Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования




НазваниеМассовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования
страница1/25
Дата публикации28.06.2013
Размер3.11 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Национальный Фонд Подготовки Кадров

Центр социологического образования

Института социологии РАН

М.М. НАЗАРОВ

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

И ОБЩЕСТВО.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

И ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва "АВАНТИ ПЛЮС"

2004

УДК 316 ББК88

Рецензенты:

д.филос.н., профессор Покровский Н. Е.

д.филос.н., профессор Рукавишников В. О.

Назаров М. М.

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. — М.: «Аванти плюс», 2003. — 428 с.

ISBN 5-902559-04-9

В предлагаемой работе акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Показано становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество", отражающими как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований аудитории и текстов массовой коммуникации.

Состоит из курса лекций, хрестоматии, учебной программы, методического пособия. Адресована студентам, аспирантам, может быть полезна преподавателям в качестве методического пособия по проведению соответствующего специализированного курса.

© Центр социологического образования
ISBN 5-902559-04-9 при Институте социологии РАН, 2004

© Назаров М. М., 2004 © «Аванти плюс», 2004

Содержание

От автора 10

^ ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ

Лекция 1.

Введение в социологию массовой коммуникации 14

Массовая коммуникация: дефиниции 15

Модели коммуникации 18

Границы предметной области социологии СМК 23

Раздел I.

^ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В РАКУРСЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 27

Лекция 2.

Системно-структурные представления о массовой коммуникации .. 27

Функции массовой коммуникации в обществе 28

Социодинамическая теория СМК 31

Медиа как средство поддержания системной стабильности 34

СМК в концепции самореферентных социальных систем 36

Заключение 44

Лекция 3.

^ Идеология и массовая коммуникация 46

Вопросы идеологии в работах основоположников марксизма 47

Структуралистская интерпретация идеологии 51

Массовая коммуникация и концепция гегемонии 57

Заключение 61

Лекция 4.

^ Семиологические подходы в исследовании

массовой коммуникации 63

МК, язык и "относительность" реальности 63

Проблема значения и знака 65

Типы и организация знаков 69

Структура мифа в семиологии 71

Кодирование и декодирование 75

Тексты МК как структуры повествования 78

Заключение 80

Лекция 5.

^ Понимание массовой коммуникации

в рамках критической теории 82

6 Медиа в современном обществе

Франкфуртская школа: Адорно, Хоркхаймер, Маркузе 83

Беньямин: техническая воспроизводимость

материалов культуры 89

Критика тенденций современного телевидения: Постман 91

Заключение 94

Лекция 6.

^ Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира 96

Массовая коммуникация в концепциях Маклюэна 97

Постмодернизм в философии и культуре 100

Общество спектакля 103

Массовая коммуникациям гиперреальность 106

Заключение 112

Раздел П.

^ МЕДИА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ... 114

Лекция 7.

СМК и гражданское общество: концептуальный аспект 114

Об интерпретации понятия гражданского общества 115

Массовая информация в контексте базовых прав

и свобод личности 117

Роль медиа в демократическом обществе: американская

традиция анализа (Липпман, Дьюи, Миллс) 121

СМК и публичная сфера в концепции Хабермаса 126

Заключение 131

Лекция 8.

^ Медиа в системе отношений "рынок - государство - общество" ... 133

Формы частного владения

средствами массовой коммуникации 134

Государственные и общественные формы владения СМК 136

Концепция общественного вещания 1 38

Регламентация в отношении деятельности СМК 140

Ограниченность идей свободной прессы 143

Нормативные "модели" медиа 147

Заключение 1 50

Лекция 9.

^ Медиа и власть в современной России 151

Поздний советский период 151

СМК и власть в годы перестройки 152

Медиа и власть на рубеже 90-х 1 55

Новые экономические императивы в деятельности медиа 1 57

Медиа олигархи 159

^ Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации 7

Президентские выборы 1996: олигархический консенсус 162

Феномен российских "информационных войн" 165

Медиа и власть на рубеже тысячелетия: от Ельцина к Путину 168

Конфликты властных интересов

вокруг телевизионных каналов 171

Заключение 180

Лекция 10.

^ Массовая коммуникация и современные тенденции

глобализации 181

Глобализация: необходимые дефиниции 182

Основные тенденции мировой медиа индустрии 1 85

Логика дебатов о культурно-идеологических

следствиях глобализации медиа 189

Глобализация медиа: российский контекст 193

Заключение 198

Раздел Ш.

^ МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

АУДИТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЭФФЕКТЫ 199

Лекция 11,

Исследование эффектов массовой коммуникации 199

Периодизация и типология исследований

эффектов воздействия СМК 199

Первый этап исследований эффектов

массовой коммуникации 200

Второй период исследований эффектов

массовой коммуникации 201

Общая характеристика современного этапа изучения

эффектов массовой коммуникации 203

Концепции эффектов массовой коммуникации

на уровне группы, общества 207

Установление пунктов "повестки дня" 207

"Спираль молчания" 209

Теории информационного дефицита 210

Модель зависимости эффектов массовой коммуникации 212

Подход "полезности и удовлетворения потребностей" 214

Лекция 12.

^ Методические особенности исследования

текстов и аудитории массовой коммуникации 217

Концептуальные основания метода контент-анализа 218

Практика контент-аналитических исследований 220

Прикладные исследования аудитории

массовой коммуникации 223

8 Содержание

Особенности измерения коммуникативного

и потребительского поведения 224

Примеры представления результатов: показатели, индексы 227
^ ОТ АВТОРА

Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой коммуникации. Телевидение, радио, пресса и другие медиа оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Параллельно происходят постоянные изменения в технологиях медиа, что с неизбежностью приводит к новым формам использования материалов средств массовой коммуникации. Предметная область массовой коммуникации привлекает все большее внимание социологов, политологов, культурологов, исследователей журналистики, равно как и представителей других научных дисциплин.

В предлагаемом вниманию читателя тексте акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Массовая коммуникация изучается как социальное явление во всем многообразии его связей и отношении в социальной системе в целом. Работа построена таким образом, чтобы познакомить читателя с ведущими теоретико-методологическими подходами к исследованию массовой коммуникации. Вместе с тем, в тексте прослеживается влияние смежных исследовательских дисциплин, что отражает современную тенденцию к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов.

Наряду с различными концептуальными подходами к анализу массовой коммуникации, книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа — общество". Здесь мы исходили из того, что рассмотрение таких вопросов как, например, общественное представительство в медиа, влияние рыночных императивов на содержание материалов массовой коммуникации и других помогают на практике понять ту роль, которую они играют в современном обществе. По возможности, мы стремились предложить читателю некоторое "панорамное" видение массовой коммуникации, отражающие как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа.

^ От автора 11

Несколько слов о потенциальной аудитории издания. Прежде всего, это студенты и аспиранты, владеющие необходимым уровнем общесоциологических знаний. Кроме того, книга может быть полезна преподавателям, в качестве методического пособия при организации и проведении соответствующего специализированного курса.

Адрес данной работы определяет и ее структуру. Книга состоит из курса лекций, хрестоматии по курсу, учебной программы, методического пособия для преподавателей.

Курс лекций состоит из трех разделов. Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли в массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются место и роль массовой коммуникации как элемента гражданского общества, изучается роль медиа в системе отношений "рынок — государство — общество", обсуждаются особенности проявления тенденции глобализации применительно к сфере СМК. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований текстов и аудитории массовой коммуникации.

В хрестоматии представлены выдержки из статей ведущих зарубежных авторов. Содержание хрестоматии непосредственно соотносится с тематикой лекционного курса. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа.

В учебной программе курса содержится распределение учебных часов по отдельным темам, примерный план рассмотрения темы, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуемая литература. Учебная программа содержит также методические указания к курсовой работе и примерные темы курсовых работ.

Методическое пособие для преподавателей ориентировано на обсуждение ключевых моментов отдельных тем курса. Здесь рассматриваются цели лекции, даются основные понятия учеб-

12 ^ От автора

ного материала, рекомендации в связи с изложением основных вопросов темы. Также приводятся формы отчетности, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Основой книги является содержание спецкурса "Социология массовой коммуникации", читавшегося автором в течение последних восьми лет в Центре социологического образования Института социологии РАН. Созданные в Центре условия способствовали плодотворному обмену мнениями и опытом с коллегами, представляющими образовательные и исследовательские центры Москвы, С. Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Краснодара, Орла, Барнаула, Сыктывкара и других городов. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги.

Серьезную помощь автору в процессе подготовки текста к изданию оказали проф. X. Дэвис, проф. Дж. Каррэн, проф. С. Кларк, к. псих.н. СЕ. Кухтерин.

Выражаю признательность рецензентам книги. Я особенно благодарен профессору В.О. Рукавишникову. Доработка текста в значительной степени связана с его доброжелательными и в то же время весьма критическими замечаниями.

М. Назаров. Май, 2003 г.

Массовая коммуникация и общество,

Введение в теорию и исследования

Лекции по курсу
ЛЕКЦИЯ 1.

^ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации. В структуре свободного времени потребление материалов средств массовой коммуникации (телевидения, печати, радио и других), то есть "опосредованный опыт" занимает ведущее место и имеет тенденцию к росту.

Исследование места и роли массовой коммуникации в современном обществе связано с поиском ответов на вопросы такого типа: "Какова структура собственности того или иного средства массовой коммуникации и как это сказывается, например, на редакционной политике?"; "Есть ли необходимость в регулировании телевизионного эфира со стороны государства и, если да, то в какой степени?"; "В чем выражается влияние средств массовой коммуникации на современные политические процессы?" "Какова величина аудитории различных медиа, как индивиды воспринимают и интерпретируют их материалы?"; "Можно ли говорить о том, что медиа способствуют активному выражению одних взглядов и минимизации других?"; "Влияют ли процессы глобализации на изменение содержательной направленности материалов медиа?".

Материалы раздела излагаются в следующей последовательности. Сначала мы остановимся на понятийном аппарате предметной области и рассмотрим содержание понятия "массовая коммуникация". Затем будут рассмотрены модели массовой коммуникации, позволяющие лучше понять, как осуществляются информационные процессы. В заключение раздела кратко изложены особенности социологического взгляда на массовую коммуникацию.

^ Введение в социологию массовой коммуникации 15

Массовая коммуникация: дефиниции

Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника на землю, и наш внешний облик, и т.д. Перечень этих проявлений очень широк. Поэтому не случайным оказывается разнообразие определений коммуникации.

Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio — обмен, связь, разговор. Применительно к исследуемой нами предметной области особенно важны два аспекта его использования. Во-первых, понятие применяется, когда необходимо сказать о процессе передачи информации, который включает такие составляющие, как отправителя сообщения, каналы, содержание, адресата, эффективность, обратную связь и некоторые другие. Во-вторых, для обозначения акта общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание1.

Перейдем теперь к определению коммуникации массовой. Надо учитывать, что любое определение представляет собой некоторое теоретическое описание процесса. Причем акцент делается именно на тех характеристиках реальности, которые подлежат анализу. Также как и в случае с определением коммуникации как таковой здесь не существует какого-то одного законченного варианта. Рассмотрим следующие, на наш взгляд, показательные определения.

"Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей"2;

"Массовая коммуникация представляет собой институциа-лизированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации"3.

1 Социологический энциклопедический словарь. М. 1998. С. 133.

2 Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344.

3 Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. Р. 219.

16 Лекции по курсу

На какие особенности массовой коммуникации в этой связи следует обратить внимание?

Во-первых, "отправитель сообщений" является частью организованной группы, а зачастую представителем института. Использование понятия "институт" указывает, что массовая коммуникация представляет собой деятельность, основанную на системе правил и норм, а также развитом контроле за их исполнением.

Во-вторых, в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид. Вместе с тем этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.

В-третьих, канал сообщения представляет собой технологически сложные системы распространения информации. Эти системы включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм общества, привычек и ожиданий аудитории.

В-четвертых, сообщения массовой коммуникации обладают обычно достаточно сложной структурой, подготовка которых невозможна без опоры на современные технологии.

Обратим внимание и на другие особенности массовой коммуникации: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи; опосредован-ность контактов передающей и принимающей сторон; определенное "неравноправие" в отношениях передающей и принимающей сторон; многочисленность адресатов сообщений.

Таким образом, с помощью понятия "массовая коммуникация" описывают процесс производства и доведения сообщений до аудитории с помощью телевидения, радио, печати, кинематографа, интернета и других средств. В этой связи также широко используется понятие "средства массовой коммуникации" и соответствующая аббревиатура — СМК.

В современном научном и повседневном языке, наряду с понятием массовая коммуникация используется понятие "медиа". Понятие имеет латинское происхождение. В современном словаре можно найти следующие определения родственных терминов: mediale- середина, сердцевина; medianus — находящийся посре-

4 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М. 1996. С.475.

Введение в социологию массовой коммуникации 17

ди; mediator — посредник4. Применительно к обсуждаемой нами предметной области о медиа можно говорить в различных аспектах — "среднего положения" и "опосредованное™".

Средства коммуникации занимают среднее, промежуточное положение в коммуникационной цепочке отправитель — канал — получатель сообщения. Медиа представляют собой механизм связи между отправителем и получателем сообщения. Посредством медиа замыкается цикл информационного обмена, создаются условия для реализации массовой коммуникации.

Таблица 1.1. Особенности различных видов коммуникации

^ Параметры коммуникации

Межличностная

коммуникация в

традиционном

обществе

Массовая

коммуникация в

современном

обществе

Источник сообщения

Семья, соседи

Институт

Канал распространения

"Лицом к лицу"

Предполагает

технологии

распространения

Время передачи

Непосредственное

Непосредственное или с задержкой во времени

Расстояние

Минимальное, замкнутое

Значительное, в пределе — неограниченное

Приемник

Семья, соседи,

непосредственное

окружение

Анонимная,

разнородная

аудитория

Обратная связь

Возможность непосредственной реакции адресата

Преимущественно «отложенная» реакции адресата (в некоторых случаях — прямая)

Характер регулирования

Личный, индивидуальный

С использованием систем правил и контроля

18

^ Лекции по курсу

Не менее важен и другой аспект. Медиа выступают в качестве некоторого посредника, организующего наши представления о мире в самых разных его проявлениях. Причем в современных условиях эта тенденция становится все более значимой. Не случайно, что именно сейчас стали расхожими такие клише как виртуальная реальность, мир медиа и т.д. Логика их использования состоит в следующем. С одной стороны, существует объективная реальность. С другой — совокупность знаний и представлений об этой реальности. Последнее как раз и создается в значительной мере благодаря наличию медиа, которые посредством своих сообщений, способствуют формированию наших представления об этой реальности.

Какое место массовая коммуникация занимает среди многообразных проявлений человеческой коммуникации? Поясним это с помощью сравнения особенностей межличностного общения в традиционном обществе и массовой коммуникации в современном обществе5. Приведенные в Таблице 1.1. данные показывают, что отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса6.

^ Модели коммуникации

Моделью коммуникации обычно называют абстрактное представление процесса коммуникации, выражающее взаимосвязь его основных элементов. Внимание читателей мы привлечем к двум основным способам видения массовой коммуникации, которые получили свое концептуальное оформление в моделях МК.

Первый тип моделей относится к т.н. "трансмиссионным", "передающим". Акцент делается на том, что массовая коммуникация это прежде всего процесс передачи информации (зачастую однонаправленный) от передатчика к приемнику.

Модели второго типа определяются как "символические" — основным здесь является представление о массовой коммуника-

5 Под традиционным обществом понимают доиндустриальные обще
ственные уклады аграрного типа.

6 См. подробнее Real M.R. Super Media. A Cultural Studies Approach. London: Sage. 1989. Р.24.

Введение в социологию массовой коммуникации 19

ции как акте общения, некотором "символическом" обмене, в который передающая и приемная стороны включены в более или менее равной степени.

В целом существо различий, проявляющееся в моделях массовой коммуникации, определяется отношением исследователей к такому вопросу: "Медиа отражают в своей деятельности реальность или же они влияют на аудиторию, способствуя формированию ее представлений об этой реальности?" Другими словами, что первично в деятельности средств массовой коммуникации? Являются ли медиа "зеркалом общества", "окном в мир" или медиа оказывают влияние на ценности, установки и поведение людей?

Исходные предпосылки для моделей первого типа были связаны с работами основоположника современной математической теории связи К. Шеннона и его коллег. Предложенная в середине XX века схема коммуникации выглядела следующим образом7 (См. схему 1.1.)

Итак, коммуникация изображается здесь как линейный и однонаправленный процесс, включающий пять функциональных и

Схема 1.1.


Информа-

ционный источник


Передатчик


Приемник

Получатель

сообщения




Источник

шума


7 Адаптировано по тексту McQuail, D. And Windahl, S. 1987. Commnication Models for the Study of Mass Commnication. London: Longman.

20

^ Лекции по курсу

один дисфункциональный (шум) факторов. Важно, что предложенный взгляд на коммуникацию был в значительной мере обусловлен практическими проблемами, которые предполагал решить Шеннон. В центре внимания была проблема эффективности каналов передачи информации. Для этого необходимо было определить какой тип канала коммуникации обеспечивает прохождение максимального количества сигналов; какая часть сигналов искажается по пути от передатчика до приемника за счет влияния шумов?

В ходе работы исследователи рассматривали три группы проблем. Во-первых, это техническая проблема точности передачи символов коммуникации. Во-вторых, это проблема семантики, т.е. того, в какой степени переданные символы доносят смысл сообщения. В-третьих, это проблема эффективности: как повлияло сообщение на поведение, индивида, его принимающего?

Данная схема коммуникации была предложена для решения технических вопросов. Авторы предполагали, что технические решения будут предпосылкой решения других проблем. Надо отметить, что модель Шеннона послужила основанием для большого числа разработок в области теории коммуникации, ее аналоги широко использовались в науках о поведении и языке.

Говоря о недостатках модели Шеннона, обычно отмечается отсутствие в ней обратной связи. В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством адресат получил сообщение. Здесь также практически не принимаются во внимание особенности социального (культурного и политического) контекста, в котором происходит коммуникация.

Один из распространенных взглядов на массовую коммуникацию, состоит в необходимости изучения произведенного ими эффекта. В 1948 г. известный американский исследователь Г. Лас-свелл писал: "Адекватным способом описания акта коммуникации является ответ на следующие вопросы: Кто; Что говорит; По какому каналу; Кому; С каким эффектом?"8. С тех пор данное

8 Lasswell, H.D. “The structure and function of communication in society” in Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers. 1948

Введение в социологию массовой коммуникации 21

высказывание стало широко известно как формула Лассвелла. Эта простая формула используется главным образом для структурирования процесса коммуникации в качестве предмета анализа. Сам Лассвелл использовал ее для уточнения различных видов исследований, соответствующих отдельным составляющим коммуникационного процесса (См. схему 1.2.).

Схема 1.2.




























Кто Коммуникатор



Что говорит Сообщение




По какому

каналу Средство




Кому Приемник




С каким

эффектом

Эффект

Исследование контроля

Контент-анализ

Анализ канала

Исследование аудитории

Исследование эффекта




























В данном случае коммуникация рассматривается прежде всего как процесс убеждения. На примере формулы Лассвелла хорошо видны основные особенности моделей коммуникации "трансмиссионного" типа, в которых задача отправителя сообщения состоит в воздействии на принимающую сторону. То есть, сообщение должно иметь определенный эффект. Не случайно, что в сфере прямых исследовательских интересов Лассвелла находились проблемы политической коммуникации и пропаганды.

В рамках "символической" модели предполагается отказ от рассмотрения коммуникации как линейного процесса. При этом на первый план выходят проблемы значения и понимания, диа-логичности, социо-культурного контекста, в котором коммуникация осуществляется.

Здесь символ трактуется в качестве ключевого элемента культуры. Культура при этом понимается как совокупность значений, воплощенных в символических формах, включая действия, высказывания и значащие объекты разного рода. Посредством этих форм индивиды общаются друг с другом, обмениваясь опытом, разделяя представления и ценности. Таким образом, основной задачей анализа коммуникации является объяснение значений, воплощенных в символических формах. Отличительной чертой этого подхода является поиск "смыслов", рождающихся в процессе коммуникации; того, какие интерпретационные схемы используются участниками информационного обмена. Дос-

22

^ Лекции по курсу

таточно удачно, на наш взгляд, это отражено в модели коммуникации В. Шрамма9.

Не случайно также, что в моделях этого типа изучаются проблемы "кодирования" и "декодирования", вне которых невозможна коммуникация как одна из форм социального взаимодействия (См. схему 1.3.). В техническом плане под кодированием обычно понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения после его приема.

Схема 1.3.












Е сли говорить о "человеческой" составляющей кодирования и декодирования, то важно принять во внимание интерактивную природу коммуникации.

Участвуя в акте коммуникации, каждый из нас создает сообщение, кодирует его (переводит в форму, возможную для передачи) и, соответственно, декодирует ответ. Важным условием успешной коммуникации является "пересечение" пространства социального опыта взаимодействующих. Таким образом, кодирование / декодирование предполагает постоянный процесс интерпретации субъектов коммуникации, происходящий в конкретном социо-культурном контексте. Именно на этом делается акцент в моделях "символического" типа.

Очевидно, что предложенная схема в большей степени относится к коммуникации межличностной. Вместе с тем, не соста-

9 Watson, J. Media Communication. An Introduction to Theory and Process. London: Macmillan Press. 1999. P. 37.

Введение в социологию массовой коммуникации

23

вит большого труда трансформировать ее в связи с нашими задачами: медиа будут отнесены к составляющим кодирования / интерпретации, а аудитория — декодирования / интерпретации. Сравнение предложенных взглядов на коммуникацию показывает, что в "символической" модели аудитории отводится значительно более самостоятельная роль, нежели в модели "трансмиссионной". Характерно, что с подобного рода взглядом на коммуникацию связано появление известной концепции "активного читателя". Несмотря на серьезные различия моделей, целесообразно, по нашему мнению, рассматривать их в качестве взаимодополняющих. Все зависит от типа вопросов, которые будут ставиться в связи с анализом массовой коммуникации.

^ Границы предметной области социологии СМК

Какие бы проблемы жизни общества мы не затронули — в области политики, экономики, культуры — обязательно при их обсуждении будем касаться роли средств массовой коммуникации. Деятельность медиа неразрывно связана с вопросом власти. Именно с этим обстоятельством чаще всего связывают повышение роли массовой коммуникации в современном мире. Массовая коммуникация является источником и средством распространения информации, необходимой для функционирования ключевых социальных институтов. Кроме того, массовая коммуникация представляет собой важнейший источник нормативных образцов, источник определений и средство формирования образов социальной реальности. Массовая коммуникация является также важнейшим посредником, фактором, способствующим приобретению известности, эффективной деятельности на общественном поприще.

Сложность массовой коммуникации как явления предопределило его изучение в рамках различных исследовательских дисциплин. Социология обладает своим специфическим углом зрения на человеческую деятельность, равно как совокупностью принципов теоретического и эмпирического анализа и интерпретации фактов. В нашем случае речь идет о рассмотрении массово-коммуникативной деятельности посредством "вписывания" ее в более широкие структуры. Социологический взгляд на массовую коммуникацию позволяет нам глубже понять роль этого

24 ^ Лекции по курсу

явления в обществе, в системе его связей и отношений с другими социальными субъектами.

Социологическое изучение окружающей нас действительности предполагает, что индивид является продуктом социальных отношений. Соответственно, оценивая роль СМК в связи с различными проявлениями деятельности людей, мы обязательно должны учитывать особенности политического, социального, экономического, культурного и технологического контекста этой деятельности. Взаимное дополнение микро- и макро- уровней анализа является необходимой предпосылкой для эффективного ответа на вопрос о той роли, которую играет массовая коммуникация в современном мире1".

Собственно социологическое рассмотрение СМК предполагает выдвижение на первый план анализа отношений трех типов.

Во-первых, это изучение отношений между различными институтами. Как, например, такие институты как правительство или экономические структуры влияют на осуществление информационной политики того или иного СМК?

Во-вторых, это анализ отношений внутри институтов медиа. Именно здесь имеют место отношения между профессионалами медиа, осуществляющими сбор, подготовку и распространение материалов. Актуальными здесь являются вопросы реализации, например, внутри-редакционной политики, особенностей взаимоотношений между высшим уровнем менеджмента и рядовым журналистским персоналом издания.

В-третьих, особому вниманию подлежат отношения между институтами и индивидами. Социология всегда рассматривает индивидов как представителей определенной социальной общности. В этой связи нас будут интересовать, например, вопросы об особенностях политического влияния медиа на различные группы электората.

Обратим внимание еще на ряд моментов, непосредственно связанных с общим ракурсом исследования, предлагаемым в работе.

10 Макросоциология изучает общество как целое, во взаимодействии основных социальных систем; тогда как микросоциология ориентирована на анализ малых социальных групп, межличностные отношения.

^ Введение в социологию массовой коммуникации

25

Как уже отмечалось, материалы средств массовой коммуникации оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Транслируя "образы мира", СМК в силу своей природы отнюдь не являются пассивными проводниками информации, а играют роль активных интерпретаторов происходящего.

Современные средства массовой коммуникации предлагают аудитории материалы в широком жанрово-тематическом спектре. Не следует упускать из виду того обстоятельства, что эти материалы являются не механическим отражением происходящего, а определенными социальными "конструктами"". Социологический анализ как раз и способствует выявлению того, как создаются материалы медиа, какие знания, ценности СМК несут аудитории.

Немаловажным является и такой момент. Медиа зачастую оказываются в сфере владения / контроля достаточно узких групп. То же можно сказать о процессах создания и распространения материалов, формирования "образов мира", которое производится от имени и для широких слоев представителями узкого слоя управленческого, творческого и технического персонала. Очевидно, с этим связана серьезная проблема представительства общественных интересов в средствах массовой коммуникации.

Важно учитывать, что СМК и другие институты общества находятся в состоянии постоянного взаимного влияния. Так, будет неверным сначала изучить отдельные политические события, а потом обратиться к исследованию того, как они были отражены в медиа. В современных условиях многие политические события уже изначально являются медиа-событиями (в том смысле, что логика их развертывания строится с учетом того, как они буду отражены в материалах СМК). Характерно при этом, что и сами медиа постоянно испытывают обратное влияние.

Нельзя не принимать во внимание проблему социальных последствий использования технических инноваций в сфере массовой коммуникации. Это особенно важно сейчас, во время бурного прогресса коммуникационных технологий. Очевидно, что

11 "Конструкт" — в смысле конструирования значений и символов, лежащих в основе человеческой деятельности.

26

^ Лекции по курсу

внедрение в широкую практику компьютеров, спутниковых и кабельных коммуникаций, цифрового телевидения, интернет так или иначе повлияло на образ жизни людей. Появились новые формы общения между людьми, способы познания реальности и проведения досуга.

Постоянное совершенствование коммуникационных технологий привело к тому, что стало возможным создавать материалы, в которых отражаются события выглядящие абсолютно реальными — причем в действительности таких событий не происходило. Создание и тиражирование "образцов" виртуальной реальность становится повсеместной практикой СМК. Несмотря на широкое распространение таких форм, не стоит упускать из виду следующее обстоятельство. Медиа способствуют пониманию реальности и, зачастую, формируют наши представления. Тем не менее, медиа были и остаются лишь посредником между "реальной", истинной реальностью и каждым из нас. Поэтому, понимание того, как работают медиа, обеспечивает нам значительно большее число степеней свободы для ориентации как в мире виртуальном, так и в мире реально происходящих событий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconБакулев Г. П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции...
Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции : учеб пособие для студ вузов / Г. П. Бакулев. – М. Аспект Пресс,...

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconОсновные психологические характеристики мк
Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных...

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconВведение актуальность темы исследования
Человеческое общество постоянно находится в процессе развития, эволюционирует, изменяется

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconОтчет о результатах исследования потребительских предпочтений в отношении...
Общая характеристика исследования (объект исследования, обоснование выборки, методы исследования)

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconВведение 3
Целью работы является определение понятия «общество» с системных позиций. Для достижения поставленной цели были определены следующие...

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconПрактическая работа № Тема: Массовая культура в России
Создайте небольшой видеоролик или презентацию, посвященную определению термина «Массовая культура»

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconПрограмма курса Тема Введение в экономическую теорию. Методы экономической...
Тема Введение в экономическую теорию. Методы экономической теории. Специфика предмета микроэкономики

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconУчебное пособие для бакалавров по направлению «Филология»
Пособие отвечает требованиям образовательного стандарта бакалавриата по направлению подготовки 0327000 – филология, предусматривающего...

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconВопросы к экзамену Тема Психодиагностика как наука [1, Введение], [2, параграф 1]
Неэмпирические методы исследования, связь неэмпирических методов с этапами психологического исследования

Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования iconB закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств
Что не включено в систему частных криминалистических теорий, составляющих общую теорию криминалистики

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов