключевые слова: дипломная работа, курсовая работа, реферат, контрольная работа, организация выполнения, организация защиты, структура...

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода icon«Пользовательский тип» и переменных такого типа: Pascal Visual Basic const

Лабораторная работа структура программы на visual basic script. Константы. Переменные. Организация ввода и вывода iconЛабораторная работа №1. Основные этапы создания программ (на примере...
Лабораторная работа №1. Основные этапы создания программ (на примере программы для решения квадратных уравнений) 2

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов