Скачать 390.98 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ЭССЕ 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета БарановичиРИО БарГУ 2012 УДК 378(072) ББК 74.58я73 М55 С о с т а в и т е л и: И. В. Дубень, Е. Г. Хохол Р е ц е н з е н т ы: Е. И. Пономарёва, кандидат педагогических наук, доцент (БарГУ, г. Барановичи); ^ кандидат педагогических наук, доцент (БГПУ им. М. Танка, г. Минск)
УДК 378(072) ББК 74.58я73 © Дубень И. В., Хохол Е. Г., составление, 2009 © БарГУ, 2009 © Хохол Е. Г., исправления и дополнения, 2012 © БарГУ, 2012 ![]() ![]() ![]() От составителей Изучение отдельных дисциплин учебного плана предполагает выполнение таких самостоятельных письменных работ, как реферат и эссе. Цель подготовки второго издания — снабдить студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей систематизированным материалом, который необходимо постоянно иметь под рукой в процессе работы над текстом реферата как допуском к кандидатскому зачёту или экзамену. В данном случае нас интересует тематический реферат, который представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной теме. Во второе издание включены разделы «Тематика рефератов (выпускных работ)» и «Защита рефератов (выпускных работ)», внесены значительные дополнения в текст и заглавия разделов «Цели и задачи реферата и эссе», «Рецензирование и оценка реферата и эссе», «Оформление текста реферата и эссе», представлен новый образец оформления титульного листа, введено понятие «выпускная работа» [12]. При изложении материала составители опирались на действующие нормативные документы: 1) Инструкция по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации [5]; 2) государственные стандарты [1—4; 6] 3) типовые программы [10—12]. Составители с благодарностью примут замечания, предложения и пожелания, которые просят присылать по адресу: 225404, г. Барановичи, ул. Войкова, 21, ведущий редактор РИО. ![]() ![]() ![]() ^ РЕФЕРАТА (ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ) И ЭССЕ Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательской работе и высшей школе. В средних и средних специальных учебных заведениях р е ф е р а т о м называют специально подготовленное сообщение учащегося на факультативных и других занятиях. Выпускная работа — одна из форм научной деятельности магистранта, аспиранта или соискателя, на основе которой они аттестуются как допущенные или не допущенные к сдаче кандидатского зачёта или экзамена. Написание реферата, или выпускной работы, является необходимым компонентом профессиональной подготовки магистранта, аспиранта или соискателя в рамках контролируемой самостоятельной работы по определенной дисциплине, например, «Философия и методология науки», «Основы информационных технологий», «Иностранный язык», и предшествует зачёту или экзамену кандидатского минимума. Основная задача подготовки реферата (выпускной работы) состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем определённой науки развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками [8, с. 255]. Эссе (от франц. essai — попытка, проба, очерк) — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Реферат по сравнению с эссе является более объемной и «строгой» работой, предполагающей более чёткую аргументацию на основе известных научных исследований различных авторов. Выводы автора реферата предполагают один или несколько путей решения поставленной задачи или научной проблемы. Эссе, в свою очередь, в большинстве случаев содержат личное отношение автора к рассматриваемой проблеме, основанное на взглядах различных исследователей. Выполнение реферата или эссе отражает: 1) уровень владения автором учебным материалом по дисциплине; 2) демонстрацию умения применять полученные знания в качестве методологических оснований в решении учебных, профессиональных и других задач; 3) степень развития навыков самостоятельной научной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению, а также по обоснованию и изложению материала, необходимого для раскрытия выбранной темы; 4) реализацию возможности самоутверждения в качестве исследователя, использующего профессиональные научные знания в осмыслении и решении рассматриваемых проблем. Выполнение и представление студентами, обучающимися на I ступени высшего образования, реферата или эссе по одной из тем изучаемой дисциплины является одним из условий успешной сдачи экзамена или зачета по дисциплине. Правильно подготовленные рефераты (выпускные работы) магистрантами, аспирантами или соискателями — допуск к кандидатскому зачёту или экзамену. Автор реферата или эссе имеет возможность углубить свои знания по изучаемой дисциплине и повысить уровень своей методологической культуры. ^ Тематика рефератов (выпускных работ) разрабатывается преподавателями, ведущими определённый курс или его разделы, утверждается на кафедре; должна отражать наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы дисциплины. Выбор темы для магистрантов, аспирантов или соискателей должен исходить из темы магистерской или диссертационной работы. В исключительных случаях допускается магистранту, аспиранту или соискателю самостоятельно сформулировать тему реферата (выпускной работы). В этом случае в заявлении на имя заведующего кафедрой магистрант, аспирант или соискатель должен дать развёрнутое и содержательное обоснование причин, в силу которых он склоняется к необходимости избрать индивидуальную тему реферата (выпускной работы). Так, например, главное требование при выборе темы по курсу «Философия и методология науки» — «наличие репрезентативного философско-методологического компонента в структуре исследования, который позволил бы оценить уровень философской подготовки аспиранта или соискателя, качество знаний, владение категориальным аппаратом философии и методологии науки, умение использовать его для анализа и решения конкретных научных проблем» [9, с. 256]. ^ (ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ) Реферат (выпускная работа) не должен содержать элементов новизны. Автору достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения, обосновав, в чём он видит её преимущества. Задача студента, магистранта, аспиранта или соискателя состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать её в своей работе. Реферат, как правило, состоит из титульного листа, оглавления, введения, сгруппированной в разделы и подразделы основной части — главы, заключения, списка использованных источников (библиографии). При необходимости может включать перечень условных сокращений и обозначений, приложения. Выпускная работа предусматривает наличие реферата, соответствующего требованиям источника [3]. Реферат (выпускная работ) может сопровождаться презентацией. В процессе подготовки реферата (выпускной работы) необходимо: 1) выбрать тему; 2) ознакомиться с литературой по избранной теме; 3) при необходимости — корректировка темы; 4) разработка научного аппарата (разработка введения); 5) разработка примерного плана; 6) изучение и конспектирование литературы (научных текстов); 7) обработка содержания теоретической литературы; 8) написание основной части реферата; 9) разработка заключения; 10) составление списка использованных источников; 11) редактирование текста реферативной работы; 12) представление работы научному руководителю; 13) доработка реферата (выпускной работы) по замечаниям научного руководителя [8]. Оглавление работы предназначено для облегчения поиска необходимых материалов (в выпускной работе при наличии реферата располагается за ним). Оно включает в себя названия структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей. Задача введения заключается в обосновании целесообразности выбора темы, ее актуальность. Одним из аргументов в пользу актуальности является недостаточная изученность исследуемой проблемы. Во введении, объёмом, как правило, одна-две страницы, должны быть определены:
Типичным недостатком введения является нечёткая формулировка цели и задач работы, а также попытки автора не только сформулировать проблему, но и решить её. Это зачастую приводит к неоправданному увеличению объёма введения и ненужным повторам в самой работе. ^ реферата (выпускной работы) посвящается анализу и решению поставленной во введении конкретной цели. Необходимо правильно распределить материал, чтобы структурные элементы основной части и их логическая последовательность полностью раскрывали содержание темы. Основная часть реферата (выпускной работы) может быть разделена на два и более раздела: в первом из них рекомендуется представить историю возникновения и развития исследуемой проблемы, современное ее понимание; во втором и в последующих — изложить предлагаемое автором решение тех или иных аспектов проблемы. Каждый отдельный раздел работы завершается основным логическим заключением. Материал всех разделов должен систематизироваться таким образом, чтобы он не выходил за пределы поставленной во введении задачи. ^ заключении, объёмом одна-две страницы, необходимо подвести итог всему исследованию. Оно не должно сводиться к простому повторению изложенного в основной части, должно содержать ответы на поставленные во введении вопросы. В заключении также может содержаться формулировка новых проблем, которые, по мнению автора, должны стать предметом будущих исследований. Приложения могут содержать листинги программ, таблицы исходных данных, распечатки результатов и т. д. На них должны присутствовать ссылки в тексте работы. К числу часто встречающихся недостатков реферата (выпускной работы) относятся следующие:
Все указанные недостатки снижают качественный уровень выполненного исследования. Следует обратить внимание на стиль и язык работы. Работа, написанная хорошим языком и стилем, которые соответствуют ее содержанию и форме, вернее достигает поставленной цели и производит более благоприятное впечатление, чем работа, имеющая грамматические ошибки и стилистические погрешности. Текст реферата должен отличаться лаконичностью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Следует избегать лишних вводных фраз, сложных грамматических конструкций, употребления малораспространённых терминов. ^ Обзорный реферат (тематический или сводный) должен быть выполнен на иностранном языке с краткой аннотацией на русском по прочитанной литературе в соответствии с выполняемой или предполагаемой темой исследования, а также при наличии списка прочитанной литературы по специальности, словаря терминов по теме исследования на иностранном языке с русскими эквивалентами, включающим не менее 50 слов и выражений. Структурные элементы перечислены во втором абзаце третьего раздела настоящего издания. ^ Рекомендуемые структурные элементы выпускной работы: титульный лист; задание на выпускную работу; реферат; оглавление; перечень условных сокращений и обозначений (при необходимости); введение; аналитическая часть; практическая часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости); презентация; вопросы для дополнительного изучения. Как аналитическая, так и практическая часть может состоять из одного или нескольких разделов. Каждый раздел должен иметь заголовок, отражающий его содержание. Использование заголовков для глав «Аналитическая часть» или «Практическая часть» не допускается. Не допускается включение в выпускную работу:
Включение в выпускную работу материалов по предметной области, непосредственно не связанных с информационными технологиями, допускается лишь в минимальном объеме (1-2 страницы), необходимом для описания применения информационных технологий в предметной области. При подготовке выпускной работы категорически запрещается:
|
![]() | Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: методические рекомендации... | ![]() | Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк |
![]() | Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры управления Филиала мгу в г. Севастополе | ![]() | К82 Криминалистика : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» /... |
![]() | Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. – М.: Издательство... | ![]() | Методические рекомендации составлены на основе руководства по подготовке и оформлению письменных работ разработанного рта |
![]() | А. С. Пушкина (далее – Методические рекомендации) разработаны на основании Инструкции по подготовке, оформлению и представлению к... | ![]() | Методические рекомендации рассмотрены на Совете боу оо дпо умц по гочс орловской области |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии»,... | ![]() | Методические рекомендации предназначены для всех специальностей, реализуемых в ноу спо «Юридический техникум». Разработаны в соответствии... |