14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения




Скачать 77.28 Kb.
Название14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения
Дата публикации07.08.2013
Размер77.28 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Информатика > Документы
14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Метод в обучении – способ совестной деятельности педагога и обучаемых в процессе постановки и решении учебных задач.

Некоторые дидакты (Е.И. Петровский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом и предложили следующую классификацию:

а)  объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в)  проблемное изложение изучаемого материала;

г)  частично-поисковый, или эвристический метод;

д)  исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К.  Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы методов:

а)  приобретения новых знаний,

б)  формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

в)  проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то всё их разнообразие можно разделить на пять следующих групп методов обучения:

а)  устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б)  закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

в)  самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г)  учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д)  проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами, которые выступают лишь элементом, составной частью метода обучения. Прием – это частный метод, используемый педагогом в данном конкретной случае, в данной аудитории, применительно к конкретному учебному материалу и длящийся непродолжительное время. Каждый педагог, владея различными методами обучения, может сконструировать самостоятельно множество приемов, которые и составляют его педагогический багаж, его практический опыт. Но передать этот опыт другим, отрывая его из педагогического контекста трудно и это составляет определенную педагогическую проблему.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)

  • Электронные образовательные ресурсы (мультимедиа)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

  • Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные и классифицирует их на три группы:

1.  Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)

2.  Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)

3.  Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Особую перспективу представляют новейшие мультимедиа в виде автоматизированных аудиовизуальных компьютерных систем интерактивного видео с высоким качеством изображения и звука, использующие базы данных на лазерных дисках, сенсорный ввод команд, синтезаторы речи и модемную компьютерную связь (Новиков С.В., Полат Е.С., Ястребцева Е.С., Шумляев В.С., Пасхин Е.Н., Митин А.И. и др.).

Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, кодоскопов (графопроекторов), компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения и ко всему учебному процессу.

Новыми средствами обучения являются стереофонограммы, стереослайды, микрофиши, матричные экраны, голограммы, автоматизированные классы, аудиовизуальные видео-компьютерные комплексы (Сергиенко Е.Н., Литвишков Л.А., Валюс Н.А., Невская А.А.).

Выбор опитимальных методов и средств обучения зачастую составляет проблему для педагога, т.к. они являются важным компонентом образовательного процесса и оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы и педагогу нужно уметь соотносить их друг с другом. Кроме того выбор методов зависит от множества условий, которые постоянно меняются. В настоящее время создана комьютерная программа «Метод», главное назначение которой – облегчить учителю поиск и проектирование путей обучения. Каждый метод (их ПК помнит около 60) просеивается через 35 условий (учителя при выборе методов учитывают не более 2-3 факторов). В результате обработки ПК предложит 3 метода, а за педагогом останется право выбрать наиболее подходящий.

Самая простая классификация методов обучения делит их на два класса – метод готовых знаний и метод поиска. Вторые часто называт активные методы обучения. В начале прошлого столетия к ним относили – метод проектов, лабораторный метод, экскурсионный, содиалог и др.

В настоящее время широкую известность получили методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В.Н. Кругликов).

В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Еще один в неявном - эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырех видов активности обучающихся на занятии проявляется. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения (В.Н. Кругликов, 1998).

Перечислим некоторые современные активные методы и методики обучения:

  1. методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество, эристика, виденика)

  2. психическая саморегуляция состояния (Ромен А.С.)

  3. метод ускоренного восприятия информации (Ф. Лезер, А. Чурило)

  4. составление опорных конспектов и рациональная работа с текстами (Шаталов В.Ф., Федорова А.А.)

  5. развитие теоретического мышления (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.)

  6. развитие познавательных интересов (Щукина Г.И., Божович Л.И.)

  7. поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.)

  8. интенсивных методов обучения иностранным языкам (Лозанов Г.К., Китайгородская Г.А., Шехтер И.Ю., Гегечкори Л.Ш.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconЗадачи: Сопоставить дидактическую и методическую системы принципов...
Принципы обучения основные положения, определяющие всю организацию обучения и проявляющиеся во взаимосвязи и взаимообусловленности....

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconВиды технологизированного обучения на современном этапе
Обзор современных технологий обучения. Дайте краткую характеристику видов обучения (адаптивное обучение, инновационное, этнокультурное,...

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения icon13. Системы развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина,...
Системы развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова: сущность и принципы обучения, особенности содержания...

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconУчебно-методическое пособие по методике обучения истории и обществознанию...
Еходящей в практическое ее применение. Теоретически отрабатываются все темы, указанные в учебной программе, но большее значение и...

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconПервая ступень в системе обучения школы профессионального макияжа profmakeup
Срок обучения 102 академических часа, 4 раза в неделю, продолжительность обучения 4 недели

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconИсследование, способ, путь к достижению цели. Метод обучения
Тема: методы и формы обучения как средства активизации познавательной деятельности подрастающего поколения

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения icon9. Процесс обучения: понятие, философские и психологические основы...
Отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый...

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconТема: «Педагогические технологии: сущность, свойства, классификация»
Технологии {массового обучения; индивидуального обучения; обучения в малых группах}

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения истории»
Общая характеристика содержания, образовательно-воспитательные и развивающие цели обучения истории

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения iconВступительное испытание: письменный экзамен по психологии по программе бакалавриата
Срок обучения в магистратуре 2 года. Форма обучения очная. Окончание обучения в магистратуре предусматривает защиту магистерской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов